ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЛАТНЫХ АВТОДОРОГ

Карагусова Анастасия Дмитриевна
ООО «Априори-консалтинг»

Аннотация
В России наблюдается устойчивый рост числа транспортных средств, следовательно, интенсивность использования дорожной сети повышается из года в год. Поэтому главной задачей становится создание эффективной системы инвестирования в автодорожную отрасль. Недостаточная разработанность отечественной законодательной базы является одной из проблем, которая препятствует привлечению инвесторов и частного капитала к развитию строительства платных дорог, а также содержанию российских автомобильных дорог. Тем временем, в ведущих странах мира прослеживаются тенденции, предусматривающие поэтапный переход финансирования автодорог в сферу рыночных отношений.

Ключевые слова: автодороги, Государственно-частное партнерство, ГЧП, проблемы., регионы., строительство


THE PROBLEMS OF FINANCING THE CONSTRUCTION OF TOLL ROADS

Karagusova Anastasia Dmitrievna
Company "Apriori-consulting"

Abstract
In Russia there is a steady increase in the number of vehicles, hence the intensity of use of the road network increased from year to year. Therefore, the main task is to create an effective system of investment in the road sector. Insufficient development of the domestic legal framework is one of the problems which impede the attraction of investors and private capital to the development of the construction of toll roads, as well as the content of Russian roads. Meanwhile, there is a tendency for the phase transition of the financing of roads in the sphere of market relations in the leading countries of the world.

Keywords: construction, problems of public-private partnership, regions, road


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Карагусова А.Д. Проблемы финансирования строительства платных автодорог // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/72015 (дата обращения: 09.12.2024).

Функционирование автодорожной отрасли в большой степени влияет на транспортную составляющую развития экономики. В России одной из традиционных бед являются именно дороги и, поэтому, им уделяется огромное внимание специалистов разных уровней. При этом предлагаются различные варианты и реализуются различные проекты для разных целей, отдельных отраслей и в целом для страны: от натуроплаты до Платона [1, 2, 3].

Для современной России большую роль сыграло возрождение дорожных фондов, что значительно приумножило вложения в дорожную отрасль [4]. Но проблемы недофинансирования дорог решены не полностью, так как потребность в ремонте дорог существенно превышает поступления в дорожные фонды. Требуются срочные меры для улучшения состояния дорожного хозяйства. Если государство будет использовать только средства бюджетов всех уровней, то задача развития автомобильных дорог останется нерешенной. Появляется потребность для использования новых схем финансирования строительства и обслуживания дорог, требующие дополнительных резервов и запасов для наполнения бюджета.

«В условиях значительного отставания прогресса дорожной сети от уровня моторизации населения и недостатка спонсируемых бюджетных вложений, в России встал вопрос привлечения частных инвестиций для строительства дорог с последующей организацией платного проезда» [5].

Существует несколько систем платных дорог. Например, «открытая, закрытая и полностью электронная система дорожных сборов. В открытой системе транспорт совершает остановки в разных местах дороги для оплаты пошлины.  Из-за отсутствия необходимости строительства пунктов сбора пошлины на каждом съезде с дороги происходит экономия денег населения, но также это может вызвать пробки и неуплату водителей, выезжая и вновь заезжая на дорогу. В закрытой системе путешественники приобретают билеты при въезде на дорогу, а при выезде водитель должен заплатить определённую сумму. При потере билета, водитель обязуется оплатить максимальную сумму. Только один пункт оплаты в одном конце может находиться на небольших платных дорогах без промежуточных въездов и выездов. Автомобилисты, движущиеся в любом направлении, платят определённую сумму на въезде или на выезде. Полностью электронная система требует установки в автомобиль специального электронного транспондера» [6]. Транспондер можно прикрепить к лобовому стеклу. Он содержит информацию об автовладельце. Новейшее оборудование таких электронных систем оплаты подразумевает электронное радиосообщение с транспондером на максимальной скорости. То есть денежный сбор проводится без остановки автомобиля, и без необходимости торможения. Электронная система копируется отдельной ветвью дороги со сборочными пунктами закрытого типа.

Все три перечисленные типа сбора денег применяются в современных платных дорогах. «Множество въездных и выездных сборочных пунктов на протяжении пути время от времени дополняются системами сборов по ходу основного движения» [6].

По проектам государственно-частного партнёрства предоставляется строительство платных автодорог. На данном этапе в Российской Федерации сектор государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных дорожных проектов находится на ступени становления, что предопределяет малое число финансово закрытых рентабельных проектов. «На сегодняшний день существующие платные дороги в России по протяженности занимают 0,05% от дорог общего пользования и сооружены без привлечения частных инвестиций» [5].

Государственно-частное партнёрство, (далее – ГЧП) – совокупность форм взаимодействия государства с представителями бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов для граждан на выгодных условиях, как для населения, так и для государства. При строительстве проектов в сфере автодорог состоит главными преимуществами проектов ГЧП состоит в том, что часть рисков от государства переходит к частному партнеру.

Преимуществами государственно-частного партнерства, кроме того, являются:

1) сокращение бюджетного финансирования и сроков реализации проектов,

2) привлечение крупных негосударственных финансовых ресурсов на условиях конкурса,

3) более быстрое поступление средств в государственный бюджет от эксплуатации объектов,

4) оперативность и эффективность осуществления проекта строительства и эксплуатации.

Каждый проект ГЧП создаётся с выгодой для инвестора.

Выделяются три основные проблемы, замедляющие развитие ГЧП в России.

Первая — несовершенство законодательства. Вторая проблема — неравноправие парт­нерства, перекладывание основных рисков на подрядную организацию. Третья — сложности с поиском инвесторов, лишь единичные крупные государственные банки готовы участвовать в проектах ГЧП и максимально застраховать себя от возможных рисков.

К замедлению приводит отсутствие общепринятых методик, способных определить, на какой стадии реализации находится тот или иной проект. Тормозящими факторами является компетенция государственного заказчика и специалистов, принимающих участие в реализации проектов дорожной инфраструктуры. Необходимо привлекать профессионалов, ведь подготовка ГЧП проекта является этапом проектных работ, ошибка может привести к масштабным потерям в будущем и невозможности реализации проекта. Таким образом, нужно делать решения у государственного партнера по реализации проектов. Для этого требуется произвести специальное обучение сотрудников. Но главное, что все названные проблем можно решить.

Благодаря применению зарубежного опыта механизмов ГЧП в интересах развития транспортной инфраструктуры можно сделать вывод о эффективном использовании подобных форм взаимодействия. Государственно-частное партнерство успешно функционирует во многих зарубежных странах это показано в мировой практике. «Главами в области государственно-частного партнерства являются США, Великобритания, Германия и Франция» [5]. Самые первые дороги, соединяющие между собой города США, сооружались на средства частных компаний и были платными.

Некоторые платные участки в общей протяженности автодорог зарубежных стран мала, в то же время их вес в системе автомобильных магистралей весьма весом. Создания платных автодорог вызывает ряд проблем, говорящих о том, что данный инструмент нельзя считать одним из способов развития транспортной системы.

Схема финансирования строительства и использовании автомобильных дорог с «транспортными пошлинами» производится только тогда, если регион обладает тесной многосвязной дорожной сетью это видно из опыта зарубежных стран. На практике платная трасса в Западной Европе является одной из многих альтернативных возможностей проезда. Схема предоставляется на фоне использования стандартного механизма дорожного финансирования.

Эти условия не характерны для России, в некоторых регионах, в которых уже есть дороги, но ещё нет плотных многосвязных дорожных сетей. В прочих наших регионах зачастую не окончено даже начальное дорожное освоение территории. «С учетом этого фактора в федеральном законе №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах» предусмотрена норма, согласно которой альтернативная бесплатная дорога не должна быть длиннее платной более чем в 3 раза» [2].

Для реализации дорожных объектов на платной основе выделяют несколько групп:

- строительство автомагистралей с высокой интенсивностью движения

- строительство автодорог для развития экономики регионов

- создание промышленных и энергетических комплексов, а также новых автотранспортных связей

В настоящее время данные цели актуальны для нашей страны, поэтому платные дороги нуждаются в финансирование. Точно можно сказать, что, как и в зарубежных странах строительство платных дорог будет незначительное, но именно они могут помочь оперативно снять важные транспортные проблемы.

Главной проблемой является нехватка механизмов долгосрочного финансирования. В России складывается «интересная» ситуация, деньги в стране есть, но вкладывать их в долгосрочные проекты никто не хочет из-за высоких рисков.

Расширение практики введения из платного пользования может стать ещё одним источником средств на содержание и эксплуатацию существующих автомобильных дорог. Существующие изъяны в дорожном хозяйстве должно закрыть строительство платных автомобильных дорог, однако остаются вопросы выбора путей решения этой проблемы.

Развитие автодорожных сетей в полном объёме на основе исключительно частных инвестиций невозможно. С помощью привлечением негосударственных инвестиционных средств мы получим развитие автомобильных дорог на оживленных участках, а также строительство коротких скоростных объездных путей с высокой интенсивностью движения.

Благодаря возврату вкладываемых инвестиционных средств инвестору, можно будет добиться привлечения внебюджетных средств в сферы строительства и реконструкции дорожных объектов. Главное необходимо понимать, даже несмотря на востребованность таких инструментов, при их использовании могут возникнуть определённые проблемы, из-за состояния экономики, наличия коррупции и прочих причин. Для эффективности использования механизма ГЧП и решения проблем в инфраструктурных отраслях требуют четкой проработки порядка взаимоотношений между участниками процесса на всех стадиях реализации данного проекта.


Библиографический список
  1. Автодорожный комплекс России. проблемы управления, финансирования, учета и способы их преодоления сборник статей / Дальневосточный федеральный университет. Владивосток, 2008.
  2. Конвисарова Е.В., Уксуменко А.А. Проблемы финансирования автодорожного хозяйства в контексте национальной безопасности России // Национальная безопасность / nota bene. 2016. № 2. С. 276-285.
  3. Верхотуров Д.А., Конвисарова Е.В., Спевак Е.Г. Методический подход к расчету субсидий на финансирование дорожного хозяйства муниципальных образований региона в целях развития туризма / Экономика и менеджмент систем управления. 2013. Т. 7. № 1.2. С. 238-243.
  4. Кульнева Е.В., Конвисарова Е.В. Оценка результатов возрождения дорожных фондов в России // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 4-3. С. 411-412.
  5. Арямнова А.Л. Государственное частное партнерство как способ инвестирования в строительство платных автомобильных дорог / А.Л. Арямнова // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ». – 2013. – С. 798 – 804
  6. Архипова М.А. Платные дороги: современное состояние и перспективы развития http://www.scienceforum.ru/2014/474/3199


Все статьи автора «Карагусова Анастасия Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: