КРАУДФАНДИНГОВЫЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: МИРОВОЙ И РОССИЙСКИЙ ОПЫТ

Шмидт Анастасия Владимировна1, Крюкова Анастасия Александровна2
1Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, студент 4 курса
2Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, к.э.н., доцент

Аннотация
Целью статьи является анализ изучения истории возникновения краудфайдинга как способа финансирования инновационных проектов. Представлены преимущества рынка краудфандинга. Произведен анализ функционирования и законодательного регулирования краудфандинга в России и за рубежом.

Ключевые слова: законодательное регулирование., инновационные проекты, краудинвестинг, Краудфандинг, краудфандинг в России, краудфандинговое финансирование, краудфандинговые площадки, мировой опыт краундфандинга


CROWDFUNDING INNOVATION FINANCING: WORLD AND RUSSIAN EXPERIENCE

Shmidt Anastasija Vladimirovna1, Kryukova Anastasija Alexandrovna2
1Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, fourth year student
2Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

Abstract
The aim of the article is the analysis of the study of the history of kraudfaydinga as a way to finance innovative projects. Presented the benefits of crowdfunding market. Produced operation and analysis of legislative regulation of crowdfunding in Russia and abroad.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шмидт А.В., Крюкова А.А. Краудфандинговые финансирования инновационной деятельности: мировой и Российский опыт // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/71882 (дата обращения: 09.12.2024).

Место национальной экономики в мире определяется степенью её инновационности и способностью к быстрому развитию. Для достижения данной цели страна должна обладать не только мощным научным потенциалом, но и финансовыми возможностями ученых, изобретателей, стартаперов реализовать собственные идеи. Именно краудфандинг, как способ народного финансирования небольших инновационных проектов, предоставляет такую возможность.

Актуальность исследования возможностей финансирования инновационной деятельности посредством краудфандинга состоит в том, что данный способ становится всё доступнее, имеет явные преимущества по сравнению, например, с заемным финансированием, a объемы рынка краудфандинга растут с каждым годом, как в мире, так и в Российской Федерации.

Краудфандинг как понятие появился в России сравнительно недавно, хотя сама идея краудфандинга, как народный сбор средств для реализации какого-либо проекта, существует достаточно давно. Если вспомнить историю, то в ноябре 1808 года Александром II был издан Императорский указ о сборе средств по всей России на постройку памятника Минину и Пожарскому. В 1878 году, после войны с Турцией, было решено создать добровольный флот.

Таким образом, идея краудфандинга не нова, но в современном обществе приобретает новое значение. Краудфандинг – это социальная технология финансирования, основанная на коллективных добровольных пожертвованиях различных проектов. [2]

Особую роль в развитии данного метода финансирования сыграло развитие интернет-технологий, в частности специализированных площадок для сбора средств, так как это позволило творцам проектов выйти на широкую аудиторию, a система электронных платежей дала возможность профинансировать понравившийся проект в любой точке мира. Среди глобальных краудфандинговых площадок выделяют “Indiegogo”, “Kickstarter”, крупнейшими российскими краудфандинговыми площадками считаются “Planeta.ru”, “С миру по нитке” и “Boomstarter”, отличие данных российских площадок состоит ещё и в том, что здесь возможно размещать не только творческие, но и научные проекты.

Объемы рынка краудфандинга достаточно велики. За 2014 г. по принципу краудфандинга в мире было вложено более $16,2 млрд., при этом 41,3% или $6,7 млрд. получили бизнес-проекты.

Только на одной площадке Indiegogo за 2015 год было привлечено более $800 млн., a число жертвователей составило 2,5 млн. человек, которые профинансировали более 175 тыс. проектов.

С начала работы проекта Kickstarter в июле 2012 года до июня 2016 года было собрано более $2,44 млрд. и реализовано более 107 тыс. проектов.

На российском проекте Planeta.ru результаты скромнее, хотя с 2012 года аудитория платформы расширилась до 450 тыс. чел., на июнь 2016 года посредством сервиса было привлечено более 435 млн. руб.

Если говорить о том, что чаще всего финансируется за счет краудфандинга, то за рубежом наибольшую поддержку получают разработчики компьютерных игр. На втором и третьем месте находятся разработки новых технологий и промышленных образцов, на их финансирование ушло около 37% всех собранных с помощью краудфандинга средств. [1] В России большей популярностью пользуются творческие проекты – фильмы и музыка.

Использование краудфандинга для инновационных проектов может быть обосновано в том случае, если предлагаемый проект несет какую-либо ощутимую пользу для общества, понятен целевой аудитории, имеет хорошую маркетинговую поддержку. В целом, положительной чертой такого способа финансирования проекта является его целевое использование, таким образом, сокращается дистанция между автором проекта и аудиторией, для которой предназначается проект.

При этом краудфандинг может иметь 2 формы: безвозмездную и с последующим вознаграждением, когда автор каким-либо образом поощряет спонсоров проекта.

Краудфандинговое финансирование именно инновационных бизнес-проектов всё чаще приобретает форму краудинвестинга, который может существовать также в 2-х формах: привлечение долгового капитала (когда фактически пользователи дают средства в долг на реализацию проекта, рассчитывая получить свои средства с прибылью в случае успешной реализации) и привлечение акционерного капитала (за свой вклад участник обретает долю в компании и имеет право на получение дивидендов). [4]

Положительным отличием данного способа финансирования является также то, что краудфандинг отличается от стандартной бизнес-модели, в которой сначала идёт производства какого-либо инновационного продукта, a только потом – предложение его рынку. В случае краудфандинга разработчик предлагает рынку изначально только идею, a потом, собрав определенную сумму средств, имеет возможность произвести предзаказанный и предоплаченный объем продукции. [3]

Таким образом, видим, что за рубежом это довольно эффективный способ продвижения собственных научных разработок, что стимулирует инновационную активность иностранных ученых. Отметим только, что таким образом финансируются в основном небольшие, узкоспециализированные исследования, так как фундаментальные науки требуют совершенно иных финансовых вложений и должны, всё же, осуществляться за счет государства. [6]

Важным отличием мирового опыта краундфандинга от российского является то, что на данный момент в Российской Федерации нет специального законодательства, регулирующего такой способ инвестирования, и данная деятельность подчиняется нормам Гражданского кодекса РФ, а также подпадает под регулирование ряда законов, в том числе норм об информационном посреднике.

В то же время, например во Франции, уже с 1 октября 2014 года вступили в силу законодательные нормы, регулирующие данную сферу деятельности. Так, французское законодательство ограничило максимальную сумму собираемых средств 1 млн. евро и ужесточила требования к соискателям, указав на необходимость наличия минимального капитала. В США с 5 апреля 2014 года действует так называемый Jobs Act, который позволяет привлекать до $1 млн. онлайн при наибольшем количестве в 2 тыс. инвесторов. Таким образом, законодатели надеются обеспечить дополнительный инвестиционный приток для стартапов и в то же время защитить права спонсоров проектов. [5]

Итак, краудфандинг – удобный, доступный, эффективный способ финансирования различных проектов, в том числе и инновационных, который должен чаще применяться в российской экономике. Однако для распространения краудфандинга в России необходимо его законодательное регулирование, обеспечение защиты спонсоров проекта от мошенничества и повышение общей информационной грамотности населения.


Библиографический список
  1. Александрова А.А. Краудфандинг и его роль в финансировании творческих проектов / В.А. Александрова, В.А. Гребенникова // Экономика, социология и право. – 2015. – №2. – С.6-9.
  2. Чугреев В.Л. Краудфандинг – социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования / В.Л. Чугреев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – №4 (28) – С.190-196.
  3. Балыхин М.Г. Краудфандинг – платформа поддержки научных разработок / М.Г. Балыхин, А.В. Генералова // Социологические исследования. – 2015. – №9. – С. 57-61
  4. Ильенков Д.А. Краудфандинг: модели вознаграждения участников / Д.А. Ильенков // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6144 (дата обращения: 13.09.2016).
  5. Кондратьева И. Краудфандинг: сравнительно правовой способ отъема денег у инвесторов / И. Кондратьева // Pravo.ru. – 11.11.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.ru/review/view/123414/ /(дата обращения: 13.09.2016).
  6. Краузова Е. Краудфандинг для науки: Россия — на очереди? / Е. Краузова // Компьютерра. – 26.03.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.computerra.ru/61310/crowdfunding/(дата обращения: 13.09.2016).


Все статьи автора «Шмидт Анастасия Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: