В настоящей статьи представлены результаты научного прикладного исследования, которое проводилось в коммерческой организации г. Москвы. Была разработана программа научного прикладного исследования по теме: «Выявление мнений сотрудников отдела кадров о подборе персонала в данной организации»; проведено анкетирование сотрудников отдела кадров; разработаны практические рекомендации по отбору и применению методов поиска персонала.
В данной работе использовалась сплошная выборка, поскольку опрашивались сотрудники отдела кадров, использовался метод анкетирования с применением методики ранжирования. Важно выявить мнение сотрудников отдела кадров о подборе персонала в целях использования этой информации для отбора и применения методов поиска персонала в организации, адекватных ситуации в организации.
25.03.2016 г. в ходе личной беседы с сотрудником отдела кадров удалось выяснить, что для поиска и подбора персонала в данной компании в основном используется метод рекрутенговых агентств. Но сотрудник отдела кадров считает, что у данного метода есть существенные недостатки. Они считают, специалисты компаний по подбору персонала не могут грамотно оценить кандидата и подбирают некачественных сотрудников.
В исследуемой организации наблюдается противоречие между большими затратами и низкой эффективностью методов поиска персонала в организации
Операционализация основных понятий. «Подбор персонала – это система мероприятий, предусмотренных организацией для привлечения работников, обладающих необходимыми профессиональными навыками и моральными качествами и способных выполнять на производстве все должностные обязанности». [1, с. 125]
«Поиск персонала – это система целенаправленных действий по привлечению на работу специалистов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией». [2, с. 78]
Структурная операционализация
Рис. 1. Схема подбора персонала
Схема выполнена на основе: Методы поиска, подбора персонала. Методика, технология поиска // http: // www.treko.ru/show_article_1869 (26.03.2016; 21:45); Центр управления финансами, отбор персонала // http: // center-yf.ru/data/Kadroviku/Otbor-personala.php (26.03.2016; 22:30).
Таблица 1. Обоснование выбора методов и методик исследования
№ п/п |
1 |
|
Анкетирование |
|
Раздаточное анкетирование |
|
Сотрудники отдела кадров (г. Москва) |
|
Подбор персонала |
|
Ранжирование |
|
– Дешевизна; – Простота реализации; – Удобство |
|
Теоретический |
|
Средняя |
|
Использование полустандартизированных вопросов, позволяющих выявить мнения сотрудников |
Таблица 2. Выдвижение рабочей гипотезы
№ п/п |
1 |
|
|
Более 60% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод объявления в СМИ |
|
|
Социальная |
|
|
Вид |
Теоретический |
Степень |
Средняя |
|
|
1) в вопросе № 1 метод объявления в СМИ займет ранг с 1 по 3 и будет выбран ≥65% респондентов; 2) в вопросе № 2 метод объявления в СМИ будет соответствовать ≥2 критериям и будет выбран ≥ 60% респондентов. |
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Уважаемые коллеги!
Просим Вас ответить на вопросы, направленные на выявление мнений сотрудников отдела кадров о подборе персонала в данной организации.
Методы поиска персонала |
Мера продуктивности (ранг) |
Агентства по трудоустройству (рекрутинговые агентства) | |
Бегущие строки на телеканалах | |
Биржи труда | |
Внутренний кадровый резерв | |
Государственная служба занятости | |
Лизинг персонала | |
Объявления СМИ | |
Объявления в печатных изданиях | |
Объявления на радио | |
Поиск с помощью дней открытых дверей в организации | |
Поиск с помощью рекомендаций преподавателей ВУЗов |
Поиск с помощью рекомендаций рядовых сотрудников | |
Поиск среди бывших сотрудники | |
Поиск среди компаний – банкротов | |
Поиск среди сотрудников компаний-конкурентов | |
Прямой поиск | |
Работа с администрацией ВУЗов по привлечению выпускников | |
Раздача листовок с вакансиями | |
Расклейка объявлений на столбах, в транспорте | |
Региональный поиск | |
Ротация работников | |
Стажировка студентов в организации | |
Телефонные службы трудоустройства («056», «089») | |
Целевая подготовка в ВУЗах | |
Ярмарки вакансий |
2. Поставьте, пожалуйста, галочку напротив перечисленных методов поиска персонала в каждой строке соответствующих, по Вашему мнению, четырем указанным в таблице критериям.
Критерии оценки Методы поиска |
Обеспечение высокой скорости поиска персонала |
Обеспечение минимальных временных затрат |
Обеспечение минимальных денежных затрат |
Обеспечение результативности поиска персонала |
Агентства по трудоустройству (рекрутинговые агентства) | ||||
Бегущие строки на телеканалах | ||||
Биржи труда | ||||
Внутренний кадровый резерв | ||||
Государственная служба занятости | ||||
Лизинг персонала | ||||
Объявления СМИ | ||||
Объявления в печатных изданиях | ||||
Объявления на радио | ||||
Поиск с помощью дней открытых дверей в организации | ||||
Поиск с помощью рекомендаций преподавателей ВУЗов | ||||
Поиск с помощью рекомендаций рядовых сотрудников | ||||
Поиск среди бывших сотрудников | ||||
Поиск среди компаний – банкротов | ||||
Поиск среди сотрудников компаний-конкурентов | ||||
Прямой поиск | ||||
Работа с администрацией ВУЗов по привлечению выпускников | ||||
Раздача листовок с вакансиями | ||||
Расклейка объявлений на столбах, в транспорте | ||||
Региональный поиск | ||||
Ротация работников | ||||
Стажировка студентов в организации | ||||
Телефонные службы трудоустройства («056», «089») | ||||
Целевая подготовка в ВУЗах | ||||
Ярмарки вакансий |
3. Какие иные методы поиска персонала используются в организациях, помимо методов, предложенных в предыдущих вопросах? |
4. Если Вам знакомы нестандартные методы поиска персонала, то, пожалуйста, впишите их. |
5. Какими критериями руководствуются в Вашей организации при поиске персонала? |
6. Кто, по Вашему мнению, должен учитывать критерии методов поиска персонала? |
7. Для каких должностей в первую очередь должны быть разработаны критерии методов поиска персонала? |
8. Какие предложения Вы можете сформулировать начальнику Управления делами, |
СПАСИБО ЗА ВАШЕ МНЕНИЕ!
Ответьте, пожалуйста, кратко на следующие вопросы
(в вопросах с вариантом ответа – выберите необходимое)
БЛАГОДАРИМ ЗА УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Составитель опросного листа Сотникова Дарья Андреевна
(Студентка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования «Московского государственного университета путей сообщения
Императора Николая II»
(МГУПС (МИИТ))
Анализ результатов исследования
Таблица 3. Краткое описание исследования
№ п/п |
Предмет описания |
Краткое описание |
Оценка: выбраны |
||
удачно | удовлетворительно | неудачно | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Место проведения исследования | Рабочее место сотрудников отдела кадров |
* |
||
2 |
Время проведения исследования | «С 25 по 27 апреля 2016 года» |
* |
||
3 |
Вид и техники проведения исследования | Прикладное исследование; Общее количество опрошенных – 6 человек; анкеты были высланы респондентам в электронных письмах. |
* |
Таблица 4. Анализ выборки
№ п/п |
Предмет анализа |
Краткое описание |
Оценка: выбраны |
||
удачно |
удовлетворительно |
неудачно |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Анализ генеральной совокупности |
Сотрудники отдела кадров |
* |
||
2 |
Анализ типа используемой в исследовании выборки |
Сплошная выборка: все сотрудники отдела кадров в количестве 6 человек |
* |
Таблица 5. Анализ вопросника
№ п/п |
Предмет анализа |
Краткое описание |
Оценка |
||
удачно |
удовлетворительно |
неудачно |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Анализ количества вопросов |
Вопросы по теме исследования – 8 (из них вопросы №1,№2 предназначены для проверки гипотезы) Вопросы о личности респондента – 4 |
* |
||
2 |
Анализ типа и степени соответствия каждого вопроса цели и задачам опроса |
Вопросы № 1,2,3,4,8 – высокая степень соответствия цели и задачам опроса. Вопрос № 6 имеет среднюю степень соответствия цели и задачам опроса Вопросы № 5, 7 имеют низкую степень соответствия цели и задачам опроса |
* |
||
3 |
Общая оценка вопросника |
* |
|||
4 |
Анализ возможностей использования вопросника в последующих опросах |
Вопросник возможно использовать в последующих опросах в случае его корректировки, а именно: скорректировать вопрос № 5, добавить вопрос о методах, применяемых в настоящее время, добавить вопрос о наиболее продуктивных методах, используемых для поиска сотрудников на определенные должности. |
Таблица 6. Анализ гипотез
№ п/п |
1 |
|
|
Более 60% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод прямого поиска. |
|
|
№1, №2 |
|
|
средняя |
|
|
верифицированности |
средняя |
фальсифицирован-ности |
- |
|
6. Степень сложности исследования |
средняя |
|
7. Обоснование целесообразности дальнейшего исследования |
так гипотеза не подтвердилась, следует провести повторное исследование и проверить иную гипотезу |
|
8. При проведении дальнейших исследований данная гипотеза может быть переформулирована |
1. Более 80% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод внутреннего кадрового резерва; 2. Более 60% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод ротации сотрудников; 3. Более 75% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод поиска с помощью рекомендаций рядовых сотрудников |
|
9. Примечание |
- |
Основные выводы по результатам исследования
Гипотеза в научном прикладном исследовании подтверждена частично, так как в вопросе № 1 метод объявления в СМИ занял ранг с 1 по 3 и был выбран 50,1% респондентами, в вопросе № 2 метод объявления в СМИ соответствовал 2-м и больше критериям и выбран 66,8% респондентами.
Таблица 7.
Таблица ответов респондентов |
Ранги |
|||||
1-й |
2-й |
3-й |
4-й |
5-й |
6-й |
|
Внутренний кадровый резерв |
Внутренний кадровый резерв |
Внутренний кадровый резерв |
Государственная служба занятости |
Внутренний кадровый резерв |
Объявления в СМИ |
1-й |
Ротация работников |
Ротация работников |
Государственная служба занятости |
Объявления в СМИ |
Поиск с помощью рекомендаций рядовых сотрудников |
Внутренний кадровый резерв |
2-й |
Государственная служба занятости |
Поиск среди бывших сотрудников |
Объявления в СМИ |
Объявления в печатных изданиях |
Поиск среди бывших сотрудников |
Поиск с помощью рекомендаций рядовых сотрудников |
3-й |
Рис. 2. Объявления в СМИ
2. Техника проведения опроса выбрана неудачно, так как респонденты не ответили на все вопросы в анкете. Ни один респондент не дал ответ на вопрос: «Какие предложения Вы можете сформулировать начальнику Управления делами, направленные на совершенствование методов поиска персонала в организации. Возможно, это связано с опасением корпоративной почты.
3. По результатам анализа ответов были получены следующие результаты:
3.1. В вопросе №1 наиболее продуктивным методом поиска персонала считают:
-
внутренний кадровый резерв – 66,6% респондентов;
-
государственная служба занятости – 16,7% респондентов;
-
объявления в СМИ – 16,7% респондентов.
Рис. 3. Методы поиска персонала, занявшие ранг1
Несколько менее продуктивным методом считают:
-
ротация работников – 33,2% респондентов;
-
государственная служба занятости – 16,7% респондентов;
-
поиск с помощью рекомендаций рядовых сотрудников
–16,7% респондентов;
-
внутренний кадровый резерв – 16,7% респондентов;
-
объявления с СМИ – 16,7% респондентов.
Рис. 4. Методы поиска персонала, занявшие ранг 2
Наименее продуктивным методом считают:
-
государственная служба занятости – 16,7%;
-
поиск среди бывших сотрудников – 33,2%;
-
объявления с СМИ – 16,7%;
-
объявления в печатных изданиях – 16,7%;
-
поиск с помощью рекомендаций рядовых сотрудников – 16,7%.
Рис. 5. Методы поиска персонала, занявшие 3 ранг
3.2. В вопросе №2 66,7% респондентов выбрали следующие методы поиска персонала, соотнесенные 2-м и более критериям оценки:
-
метод объявления в СМИ;
-
внутренний кадровый резерв;
-
ротация работников;
50% респондентов выбрали следующие методы поиска персонала, соотнесенные 2-м и более критериям оценки:
-
объявления в печатных изданиях;
-
прямой поиск;
-
региональный поиск;
33,3% респондентов выбрали следующие методы поиска персонала, соотнесенные 2-м и более критериям оценки:
-
расклейка объявлений в транспорте;
-
раздача листовок с вакансиями;
-
агентства по трудоустройству;
16,7% респондентов выбрали следующие методы поиска персонала, соотнесенные 2-м и более критериям оценки:
-
целевая подготовка в вузах;
-
поиск среди бывших сотрудников;
-
государственная служба занятости;
-
лизинг персонала;
-
поиск с помощью рекомендаций преподавателей вузов;
-
поиск с помощью рекомендаций рядовых;
-
бегущие строки на телеканалах;
-
объявления на радио.
3.3. В ответах на вопрос № 3 были предложены иные методы поиска персонала, которые отсутствовали в предыдущих ранжирующих вопросах, а именно:
-
размещение вакансий на собственном сайте компании;
-
ведение базы данных соискателей ранее обращавшихся в компанию по поводу поиска работы;
-
«сарафанное радио»;
-
сайты по поиску сотрудников и информирование населения.
3.4. В ответах на вопрос№4 были предложены нестандартные методы поиска персонала такие как:
-
работа с коллегами – кадровиками организаций и предприятий города и района;
-
«сарафанное радио».
3.5. В вопросе №5 были получены ответы, не соответствующие цели опроса, так как вопрос был сформулирован не корректно.
3.6. В ответах на вопрос № 6 были предложены отделы, службы и должности работников, которые, по мнению респондентов, должны учитывать критерии методов поиска персонала:
-
руководитель и специалисты кадровой службы совместно с руководителями подразделения;
-
служба, занимающаяся поиском персонала;
-
генеральный директор.
3.7. В ответах на вопрос № 7 были отмечены должности, для которых первую очередь должны быть разработаны критерии методов поиска персонала:
-
должности, относящиеся к категории руководитель, специалист;
-
должности, которым требуется наличие специального образования;
-
руководители высшего и среднего звена;
-
специалисты высшего и среднего звена.
3.8. В вопросе №8 предложения руководителю отдела кадров, направленные на совершенствование методов поиска персонала в организации отсутствуют.
Основные рекомендации:
Исследователю
-
провести повторное исследование с усовершенствованным бланком;
-
с целью получения результатов от респондентов, соответствующих цели исследования, исследователю необходимо скорректировать вопрос № 5 в опросном листе, добавить вопрос о методах поиска персонала, применяемых в настоящее время, вопрос о методах, являющихся наиболее продуктивными для поиска на определенную должность;
-
При проведении следующего научного прикладного исследования рекомендуется проверить 3 гипотезы:
А) более 80% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод внутреннего кадрового резерва;
Б) более 60% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод ротации сотрудников;
В) более 75% респондентов считают наиболее продуктивным методом поиска персонала метод поиска с помощью рекомендаций рядовых сотрудников.
-
При проведении следующего научного прикладного исследования применить раздаточное анкетирование, так как результаты опроса по электронной почте неудовлетворительны;
-
исследовать деятельность агентств по трудоустройству на предмет применяемых методов поиска.
Начальнику управления делами
-
целью повышения эффективности работы компании, с учетом мнения сотрудников отдела кадров, рекомендуется применять в следующие методы поиска персонала:
-
метод внутреннего кадрового резерва, который обеспечивает результативность поиска персонала;
-
метод ротации работников, обеспечивающий минимальные временные затраты;
-
метод объявлений в СМИ, обеспечивающий минимальные временные и денежные затраты;
-
метод объявлений в печатных изданиях, обеспечивающий минимальные временные затраты и результативность поиска.
Библиографический список
- Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 369 с.
- Лукаш Ю.А. Большой словарь-справочник кадровика. – Книжный мир, 2008. – 512 с.
- Методы поиска, подбора персонала. Методика, технология поиска // http: // http://www.treko.ru/show_article_1869 (26.03.2016; 21:45);
- Центр управления финансами, отбор персонала // http: // center-yf.ru/data/Kadroviku/Otbor-personala.php (26.03.2016; 22:07).