В расчетах связей NAO с температурой поверхностного слоя Белого моря применялся корреляционный анализ. Сравнивались индексы NAO, которые находятся в свободном доступе на сайте NOAA (National Oceanic and Atmospheric Administration) (http://www.cpc.ncep.noaa.gov) и температура поверхностного слоя Белого моря по 9 гидрометеорологическим станциям (Кандалакша, Чаваньга, Гридино, Соловки, Жужмуй, Жижгин, Унский маяк, Мудьюг, Инцы). Более подробная информация о температурной изменчивости Белого моря в районе указанных станций содержится в (Назарова, Толстиков, Филатов, 2004; Толстиков, Петров, 2006; Белое море…, 2007). Также индексы сравнивались с температурой, полученной в результате термогидродинамического моделирования на трехмерной численной модели Белого моря (Neelov, Savchuk, 2003). Все выводы делались на основе результатов расчетов и данных литературных источников.
NAO определяет основные закономерности гидрометеорологических колебаний в Норвежском и Баренцевом море, где создаются положительные аномалии поверхностного слоя воды (Дворкин, Кочанов, Смирнов, 2000). В работе (Алексеева, Шишков, 1997) показано, что коэффициент взаимной корреляции между соленостью одного из районов Северной Атлантики (к западу от Ирландии) и температурой воздуха по Кольскому меридиану после скользящего двухгодичного сглаживания составил 0,73. Вполне естественно, что воздействие NAO сказывается и на температурном режиме Белого моря.
Как известно, (Серяков, 1979; Смирнов, Воробьев, Качанов, 1998; Смирнова и др., 2001) NAO характеризуется разностью давления между Исландским минимумом и Азорским максимумом давления, что влияет на интенсификацию западного переноса в Северном полушарии. Положительные и отрицательные события NAO соответствуют положительным и отрицательным периодам в температуре поверхностного слоя Белого моря (Назарова, Толстиков, Филатов, 2004; Белое море…, 2007). Так, например, в индексах NAO и температуре поверхностного слоя Белого моря синхронно прослеживается теплый 1989 г. и холодный 1978 г. По данным В.Д. Бойцова (Бойцов, 2008) для Баренцева моря также выделяются холодные годы 1978-1979, а после 1988 г. наступил теплый период, что автор указанной работы связывает с NAO. Однако для Белого моря количественные показатели не отражают тесной связи NAO с температурой поверхностного слоя. Коэффициент взаимной корреляции между модельными среднегодовыми значениями температуры поверхностного слоя Белого моря (расчет по трехмерной численной модели (Neelov, Savchuk, 2003)) после скользящего двухгодичного сглаживания и значениями индекса NAO равен 0,47. Это хорошо согласуется с данными, полученными нашими коллегами (Сало, Назарова, 2011) по влиянию Северо-Атлантического колебания на Онежское озеро, которое, если основываться на размерах барических образований, расположено к Белому морю относительно близко.
Стоит отметить, что связь температуры поверхностного слоя Белого моря и индексов NAO прослеживается лишь в зимние месяцы, что подтверждает выводы из работы (Мирвис и др., 2009). По нашим данным наибольшая связь для всей акватории Белого моря отмечается в феврале (r=0,52). Если рассматривать 9 гидрометеорологических станций (см. выше), то наибольший коэффициент корреляции получен для ст. Инцы (0,57), наименьший – для ст. Жужмуй (0,47). Для летнего периода связи температуры поверхностного слоя Белого моря с NAO не выявлены. NAO объясняет в данном случае около 30% вклада в дисперсию температуры поверхностного слоя Белого моря и это хорошо согласуется с результатами работ (Диксон, Майнке, 2005; Дроздов, 2011). В работе (Диксон, Майнке, 2005) показано, что NAO влияет на три основных параметра, обусловливающих океаническую циркуляцию: 1) скорость ветра; 2) скрытый и явный потоки тепла; 3) испарение или осадки.
Причины низкой степени связи указанных выше процессов могут заключаться и в том, что индекс NAO недостаточно адекватно описывает состояние атмосферы в Северной Атлантике, так как характеризует разницу давлений центров действия атмосферы, находящихся в области действия разных зональных потоков (Астафьева, Раев, 2010). Очевидно, механизм глобального опосредованного воздействия на температурную изменчивость поверхности Белого моря более сложный. Основываясь на данных Е.И. Серякова (Серяков, 1979), Е.Н. Дворкина с соавторами (Дворкин и др., 2000), В.И. Бышева (Бышев, 2003), В.Д. Бойцова (Бойцов, 2008), В.В. Дроздова (Дроздов, 2011) попытаемся объяснить воздействие NAO совместно с системой течений Северной Атлантики и Арктики по приведенной ниже схеме.
При усилении северо-восточного пассата, происходящего в результате экзопроцессов, не относящихся напрямую к теме статьи, ускоряется циркуляция системы течений Гольфстрим. Возрастает теплосодержание Северо-Атлантического течения, усиливается разница в давлении между Исландским минимумом и Азорским максимумом. Следствием этих событий является интенсификация западного переноса, а также усиление Северо-Атлантического течения, несущего водные массы через Северную Атлантику в Северный Ледовитый океан, поскольку при положительной фазе NAO адвекция теплой воды в океане усиливается. Большая часть тепла Северо-Атлантического течения (89%) идет на нагрев атмосферы (Химические…, 1997), но теплозапас воды достаточно высок. Температура воды в Баренцевом и Белом море повышается. Далее этот процесс приводит к снижению площадей многолетнего льда в бассейне Северного Ледовитого океана. Поскольку система течений замкнутая, как следствие, становится больше айсбергов, которые выносятся в Атлантику Лабрадорским течением. Эти холодные водные массы смешиваются у Ньюфаундленда с Гольфстримом, и температура Гольфстрима и Северо-Атлантического течения понижается. Следовательно, площадь и мощность льда в Северном Ледовитом океане закономерно возрастает, а количество айсбергов понижается. Период этого колебания составляет около 3,5 лет (Серяков, 1979).
Четырех-пятилетняя вариация, природа которой до сих пор недостаточно изучена, проявляется практически во всех районах Северной Атлантики (Серяков, 1979; Смирнов, Воробьев, Качанов, 1998). Пятилетняя квазипериодичность наблюдается и в колебаниях температуры поверхностного слоя Белого моря (Белое море…, 2007; Толстиков, 2006).
Можно сделать вывод о значительном влиянии крупномасштабных процессов на температурный режим Белого моря, несмотря на то, что многие существующие индексы не в полной мере отражают поведение глобальных осцилляций. Одним из механизмов является Северо-Атлантическое колебание (NAO), воздействующее по сложной схеме закономерностей. Белое море откликается на события NAO, однако тесной связи между этими процессами не выявлено.
Библиографический список
- Алексеева И.А., Шишков Ю.А Циклоническая деятельность над Северной Атлантикой и Эль Ниньо в 1980-е годы // Океанология. 1997. Т. 37. № 6. С. 812-818.
- Астафьева Н.М., Раев М.Д. Влияние крупномасштабного удаленного атмосферного окружения на траектории тропических циклонов // Современ. проблемы дистанц. зондирования Земли из космоса: Физ. основы, методы и технологии мониторинга окружающей среды, потенциально опасных явлений и объектов: Сб. науч. ст. Т. 7. М.: ДоМира, 2010. № 1. С. 61-74.
- Астафьева Н.М., Раев М.Д., Комарова Н.Ю. Региональная неоднородность климатических изменений // Современ. пробл. дист. зондирования Земли из космоса. Физические основы, методы и технологии мониторинга окружающей среды, потенциально опасных явлений и объектов. Сб. ст. Вып.5. Том II. 2008. С. 1-12.
- Белое море и его водосбор под влиянием климатических и антропогенных факторов / Под ред. Н.Н. Филатова, А.Ю. Тержевика. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2007. 335 с.
- Бойцов В.Д. Долгопериодные колебания температуры воздуха в Северной Атлантике и Северо-Европейском бассейне // Изв. РГО. 2008. Т. 140. Вып. 2. С. 6-11.
- Бышев В.И. Синоптическая и крупномасштабная изменчивость океана и атмосферы. М.: Наука, 2003. 344 с.
- Дворкин Е.Н., Кочанов С.Ю., Смирнов Н.П. Североатлантическое колебание и многолетние изменения уровня Северного Ледовитого океана // Метеорология и гидрология, 2000. № 3. С.78-84.
- Диксон Р., Майнке Й. Океанографические условия Атлантики в 1998-1999 гг. и их постепенное восстановление после экстремальных воздействий // Сб. докл. Междунар. симпозиума «100 лет океанографических наблюдений на разрезе “Кольский меридиан” в Баренцевом море». Мурманск: Изд-во ПИНРО, 2005. С. 130-144.
- Дроздов В.В. Влияние крупномасштабных параметров циркуляции атмосферы на уровенный режим Белого моря // Проблемы Арктики и Антарктики. № 1 (87). 2011. С. 65-73.
- Мирвис В.М., Мелешко В.П., Гаврилина В.М., Матюгин В.А., Львова Т.Ю. Воспроизводимость Североатлантического колебания по результатом гидродинамических прогнозов на месяц и сезон, его предсказуемость и связь с качеством прогнозирования аномалий температуры воздуха на территории России // Тр. глав. геофизич. обсерватории им. А.И. Воейкова. СПб. 2009. Вып. 560. С. 7-33.
- Назарова Л.Е., Толстиков А.В., Филатов Н.Н. Климатические особенности водосбора Белого моря // Климат Карелии: изменчивость и влияние на водные объекты и водосборы. Петрозаводск: Карельский НЦ, 2004. С. 114-129.
- Сало Ю.А., Назарова Л.Е. Многолетняя изменчивость ледового режима Онежского озера в условиях нестационарности регионального климата // Изв. РГО. 2011. Т. 143. Вып. 3. С. 50-55.
- Серяков Е.И. Долгосрочные прогнозы тепловых процессов в Северной Атлантике. – Л.: Гидрометеоиздат, 1979. 168 с.
- Смирнов Н.П. Долгопериодные ритмические явления в деятельности Гольфстрима // Известия ВГО. 1965. № 5. С. 427-437.
- Смирнов Н.П., Воробьев В.Н., Качанов С.Ю. Северо-Атлантическое колебание и климат. – СПб: РГГМУ. 1998. 122 с.
- Смирнова А.И., Терзиев Ф.С., Яковлева Н.П., Арсенчук М.О. Закономерности разномасштабной изменчивости элементов гидрометеорологического режима Белого моря, фоновые оценки их колебаний на современном этапе // Материалы VIII регион. науч.-практ. конф. «Проблемы изучения, рационального использования и охраны природных ресурсов Белого моря». Беломорск. 2001. С. 22-29.
- Толстиков А.В., Петров М.П. Средний многолетний температурный режим поверхностного слоя воды прибрежных районов Белого моря // Океанология. 2006. Т. 46, № 3, С.344-350.
- Толстиков А.В. Изменчивость температурного режима поверхностного слоя воды Белого моря // Автореф. на соиск. учен. степ. канд. геогр. наук, Мурманск. 2006. 26 с.
- Химические процессы в экосистемах северных морей (гидрохимия, геохимия, нефтяное загрязнение) / Под ред. Г.Г. Матишов и др. Апатиты: Мурманский морской биологический ин-тут, 1997. 404 с.
- Neelov I.A. and Savchuk O.P. 3-D IO RAS-AARI Coupled Hydrodinamic-biogeochemical Model of the White Sea (Final report of INCO-Copernicus Project “WHITESEA” No. ICA2-CT-2000-10014: «Sustainable management of the marine ecosystem and living resources of the White Sea»), 2003. 220 p.
- NOAA (National Oceanic and Atmospheric Administration). Режим доступа: http://www.cpc.ncep.noaa.gov.