ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТАТУС СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ

Нефедова Ирина Валерьевна1, Кристаль Екатерина Александровна1
1Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России

Аннотация
Со стрессом, который связан с профессиональной деятельностью, каждый из нас знакомится еще на этапе получения образования. Нередко опыт, полученный при обучении, накладывает отпечаток на весь стиль и подход к работе. Поэтому для подготовки высококвалифицированных специалистов в медицинском ВУЗе важно сформировать благоприятную педагогическую атмосферу, направленную на тщательное усвоение знаний, успешное приобретение и закрепление профессиональных, а также психологических навыков при работе с пациентами.

Ключевые слова: исследование, медицинский университет, пациенты, страх, студенты, тревожность


THE MENTAL STATUS OF MEDICAL STUDENTS AND METHODS OF ITS CORRECTION

Nefedova Irina Valerevna1, Kristal Ekaterina Aleksandrovna1
1Sechenov First Moscow State Medical University

Abstract
With the stress that is associated with professional activity, each of us meets another stage of education. Often the experience gained in training, affects the whole style and approach to work. Therefore, to prepare highly qualified specialists in medical school it is important to create favourable teaching atmosphere, aimed at a thorough assimilation of knowledge, the successful acquisition and consolidation of professional and psychological skills when working with patients.

Keywords: anxiety, fear, medical university., patients, research, students


Рубрика: 14.00.00 МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нефедова И.В., Кристаль Е.А. Психоэмоциональный статус студентов медицинского университета и методы его коррекции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/71846 (дата обращения: 02.12.2024).

Исследования, показали, что при психоэмоциональном напряжении включается механизм, стабилизирующий одну из систем быстрого реагирования, которая связана с реакциями свободнорадикального окисления. При определении уровня тревожности (тест Спилбергера) установлено, что на стоматологическом приеме выделение кортизола и катехоламинов значительно возрастает, особенно у женщин [7].   Доказано, что личностные особенности во многом определяют степень выраженности реакций на острый психоэмоциональный стресс [6]. Основываясь на причинах возникновения различных видов тревожности.  Ч. Спилбергер выделял два их основных вида: ситуативная и личностная тревожность. И если первая является адаптационной реакцией организма на конкретную ситуацию и свойственна всем без исключения людям, личностная тревожность – индивидуальная особенность человека, связанная с низким порогом возбудимости нервной системы. И безусловно, имеется прямая корреляция между видами тревожности, а значит, важное значение имеет их совместное влияние на поведенческие особенности человека [20].

Тревожность считается одним из ключевых факторов, обусловливающих формирование того или иного типа реагирования на стрессовые ситуации. Стрессовые ситуации сопровождают человека на протяжении всего жизненного пути. Помимо непосредственной профессиональной ответственности специфику врачебной практической деятельности определяет выраженное моральное давление, оказываемое чрезвычайно высокими требованиями, которые общество выдвигает к личности медицинского работника, заранее сформированными представлениями пациента о лечебном процессе, а также обязанностью формирования благоприятного эмоционального фона в контакте «врач-пациент» [8], [9]. Из вышеизложенного следует, что психоэмоциональное состояние медицинского работника во многом предопределяет успех лечебного процесса, тогда как уровень тревожности входит в число важнейших его параметров [2], [4].

Со стрессом, который связан с профессиональной деятельностью, каждый из нас знакомится еще на этапе получения образования. Нередко опыт, полученный при обучении, накладывает отпечаток на весь стиль и подход к работе. Поэтому для подготовки высококвалифицированных специалистов в медицинском ВУЗе важно сформировать благоприятную педагогическую атмосферу, направленную на тщательное усвоение знаний, успешное приобретение и закрепление профессиональных, а также психологических навыков при работе с пациентами [3], [14].

Ввиду вышеизложенного, целью нашего исследования являлось определение уровня тревожности среди студентов медицинского университета.

Реактивная (ситуативная) тревожность непосредственно связана с предвкушением попадания в определенную стрессовую ситуацию и характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него [10], [15].

Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности, каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъект и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями [1].

Сопоставление результатов по обеим подшкалам дает возможность оценить индивидуальную значимость стрессовой ситуации для испытуемого. Данная шкала в силу своей относительной простоты и эффективности широко применяется в клинике с различными целями: определение выраженности тревожных переживаний, оценка состояния в динамике и др.

В результате исследования, было обнаружено, что среди студентов первого курса 52,2% имеют очень высокий уровень тревожности, причем большинство из них (10 из 12) являются студентами лечебного факультета; 30,4% имеют высокий уровень тревожности; 8,7% имеют средний уровень тревожности. Остальные 8,7% имеют низкий и очень низкий уровень тревожности (студенты фармацевтического факультета).

Говоря о полученных результатах, следует обратить внимание на внешние (ситуационно обусловленные) факторы, способствующие возрастанию тревожности, поскольку именно они являются наиболее гибкими и легкоуправляемыми. Рациональная модуляция и контроль окружающих условий социальной, профессиональной и неформальной среды позволяют создать атмосферу комфорта, максимально соответствующую потребностям индивидуума и способствующую повышению уровня адаптивности и самообладания.

Необходимо принять во внимание, что опрос проводился в общежитие университета. А значит, к объективным причинам повышенной тревожности студентов первого курса высшего медицинского учебного заведения, а именно: сдаче выпускных экзаменов, поступлению в ВУЗ, высоким умственным нагрузкам, которые их сопровождают, также можно отнести смену места жительства, разлуку с родителями, изменение круга общения, наличие новых академических и дисциплинарных обязательств. В свою очередь, это требует дополнительного напряжения адаптационных механизмов и может в значительной мере дестабилизировать психоэмоциональное состояние, способствуя более массивному стрессированию и как следствие – повышению уровня тревожности. Неблагоприятный психологический фон может негативно отражаться на способности индивидуума к социализации, усвоению учебного материала и приобретению необходимых профессиональных навыков.

На кафедре ортопедической стоматологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, под руководством профессора Юмашева А.В. ведутся работы по внедрению физиотерапевтической методики мезодиэнцефальной модуляции (МДМ). Она представляет собой модификацию транскраниальной электростимуляции (ТЭС), при которой осуществляется целенаправленное воздействие откалиброванных электрических токов на срединные церебральные структуры [11]. Целью данной процедуры, первично разработанной в Институте физиологии им. И. П. Павлова РАН (г. Санкт-Петербург), является стимуляция центров, ответственных за регуляцию важнейших функций жизнеобеспечения. Основной терапевтической мишенью служат подкорково-стволовые структуры [12], [13].

Рассмотрим основные патогенетические аспекты, на которых базируется терапевтический эффект МДМ. Стимуляция стволовых отделов головного мозга низкочастотными токами вызывает активацию центральной опиоидергической системы, которая играет ведущую роль в механизме обезболивания, обладает полимодальным антистрессовым действием и является мощным антагонистом катехоламинов. Кроме того, центральные опиоидные структуры оказывают ингибирующий эффект на прострессорные механизмы, реализующиеся гипоталамо-гипофизарной системой. Наличие опиоид-чувствительных рецепторов различных классов в периферических органах и тканях, а также нервных окончаниях, позволяет одновременно вовлекать в терапевтический процесс адаптивные механизмы местного уровня, повышая локальную устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов.

Электрическое возбуждение гипоталамо-гипофизарной области, а также иррадиация возбуждения и взаимосвязь данных отделов с опиатной системой, опосредованная проводящими путями, немедленно вызывают рост концентрации СТГ – гормона-стабилизатора, ответственного за гармонизацию адаптационных процессов в организме. Это, в свою очередь, вызывает выброс инсулина, который обеспечивает доставку глюкозы внутрь клеток, а также повышение иммунной реактивности и иммунной компетентности.

Кроме того, важным эффектом, достигаемым при использовании МДМ, является угнетение сомато-симпатических рефлексов, посредством которых реализуются так называемые «шоковые» механизмы, характерные для экстремальных состояний. Наиболее известными из них являются рефлекторная гипертензия или сосудистый коллапс, чреватые гипоксическим и ишемическим повреждениями органов и тканей, бронхиальный спазм, влекущий за собой нарушение функции внешнего дыхания и перегрузку сердечной мышцы, изменение функциональной активности желез внутренней секреции, гиперсекреция желудочного сока с образованием реактивных язв и мн. др. [5], [16].

Нельзя также не обратить внимание на еще один немаловажный аспект лечебного действия МДМ. Электростимуляция опиоидергических и других базовых регуляторных систем способствует общей седации, снижению уровня реактивной тревоги, который неизменно повышается при любой патологии. Благодаря транскраниальной электростимуляции также налаживаются естественные циркадные ритмы, нормализуется сон. Данные эффекты обеспечивают формирование благоприятного психоэмоционального фона, необходимого для закрепления установки на основную терапию и сокращения сроков реконвалесценции [17], [18], [19], [21], [22].

Выводы.  Нами показано, что уровень тревожности среди студентов очень высок. Стрессовые ситуации, так остро переживаемые на первом курсе, могут повлиять и на учебный процесс. А значит, важным аспектом является адаптационный период к обучению в университете, что следует учитывать при составлении учебных планов первого курса. Полученные результаты могут быть использованы для оптимизации академического процесса, а также для сохранения психического здоровья студентов и разработки профилактических мер в отношении дезадаптивных, асоциальных форм поведения.


Библиографический список
  1. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.: ГЭОТАР-Медиа, – 2007, –416 с.
  2. Шаныгина Д.В.  Психоэмоциональный   стресс   пациента   на стоматологическом ортопедическом приеме// Актуальные проблемы стоматологии: сб. науч. тр. -М, 2002. -С. 267-268
  3. Утюж А.С., Загорский В.А., Юмашев А.В., Нефедова И.В., Лушков Р.М. Оценка психоэмоционального статуса и анализ уровня тревожности у студентов первого курса медицинского университета // Роль науки в развитии общества сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. – 2016. – С. 148-157.
  4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. М.: Академический проект, –2009. –943 с.
  5. Локтионова М.В., Жидовинов А.В., Жахбаров А.Г., Салтовец М.В., Юмашев А.В. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ТОТАЛЬНЫМИ ДЕФЕКТАМИ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. – 2016. – № 4. – С. 81-83.
  6. Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О., Черемухина Д.С., Лушков Р.М. Использование гомеопатических препаратов у пациентов с частичной и полной потерей зубов, страдающих кандидозом полости рта, с различным психостатусом // Управление инновациями в современной науке. Сборник статей Международной научно-практической конференции. –2016. –С. 182-190.
  7. Адмакин О.И., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Взаимосвязь уровня α-амилазной активности и скорости слюноотделения с показателями гемодинамики и выраженностью проявления психоэмоционального стресса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 4-4. – С. 72-75.
  8. Севбитов А.В., Браго А.С., Канукоева Е.Ю., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н. Стоматология: Введение в ортопедическую стоматологию // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 91 с.
  9. Севбитов А.В., Адмакин О.И., Платонова В.В., Браго А.С., Бондаренко И.В., Золотова Е.В., Канукоева Е.Ю., Селифанова Е.И., Скатова Е.А., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Миронов С.Н., Дорофеев А.Е. Стоматология: организация стоматологической помощи и анатомия зубов // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015, – 155 с.
  10. Утюж А.С., Юмашев А.В., Самусенков В.О., Самусенкова К.В., Смирнова А.Д. Комплексная оценка стрессорного состояния по показателям слюны и артериального давления у стоматологических пациентов на приеме у врача-стоматолога ортопеда // Успехи современной науки и образования. – 2016. Т. 1. – № 3. – С. 26-28.
  11. Юмашев А.В., Адмакин О.И., Локтионова М.В., Михайлова М.В., Нефедова И.В. МДМ-терапия в послеоперационной реабилитации пациентов с тотальными дефектами нижней челюсти // Успехи современной науки. – 2016. – Т. 3. –  № 7. –   С. 168-172.
  12. Дорошина И.Р., Юмашев А.В., Михайлова М.В., Кудерова И.Г., Кристаль Е.А. Ортопедическое лечение пациентов с повышенным рвотным рефлексом // Стоматология для всех. 2014. № 4. С. 18-20.
  13. Утюж А.С., Юмашев А.В., Нефедова И.В. Анализ состояния тревожности у студентов медицинского университета // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-6. – С. 89-92.
  14. Севбитов А.В., Митин Н.Е., Браго А.С., Михальченко Д.В., Юмашев А.В., Кузнецова М.Ю., Шакарьянц А.А., Стоматологические заболевания // – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2016, – 158 с.
  15. Ханин Ю.Л. Кросс культурные перспективы диагностики, индивидуальных различий: методологические и концептуальные проблемы // Вопросы психологии 1989 – № 4 – С. 118-125.
  16. Loktionova M.V., Zhakhbarov A.G., Yumashev A.V., Utyuzh A.S., Nefedova I.V. Rehabilitation ofpatients with total mandible defects // The USA Journal of Applied Sciences. – 2016. – № 2. – С. 10–12.
  17. Утюж А.С., Юмашев А.В., Лушков Р.М, Загорский В.В., Нефедова И.В. –Клинические аспекты биомеханики включенных в блок имплантатов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Естественные и технические науки».  –2016. – №7. – С. 92-97.
  18. Yumashev A.V., Gorobets T.N., Utyuzh A.S., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Klinische und pathologisch-genetische begründung der anwendng des mdm-verfahrens in der korrektur von stressstörungen // Europaische Fachhochschule. – 2016. – № 4. – P. 8-12.
  19. Yumashev A.V., Gorobets T.N., Admakin O.I., Kuzminov G.G., Nefedova I.V. Key aspects of adaptation syndrome development and anti-stress effect of mesodiencephalic modulation // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 19. С. 93911.
  20. Spielberger Ch. Anxiety, current trends in theory and research / Ed. Ch. D. Spielberger. New York, 1972. – Vol. 2. – P. 482.
  21. Utyuzh A.S., Samusenkov V.O., Yumashev A.V., Nefedova I.V., Tsareva T.V.  Analysis of osseointegration adequacy and examination of stability of dental implants after sinus lift operation // Austrian Journal of Technical and Natural Sciences. – 2016, – No 5–6, – P. 16-19.
  22. Samusenkov V.O., Utyuzh A.S., Yumashev A.V., Nefedova I.V., Podporin M.S. Untersuchung der stabilität der zahnimplantate // Europäische Fachhochschule. –2016, №5–6, –P. 28-30.


Все статьи автора «Кристаль Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: