Не секрет, что общество в наши дни представляет для человека своеобразную зону риска, и в сложившихся условиях необходимо помнить, что научно-техническое и социально-экономическое развитие общества напрямую зависят от состояния духовного мира личности, ее гармонического развития, гражданской позиции и социокультурной устремленности. От нравственных императивов ученых и будущих ученых зависит жизнь и здоровье людей. Экзистенциальные права человека, его автономия и биосоциальная целостность, свободное развитие личности – все это составляет уникальную природу человека и нуждается в защите от агрессивного биотехнологического вторжения в бытийные основания его жизни. Безопасность биосоциальной природы человека может быть обеспечена посредством воспитания социальной ответственности у индивидов и создания этико-правовых барьеров в практической деятельности, разработанных и объединенных в биоэтике как интегральной дисциплине, социальном институте и новой идеологии, утверждающей ценности жизни на Земле [1, с. 81]. Это актуализирует процесс разработки научным сообществом комплекса мер по преодолению невежества в процессе профессиональной подготовки индивида.
21 век остро ставит перед обществом проблему модернизации высшего профессионального образования. Президент РФ В.В. Путин 31.12.2015 подписал Стратегию национальной безопасности, определяющую национальные интересы Российской Федерации, в которой помимо прочих важнейших пунктов говорится о повышении социальной мобильности и качества профессионального и высшего образования, о необходимости создания системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрении принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, а также об использовании культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества [2]. Президент всегда подчеркивал и подчеркивает, что сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп: милосердия, поддержки и взаимопомощи – того, что всегда делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что вопросы общего и профессионального образования приобретают первостепенную роль.
Следует особо подчеркнуть, что исходным приоритетом при формулировке целей обучения студента должно быть формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием [3, с.106]. Исходя из этого, процесс подготовки квалифицированного специалиста претерпел существенные изменения. В первую очередь это связано с введением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, ориентированных на быструю адаптацию к профессиональной практической деятельности. Стандарты предполагают широкое использование в учебном процессе компьютерных симуляторов, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций и другие тренинги и требуют четких конечных результатов обучения: освоения теоретического курса и практических умений по каждой дисциплине учебного плана. Следует отметить, что принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные ориентиры [4].
Исходя из положения о том, что одной из основополагающих идей при создании и дальнейшем функционировании нового государства является идея гражданского воспитания молодежи, закономерным является тот факт, что содержание высшего профессионального образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми вне зависимости от их расовой, этнической, культурной и религиозной принадлежности, то есть образовательная стратегия должна способствовать созданию педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов, навыков толерантного поведения в обществе, а также в будущей профессиональной деятельности при участии всех заинтересованных лиц.
В данной связи нельзя не упомянуть о личности преподавателя и его роли в становлении личности студента [5], особенно это касается студентов младших курсов, для которых преподаватель, особенно если речь идет о харизматичной личности, способной увлечь и заинтересовать в будущей профессии, – это не только учитель, но и эталон, образец для подражания и поэтому сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся. От педагога требуется умение определить уровень готовности студентов к обучению по новым стандартам и на основе полученных результатов построить образовательную среду, которая бы способствовала эффективной организации учебного процесса и адаптации студентов к обучению в условиях реализации ФГОС третьего поколения. В связи с этим актуально стремление повышать качество обучения и переходить от отдельных частных методик на современные педагогические технологии.
Согласно новым образовательным стандартам содержание дисциплин при подготовке студентов в российских вузах можно структурировать и подразделить на формирование следующих компетенций: ключевые (универсальные) и профессиональные – общепрофессиональные и специальные. Ядро модели выпускника любого вуза составляют ключевые компетентности. С одной стороны, ключевые компетентности специалиста не являются профессионально обусловленными – этими компетентностями должны обладать все современные специалисты, независимо от сферы их деятельности. С другой стороны, ключевые компетентности профессионально значимы и составляют основу, базу для профессиональных компетенций, позволяют им более полноценно реализовываться [6]. Профессиональная компетентность всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
В вузах гуманизации и гуманитаризации педпроцесса следует уделять должное внимание в аудиторное и внеаудиторное время. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека – будущего специалиста, вне зависимости от его национальной и культурной принадлежности, готового и способного гармонично сочетать образованность, профессионализм, духовность, нравственную воспитанность [7, с. 81]. В сложное время нехватки финансирования и в целом сложной экономической ситуации в стране и во всем мире, когда вузы вынуждены сокращать ряд гуманитарных дисциплин, таких как «Культурология», «Основы мировых религий», «Этика и эстетика» и др. особо остро встает вопрос междисциплинароного подхода к изучению человека, потому что за рамками изучения остаются базовые философско-мировоззренческие аспекты, ведь на сегодняшний день у науки нет достоверных, безусловных и абсолютных фактов, благодаря которым можно понять и познать природу человека не только как биологического существа, но как существа надбилогического, имеющего сознание, созидающего мир и самое себя.
Перейдем к вопросу о средствах и формах социальной активности студентов. Гуманизация высшего образования требует вовлечение студентов в социально-полезную деятельность и наиболее благоприятной средой для этого является учебное заведение, так как обучение в вузе является важным периодом в жизни молодежи, в котором происходит профессиональное становление и завершается личностное самоопределение. Моральные регулятивы межличностных отношений возрождаются к жизни лишь через индивидуальное осознание каждым конкретным индивидом смысла собственного существования, лишь будучи пропущены, преломлены через его собственные доминанты жизни и поведения. [8, с. 121].
Изначально отметим, что включение молодежи в различные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей и формирования нравственных качеств личности. Еще Р. Декарт отмечал, что каждый человек по мере сил обязан заботиться о благе других, и тот, кто не приносит пользы другим, ничего не стоит [9]. Именно поэтому формирование патриотического сознания и волонтерские инициативы следует рассматривать и как эффективное средство формирования нравственных качеств, и как форму самореализации и самоактуализации студенческой молодежи [10, с. 89]. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором, необходимым условием для защиты национально-политических интересов, для достижения успеха в международном взаимодействии и сотрудничестве, для сохранения и укрепления человеческой цивилизации. В патриотизме, как комплексном духовно-практическом образовании, определяющей является его деятельная сторона, так как именно в ней происходит трансформация сознания в отношение, а затем в конкретные дела. [11, с. 380].
Государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы”, подписанная Президентом РФ В.В. Путиным 30.12.2015 г.[12] подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Совершенствование и развитие форм и методов работы по патриотическому воспитанию включает в себя: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважения к культуре, традициям и истории населяющих Россию народов, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга; активизацию интереса к изучению истории России и формирование чувства уважения к прошлому нашей страны, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества; углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов; повышение интереса граждан к гуманитарным и естественно-географическим наукам; развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации, Государственному флагу Российской Федерации, Государственному гимну Российской Федерации, а также к другим, в том числе историческим, символам и памятникам Отечества; повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам; популяризацию подвигов героев и видных деятелей российской истории и культуры от древних времен до наших дней.
Плодородной почвой для формирование патриотизма российских и иностранных студентов является их творческая деятельность. С другой стороны, творчество выступает связующим звеном между основными направлениями будущей профессиональной деятельности студентов (театральное, хореографическое, музыкальное творчество) и возможностью проявить свои профессиональные способности в процессе организации и проведения различных социокультурных мероприятий. В РостГМУ с 1 апреля 2013 года действует военно-патриотический клуб, который проводит семинары по военной подготовке – для этого привлекаются специалисты с боевым опытом, организует экскурсии по местам воинской славы, тактические игры (Пейнтбол, Страйк бол, Лазертаг) и другие интересные программы для студентов медицинского университета. ВПК РостГМУ ведет работу с ветеранами и участниками ВОВ, а также ветеранами боевых действий РФ.
Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания, включает в себя: формирование у молодежи активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения в волонтерскую практику. Профессиональное волонтерство, включенное в педпроцесс вуза (аудиторная и внеаудиторная деятельность, например, в рамках изучения дисциплины «Биоэтика») также будет способствовать формированию мировоззрения студентов и получению опыта работы по избранной специальности.
Так в июне 2015 г. актив студпрофкома принял участие в акции и «Молодежь против наркотиков», приуроченной к Международному дню борьбы с употреблением наркотических средств. Основной целью мероприятия стала демонстрация активных форм досуга молодежи и вовлечение активистов в волонтерскую деятельность по продвижению здорового образа жизни. В рамках мероприятия были награждены победители и участники городского конкурса социальной рекламы «Мы выбираем жизнь». Организаторами акции среди прочих выступила общественная организация «Молодые медики Дона» и Донской антинаркотический фронт [13, с. 36].
Имеющийся опыт ясно показывает, что приобщение к российской культуре иностранных студентов через проведение экскурсий, различной тематики групповых поездок, празднование традиционных народных праздников и т.п. является действенным рычагом адаптации, интеграции и преодоления барьеров отчуждённости, потому как социокультурные образцы обычно рождаются в повседневной жизни. Сначала они появляются у отдельных индивидов или какой-либо группы людей, используются в практике, затем сфера их применения расширяется, и, наконец, они могут стать общепризнанными ценностями и нормами.
Наибольший эффект имеют выездные мероприятия, например, экскурсии по достопримечательностям, местным краеведческим музеям, во время которых студенты более раскрепощены. Такая учебная экскурсия имеет большое значение не только в плане активизации познавательной активности иностранных студентов, но и играет важную роль в усвоении новых социокультурных образцов, тем самым содействуя скорейшей адаптации [14, с.162].
В заключении отметим: в процессе профессиональной подготовки индивида в вузе должны быть созданы необходимые условия для социализации личности студентов, поскольку от уровня гуманизации и гуманитаризации образования во многом будет зависеть качество профессиональной подготовки медицинских работников и удовлетворенность жизнью пациентов, стабильность и безопасность российского общества [15; 16]. Не стоит забывать, что игнорирование целостного подхода к изучению человека и забвение нравственной компоненты грозит современному обществу ценностной аномией и дальнейшей диверсификацией глобальных проблем [17; 18]. Выходом из этого тупика можно считать разработку государством комплекса социально-экономических мер, среди которых важное место отводится приобщению молодого поколения к вере и культурным традициям народа посредством популяризации здорового образа жизни и создания социально востребованных образов и моделей поведения, которые, помимо привлекательности, будут нести в массы высокий смысл и нравственные ценности [19; 20].
Исходя из вышеизложенного можно заключить, что совершенствование высшего образования необходимо осуществлять в рамках интеграционных проектов и, прежде всего, в рамках международной интеграции высшего образования. Вследствие этих причин, образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов; формирование же зрелого правосознания граждан является одной из главных обязанностей государства, что представляется возможным при создании условий для всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа.
Библиографический список
- Агеева Н.А. На пути из «века биологии» в «век антропологии» // Гуманитарные научные исследования. – 2014. – № 12-1 (40). – С. 75–82.
- Стратегия национальной безопасности России / [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/51129 (дата обращения 31.12.2015).
- Шаповал Г.Н. Учебная экскурсия как способ активизации познавательной деятельности в ходе обучения иностранных студентов // В сборнике: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – 2014. – С. 106–109.
- Шаповал Г.Н., Камалова О.Н. Оптимизация обучения иностранных студентов медицинских вузов в условиях культурной адаптации в рамках ФГОС 3 поколения //Гуманитарные и социальные науки.- 2013.- № 4.-С. 216-226
- Шаповал Г.Н. Личность преподавателя как главного ретранслятора культурных и социальных норм при обучении иностранных студентов // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2013. – № 32. – С. 49–54.
- Карташова Е.А. Междисциплинарный подход к изучению человека в педпроцессе медицинского вуза // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 12.
- Шаповал Г.Н. Поддержание высокого уровня мотивации обучения в ходе социализации личности иностранного студента медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2015. – № 1 (80). – С. 81–84.
- Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
- Карташова Е.А. Пути преодоления невежества в рамках педпроцесса медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ, сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». – 2015. – С. 48–50.
- Шаповал Г.Н. Роль социально-полезной деятельности в ходе становления гражданско-правовой активности у студентов-медиков // Инновации в науке. 2015. № 48. С. 86–90.
- Камалова О.Н., Шаповал Г.Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе. // Гуманитарные и социальные науки. -2014. – № 2. – С. 378-381.
- Государственная программа по патриотическому воспитанию граждан России/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –http://www.gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/(дата обращения: 31.12.2015).
- Шаповал Г.Н. Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин в педпроцессе медицинского вуза // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2015. – № 52. – С. 33–38.
- Шаповал Г.Н. Профессиональная и этническая идентификация студентов-медиков в контексте интернационального обучения // Инновации в науке. – 2015. – № 43. – С. 158–164.
- Агеева Н.А. Теоретическое обоснование биоэтики в контексте гуманизма // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2014. – № 4. – С. 36–41.
- Агеева Н.А. Профессиональное волонтерство как эффективное средство социализации студенчества // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 1-2 (41). – С. 76–82.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
- Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
- Агеева Н.А. Роль зеркальных нейронов в процессе социализации личности и консолидации общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 1-3 (45). – С. 5–11.
- Агеева Н.А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 2 (42). – С. 162–170.