ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМ НА ПРИМЕРЕ НИЗКОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ

Юрлова Ольга Александровна
Магнитогорский государственный технический университет МГТУ им. Г.И. Носова

Аннотация
В статье рассматривается применение методов системного анализа для структурирования проблем на примере низкого уровня знаний выпускников школ.

Ключевые слова: выпускник, ЕГЭ, методы, образование, проблема, Россия, школа, школьник


APPLICATION OF SYSTEM ANALYSIS METHODS FOR STRUCTURING PROBLEMS ON THE EXAMPLE OF THE LOW LEVEL OF KNOWLEDGE OF SCHOOL LEAVERS

Yurlova Olga Aleksandrovna
Nosov Magnitogosk State Technical University

Abstract
The article deals with the application of systems analysis methods for structuring problems on the example of the low level of knowledge of school leavers.

Keywords: system analysis


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Юрлова О.А. Применение методов системного анализа для структурирования проблем на примере низкого уровня знаний выпускников школ // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/01/62358 (дата обращения: 15.10.2024).

Проблема низкого уровня знаний выпускников школ является в настоящее время особенно актуальной. В России происходит ослабление прежней, фундаментальной системы образования. От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики, промышленности, производства. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Тем более, что сегодня активно обсуждаются вопросы развития инновационной экономики, переход к которой обуславливает возрастание требований к человеческому капиталу [1].

Существует мнение, что ухудшение качества образования связанно с введением в ЕГЭ, устареванием кадров, падением статуса учителя в обществе.

Для структуризации данной проблемы используем два метода системного анализа: дерево проблем и диаграмму Исикавы (причинно-следственную диаграмму).

Основа анализа целей – «дерево  проблем». Все негативные суждения «дерева проблем» трансформируются в положительные утверждения.

Каждая проблема превращается в цель, формируя «дерево целей». Каждая пара «причина-следствие» превращается в пару «средство-эффект». На основе ранее проведенной экспертной оценки проблем можно структурировать цели, выделив первостепенные. Кроме того, с помощью экспертной оценки можно произвести оценку эффективности разработанных средств[2].

Дерево проблем для нашей задачи представлено на рис. 1.

Рисунок 1. Дерево проблем для нашей задачи. Проблема низкий уровень знаний выпускников школы.

Стартовой проблемой здесь является низкий уровень знаний выпускников школы.

Причиной 1 первого порядка является слабая обеспеченность учебной программы из которой следует 2 причины второго порядка, это нехватка учебников в библиотеке школы и слабые преподаватели в школе.

Причина 2 первого порядка – это недостаточная работа дома с родителями из которой следует причина второго порядка – нехватка времени у родителей, чтобы предоставить ребенку помощь в учебе.

Причиной 3 первого порядка становится отсутствие выраженной направленности на владение знаниями, из этого следует причина второго порядка, которая выражается в низкой мотивации учащихся к обучению, в отсутствии желания учиться.

В диаграмме помимо причин есть следствия из стартовой проблемы.

Следствием 1 первого порядка является то, что количество поступающих в школу снижается, из этого выходит следствие 1 второго порядка о том, что авторитет школы падает.

Следствие 2 первого порядка – это низкий уровень образования, из чего следует снижение уровня образования по России, это является следствием 2 второго порядка.

И следствием 3 первого порядка является снижение зароботной платы преподавателей, от этого преподаватели увольняются, это есть следствие 3 второго порядка.

Рассмотрим проблему с помощью метода построения причинно-следственной диаграммы Исикавы.

Причинно-следственная диаграмма Исикава — это экспертный метод, который впервые появился в Японии и применяется для выявления причин сбоя процессов в том случае, если явные нарушения обнаружить сложно [2].

Причинно-следственная диаграмма Исикава для нашей задачи представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Причинно-следственная диаграмма Исикава для нашей задачи. Проблема низкий уровень знаний выпускников школы.

Объект анализа – это проблема низкого уровня знаний выпускников школы. Первичными факторами являются факторы, связанные со школой, с окружающей средой и с родителями.

Вторичные факторы, связанные со школой – это низкий уровень подготовленности учащихся в начальной школе, педагогическая запущенность учащихся, слабая обеспеченность учебной программы и т.д.

Вторичные факторы, связанные с личностью – это отсутствие мотивации, низкие способности, лень, систематические прогулы занятий и т.д.

Вторичные факторы, связанные с окружающей средой – это недостаточная работа дома с родителями, введение ЕГЭ, чрезмерная компьютеризация и отрицательные последствия влияния Интернета  т.д.

В заключение можно сказать, что рассмотренные методы позволяют произвести анализ проблем с нужной степенью детализации и они хорошо комбинируются с методами экспертной оценки.


Библиографический список
  1. Фактор “Снижение уровня образования” // БРИИК [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL. – http://www.briik.ru/index.php/prb?id=41
  2. Курзаева  Л.В. Введение в теорию систем и системный анализ : учеб. пособие / Л.В. Курзаева. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 211 с.
  3. Курзаева Л.В. Введение в анализ данных с использованием информационных технологий : учеб.-метод. пособие / Л.В. Курзаева, И.Г. Овчинникова. – Магнитогорск : МаГУ, 2012. – 60 с.
  4. Курзаева Л.В. К вопросу о совершенствовании методики оценки эффективности решения задач управления качеством образования на основе экспертной информации /Л.В. Курзаева, И.Г, Овчинникова, С.А. Чичиланова// Фундаментальные исследования. 2015. № 6-3. С. 473-478.
  5. Курзаева Л.В. К вопросу о формировании системы оценки результатов обучения личности в рамках формального, неформального и внеформального обучения /Л.В. Курзаева // Электротехнические системы и комплексы. – 2015. – № 2 (27). – С. 57-61.
  6. Курзаева Л.В. Компетентностной подход к оценке результатов обучения /Л.В. Курзаева // Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 34 частях.  – 2013. – С. 87-88.
  7. Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г. Социальный аудит как необходимое условие повышения конкурентоспособности высшего образования//Экономические и гуманитарные исследования регионов. -2012. -№1. -С.36-41


Все статьи автора «Юрлова Ольга Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: