РАЗРАБОТКА ВИЗУАЛЬНОГО СИНТАКСИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА НА ПЛАТФОРМЕ MOZILLA FIREFOX

Ермолаев Иван Юрьевич
ФГБОУ ВО Ставропольский государственный аграрный университет

Аннотация
В данной статье изложены результаты изучения средств для агрегирования информации из сети интернет путем использования лексических анализаторов. Приведены инструменты и их анализ, благодаря которым могут быть достигнуты цели получения данных для их группировки или мгновенного анализа.

Ключевые слова: анализ данных, Веб-аналитика, парсер, синтаксис


DEVELOPMENT VISUAL PARSES BASED ON MOZILLA FIREFOX

Ermolaev Ivan Yurievich
Stavropol State Argarian University

Abstract
In this article the results of studying of tools for aggregating information from the Internet by making use of lexical analyzers. Given tools and their analysis, through which can be achieved the purpose of obtaining the data for their groups or instant analysis.

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермолаев И.Ю. Разработка визуального синтаксического анализатора на платформе Mozilla Firefox // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/10/71140 (дата обращения: 19.04.2024).

Введение

В сети интернет находится огромное количество текстовых данных которые могут быть проанализированы и в дальнейшем использованы для CASE технологий. Этим занимаются большие поисковые системы, такие как Google, Yandex, Yahoo и другие. Они обладают большими вычислительными мощностями и могут позволить себе анализировать большое количество данных из интернета.

В современном мире, постоянно появляются все новые и новые технологии которые изменяют концепции работы web-приложений и их разработку. Чем быстрее они совершенствуются, тем быстре совершенствуются системы парсинга. Сейчас в них уже применяется технологии “Machine Learning” (Машинное обучение) для корректриовки анализа данных. Путем лексического разбора ответ от web-серверов на http запрос, происходит аналитика разного типа данных.

Изображение 1 – “Запрос от интернет обозревателя Mozilla Firefox к http://google.ru/

Запрос представленный на изображении(см. изобр. 1) имеет 8 полей которые передаются сервера для получение данных от него. В данном случае это самый первый запрос обращения к серверу который передает основные данные клиента для взаимодействия.

Название

Краткое описание

1

Accept

Ожидаемый тип данных которые вернет запрос

2

Accept-Encoding

Ожидаемая кодировка

3

Accept-Language

Ожидаемый язык

4

Connection

Опция для контроля состоянием текущего соединения

5

Cookie

Данные которые хранит клиент с предыдущей сессии

6

Host

Адрес сервера к которому подключаемся

7

Upgrade-Insecure-Request

CSP-атрибут который переводит соедиение с http на https

8

User-Agent

Информация о клиенте

Таблица 1 – “Поля HTTP запроса”

Поле “Accept” содержит типы данных которые клиент ожидает получить в ответе сервера. Они задаются путем MIME типов. MIME (англ. Multipurpose Internet Mail Extensions) – это стандарт который описывает передачу различных типов данных. Для лексического разбора и последующей аналитики подходят следующие типы MIME данных:

Название

Краткое описание

1

text/cmd

Команды

2

text/css

Таблицы стилей CSS

3

text/html

HTML

4

text/javascript

JavaScript

5

text/plain

Обычный текст

6

text/php

Скрипт на PHP

7

text/xml

Данные в формате XML

Таблица 2 – “Типы MIME подходящие для лексического анализа”

Все типы данных представленные в таблице 2,  являются обычным текстом. Различает их, формат и назначение. Они могут быть очень просто лексически распознаны и проанализированы.

На изображении 2, представлен ответ от web-сервера “google.ru”, на запрос представленный на изображении 1. Как можно заметить поле “Content-Type” содержит значение “text/html, charset=UTF-8”. значит, что мы получили в ответ HTML файл в кодировке UTF-8. Данный тип файла может быть лексически разобран и проанализирован.

Изображения 2 – “Ответ от http://google.ru/

Сервер, так же может возвращать и другие типы данных с которыми невозможно работать с помощью лексического разбора и последующих аналитических разборов их контекста. На изображении 3, показан ответ от сервера в формате “image/png”. Это означает, что сервер вернул клиенту изображения в формате png. Формат PNG(Portable Network Graphics) представляет собой бинарный тип растровых изображений который не может быть проанализирован как текст.

Изображение 3 – “Сервер вернул картинку в формате png”

Изображения так же представляют большой интерес для их аналитики и разбора. Но осуществляется это инструментами для аналитики на основе технологий машинного обучения(machine learning). Один из существующих инструментов аналитики изображений был разработан компанией Microsoft. На основе этих технологий был разработан сервис “Emotional API”, с помощью которого можно передать графическое изображение и получить ответ в виде данных в формате JSON, являющихся результатом распознания изображения. Пример использования сервиса Emotional API представлен на изображении 4.

Изображение 4 – “Microsoft Emotional API”

Проблематика

Аналитика большого количества интернет ресурсов в промышленном масштабе происходит при помощи больших вычислительных мощностей. Из-за неограниченно большого количества ресурсов лексический разбор происходит при помощи поисковых роботов, которые анализируют встречающиеся на их пути интернет сайты. В итоге создаются базы данных на несколько миллиардов значений, которые подлежат глубокой и точной аналитике. Google использует сотни тысяч таких поисковых роботов для постоянного расширения своей базы и более точной аналитики. В дальнейшем такие данные используются компанией Google для предоставления “умной” рекламы направленной на определенные круги пользователей, которые будут заинтересованы в этой рекламе. Что в итоге позволяет компаниям покупающим рекламу у Google, получить аудиторию заинтересованную именно в их продукции или услугах.

Но не всегда требуется аналитика в больших масштабах. Реализация систем для более узких данных в списках выбранных ресурсов, чрезвычайно дорогой проект для малых и средних компаний. Модераторы различный социальных сетей, групп, форумов использует в своей работы средства обычного поиска или специализированные средства предоставленный платформой на которой они работают. Они сталкиваются с сотнями тысяч комментариев или публикаций которые нужно просматривать в ручную или пользоваться обычным контекстным поиском. Но их действия являются обычной рутиной и повторяющейся работой которую автоматизировать при помощи средств анализа текстов, очень проблематично и неактуально. Проблема невозможности автоматизации, заключается сложности анализа текста который может писаться с ошибками в грамматике и умышленному нарушению построения слов с ошибками. Например удаление из публикаций нецензурных выражений может быть очень затруднена тем, что слова написанные с обычной точкой между буквами или пропущенной буквой, потеряют грамматический смысл, а нецензурное значение сохранят, тем самым удалены они не будут. Для более интеллектуального поиска существуют регулярные выражения.

На изображении 5, предоставлен текст регулярного выражения на основе которого может быть разобрано обычное и искаженное слово “привет”.

Изображение 5 – “Регулярное выражения для поиска слова ‘привет’”

За основу взяты согласные буквы которые несут основной смысл этого слова. И если мы уберем их или попытаемся заменить, чтобы скрыть свое слова от аналитики мы можем использовать искажение, например:

  • “првет” – уберем первую гласную, смысл остается понятным, но стандартным анализатором это распознано не будет.

  • “превет” – слово написанное с ошибкой так же, не будет разобрано при помощи анализа роботом.

  • “првт” – слово написанное без согласных.

Все эти 3 примера будут разобраны при помощи регулярного выражения изображение. Пример применения регулярного выражения показан на изображении 6.

Изображение 6 – “Разбор правильного и неправильного слова ‘привет’ на основе регулярного выражения”

Такой разбор верен в некоторых случаях, и представляет достаточную гибкость для поиска даже скрытых слов. Но в случае анализа слова “привет”, если в тексту встретится аббревиатура “ПРВТ”, то распознание ее как слова “привет” будет ошибкой.

Агентства заинтересованные в оценке спроса автомобилей, могут получить такую статистку путем просмотра интернет ресурсов и ручного анализа цен и количества объявлений о продаже того или иного автомобиля. Полученные структуры данных могут быть:

  • Проанализированы моментально

  • Добавлены в базу данных для накопления информации для сложных и более долговременных аналитик.

Например аналитика цен автомобилей на сайтах где их публикуют может быть сохранена в базу данных, и спустя несколько лет проанализирована на основе имеющихся данных.

Возьмем для примера автомобиль Toyota Corolla 2009 года выпуска. На сайте “авто.ру” цены, на этот автомобиль очень сильно различаются и их диапазон составляет примерно 100 тысяч рублей. Средняя стоимость автомобиля 350 тысяч рублей. Мы можем проанализировать все представленные варианты на сайтах продаж подержанных автомобилей. Скажем в диапазоне 1-2 месяца. После аналитики от 100 объявлений о продаже автомобиля мы можем вычислить среднее значение цены на автомобиль. Выполнив эту аналитику сейчас, а следующую через 1 месяц, мы сможем увидеть колебания цены, которая отражает усредненное значения желаемой цены продажи этого автомобиля. Составление и просмотр объявлений даже по одной тематике, это очень трудоемкая рутинная задача.

Принцип работы

Все данные которые находятся в интернете, представляют собой чередование блоков которые содержат различную дополнительную информацию. Для её аналитики необходимо выявить порядок действий:

  1. Выявить чередования блоков информации.

  2. Разметить чередования блоков и принцип их устройства

  3. Составить лексический анализатор на основе существующей схемы

  4. Выполнить лексический разбор существующего интернет ресурса

Для реализации данной идеи была выбрана платформа интернет обозревателя Mozilla Firefox, которая позволяет разрабатывать специализированные подключаемые модули или “плагины”(от англ. plug-in – подключать). Интернет обозреватель или браузер (от англ. web browser – web-обозреватель). Браузер способен обрабатывать и посылать запросы через http/https протокол и содержит базовые инструменты обработки запросов и ответов. Что позволит выполнить анализ в локальных масштабах, без больших вычислительных мощностей и ресурсных затрат на операцию. Все блоки информации, помечаются путем визуального просмотра кода, в дальнейшем автоматически анализируются и добавляются в базу данных.

Интернет обозреватель Mozilla Firefox распространяется под лицензией MPL 2.0 и использует свободный движок вывода веб-страниц Gecko. Лицензия MPL(Mozilla Public License) позволяет разрабатывать на основе данного продукта другие программные продукты. Основной из главных особенностей интернет обозревателя, является поставка в стандартном комплекте, гибкого механизма расширений, которые позволяют пользователям модифицировать браузер в соответствии их требованиям. Почти с начала своего существования Firefox является достаточно гибким браузером с широкими возможностями настройки: пользователь может устанавливать дополнительные темы, изменяющие внешний вид программы, плагины и расширения, добавляющие новую функциональность. Эта расширяемость достигается, в основном, за счёт использования в интерфейсе разработанного исключительно для Gecko языка разметки XUL и используемых в Web JavaScript и CSS. Mozilla Firefox официально выпускается для GNU/Linux, Windows, MacOS, и Android. Доступны готовые сборки для FreeBSD и множества других UNIX-подобных операционных систем, а также BeOS. Исходный код браузера является открытым и распространяется под тройной лицензией GPL/LGPL/MPL (Mozilla Public License).По мнению калифорнийской компании Sauce Labs на сентябрь 2014 года — разработчика платформы для тестирования приложений — в Firefox ошибки возникают реже, чем в других интернет обозревателях.

Коэффициент ошибок в Firefox, по сравнению с другими браузерами представлен в таблице 3.

Название

Коэффициент ошибок

1

Firefox

0,11 %

2

Google Chrome

0,12 %

3

Opera

0,125 %

4

Safari

0,15 %

Таблица 3 – “Mozilla Firefox в сравнении с другими браузерами по количеству возникновения ошибок.”

За базовую систему лексического анализатора, была взята технология ANTLR, работающая по принципу LL-грамматики. Контекстно-свободная грамматика (КС-грамматика, бесконтекстная грамматика) — частный случай формальной грамматики , у которой левые части всех продукций являются одиночными нетерминалами (объектами, обозначающими какую-либо сущность языка (например: формула, арифметическое выражение, команда) и не имеющими конкретного символьного значения). Смысл термина «контекстно-свободная» заключается в том, что есть возможность применить продукцию к нетерминалу, в отличие от общего случая неограниченной грамматики Хомского, не зависит от контекста этого нетерминала. Язык, который может быть задан КС-грамматикой, называется контекстно-свободным языком или КС-языком. На изображении 5, показан участок разметки HTML документа.

Изображение 5 – “разметка HTML документа”

Разобранный итоговый документ при помощи технологий ANTLR, представляет собой иерархическую структуру и показан на изображении 6. Преимущества ANTLR, заключаются в:

  • Использование единой нотации для описания лексических и синтаксических анализаторов.

  • Предоставление сообщений об ошибках и восстановление после них.

  • Удобство работы с абстрактным синтаксическим деревом.

  • Свободное программное обеспечение.

  • Применение нисходящего, а не восходящего анализа.

  • Наличие специальных средств которые помогают в разработке ANTLR Works и ANTLR Studio.

Изображение 6 – “Дерево лексически разобранного текста”

Наличие графических средств разработки помогает упростить разработку сложных лексических анализаторов. Пример работы в ANTLR Works, показан на изображении 7.

Изображение 7 – “Работа с ANTLR Works”

Заключение

В результате проведенных исследований, были получены следующие результаты и сделаны выводы:

  • Проанализированы и применены на практике шаблоны ANTLR и получено итоговое дерево результатов парсинга.

  • Разработаны примеры взаимодействия системы расширений Mozilla Firefox и генератора LL-грамматики ANTLR при помощи ANTLR Works.

  • Определено, что Mozilla Firefox это надежная  и гибкая платформа для разработки программных решений для обработки данных через интернет. Предоставляет широкий функционал для работы с HTTP/HTTPS протоколами.

  • Установлены возможности гибкого языка интерфейсов XUL, который входит в стандартную поставку Mozilla Firefox. Позволяет разрабатывать сложные интерфейсы программ которые работают на платформе Firefox.

Разработка визуального средства, для составления лексических анализаторов или “парсеров” на основе технологий ANTLR и Mozilla Firefox позволяет эффективно выполнять следующие задачи:

  • Агрегирование данных с интернет ресурсов и для сохранения в базы данных или для мгновенная обработка.

  • Поиск сложных конструкций в текстовых данных.

  • Мгновенное редактирование документа, на основе визуального шаблона.


Библиографический список
  1. “Сервис распознания эмоций по фотографии” [Электронный ресурс] - http://blogs.microsoft.com/next/2015/11/11/happy-sad-angry-this-microsoft-tool-recognizes-emotions-in-pictures/
  2. “База знаний Mozilla Firefox” [Электронный ресурс] - https://developer.mozilla.org/en-US/
  3. “Описание стандартов интернета” [Электронный ресурс] – https://www.w3.org/
  4. А. Ахо, Дж. Ульман. Теория синтаксического анализа, перевода и компиляции. Т. 1. Пер. с англ. В.Н. Агафонова под ред. В. М. Курочкина. М.: Мир, 1978. 614 с.
  5. Терренс Парр “The Definitive ANTLR 4 Reference”  - 2012 г. – 301 с.
  6. Фридл, Дж. Регулярные выражения. — СПб.: «Питер», 2001. — 352 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Иван Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация