Детерминация и уточнение категориального аппарата современной педагогики определяет перспективность использования научного поиска в обобщении и систематизации основ педагогической деятельности в конструктах педагогики развития, педагогики личности, социальной педагогики, педагогики физической культуры и спорта, определяющих в различных частно-предметных плоскостях возможность оптимизации и реализации основ категории «самореализация».
Возможность включения будущего педагога по физической культуре в систему детерминации в ресурсах педагогического моделирования [1-18] – одна из наиболее часто и успешно решаемых задач в профессиональном образовании, популярность которой обусловлена формируемыми компетенциями и выполняемыми профессионально-трудовыми функциями педагога по физической культуре. К такого рода практике относят уточнение категории, определение условий и форм решения задач уточненного педагогического процесса, оптимизация и модификация, моделирование и реализация педагогических технологий, определяющих выделенный педагогический процесс базовым конструктом развития личности.
Определим категорию «самореализация» в многоуровневом построении и детализации педагогического процесса, верифицируемого в системе организационно-педагогических форм, определяемых в учебном процессе в модели организации занятий с обучающимися на уроках физической культуры и на внеурочных формах организации учебно-воспитательной работы с обучающимися образовательной организации.
Самореализация в широком смысле – педагогический конструкт, определяющий персонифицированное целеполагание и продуктивность решения определяемых противоречий и задач развития базовыми механизмами и продуктами становления личности в модели деятельности и общения, гарантирующими личности конкурентоспособность и гибкость оптимизации всех реализуемых действий и процессов, где системность и креативность, гуманность и здоровьесбережение определяют выбор условий оптимизации определяемой и реализуемой модели описываемого явления.
Самореализация в узком смысле – педагогический процесс, определяющий и верифицирующий возможность личности в постановке цели, выбора способов, методов и средств достижения цели, продуцирования идеального и/или материального продукта или объекта, верификацию качества детерминированного и реализованного решения, оптимизацию и детализацию успешных способов постановки и решения выбранной практики детерминации и визуализации описываемого процесса.
Самореализация в локальном смысле – процедура оптимального выбора личности в ситуативной постановке и решении задач развития самоутверждения через продукты деятельности и общения, определяемые в конструктах условий развития «хочу, могу, надо, есть», гарантирующих личности своевременность постановки условий выбора и качественное решение заявленных моделей оптимизации взаимодействия, сотрудничества, общения.
Самореализация обучающегося в широком смысле – продукт современной системы образования, гарантирующий личности обучающегося и обществу своевременность развития, постановки целей достижений, продуцирование конкурентоспособных решений в иерархии смыслов, ценностей, целей, компетенций и профессионально-трудовых отношений, определяемых в модели непрерывного образования.
Самореализация обучающегося в узком смысле – процесс верификации и оптимизации целеполагания и конкурентоспособности образования и профессионально-трудовых отношений, уточняемых в конструктах персонификации и возрастосообразности, природосообразности и культуросообразности, гуманизма и толерантности, конкурентоспособности и гибкости, креативности и здоровьесбережения, гарантирующих в единстве оптимизацию всех звеньев описываемого явления и устойчивость, жизнеспособность самоорганизации антропосреды.
Самореализация обучающегося в локальном смысле – процедура включения обучающегося в систему приоритетов и норм создания новых решений и продуктов деятельности и общения, детерминируемых в соответствии с ФГОС и условиями развития личности в модели непрерывного образования.
Самореализация обучающегося на занятиях физической культуры и спорта в широком смысле – специфически детерминируемая функция и функционал, предопределяющие в единстве смыслов и условий развития личности формирование потребности в здоровом образе жизни через занятия физической культурой и спортом, гарантирующие успешное самоопределение личности и продуктивное самоутверждение через различные направления деятельности и общения.
Самореализация обучающегося на занятиях физической культуры и спорта в узком смысле – процесс включения личности обучающегося на занятиях физической культуры и спорта в систему целеполагания и самоутверждения через персонифицированные достижения и социально одобряемые результаты физического развития, включенности личности в систему занятий физической культурой, гарантирующие успешное определение и решение задач развития личности в системе непрерывного образования.
Самореализация обучающегося на занятиях физической культуры и спорта в локальном смысле – процедура принятия основ формирования культуры здоровья и здорового образа жизни, определяемая на занятиях физической культуры и спорта, гарантирующая успешное включение личности в социальные отношения и выбор способов самозащиты, самоидентификации, самоактуализации и самоутверждения в системе непрерывного образования.
Для детализации и визуализации качества формирования потребностей личности и основ самореализации обучающегося в образовательной организации можно использовать такие формы, как «портфолио обучающегося», «дневник наблюдений», «календарь развития», «копилка достижений», «тетрадь успеха» и прочие формы решения задачи визуализации успешного, продуктивного развития личности в модели непрерывного образования.
Библиографический список
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2-3. С.63-67.
- Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6. С.54-73.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Степанов С. В., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога как механизм формирования профессиональной компетентности, самореализации и конкурентоспособности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1 (3). С. 76-80.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.