На сегодняшний день язык , как набор знаков и знаковых моделей, занимает главенствующее место в жизни каждого человека. С помощью него не только можно общаться, вести переговоры , организовывать бизнес встречи , но и познавать мир. Научная парадигма мира опирается на исследование языка в диахронии и синхронии . В данной статье язык используется в целях изучения сегодняшней «картины мира» , познания проблем и вопросов , ставящихся на мировое обсуждение в Интернет ресурсах .
В настоящее время любому человеку доступны нескончаемые пространства и ресурсы сети . Задача- использовать их для своего развития и обогащения, а не для обратного. В педагогической сфере недостаточно развито использование инновационных технологий при воспитании и обучении . Педагоги игнорируют возможности , которые предоставляет им современные способы организации урока. В своей книге « Интернет- Дискурс» А.А. Баркович указывает на противоположные мнения ученых об использовании Интернет возможностей на уроках. Одно из мнений говорит следующее: Старая модель педагогики – сфокусированная на личности учителя , стандартная , с равными для всех возможностями – не имеет смысла применительно к молодежи , которая воспитана в цифровом мире».[1] Другие же приводят статистические данные о деградации мышления молодежи под влиянием мирового пространства. Тем не менее , путь образования неуклонно идет в сторону использования предоставляемой информации и ее потенциала. Возможности формулы «мини макса» на уроке позволяют выбрать материал, соответствующий уровню учащегося , что легко осуществить в современных условиях.
Видео- ресурсы , как один из способов формирования кросскультурной коммуникации и вырабатывании навыков аудирования и говорения на уроках – один из самых эффективных методов постановки проблемной тематики и организации работы в классе. Знакомясь с динамической информацией ( речь , музыка, видеофрагменты) на уроках учащиеся имеют возможность намного быстрее запомнить материал , задействовав при этом большее количество органов восприятия , чем при обычном текстовом прочтении или аудировании. Информация и коммуникация в данном случае носят экспоненциальный характер , обуславливая быстрый темп понимания темы наряду с обсуждением проблемы после просмотра. С.В. Панюкова наглядно сформулировала возможности мультимедийных систем , частью которых являются видео-интернет-ресурсы , такие , как: интерактивность работы с системой, визуализация учебной информации , компьютерная анимация, аудиосопровождение информации , манипулирование информацией, моделирование различных явлений и процессов.[2]
Компьютерная сеть становится еще и средой дистанционной коммуникации между ее участниками, что не маловажно при организации современного урока, отходя от классо-урочной системы.
Выбранный Интернет ресурс «TED» является фондом в США , где собраны различные конференции разных мировых проблем , проводимые учеными , по рубрикам . Он позволяет сконцентрировать внимание на определенном вопросе , нуждающемся в обсуждении в период обучения и в средней школе, и в ВУЗах. Таким образом с помощью TED и его материалов можно выстроить модель продуктивного обучения на базе английского языка. « Только взгляд на язык есть взгляд на мир» (Liebrucks 1965, 366-367).
Современный урок должен строиться по формуле «культура через язык , язык через культуру».[3] Язык , как опосредованное явление , знакомит с культурой изучаемого предмета через реальную действительность , представленную предметно-вербально через средства массовой информации и т.д. « Только взгляд на язык есть взгляд на мир» (Liebrucks 1965, 366-367).
С помощью «TED» можно усвоить знания и открыть творческие способности обучающегося. На примере нескольких рубрик были составлены следующие виды проблемных уроков ,которые можно включить в систему изучения языка на уроках в течение учебного года или семестра.
Автор/название выступления | Тема | План урока |
AJ Jacobs
«The world’s largest family reunion … we’re all invited!» ( Мировое семейное торжество- мы все приглашены). |
«Learning more about
еach others»[4] ( узнать больше о друг друге) |
1. Постановка и обсуждение проблемы видео-материала перед просмотром с помощью brainstorming( мозгового штурма) или посредством обсуждения названия видео в группах . Задача учащихся с помощью названия раскрыть тему и поставить проблему данного обсуждения.( Например: Проблема мирового пространства ; единства людей со всего мира)2. Просмотр видео материала с комментариями учителя либо с акцентами самих учащихся.(Акцентирование внимания на гуманного отношение к людям , нравственное поведение) 3. Подводящий диалог учителя и студентов , решение проблемы видеоматериала. ( Один из вариантов: Актуализация процесса «Диалога цивилизаций»)
|
Автор/название выступления | Тема | План урока |
Patricia Ryan
«Don’t insist on English!» ( Не настаивайте на английском языке) |
« Alive & Well»[5]
( Жив & отлично) |
1. Работа до просмотра, постановка проблемы. На доске пишется тема . Класс начинает обсуждать , предполагая, о чем будет видео, ставит проблему выступления . ( Одна из проблем: Английский , как мировой язык; английский , как смертельное оружие многообразия культур). Далее учащиеся делятся на группы «за» и «против» данного высказывания. Представители каждой из групп сдают преподавателю лист с возможными аргументациями в свое пользу до просмотра.2. Просмотр видео без комментирования. 3. Обсуждения после просмотра. Решение проблемы. содержанием , начинают предлагать пути решения проблемы. ( «За» команда : Поддержка малых языков мира путем изменения политического дискурса стран , «против» : сохранение без изменений доминирующего положения английского языка, как основы коммуникации с помощью телевещания, интернет ресурсов и т.д.)
|
Из проведенного исследования можно сделать вывод , что на сегодняшний день технологии открывают легкий путь для изучения языка . Видео интернет- ресурсы TED содержат в себе не только звуковой и видеоматериал , но и качественно новый подход к раскрытию глобальных проблем, интересующих государства иноязычных стран. Для образовательных целей – это один из наиболее информативных и реальных способов организации учебного времени благодаря наличию в TED различных тем , изучаемых в образовательных учреждениях , субтитров , как плюса при работе с отстающими студентами и доступности видеоматериала.
Библиографический список
- А.А. Баркович Интернет – дискурс : компьютерно-опосредованная комммуникаци: учеб.пособие /А.А. Баркович- М.:ФЛИНТА: Наука , 2015-288с.
- Панюкова С.В. Использование информационных ресурсов и коммуникационных технологий в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ С.В. Панюкова- М.: Издательский центр «Академия» , 2010- 224с.
- Пассов Е.И. Урок иностранного языка /Пассов Е.И. Кузовлева Н.Е.-Ростов н/Д: Феникс;М: Глосса-Пресс, 2010-640 с.
- Биболетова М.З. Денисенко О.А. Трубанева Н.Н. Английский язык с удовольствием/Enjoy English : учебник для 5 кл. общеобраз. учредж.- Обнинск: Титул, 2013- 208 с.: ил.
- L. Clandfield ,R.Benne , A.Jeffries. Upper Intermediate coursebook Global. Macmillan Publishers limited- Oxford, 2011
- Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Отв. Ред. А.М. Шахнарович. Изд.5-ое М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013-120с.
- Кузнецова Г.А. Использование видеоматериала в процессе обучения иностранному языку в гуманитарном вузе: канд. пед. наук.-М.: МГГУ им. Шолохова, 2015
- Пустовалова О.В. Методика развития умений письменной речи студентов на основе сервиса «Твиттер»( английский язык, неязыковой вуз): Дис. … канд.пед.наук.- М.: МГГУ им. Шолохова, 2012
- Шемчук Ю.М. Лингвотолерантность в эпоху глобализации: канд. пед. наук –М: МГГН им. Шолохова , 2013
- TED –Электронный сервис : http://www.ted.com/