Введение
Головной болью страдают около 60 % детей и подростков во всем мире. Головная боль напряжения (Головная боль тензионного типа) распространенностью 20-25 % – это наиболее частая причина первичной головной боли, сопровождается мигренью (распространенность 8 %). Согласно эпидемиологии, понятно, что наступление первичной головной боли чаще возникает в детском или подростковом возрасте и распространенность растет с детского возраста. Исследования показывают, что дети, подростки и взрослые с головной болью не обращаются за медицинской помощью и почти половина никогда не проводила диагностику заболевания.
Головная боль может влиять на все аспекты функционирования ребенка. Это связано с психическим заболеванием, таким как тревога и депрессия, а также психосоциальных проблем (например, школьные прогулы, проблемы социального взаимодействия). Признавая, тревогу, депрессивный синдром и другие психические расстройства следует своевременно рассматривать в клинической оценке головную боль пациентов, особенно у детей и подростков; так как раннее выявление этих симптомов может привести к улучшению лечения головной боли. Кроме того, коморбидность с аффективными расстройствами и психопатологии в целом может также увеличить риск самоубийства при мигрени пациентов, особенно у детей и подростков, и имеющих значительное влияние на здоровье населения.
Стратегия поиска и критерии отбора
Исследовались следующие поисковые слова: «головная боль”, “мигрень” и связанных с ними терминов: «поведенческий менеджмент”, “поведенческая терапия”, “немедикаментозные методы лечения”, “психические заболевания”, “когнитивно-поведенческая терапия”, “ВИЧ”, “психологическое вмешательство”, “образ жизни” в разделе “дети», и “подростки» и были включены в список баз данных с 20 сентября 2015 года и 15 июня 2016 года.
Что такое поведенческая психотерапия?
Поведенческие стратегии лечения для обезболивания боли были исследованы в последние годы и в основном изучалась когнитивно-поведенческоя терапия (КПТ)
Поведенческая терапия
Американская Академия неврологии–американского консорциума отметила, что, учитывая наличие специфических факторов, поведенческие и другие нефармакологические методы лечения являются предпочтительными для фармакологического лечения мигрени.
Этими факторами являются:
- предпочтение пациента к немедикаментозной терапии;
- плохая переносимость или плохая реакция на лекарственные препараты;
- отрицательные побочные эффекты лекарств;
- фактическая или планируемая беременность;
- значительный стресс;
- недостаточная способность справляться со стрессом или болью;
- коморбидные психические расстройства
Другими словами, люди с клинической депрессией или тревожностью, или с другими значительными психологическими проблемами (например, история насилия/жестокого обращения), и те, которые предпочитают поведенческие подходы – отлично подходят для поведенческого вмешательства.
Целями поведенческих методов лечения являются: снижение частоты и тяжести болевого синдрома, увеличение у пациентов контроля своих головных болей, снижение инвалидности и симптоматики, и ограничение зависимости от плохо переносимых или ненужных лекарств.
Поведенческий подход обеспечивает соблюдение предписанной схемы лечения головной боли, и включает в себя оценку воздействия головной боли ребенка или подростка на качества жизни, инвалидность и эмоционального функционирования. Несоблюдение назначенного лечения является важной и широко распространенной поведенческой проблемой здравоохранения в управлении головной боли. Плохое соблюдение предписанного режима лечения, может снизить эффективность лечения, но и здоровье, и качество жизни пациентов.
Поведенческая терапия состоит из трех компонентов:
- Соблюдение лечения;
- Регулировка управления образа жизни;
- Психологическое вмешательство.
Приверженность к лечению
Первый компонент включает в себя обучение пациента и его родителей важности соблюдения назначенного лечения и выявления факторов, которые могут ограничить эффективность данного плана.
Несоблюдение лечения головной боли регистрируется в 50-88 % среди детей и подростков. Несоблюдение лечения может повлиять не только на прогноз заболевания, в связи с ухудшением состояния, но и на систему здравоохранения в целом в связи с увеличением расходов. Факторы, которые могут ограничивать приверженность лечению можно разделить на три категории: (1) план характеристики (например, трудности изменения образа жизни), (2) болезнь характеристики (например, возраст, начало заболевания, частота и тяжесть головных болей и приступов), и (3) пациент-семейные характеристики (например, преморбидные/коморбидные поведенческие психопатологии или неблагополучная семья). Факторы, которые могут оказать положительное влияние на приверженность положительного лечения – семейные взаимоотношения, близкие друзья, внутренний контроль, хорошее сотрудничество между врачом и пациентом. Выявление потребностей, тревог и ожиданий пациентов и их семей по вопросам лечения, позволяет медицинскому персоналу следить за любыми возможными проявлениями тревоги и страха, улучшить подход к управлению для улучшения качества жизни детей и подростков. Мероприятия могут иметь образовательный, поведенческий и клинический характер. Образовательные стратегии предоставлены устными и письменными инструкция для пациентов и их родителей об управлении головная болью, симптомов и важности предлагаемого лечения. Обучение пациентов часто сталкивающихся с мигренью, может уменьшить беспомощность и страх, что позволит им взять болезнь под контроль, уменьшить острую головную боль, и оптимизировать долгосрочное качество жизни. Визуальные напоминания, таких как стенды для релаксации, будильники на часах или телефонах, самоконтроль часто используются в лечении, чтобы помочь стимулировать приверженное поведение. Кроме того, целый ряд эмоциональных и поведенческих проблем может возникнуть, что мешает успеху лечения. Эти случаи требуют стратегии клинического вмешательства, чтобы изменить эти поведенческие и эмоциональные трудности. Все препятствия, страхи, тревоги и беды, с которыми пациенты могут встретится на пути лечения, должны быть идентифицированы и учтены в плане лечения.
Корректировка образа жизни
Корректировка ориентирована на приобретение и поддержание здорового образа жизни Действительно, образ жизни оказывает большое влияние на результаты лечения и изменения нездоровых привычек и поведения может значительно улучшить качество жизни. Существуют доказательства того, что нездоровый образ жизни, вредные привычки-это триггер для детских головных болей. Триггеры головных болей разнообразны и могут иметь разные результаты в различное время, поэтому их очень трудно идентифицировать. Дневник головной боли может быть полезным способом, чтобы держать под контролем приступы головных болей. Триггеры головной боли часто включают в себя стресс, нарушение сна, погоды, свет, запахи, звуки и специфические продукты питания.
Самый распространенный триггер – стресс, о котором сообщали до 75,5 % пациентов. Источники стресса у детей и подростков могут включать в себя:
- школа: новая школа и новый учитель, тесты и экзамены, обучаемость
- семья: очень добрые или очень строгие родители, пополнение семейства-новый брат или сестра, развод, смерть одного из членов семьи.
- друзья: очень мало друзей, сверстники смеялись над ним/ней.
Многие исследования показывают, что существует четкая взаимосвязь между головной болью и нарушениями сна.
Недостаток сна отмечается у 69,6 % пациентов. Дети с головной болью часто отмечают дневные симптомы нарушения сна, включая утомляемость, усталость, и сонливость. Исследования показали, что согласованное время сна и время бодрствования, одинаковое количество часов сна каждую ночь, непрерывный сон и сон без частого пробуждения, и ограничение потребления пищи и жидкости перед сном уменьшает частоту и продолжительность головной боли .
Другой распространенной причиной головной боли у детей является колебания погоды Исследования показали, что относительная влажность воздуха и наличие осадков могут значительно прогнозировать новый натиск головной боли у детей и подростков.
Ненормальная чувствительность или непереносимость света (фотофобия), отмечается в качестве триггера у 52,9 % детей и подростков с головной болью, гиперчувствительность к запахам (osmophobia) - 55 % и непереносимость или повышенная чувствительность к звуку (phonophobia) у 47 % . Эти заболевания поражают в основном детей с диагнозом мигрень, чем головная боль напряжения, поэтому наличие этих факторов может стать дополнительным диагностическим критерием для дифференциальной диагностики между мигренью и головной болью напряжения.
Некоторые продукты питания могут быть причиной приступов головной боли, возможно, потому что они активизируют биохимические механизмы, вовлеченные в патогенез заболевания головной боли. Например, влияние шоколада на 11,8 % и сыра – на 3,9 % . С другой стороны, потребление других продуктов питания и напитков может быть полезными, например магний, рибофлавин, коэнзим Q10, растительные экстракты белокопытника, ромашки были предложены в качестве профилактики мигрени. Исследования показывают, что магний при мигрени пациентов значительно снижает приступы. Продуктами с высоким содержанием магния являются бобы, рыба, орехи, рис, миндаль, темная зелень, семена, цельные зерна, авокадо, йогурт, бананы и темный шоколад. Рибофлавин (В2), действует на митохондриальный метаболизм, является эффективным в лечении мигрени.. Коэнзим Q10 продемонстрировал положительный потенциал в отношении воспалительных изменений и изменений митохондриальной функции, которые могут возникнуть при повторяющихся головных болях. Продукты, которые также богаты коэнзимом Q10: злаки, орехи и овощи. Комбинации гинко, коэнзим Q10, рибофлавин и магний были изучены у детей и подростков с мигренью с положительными результатами.
Психологическое вмешательство
Психологические методы лечения являются важнейшими элементами мультидисциплинарного, биопсихосоциальной терапии первичных расстройств головной боли, особенно для пациентов с частыми или хронической головной болью, высоким уровнем головной боли, связанной с инвалидностью, злоупотребления лекарствами, или коморбидной психопатологической симптоматикой. У детей и подростков, головная боль обычно связана с несколькими психическими заболеваниями, в частности депрессия, тревога и дефицита внимания/гиперактивности. Обучение методам релаксации, снижения стресса, повышения физической активности, а также другие психологические вмешательства следует рассмотреть как стандартные варианты управления для детей с головной болью и другими сопутствующими заболеваниями. Эти процедуры направлены на изменение дисфункциональных мыслей и дезадаптивных форм поведения, в целях содействия использованию эффективных стратегий совладания с болью, и для улучшения симптомов головной боли.
Активное участие пациентов может привести к повышению уверенности в способности к предупреждению и лечению головной боли, что, в свою очередь, может привести к меньшей головной боли, инвалидности. В управлении первичных расстройств головной боли используются психологические методы лечения и включают в себя:
- Навыки релаксации;
- Биоуправление
- Когнитивно-поведенческая терапия.
Навык релаксации | Что это? |
Прогрессивная мышечная релаксация | Серия упражнения для релаксации |
Аутогенная ключевыми словами | Ключевыми словами сосредоточены на нескольких частях тела (например, “мои руки тяжелые”) |
Самовнушение | Процесс собственно-наведенный гипноз |
Управляемое воображение | Пациенты должны сосредоточиться на изображении мира и спокойствия |
Диафрагмальное дыхание | Пациентам научиться дышать с помощью диафрагмы |
Оздоровительные навыки используются, чтобы уменьшить головные боли, позволяя пациентам изменить свои головные боли, связанные с физиологическими реакциями и снижением симпатического возбуждения. Методиками снижения напряженности являются: прогрессивная мышечная релаксация (ПМР), самовнушение, управляемое воображение (GI), диафрагмальное дыхание. Эти методы, как было показано, могут быть столь же эффективными, как медикаментозное лечение детей, подростков и взрослых, приводящие к снижению частоты, интенсивности и продолжительности головной боли.
Эффективность поведенческих вмешательств у детей и подростков с головной болью
Поведенческие вмешательства являются вариантом лечения, которые могут улучшить или, при необходимости, заменить фармакотерапию. Сочетание фармакологического и нефармакологического лечения, как было показано, максимизируют долгосрочный терапевтический эффект лечения. За последние несколько десятилетий, стало ясно, что все психические процессы являются последствиями механизмов мозга. Это означает, что любое изменение в наших психологических процессах находит отражение в изменении функции или структуры головного мозга. Психотерапия обеспечивает изучение новых альтернативных способов мышления и поведения.
Нейровизуализационные исследования показали, что психотерапия оказывает заметное воздействие на ЦНС: может изменить функции мозга и обмен веществ в конкретных зонах мозга. Многие методики психотерапии стараются усовершенствовать у пациентов решения проблем потенциала и регуляции аффективных состояний. Областями мозга, участвующих в этих функциях являются дорсолатеральная префронтальная кора, передняя поясная кора головного мозга вентральной, дорсальной части передней поясной коры, вентральном и дорсальном субрегионов медиальной префронтальной коры, задней части поясной извилины коры, предклинье, островковой коре, миндалине, и вентролатеральной префронтальной коре.
У детей с хроническими соматическими заболеваниями значительно чаще развиваются общие психические симптомы, чем у здоровых детей, высокий уровень психических расстройств, приводящий к мигрени все чаще рассматривается как био-психосоциальное состояния, влияющее на когнитивные, эмоциональные и экологические факторы, а также биологические.
Психологическая терапия может существенно уменьшить боли и инвалидности у детей и подростков с хронической болью, в частности головной боли.
Методы релаксации, в том числе и ПМР, самовнушение, ГИ, и диафрагмальное дыхание, как было показано, могут быть эффективным терапевтическим подходом для управления головных болей у детей и подростков. Релаксация является весьма эффективным методом в лечении симптомов головной боли, как в снижении частоты, так и тяжести.
Рекомендации, касающиеся поведенческих вмешательств для лечения мигрени:(1) релаксационный тренинг, термальная биологически обратная связь в сочетании с релаксационной подготовкой, электромиографическое биоуправление и когнитивно-поведенческая терапия для лечения и профилактики мигрени (оценка доказательств); и (2) поведенческая терапия может использоваться в сочетании с превентивной лекарственной терапией для достижения клинического улучшения.
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы указать точные механизмы поведенческого лечения у детей и подростков с первичной головной болью, которая, скорее всего, является многофакторной.
Ограничения
- Поведенческие подходы дают нам представление о том, как индивиды реагируют на определенные жизненные ситуации, но поведение может меняться в течение индивидуальной жизни.
- Хотя поведенческое лечение является краткосрочной терапией, это занимает время, чтобы изменить поведение и заменить негативные проявления позитивными.
- Поведенческая терапия направлена на разработку и исследование специфических эффективных методов для решения разных клинических ситуаций, однако, это иногда не всегда учитывает индивидуальные различия, которые подразумевают, что эти методы не могут быть применены одинаково ко всем индивидам.
- Поведенческая терапия учит людей некоторым навыкам в решении проблем (когнитивной реструктуризации, решения проблем, расслабления).
- В поведенческие вмешательства основной упор делается на “здесь и сейчас”, но иногда надо вернуться назад во времени и изучить происхождение заболевания.
- ТОС не может быть эффективен для людей с тяжелыми психическими расстройствами, или для тех, у кого трудности в обучении.
Заключение
Головная боль является распространенным заболеванием среди детей и подростков, что имеет большое влияние в школе и других сферах повседневной жизни, и в целом на качество жизни детей и их семей.
Мультидисциплинарное лечение является эффективной стратегией для детей и подростков, а также показывает улучшение в снижении частоты и тяжести головной боли. Поведенческая терапия очень полезна для такого вмешательства. Внимание к последствиям от головной боли, от потребностей и страхов детей и подростков, и факторов, которые могут снижать эффективность терапии – является важной частью лечения.
Поведенческая терапия может снизить потребность в лечении, и помочь в поддерживание эффекта на протяжении длительного срока. Психологические методы лечения эффективны в снижении интенсивности болевого синдрома у детей и подростков с головной болью, а также такие методы лечения, как релаксация и когнитивная поведенческая терапия может иметь продолжительный эффект в улучшении настроения и уменьшения боли при хронической головной боли. Применение поведенческой терапии при управлении головной боли у детей и подростков является эффективной альтернативой препаратам, имеющих опасные фармакологические побочные эффекты. Врачи должны знать о поведенческой терапии и других медикаментозных методов лечения мигрени, в целях планирования интегративного подхода, особенно у детей и подростков с головной болью.
Библиографический список
- Robbins M, Grosberg BM, Lipton R (2013) Headache. In: Gross RA, Mink JW (eds) Neurology in Practice. Wiley-Blackwell, NY, USA. p 336
- Rapoff MA. Adherence to Pediatric Medical Regimens. 2. New York: Springer; 2010.
- Winner P, Migraine (2009) Diagnosis and Treatment. In: Hershey AD, Powers SW, Winner P, Kabbouche MA (eds), Pediatric Headaches in Clinical Practice. John Wiley & Sons, Oxford. p 83–95
- LaGreca AM, Schuman WB. Adherence to prescribed medical regimens. In: Roberts MC, editor. Handbook of Pediatric Psychology. New York: Guilford; 1995. pp. 55–83.
- Powers SW, Hershey AD. Biofeedback for childhood migraine. In: Maria BL, editor. Current Management in Child Neurology. Hamilton: BC Decker, Inc; 2002. pp. 83–85.
- Levine M (2008) Comprehensive Review of Headache Medicine, Oxford University Press. p 336
- Kropf P, Greene RR (2012) Cognitive and Behavioral Approaches: In Kropf P, Greene RR, Competence: Theoretical Frameworks. Aldine Transaction, Transaction Publishers, New Brunswick, NewJersey, 232 pp
- Leahy RL (2006) A Relational Approach to Negotiating Alliance Ruptures. In: Leahy RL, Roadblocks in Cognitive-Behavioral Therapy: Transforming Challenges Into Opportunities for Change. Guilford Press, New York. pp 364
- Яковенко Н.С. Медицинские и фармацевтические аббревиатуры как часть профессиональной языковой картины мира / Н.С. Яковенко, Н.Ю. Кузьменко, О.В. Махинова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 11-1. С. 222-223.