Статья подготовлена в рамках выполнения госзадания 1120.
Современные подходы повышению эффективности деятельности постоянно заставляют обращать внимание на соизмерения качества и затрат. Уровень качества y – есть функция множества факторов, большинство из которых являются управляющими факторами, и сводятся к затратам денежных средств (в форме общих издержек или себестоимости).
y = f (x1, x2, …, xn) = f (c), где y – уровень качества; x1, x2, …, xn – факторы, влияющие на уровень качества; c – затраты. Качество продукции Q и соответствующие ему затраты c находятся под воздействием управляющих мероприятий {ri}, отсюда y=F(ri).
Логистический подход к управлению качеством существенным образом дополняет и корректирует существующие подходы управления качеством на предприятии. Суть дополнения состоит в “поисковой” концепции управляемых процессов и объектов, а также в необходимости применения ключевых принципов логистики [2]:
1) выделение в системе перемещающихся изменяющихся объектов отдельных элементов (подсистем) и применения к ним системного подхода, т.е. формирования логистического потока как объекта управления;
2) определение конечного результата как цели потока в соответствии с экономическими, техническими и другими требованиями функционирования предприятия;
3) усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком, включая планирование, регулирование, учет, контроль, анализ;
4) диспетчеризация потока – непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и корректировка его параметров;
5) обеспечение неизменности потока;
6) формирование всех видов обеспечения и обслуживания потока, т.е. его инфраструктура;
7) использование современных технических средств управления и контроля параметров потока;
8) координация всех участников, занятых формированием и управлением потоком, включая непосредственных и опосредованных;
9) осуществление управления потоком и достижение цели с минимальными затратами используемых ресурсов;
10) соблюдение комплекса экологических требований.
Таким образом, первоочередная задача логистики (формирование потока) требует логистизации качества, под которой понимается процесс формирования потока или представления управляемого объекта в виде цепочки для оптимизации его параметров [3].
Каждый этап преобразования качества представляет звено логистической цепи (ЗЛС), тем самым достигается необходимая логистизация качества, что позволяет использовать принципы и методы логистики.
Управление состоит из функций планирования, осуществления, контроля и управляющих воздействий (РDСА), которые имеют равнозначную роль.
Но особое внимание необходимо уделить функции контроля, которая осуществляется математико-статистическими методами. Суть этих методов в выявлении фактических отклонений контролируемого показателя q от установленного значения q0 , которые не должны превышать определённой величины Δ0 (|q0 – q| < Δ0). Установленные отклонения являются сигналом для вмешательства управляющего системы и ввода управляющих воздействием с целью восстановления заданных показателей качества (ПК).
ПК входят в группу производственных норм и нормативов коммерческой деятельности, поэтому функция контроля играет роль фильтров на всей траектории пути носителя качества, как требует того логистический подход. В качестве своеобразного эталона качества для функционирования фильтра необходимы нормативные параметры качества (x0 max– x0 min). Эти нормативные параметры в виде установления наилучших значений для функционирования фирмы, производства и реализации ее продукции могут быть получены путем бенчмаркинга качества. Устанавливая свой уровень качества по отношению к конкурентам, фирма определяет конкурентоспособное качество. По этому критерию должен функционировать логистический фильтр качества.
Исходные материалы включают в себя следующие группы:
- сырьё (материальные ресурсы, извлеченные из природного состояния с минимальной технологической обработкой);
- основные материалы – материальная субстанция из сырья путем сложной технологической обработки;
- вспомогательные материалы – ресурсы, способствующие производству;
- полуфабрикаты – незаконченные изделия, находящиеся на той или иной стадии технологического процесса;
- комплектующие изделия – готовые изделия, необходимые для функционирования изготавливаемой продукции.
Показатели качества, в строгом смысле слова, не образуют систему (взаимосвязь элементов, целостность, функционирование элементов, эмерджентное свойство), они составляют лишь множество. С точки зрения кибернетики управлять можно только системами, поэтому управление качеством заменяются другими понятиями и сводится к руководящей деятельности, контролю, регулированию, прогнозным расчетам, соблюдению технологической дисциплины и др. Но в соответствии с ISO 9001 вполне правомерно говорить об управлении качеством, поскольку показатели качества образуют концептуальную систему в форме модели реального объекта [5].
Система управления состоит из функциональных и обеспечивающих подсистем и заключается в выполнении функции планирования, регулирования (осуществления), учета, контроля, анализа. Эти функции полностью приложимы к качеству как управляющему объекту в логистической системе.
“Жизненный цикл” включает классические логистические операции (материально-техническое снабжение, упаковку, хранение, производство, реализацию, распределение и др.) и поэтому обладает логистической природой и может быть развернут в логистическую цепь или логистическую систему. Каждое ЗЛС сопоставляется друг с другом через логистический фильтр.
Особенности логистического подхода состоят в том, что он не отрицает существующих методов, а придает им потоковую, динамическую интерпретацию, благодаря чему достигается синергетический эффект. Логистика обеспечивает максимум из максимумов (maximum maximorum) или минимум из минимумов (minimum minimorum). Синергетический эффект в логистической цепи качества достигается за счет фильтров, роль которых играет оптимум по В. Парето: результаты предыдущего звена принимают для использования в следующем звене только после тщательной проверки – до достижения компромисса, т.е. взаимной выгоды [3]. Отсюда следует целесообразность логистизации всей основной и инфраструктурной деятельности в области проблем качества, а также в области коммерческой логистики.
Логистическая система управления качеством (ЛС УК) предусматривает логистизацию факторов, влияющих на уровень качества, т.е. интерпретацию проблемы с позиции потоковой концепции. Это равносильно формированию логистических систем и звеньев качества с целью его управления.
Элементы подсистемы ЛС УК с одной стороны выступают как самодостаточные со своей структурой и содержанием, а с другой объединяются в одну систему со своими взаимосвязями и общей целью – достижением требуемого качества (рисунок 1).
Суть этапов управления качеством в логистике:
- выполнение мероприятий по ЖЦП;
- мониторинг звеньев логистической цепи процессов формирования качества с помощью логистических фильтров;
- применение в качестве управляющих воздействий логистических активностей качества;
- использование энтропийной концепции для поддержания достаточного уровня качества в течении физического срока изделия;
- сочетание производственной системы управления с системой поставок “точно в срок”;
- логистическое обеспечение процесса формирования качества, включая материально-техническое снабжение;
- поддержание уровня качества сервиса в логистике [3].
Из рисунка 1 видно, что начальной “точкой” в ЛС УК является логистика со своим инструментарием, а конечной “точкой” или целью является качество. Логистическая концепция качества по мнению В. И. Гисина, расширяет границы системы менеджмента предприятием [1, с. 113].
ЛС УК повышает эффективность всех составляющих TQM, реализуя логистическое свойство синергетики. Логистический сервис в ЛС УК должен обеспечить уровень обслуживания производителей качества как потребителей материальных ресурсов, т.к. он регулирует входные материальные потоки, поддерживая величину энтропии качества равной нулю. Это означает, что потребляемые материальные ресурсы не должны создавать трудностей и проблем для достижения требуемого уровня качества.
Рисунок 1 – Логистические основы управления качеством
Таким образом, ЛК УК предусматривает управление внутренним и внешним качеством, а также поставками. Установленные основы логистических систем управления качеством позволяют синтезировать ее в соответствии с требованиями системологии и кибернетики. Взяв за основу стандартную модель логистической системы управления [2], можно осуществить синтез путем “наложения” этой модели на процессы формирования и управления качеством. При этом модель корректируется, а ее компоненты получают новую логистическую интерпретацию. ЛС УК должна оптимизировать качество, ибо ее целевая функция предполагает достижение максимума качества при имеющихся материально-технических и производственных ресурсах. Логистическая система управления качеством может стать основой повышения эффективности службы качества и всей производственно-коммерческой деятельности отечественных предприятий-товаропроизводителей.
Библиографический список
- Гиссин, В.И. Управление качеством / В.И. Гиссин. – М.: ИКЦ МарТ, Ростов – н/Д : Изд. Центр «Март», 2003. – 400 с.
- Плошкин, Б.К. Информационное обслуживание коммерческой деятельности / Б.К. Плошкин. – СПб. : Изд-во СПб УЭФ, 1998. – 132 с.
- Гиссин, В.И. Проблема формирования логистической системы управления качеством / В.И. Гиссин. – Ростов – н/Д: Изд-во РГЭУ (РМНХ), 2000. – 235 с.
- Нагловский, С. Н. Надежность и экономика логистических контейнерных систем / С. Н. Нагловский. - Ростов н/Д : РГЭА, 1996. – 139 с.
- Глудкин, О.П. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин. под. ред. О.П. Глудкина. – М: Радио и связь, 1999. – 600с.