Место национальной экономики в мире определяется степенью её инновационности и способностью к быстрому развитию. Для достижения данной цели страна должна обладать не только мощным научным потенциалом, но и финансовыми возможностями ученых, изобретателей, стартаперов реализовать собственные идеи. Именно краудфандинг, как способ народного финансирования небольших инновационных проектов, предоставляет такую возможность.
Актуальность исследования возможностей финансирования инновационной деятельности посредством краудфандинга состоит в том, что данный способ становится всё доступнее, имеет явные преимущества по сравнению, например, с заемным финансированием, a объемы рынка краудфандинга растут с каждым годом, как в мире, так и в Российской Федерации.
Краудфандинг как понятие появился в России сравнительно недавно, хотя сама идея краудфандинга, как народный сбор средств для реализации какого-либо проекта, существует достаточно давно. Если вспомнить историю, то в ноябре 1808 года Александром II был издан Императорский указ о сборе средств по всей России на постройку памятника Минину и Пожарскому. В 1878 году, после войны с Турцией, было решено создать добровольный флот.
Таким образом, идея краудфандинга не нова, но в современном обществе приобретает новое значение. Краудфандинг – это социальная технология финансирования, основанная на коллективных добровольных пожертвованиях различных проектов. [2]
Особую роль в развитии данного метода финансирования сыграло развитие интернет-технологий, в частности специализированных площадок для сбора средств, так как это позволило творцам проектов выйти на широкую аудиторию, a система электронных платежей дала возможность профинансировать понравившийся проект в любой точке мира. Среди глобальных краудфандинговых площадок выделяют “Indiegogo”, “Kickstarter”, крупнейшими российскими краудфандинговыми площадками считаются “Planeta.ru”, “С миру по нитке” и “Boomstarter”, отличие данных российских площадок состоит ещё и в том, что здесь возможно размещать не только творческие, но и научные проекты.
Объемы рынка краудфандинга достаточно велики. За 2014 г. по принципу краудфандинга в мире было вложено более $16,2 млрд., при этом 41,3% или $6,7 млрд. получили бизнес-проекты.
Только на одной площадке Indiegogo за 2015 год было привлечено более $800 млн., a число жертвователей составило 2,5 млн. человек, которые профинансировали более 175 тыс. проектов.
С начала работы проекта Kickstarter в июле 2012 года до июня 2016 года было собрано более $2,44 млрд. и реализовано более 107 тыс. проектов.
На российском проекте Planeta.ru результаты скромнее, хотя с 2012 года аудитория платформы расширилась до 450 тыс. чел., на июнь 2016 года посредством сервиса было привлечено более 435 млн. руб.
Если говорить о том, что чаще всего финансируется за счет краудфандинга, то за рубежом наибольшую поддержку получают разработчики компьютерных игр. На втором и третьем месте находятся разработки новых технологий и промышленных образцов, на их финансирование ушло около 37% всех собранных с помощью краудфандинга средств. [1] В России большей популярностью пользуются творческие проекты – фильмы и музыка.
Использование краудфандинга для инновационных проектов может быть обосновано в том случае, если предлагаемый проект несет какую-либо ощутимую пользу для общества, понятен целевой аудитории, имеет хорошую маркетинговую поддержку. В целом, положительной чертой такого способа финансирования проекта является его целевое использование, таким образом, сокращается дистанция между автором проекта и аудиторией, для которой предназначается проект.
При этом краудфандинг может иметь 2 формы: безвозмездную и с последующим вознаграждением, когда автор каким-либо образом поощряет спонсоров проекта.
Краудфандинговое финансирование именно инновационных бизнес-проектов всё чаще приобретает форму краудинвестинга, который может существовать также в 2-х формах: привлечение долгового капитала (когда фактически пользователи дают средства в долг на реализацию проекта, рассчитывая получить свои средства с прибылью в случае успешной реализации) и привлечение акционерного капитала (за свой вклад участник обретает долю в компании и имеет право на получение дивидендов). [4]
Положительным отличием данного способа финансирования является также то, что краудфандинг отличается от стандартной бизнес-модели, в которой сначала идёт производства какого-либо инновационного продукта, a только потом – предложение его рынку. В случае краудфандинга разработчик предлагает рынку изначально только идею, a потом, собрав определенную сумму средств, имеет возможность произвести предзаказанный и предоплаченный объем продукции. [3]
Таким образом, видим, что за рубежом это довольно эффективный способ продвижения собственных научных разработок, что стимулирует инновационную активность иностранных ученых. Отметим только, что таким образом финансируются в основном небольшие, узкоспециализированные исследования, так как фундаментальные науки требуют совершенно иных финансовых вложений и должны, всё же, осуществляться за счет государства. [6]
Важным отличием мирового опыта краундфандинга от российского является то, что на данный момент в Российской Федерации нет специального законодательства, регулирующего такой способ инвестирования, и данная деятельность подчиняется нормам Гражданского кодекса РФ, а также подпадает под регулирование ряда законов, в том числе норм об информационном посреднике.
В то же время, например во Франции, уже с 1 октября 2014 года вступили в силу законодательные нормы, регулирующие данную сферу деятельности. Так, французское законодательство ограничило максимальную сумму собираемых средств 1 млн. евро и ужесточила требования к соискателям, указав на необходимость наличия минимального капитала. В США с 5 апреля 2014 года действует так называемый Jobs Act, который позволяет привлекать до $1 млн. онлайн при наибольшем количестве в 2 тыс. инвесторов. Таким образом, законодатели надеются обеспечить дополнительный инвестиционный приток для стартапов и в то же время защитить права спонсоров проектов. [5]
Итак, краудфандинг – удобный, доступный, эффективный способ финансирования различных проектов, в том числе и инновационных, который должен чаще применяться в российской экономике. Однако для распространения краудфандинга в России необходимо его законодательное регулирование, обеспечение защиты спонсоров проекта от мошенничества и повышение общей информационной грамотности населения.
Библиографический список
- Александрова А.А. Краудфандинг и его роль в финансировании творческих проектов / В.А. Александрова, В.А. Гребенникова // Экономика, социология и право. – 2015. – №2. – С.6-9.
- Чугреев В.Л. Краудфандинг – социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования / В.Л. Чугреев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2013. – №4 (28) – С.190-196.
- Балыхин М.Г. Краудфандинг – платформа поддержки научных разработок / М.Г. Балыхин, А.В. Генералова // Социологические исследования. – 2015. – №9. – С. 57-61
- Ильенков Д.А. Краудфандинг: модели вознаграждения участников / Д.А. Ильенков // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 11. [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/11/6144 (дата обращения: 13.09.2016).
- Кондратьева И. Краудфандинг: сравнительно правовой способ отъема денег у инвесторов / И. Кондратьева // Pravo.ru. – 11.11.2015. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.ru/review/view/123414/ /(дата обращения: 13.09.2016).
- Краузова Е. Краудфандинг для науки: Россия — на очереди? / Е. Краузова // Компьютерра. – 26.03.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.computerra.ru/61310/crowdfunding/(дата обращения: 13.09.2016).