Инновационный менеджмент является в последнее время очень востребованным понятием. Многие утверждают, что термин инновационный – это что-то новое, или же современное, что по большей степени является действительным, но применительно к менеджменту – это процесс вырабатывания нового управленческого решения. А, собственно, инновационная деятельность заключается в разработке новых товаров и созданию нового производственного процесса, что ведет к созданию и освоению новых технологий. Она включает в себя:
- Эксперименты для создания новых продуктов;
- Новую регламентацию труда на предприятии;
- Новые стандарты на производстве;
- Распространение инноваций на предприятиях российской экономики.
Предметом инновационного менеджмента является конечный улучшенный продукт, который распространится и займет нишу на рынке [2, с.11]. Объектом является предприятие, где применяются новые технологии для осуществления инновационной деятельности. Субъектами являются исключительно работники в сфере науки, высокотехнологичного обслуживания, инновационные специалисты, и т.д. [1, с.32].
Цели и задачи инновационного менеджмента:
- Выполнение новых технологий на предприятии;
- Выход новых товаров и услуг на рынок;
- Исследование возможных рисков, в связи с принятыми решениями;
- Благоприятные условия работы для персонала;
- Вовлеченность в процесс персонала;
- Анализ рынка, его планирование и прогнозирование;
- Вовлечение новых инвесторов в деятельность предприятия;
- Введение новых регламентов и норм труда на предприятии.
Функции инновационного менеджмента заключаются в следующем:
- Прогнозирование;
- Планирование;
- Мотивация;
- Анализ и оценка.
Прогнозирование – выявление тенденций развития или спада показателей, которые используют при разработке стратегического плана организации. Планирование – постановка целей, задач деятельности управленческого персонала, а также разработка эффективных способов в области управления персоналом. Мотивация – направлена на побуждения персонала к работе, активацию его творческого потенциала, вследствие чего эффективность трудовой деятельности работников увеличивается. Анализ и оценка – анализ всей деятельности персонала, разложение по элементам, оценка их качества и повышение качества[10, с.395].. Таким образом, развитие организации в современном экономическом развитии осуществляется не только подбором техники и инновационными технологиями, но и регламентацией и нормированием труда.
Регламентирование и нормирование труда является одной из составных частей процесса управления трудовой деятельностью, так как на каждую выработанную единицу продукции должно быть затрачено определенное количество времени определенным работником[6, с.110]. Исходя из этого, при успешном проведении данных процессов увеличивается и эффективность работы предприятия в целом, что способствует продаже новой продукции на рынке, а далее – извлечения прибыли для организации.
Регламентация труда выполняет задачи:
- Распределение работ по полномочиям;
- Выявление некоторых показателей, определяющих, насколько эффективен тот или иной отдел или работник;
- Выполнение количественной и качественной оценки персонала.
Немалую роль играет и организация приема работников, а регламент помогает адаптировать сотрудника к новым условиям, так как его обязывают выполнять назначенную «извне» задачу, и становится важным для эффективности производственного процесса то, каким образом может взаимодействовать принятый работник с другими во время трудового процесса[7, с.36].
Трудовая деятельность менеджеров, занятых в сферах, где есть производство, является областью специфической деятельности, которая обособляется под влиянием разделения полномочий и кооперации труда в условиях рыночных отношений. Такой труд направлен на выполнение конкретных задач организации с выполнением организационно-правовых норм [4, с.183]. Регламентация труда, при этом, является одним из основных способов регулирования управленческих процессов, в связи с которым достигаются поставленные задачи перед коллективом [8, с.180]. Таким образом, регламентация труда – это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций [3, с.40].
Усиливая значение регламентации в процессах менеджмента, управленческий персонал выполняет функцию регулирования системы социально-трудовых отношений, очертания которой устанавливаются Минтрудом РФ, а в дальнейшем обретают конкретное воплощение непосредственно в организации[5, с.155]. В американских компаниях эта функция развивает авторитарное управление – устанавливая четкие цели и наблюдение за их исполнением. В японских компаниях она вызывает у работника внутреннюю потребность работать на благо организации, что способствует и постепенному личному его успеху. [10]
Подводя итоги, можно сказать, что инновационное управление может включать многие аспекты, которые влияют на трудовой процесс на предприятии. Система регламентации труда позволяет наиболее рационально и эффективно организовывать труд, использовать потенциал персонала и увеличивать результативность трудовой деятельности. Рационально организовывать труд и максимально использовать потенциал трудовых коллективов – такие задачи приобретают важное значение в современной рыночной экономике.
Библиографический список
- Аньшина В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент. Концепция многоуровневых стратегий и механизмы инновационного развития: учебное пособие. – М.: Дело, 2006. – 584с.
- Гершман М.А. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – М.: Маркет ДС, 2008. С.9-29.
- Ивановская Л.В., Митрофанова Б.А., Свистунов В.М. Управление персоналом: теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: учебно-практическое пособие / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Проспект, 2012. – 64с.
- Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: учебное пособие. – 5-е изд. – М.: Омега-Л, 2008. – 399с.
- Рабцевич А.А. Адекватность работников современным требованиям к рабочей силе как фактор инновационного развития // Социально-экономическое развитие России: возможности, проблемы, перспективы. Взгляд молодых: статьи и тезисы докладов XIX Международной молодёжной научной конференции, 10 апреля 2014г. – Челябинск: УрСЭИ(ф) АТиСО, 2014. – с.154-155.
- Рабцевич А.А. Методические основы исследования инновационной ориентации работника // Известия ИГЭА. – 2014. – №4. – с.106-116.
- Рабцевич А.А. Профессионально-квалификационные возможности как фактор инновационной ориентации работников // Актуальные вопросы экономики и права: сборник научных трудов Международной заочной научно-практической конференции, 10-12 июня 2014г. – Светлый Яр: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2014. – с.36-38.
- Рофе А.И. Организация и нормирование труда: учебное пособие. – М.: Кнорус, 2014. – 222 с.
- Сакаева Ю.Р. Регламенты построения организационных структур управления в организации / Сакаева Ю.Р., Рабцевич А.А. // Теоретические и прикладные исследования социально-экономических систем в условиях интеграции России в мировую экономику: Материалы IV Международной научно-практической конференции, 2 ноября 2015г. – Тюмень: ТюмГУ, 2015. С. 392-396.
- Смирнова М.Е. Роль классификации норм и видов регламентов труда в экономике [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2015. – №9. URL: //ekonomika.shauka.ru (дата обращения: 25.01.2016.)