До определенного момента времени автоматизированные информационные системы не были распространены на рынке информационных технологий. Обработка данных проходила, в основном, без участия АИС. Информационные системы давали возможность лишь регистрировать и поддерживать в структурированной форме на бумажных носителях результаты произведенных измерений. На сегодняшний день современные информационные системы подразумевают использование компьютера как основное техническое средство переработки информации. Поэтому на сегодняшний день информационные системы позволяют автоматизировать больший объем функций.
Автоматизированной информационной системой (АИС) называется совокупность, в которой информационный процесс управления протекает за счет использования уникальных методов обработки данных, использующих комплекс вычислительных, коммуникационных и других технических средств[18].
Классифицировать автоматизированные информационные системы довольно сложно по причине их многообразия и постоянного развития структур. В качестве признаков классификации обычно выделяют: область применения, охватываемая территория, организация информационных процессов, направление деятельности, структура и др.
Например, АИС в области страхования классифицируется по сферам деятельности, формам проведения, по форме организации, по видам страхования.
По сферам деятельности страховых организаций различают внутренний, внешний страховые рынки. Форма проведения страхования может быть обязательная или добровольная. Возможны следующие формы организации: государственное, акционерное, взаимное, кооперативное общества.
Основные виды страхования: страхование имущества, личное страхование, страхование ответственности, страхование экономических рисков представлены на рисунке1.
Для страховых компаний характерно большое количество клиентов, требующих персонализированного подхода на разных стадиях взаимодействия[18]. CRM позволяет систематизировать данные о клиентах и сделать их доступными для всех подразделений компаний. Это значительно снизит сроки удовлетворения запросов, повысив при этом лояльность клиентов. CRM (customer relationship management) системы - это класс систем автоматизации, которые позволяют управлять взаимодействием с потребителями [19].
Рынок автоматизации в страховой сфере представляет множество CRM-решений. В таблице 1 проведён сравнительный анализ функциональной составляющей каждой из них. При анализе программных продуктов учитывались такие показатели как: виды бизнеса по масштабу деятельности, стоимость лицензии, функция онлайн-страхования.
Таблица 1 Сравнительная характеристика АИС в сфере страховой деятельности
№ |
Название системы |
Виды бизнеса по масштабам деятельности |
Онлайн-страхование |
Стоимость лицензии |
1 |
Microsoft Dynamics CRM |
Крупный бизнес |
- |
Платная (Есть демоверсия)
|
2 |
BPMoline Insurance |
крупный бизнес |
- |
Платная (Есть демоверсия)
|
3 |
Ренессанс страхование |
Средний бизнес |
+ |
Платная (Онлайн) |
4 |
TOPS Consulting |
Крупный и средний бизнес |
- |
Платная (без демоверсии) |
5 |
Парус-Страхование |
Средний, Крупный |
- |
Платная (Есть демоверсия) |
6 |
1С: Управление страховой компанией |
Средний бизнес |
- |
Платная (без демоверсии) |
7 |
Росгострах |
Средний, малый |
+ |
Платная (онлайн) |
В целом, функциональные возможности рассмотренных систем совпадают. В настоящее время развитие АИС направлено на улучшение сервисных возможностей, так как базовый функционал уже был реализован. Однако только при подробном анализе решаемых подобными системами задач можно выделить самое оптимальное решение. Не стоит забывать, что все рассмотренные выше программные продукты широко используются крупными организациями. Для автоматизации деятельности страхового агентства необходимо получить как можно больше информации для того, чтобы принять решения о выборе оптимального программного средства.
Рассмотренные выше системы представлены в виде типовых проектных решений и пакетов прикладных программ. Больше половины из представленных систем не предоставляют услуги онлайн-страхования.
На основании проведенного анализа, можно сделать вывод, что для успешного формирования единого информационного пространства страховщикам необходимо приобретать новые навыки в сфере Интернет-страхования, это позволит не только сэкономить финансовые и временные ресурсы, но и оптимизировать работу с клиентами.
Проблемы информатизации в различных экономических сферах, в том числе и страхования, были обозначены в работах Р.И.Баженова [6], И.Д. Белоусовой [1-4], и др. [5,7, 10-14].
Возможности применения информационных технологий для обучения персонала компании рассматривали И.Ю. Ефимова [15-16], И.Н. Мовчан [17] и другие авторы [8,9].
Библиографический список
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент в контексте управления информационными системами: учеб. пособие для вузов/И.Д. Белоусова. Магнитогорск: МаГУ, 2010. 156 с.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как концепция управления /И.Д. Белоусова // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 9. № 4. С. 5-6.
- Белоусова И.Д. Информационный менеджмент как новая методология построения системы управления информацией//Современные научные исследования и инновации. -2014. -№ 9-1 (41). -С. 12-15.
- Белоусова И.Д. Особенности разработки электронного учебно-методического комплекса / Д.А. Саранцева, И.Д. Белоусова // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С.761-763
- Савельева Т.А. Анализ типовой информационной и технической инфраструктуры отделов социальной поддержки населения для внедрения АИС «Социальная защита» / Т.А. Савельева, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 (31). С. 4.
- Баженов Р.И. О разработке информационной системы по контролю над пролонгацией страховых договоров / Р.И. Баженов, А.В. Никитин / Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-1 (38). С. 25.
- Сильвестрова О.В., Новикова Т.Б. Автоматизация бизнес-процессов медицинского учреждения в рамках проекта «Электронная Россия» / О.В. Сильвестрова О.В., Т.Б. Новикова. – Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11 (19). С. 4.
- Белоусова И.Д Реализация профессиональных образовательных программ с использованием технологий электронного обучения / В сборнике: Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: Сборник научных трудов II Международной конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. Томск, 2015. С. 599-601.
- Белоусова И.Д. Особенности применения технологий в рамках подготовки будущих ИТ-специалистов в сфере информационного менеджмента /В сборнике: Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. 2015. С. 28-31.
- Петеляк В.Е. Некоторые вопросы интеграции ИС предприятия в глобальную сеть / В сборнике: Проблемы разработки и адаптации информационных систем и технологий межвузовский сборник научных статей. Магнитогорск, 2008. С. 27-33.
- Петеляк В.Е. Документальное сопровождение заказа / В сборнике: Наука-Вуз-Школа Чусавитина Г.Н., Уметбаев З.М., Колобова А.М. Под редакцией З.М. Уметбаева, Г.Н. Чусавитиной, А.М. Колобовой. Магнитогорск, 2000. С. 190-193.
- Петеляк В.Е. Инновационная сущность информационно-коммуникационных технологий / В книге: Современные проблемы науки и образования Материалы XLIX внутривузовской научной конференции. Магнитогорский государственный университет; Редакторы: З.М. Уметбаев, П.Ю. Романов, Т.В. Саляева . Магнитогорск: МаГУ, 2011. С. 260-261.
- Махмутова М.В., Махмутов Р.Р. Разработка проектных решений по внедрению системы управления взаимоотношениями с клиентами VTIGER CRM//Современные инновации в науке и технике: сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции: в 4-х томах/ответ. ред. А.А. Горохов. -2014. -С. 94-98.
- Лактионова Ю.С. Разработка проекта на модернизацию сайта организации «комплексный центр социального обслуживания населения»/Ю.С. Лактионова, Ю.В. Путинина // Современные тенденции развития науки и технологий. -2015. -№ 1-2. -С. 76-78.
- Ефимова И.Ю. Компьютерное моделирование / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева // Сборник практических работ / Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
- Веремеенко О.О. Информационный менеджмент в образовании / О.О. Веремеенко, И.Ю. Ефимова // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 32-33.
- Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании//В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111.
- Седнева Д.А., Климов П.А., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Румянцев Е.П., Новикова Т.Б. Описание моделей по созданию собственного бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59171 (дата обращения: 18.11.2015).
- Новикова Т.Б., Курзаева Л.В., Гусева Т.Ф., Вахрушев В.И., Седнева Д.А., Климов П.А. СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ПОДДЕРЖКИ ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/?p=59425 (дата обращения: 18.11.2015).