Специфика построения основ педагогической деятельности педагога по физической культуре определяется нами как условие успешного профессионального становления личности, гарантия качества определяемого явления лежит в плоскости продуктивного использования педагогического моделирования [1-15] и формирования профессионального мастерства.
Качество решения задач использования педагогического моделирования в структуре изучения основ профессионально-педагогического знания будущими педагогами по физической культуре может быть определено в системе научного поиска личности и специфически создаваемых условиях продуктивного становления личности из работ [16-43].
В структуре построения систем принципов педагогической деятельности выделяют систему принципов педагогического взаимодействия, в нашей ситуации – это система принципов педагогического взаимодействия тренера и обучающегося, занимающегося футболом.
Система принципов педагогического взаимодействия
тренера и обучающегося, занимающегося
футболом (Ельцов И. В., 2016):
1. Принцип научного построения модели развития личности в футболе:
• принцип целостности, последовательности, системности, систематичности, объективности и достоверности в теории и практики организации педагогического взаимодействия с развитие личности;
• принцип единства теории и практики в модели развития личности и команды спортсменов через спорт и футбол;
• принцип единства социализации, самореализации, самоутверждения, самоактуализации, воспитания, обучения, развития личности в модели непрерывного образования;
• принцип природосообразности, культуросообразности и возрастосообразности развития личности;
• принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив;
• принцип единства телесного, духовного, интеллектуального в развитии личности спортсмена;
• принцип всестороннего гармоничного развития личности в системе непрерывного образования;
• принцип учета индивидуальных особенностей личности в модели нормального распределения способностей, определяемого в системном поиске оптимальных возможностей развития личности и команды футболистов.
2. Принцип формирования объективно детерминируемых условий развития личности и команды, цели и ценностей занятий в футболе:
• принцип сотрудничества и взаимопомощи в коллективе (команде);
• принцип педагогической поддержки личности, нуждающейся в фасилитации выбора и условий развития и самореализации через футбол;
• принцип создания условий для позитивной, коммуникативно-нравственной среды в развитии коллектива (команды) футболистов;
• принцип рационального и своевременного питания личности;
• принцип адекватного отражения объективности, действительности, ее проблем, перспектив;
• принцип психологической поддержки личности и коллектива в ситуативном уточнении возможностей социализации и самореализации;
• принцип дисциплинированности и ответственности в выборе модели управления качеством педагогического взаимодействия;
• принцип «выращивания личности» в культуре педагогической деятельности и мышления.
3. Принцип здоровьесбережения и гибкости в организации учебно-тренировочного процесса в футболе:
• принцип учета предсезонной подготовки спортсмена;
• принцип здорового питания и оптимального самовосстановления личности;
• принцип рационального планирования тренировки;
• принцип оптимального контроля тренировочной деятельности;
• принцип полисубъектного, ситуативного контроля соревновательной деятельности.
4. Принцип единства общефизической подготовки и специально физической подготовки в футболе:
• принцип единства перспективного планирования, оперативного планирования текущего планирования;
• принцип выбора оптимального режима дня и учебно-тренировочного процесса в футболе;
• принцип чередования состязаний, занятий и отдыха;
• принцип оптимального режима спортивной деятельности;
• принцип дозирования спортивных нагрузок;
• принцип систематичности и последовательности в распределении упражнений, занятий и состязаний;
• принцип целостного педагогического взаимодействия тренера и спортсменов в модели оптимизации условий учебно-тренировочного процесса и педагогического контроля в процессе тренировки;
• принцип моделирования и реализации комплексной программы педагогической деятельности в решении задач развития личности и команды в футболе.
5. Принцип продуктивности в решении задач развития личности и коллектива (команды) в футболе:
• принцип единства репродуктивного и продуктивного обучения в модели развития личности через футбол;
• принцип акмепрограммирования команды и игрока;
• принцип повышения качества решения задач, оптимизации техники, методики тренировочного процесса;
• принцип конкурентоспособности спортсмена и футбольной команды;
• принцип гибкости, целостности и объективности в получаемом тренером и спортсменами результатов.
Выделенная система принципов педагогического взаимодействия будет реализована в модели развития обучающегося в ДЮСШ.
Библиографический список
- Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу // Вестник КемГУ. 2015. № 2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Белинская А.В., Козырева О.А. Здоровьесбережение в конструктах современного педагогического моделирования и педагогической деятельности // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/14919
- Бобровская Ю.К., Козырева О.А. Теория и практика исследования качества моделирования категориального аппарата современной педагогики // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66552
- Бородкин И.Ю., Шишкина Т.И. Моделирование системы принципов воспитания в структуре изучения курса «Методика воспитательной работы» и курса «Основы работы вожатого в летнем лагере» // Современная педагогика. 2016. № 9. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/09/5927
- Винокуров И. О. Педагогическое моделирование в структуре исследования категории «педагогическая деятельность» // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.71-73.
- Емец И.Ю., Кириенко С.А., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач социализации и самореализации обучающегося, занимающегося хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67599
- Зубанов В.П., Каминский В.В., Свинаренко В.Г. Особенности решения задач педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Современная педагогика. 2016. № 6. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/06/5650
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Совр. научные исследования и инновации. 2016. № 3. С.605-616.
- Зубанов В.П., Свинаренко В.Г., Гуляев Е.А. Особенности использования основ педагогического моделирования в профессиональной подготовке будущего педагога по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.165-175.
- Киндлиб Я.О., Федотова В.А., Козырева О.А. Некоторые особенности продуктивного становления педагога по физической культуре в системе оптимизации решения задач педагогического моделирования // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66563
- Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре изучения курса «Практическая педагогика // Интернетнаука. 2016 №7. С.134-145. DOI:10.19075/2414-0031-2016-7-134-145
- Козырева О.А. Специфика использования педагогического моделирования в структуре изучения курса «Практическая педагогика» // Территория науки. 2016. № 3. С.32-35.
- Козырева О.А., Васильев Д.С. Педагогические конструкты и конструкторы в моделировании и уточнении определений категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/04/66179
- Креган А.С., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в воспитательной работе педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5596
- Кузьмищева А. С. Педагогическая деятельность в конструктах современного педагогического моделирования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-пр. конф. (Курган, 20 мая 2016 г.) : в 4 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.89-91.
- Накаева И. Ш. Педагогическое моделирование в решении задач научно-педагогического исследования // Научные преобразования в эпоху глобализации : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 15 августа 2016 г.). Уфа : Аэтерна, 2016. С.242-244.
- Питнявко В.А., Козырева О.А. Теоретические основы использования педагогического моделирования в исследовании социализации и самореализации обучающихся, занимающихся сноубордом // Гуманит. научные исследования. 2016. № 4. С.141-145.
- Плеханов Д. В. Здоровьесбережение как ценность и конструкт педагогического моделирования и педагогической деятельности // Фундаментальные проблемы науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 сентября 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2016. С.252-254.
- Подсадник И.Г., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специфика использования педагогического моделирования в решении задач детерминации понятийного аппарата в современной педагогике // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16105
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Моделирование и проектирование педагогической технологии социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Современная педагогика. 2016. № 4. С.33-38.
- Рау Н. А. Возможности педагогического моделирования в уточнении категории «самореализация» // Инновационная наука. 2016. №8-2. С.178-179.
- Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Педагогическое моделирование как метод современного научно-педагогического исследования и уточнения продуктов интеллектуального развития личности // Современная педагогика. 2016. № 3. С.6-11.
- Свинаренко В.Г., Бокова Е.В., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в структуре детерминации и уточнения категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/08/69804
- Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Алеева Т.А. Специфика и продуктивность использования педагогического моделирования в подготовке будущего педагога по физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 3. С.64-78.
- Соснина А. О. Возможности педагогического моделирования в оптимизации моделей социализации и самореализации // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.253-255.
- Ушакова О. Г. Детерминация как конструкт педагогического моделирования // Инновационная наука. 2016. №8-2. С.191-192.
- Федосенко А.С., Федосенко Е.С., Козырева О.А. Некоторые особенности педагогического моделирования в реализации идей анкетирования обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.124-127.
- Щукин К.А., Стройкина Л.В., Свинаренко В.Г. Возможности педагогического моделирования в детерминации основ современного воспитания // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. URL: http://psychology.snauka.ru/2016/04/6676
- Якушкин И. В. Конструкты педагогического моделирования в детерминации категории «педагогическая деятельность» // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.248-250.