ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Николаева Любовь Владимировна1, Парусова Мария Михайловна2
1Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), Психолого-педагогический факультет, ассистент
2Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал), Психолого-педагогический факультет, студентка

Аннотация
В данной статье раскрывается проблема особенностей формирования девиантного поведения в подростковом возрасте. Выявляется склонность к отклоняющемуся поведению на основе проведенного исследования учеников 8 класса.

Ключевые слова: девиантное поведение, направленность личности, подростковый возраст


FEATURES OF FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR AT TEENAGE AGE

Nikolaeva Lyubov Vladimirovna1, Parusova Maria Mikhailovna2
1National research Nizhny Novgorod state University named N. And. Lobachevsky (Arzamas branch), Psycho-pedagogical faculty, assistant
2National research Nizhny Novgorod state University named N. And. Lobachevsky (Arzamas branch), Psycho-pedagogical faculty, student

Abstract
In this article the problem of features of formation of deviant behavior at teenage age reveals. Tendency to deviant behavior on the basis of the conducted research of pupils of the 8th class comes to light.

Keywords: deviant behavior, orientation of the personality, teenage age


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Л.В., Парусова М.М. Особенности формирования девиантного поведения в подростковом возрасте // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/72174 (дата обращения: 03.12.2024).

В настоящее время наблюдается большое количество проявлений девиантного поведения среди несовершеннолетней молодежи. Исследования, которыми занимались ученые последние годы, показывают, что на формирование девиаций у подростков влияют в значительной мере совокупность определенных факторов таких как фенотипические, индивидуальные и личностные.

Сейчас наблюдается тенденция к возрастанию противоправного поведения среди несовершеннолетних, и также тенденция «омоложения» преступников. По мнению К. Нильсона, подростковый возраст является самым благоприятным для преступного поведения. Вследствие распространения данной проблем появляется потребность в уделение более пристального внимания данной области и изучении особенностей формирования девиантного поведения в подростковом возрасте.

Проблемами девиантного поведения занимались такие авторы, как А. Адлер, Г. Беккер, Я.И. Гилинский, И. Гоффман, Э. Дюркгейм, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, А. Коэн, В.Д. Менделевич, Р. Мертон, Дж.Г. Мид, В. Мойер, Ф. Риман, Т. Селлин, Н. Смелзер, З. Фрейд, Э. Фромм, У. Шелдон, Л.Б. Шнейдер и многие другие.

В.Д. Менделевич считал, что девиантное поведение это – «система поступков или отдельные постулаты, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением» [3]. Такое понятие близко к трактовке Е. В. Змановской, которая считает, что девиантное (отклоняющееся) поведение – это «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» [1]. Данные определения достаточно точно и полно раскрывают сущность девиантного поведения.

Рассматривая особенности формирования девиантного поведения именно в подростковом возрасте, следует отметить психологические особенности данного возраста, которые характеризуются противоречивостью (парадоксальностью) во всем [2]. Так, с одной стороны подросток очень болезненно относится к любому замечанию в свой адрес, но с другой – ожидает общения с ним как с взрослым человеком; из-за импульсивности и нетерпения подростки не могут справиться временами даже с ежедневными обязанностями, однако становятся более ответственными и способными для осуществления сложных дел; внимательность к мелочам и деталям уживается у подростков с удивительной бездушностью и порой даже с жестокостью; желание быть «как все» противоречит утверждениям собственной индивидуальности и подчеркиванием своей независимости от мнения окружающих подростка людей; независимость суждений и борьба с авторитетами соседствует с обожествлением кумиров и копированием поведения случайных людей.

Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте. Одним из самых важных факторов влияния сверстников на подростков является их положение в группе. Для подростков характерно желание слиться с референтным (значимым) кругом сверстников, быть похожим на лидера группировки. Тем временем мнение родителей и других взрослых людей часто проигрывает по сравнению с авторитетом подросткового объединения.

Процесс взросления невозможен без признания ответственности за свои действия и поступки. Яркая отличительная черта подросткового возраста – реакция эмансипации. Эта реакция отражается в желании высвободиться из-под опеки, контролирования, покровительства старших (родных, учителей, воспитателей, старшего поколения вообще). Потребность высвободиться связана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение как личности.

Чувство «взрослости», рост самосознания, возникновение интереса к противоположному полу можно отнести к новообразованиям подросткового возраста. Подросток уже чувствует себя полноценной личностью и отстаивает свое право на самостоятельность суждений и на осуществление решений. Он хочет принести пользу обществу, всему миру, занимать активную жизненную позицию. При всем при этом, реализовать себя, осуществлять деятельность, которая подразумевает ответственность за ее выполнение, подросток еще не может. Поэтому для него характерна демонстративная «взрослость», отстаивание которой часто оборачивается конфликтами с окружающими.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей формирования девиантного поведения в подростковом возрасте стал основанием экспериментального исследования.

Экспериментальной базой для нашего исследования является МБОУ СШ №6 им. А.С. Макаренко г. Арзамаса. В исследовании приняли участие 20 человек 8 класса возрастом 14 – 15 лет.

Для экспериментального исследования была выбрана методика «определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Ее мы выбрали не случайно, с помощью нее мы сможем определить готовность (склонность) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. В ходе проведения данной методики были получены следующие результаты: 

Рис.1. Результаты исследования по методике «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).

По результатам исследования видно, что 75% (15 человек) испытуемых получили средний балл по шкале установки на социальную желательность (служебная шкала).   Полученный балл говорит о том, что у испытуемых наблюдается умеренная тенденция давать при заполнении опросника социально-желательные ответы. Остальные 25% (5 человек) получили низкий балл по данной шкале. Это означает, что испытуемые не склоны вуалировать собственные нормы и ценности и проводить коррекцию своих ответов в направлении социальной желательности.

По шкале склонности к преодолению норм и правил 75% (15 человек) испытуемых получили средний балл. Данный балл по этой шкале говорит о нонкомформистских установках испытуемого, о его стремлении противопоставлять свои нормы и ценности групповым, о установке «нарушать спокойствие», искать трудности, которые в дальнейшем можно преодолеть. 25% (5 человек) получили низкий балл, что свидетельствует о конформных установках испытуемого, склонности следовать стандартам и общепринятым нормам поведения.

По шкале склонности к аддиктивному поведению 60% (12 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученный показатель свидетельствует о невыраженности вышеупомянутых тенденций, или о хорошем социальном контроле поведенческих реакций. Остальная часть испытуемых – 40% (8 человек) получили высокий балл. Это указывает на сомнительность результатов либо на наличие выраженной психологической зависимости.

По шкале склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, 80% (16 человек) испытуемых получили низкий балл, что говорит о том, что отсутствует готовность к осуществлению саморазрушающего поведения, отсутствует тенденция к соматизации тревоги, отсутствует склонность к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.  Оставшиеся 20% (4 человека) получили высокий балл. Данный балл указывает на низкую ценность своей жизни, стремление к риску, выраженную необходимость в острых ощущениях.

По шкале склонности к агрессии и насилию 95% (19 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученные баллы говорят о невыраженности агрессивных установок, о неприемлемости насилия как метода решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Один испытуемый, что составляет 5% от класса, набрал средний балл по данной шкале, это свидетельствует о том, что у испытуемого присутствуют в жизни агрессивные установки.

По шкале волевого контроля эмоциональных реакций 62% (12 человек) испытуемых получили низкий балл, который указывает на невыраженность этих тенденций, на жесткий самоконтроль любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Другие 38% (8 человек) испытуемые получили средний балл, показывающий на слабость волевого контроля эмоциональной сферы.

По шкале склонности к делинквентному поведению 96% (19 человек) испытуемых получили низкий балл. Полученный балл говорит о невыражености вышеуказанных тенденций, что в совокупности с высокими показателями по шкале социальной желательности может указывать на высокий уровень социального контроля. 4% (1 человек) испытуемых по данной шкале получили средний балл. Это подтверждает наличие делинквентных установок у испытуемого.

При интерпретации полученных результатов по методике «определения склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел) можно сделать вывод, что у учеников 8 класса преобладают низкие показатели по большинству шкал, что свидетельствует о благоприятной среде обучающихся в данном классе. Но стоит заметить, что склонность к разным видам девиантного поведения у некоторых подростков присутствует. Это объясняется не только психологическими новообразованиями данного возрастного этапа развития, но и детерминантами возникновения отклоняющегося поведения у подростков. Причины бывают разными – это и биологическая, и психологическая, и социальная детерминация. Особое внимание нужно уделить результатам по шкалам: шкала установки на социальную желательность и шкала склонности к преодолению норм и правил.  75% испытуемых по данным шкалам получили высокий балл, что вполне объясняется психологическими и физиологическими особенностями подросткового возраста. Такие шкалы, как шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению и шкала склонности к аддиктивному поведению, набрали высокие балл (20 – 40% испытуемых или 4 – 8 человек). Полученные результаты заставляют задуматься о недостаточном внимании к данной категории подростков. Отсюда следует необходимость проведения более широкого и конкретного исследования подростков, проявивших склонность к разным видам девиантного поведения на ранних этапах диагностики. Это влечет за собой создание программы по продолжению психологических исследований, а затем разработка психокоррекционного направления по предотвращению формирования девиантности у подростков с выявленным типом поведения.


Библиографический список
  1. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  2. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя [Текст] / И.С. Кон — М.: Просвещение, 1989.
  3. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие [Текст] / В.Д. Менделевич – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.


Все статьи автора «Парусова Мария Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: