ВНОВЬ НАЙДЕННЫЙ СТАТЕР РЕСКУПОРИДА V КАК ИСТОЧНИК ИСТОРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Андриевский Денис Вадимович
Русское географическое общество

Аннотация
Как известно, монеты чекана этого государя были введены в научный оборот еще на заре становления нумизматики. Однако обнаружение их новых типов все еще вполне вероятно. Так, сравнительно недавно близ г. Старый Крым был найден статер этого правителя. Эта монета стала объектом моего исследования. Учитывая результаты изучения дифферентов на боспорских монетах, проведенного М. М. Чорефом, был сделан вывод о расширении зоны влияния этого государя, отразившегося в поступлении в обращение изучаемой монеты.

Ключевые слова: Боспор, история, нумизматика, Рескупорид V, статер


THE NEWLY FOUND STATER OF RESKUPORIS V AS A SOURCE OF HISTORICAL INFORMATION

Andrievskij Denis Vadimovich
Russian Geographical Society

Abstract
As is known, the coin mintage of the sovereign were introduced in the scientific revolution at the dawn of the formation of numismatics. However, the discovery of new types are still quite likely. Thus, relatively recently near the town of Stary Krym was found this stater ruler. This coin has become the object of my research. Taking into account the results of a study on the Bosporus coins trims conducted by M.M. Choref, it was concluded that the expansion of the zone of influence of the sovereign, was reflected in the immediate treatment of the studied coins.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Андриевский Д.В. Вновь найденный статер Рескупорида V как источник исторической информации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/71194 (дата обращения: 12.12.2024).

Объектом моего исследования стала, на первый взгляд, рядовая боспорская монета — т.н. деградированный статер (рис. 1). На его лицевой стороне выбито стилизованное изображение северопонтийского государя, обрамленное плохо сохранившейся, но все же читаемой легендой. Хорошо различимо только «ΒΑСΙΛE» и «ΡΗСΚΟΥΠΟΡΙ». Восстанавливаю надпись как «ΒΑCΙΛΕΩC ΡΗCΚΟΥΠΟΡΙ». Полагаю, что ее можно перевести как «Царя Рескупорида».

Сразу же замечу, что нас не должны удивлять ошибки в легенде. Ведь написание «ΡΗСΚΟΥΠΟΡΙ» вместо традиционного «ΡΗCΚΟΥΠΟΡΙC» или широко распространенного «ΡΙCΚΟΥΠΟΡΙC» — вполне допустимо [1, C. 323–372]. Остается только констатировать факт, что резчик штемпеля аверса не овладел нормами греческой грамматики. Собственно, столь же слабо он был подготовлен и к своей профессиональной деятельности. Об этом свидетельствует неоправданно низкий рельеф как бы процарапанных, но, в тоже время, оплывших букв, а также небрежность при передаче дифферента «трезубца», размещенного правее изображения боспорского государя.

Обратим внимание на реверс этой монеты. Хорошо видно, что на нем кроме привычного стилизованного изображения императора размещено весьма неординарное обозначение даты выпуска — «AVX» («ανχ»). Последнее обстоятельство привлекло мое внимание. Дело в том, что символ «ν» не мог быть использован с такой целью на Боспоре, так как обозначал число 500 и был размещен после «χ», проставленного с целью информирования о веке выпуска, в данном случае — седьмого. С учетом этого, предполагаю, что этот символ является вертикально отраженной «λ». В таком случае, получаю вместо неординарного «ανχ» логичное «αλχ», которое, в свою очередь, могло быть использовано для обозначения вполне допустимой даты — 631 г. б.э. (334/335 г. н.э.). Следовательно, есть все основания отнести изучаемую монету к эмиссии последнего боспорского государя Рескупорида V(611—639 гг. б.э., 318—342 гг. н.э.).

Подчеркну, что при этом государе выпускали монеты с горизонтально отраженными обозначениями даты выпуска. Речь идет о статерах 629 г. б.э. (332/333 г. н.э.). Основываясь на этом, предполагаю, что боспорские монетарии вполне могли развернуть один из символов даты вертикально. Само же оформление нашего статера очередной раз свидетельствуют о низком уровне подготовки монетных мастеров Боспорского государства.

Однако не это обстоятельство привлекло мое внимание. Куда примечательнее сам факт обнаружения статера 631 г. б.э. Дело в том, что до недавнего времени считалось, что единственная подобная монета была издана на заре становления нумизматики как науки, а позже была утеряна. Напомню, что ее ввел в научный оборот Д. Сестини [8, p. 79, № 21]. К сожалению, ученый не привел изображение своей находки. Судя по его краткому описанию, на лицевой стороне монеты было выбито изображение боспорского царя, окруженное надписью «ΒΑCΙΛΕΥC ΡICΚΟΥΠΟ», а на оборотной был различим бюст императора и обозначение даты «AΛX» («αλχ»). По крайней мере, очевидно, что в написании даты не было ошибки. Так что у нас есть все основания заключить, что в 631 г. б.э. монеты чеканили по крайней мере двумя штемпелями реверса, причем на одном из них было вырезано искаженное обозначение даты выпуска.

Попытаемся истолковать выявленное обстоятельство. Начну с того, что на монете, изданной Д. Сестини, не были выявлены дифференты [8, P. 79, № 21]. А, напомним, что на аверсе вновь найденного статера различим «трезубец» (рис. 1). С учетом ранее прослеженных обстоятельств, приведших к появлению или исчезновению подобных обозначений [4, C. 171—200; 5, С. 456—487; 6, С. 279—299], допускаю, что интересующая меня монета была выпущена на монетном дворе важнейшей резиденции боспорских государей со времен Рескупорида IV(539—550, 551—554, 558—564, 572—573 гг. б.э., 242/243—253/254, 254/255—257/258, 261/262—267/268, 275/276—276/277 гг. н.э.) [4, C. 187—195]. Следовательно, есть все основания считать, что в 631 г. б.э. монетное производство было налажено в двух центрах. А этим, в свою очередь, можно объяснить вариации в написании обозначений даты.

Итак, заключаю, что Рескупориду V в 631 г. б.э. были подконтрольны, по крайней мере, два ключевых региона Боспорского государства: столица, монетарии которой выпускали статеры без дифферентов [2, C. 254; 3, C. 47—51; 4, C. 177; 5, C. 333] и долговременная царская резиденция на противоположной — азиатской стороне, символом которой был «трезубец». Следовательно, этот государь в 631 г. б.э. контролировал Боспорский пролив. А это, в свою очередь, говорит о прочности его режима.

У нас есть основания полагать, что этот порядок вещей сохранился до конца правления Рескупорида V. Сужу по тому, что на монетах его последних эмиссий или отсутствуют дифференты, или встречаются обозначения «двузубец» или «». Т.е. этот правитель продолжал контролировать важнейшие регионы Боспора. Допускаю, что тому причиной был военный успех, в память о котором в 638 г. б.э. (341—342 г. н.э.) были выпущены статеры с очевидным символом победы — пальмовой ветвью на реверсе.

Однако заметим, что вне зоны моего внимания весьма осталось одно, причем очень важное обстоятельство. Дело в том, что пока не объяснена исключительную редкость изучаемой монеты. Считаю, что этот факт может быть объяснен только хроническим кризисом античного производства, не нуждавшегося в значительной денежной массе. Вернее всего, эмиссия 631 г. б.э. в монетном центре с дифферентом «трезубец» была крайне незначительна, были выпущены по сути памятные статеры.

Таким образом, благодаря изучаемой монете, мною была реализована возможность уточнения представлений об истории Боспорского государства в последние десятилетия его существования. Так, есть все основания считать, что в 631 г. б.э. зона влияния Рескупорида Vзначительно расширилась: царь контролировал оба берега пролива. Это может быть объяснено проведением успешной военной операции. Однако экономическая ситуация в регионе оставалась крайне сложной. В результате монетный двор центра «трезубец» в том году выпустил только одну серию довольно небрежно оформленных статеров. Допускаю, что они представляли собой памятные монеты. В любом случае, у нас есть все основания в очередной раз убедиться в чрезвычайной перспективности изучения дифферентов на выпусках позднеантичного Боспора.

Рис. 1. Статер 631 г. б.э.


Библиографический список
  1. Фролова Н.А. Монетное дело Боспора (середина I в. до н.э. — середина IV в. н.э.). Ч. II. Монетное дело Боспора 211 — 341/342 гг. н.э. М.: Эдиториал УРСС, 1977.
  2. Чореф М.М. Территориально-административное устройство Боспорского царства при Фарнаке II по нумизматическим данным // Петербургский апокриф. Послание от Марка (сбор. посвященный памяти Марка Борисовича Щукина). Кишинев, 2011. С. 247—259.
  3. Чореф М.М. «Calamitas virtutis occasio», или к истории последних лет царствования Фарнака II // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. Т. 22, № 7 (126). С. 44—59.
  4. Чореф М.М «Non multa, sed multum», или дифференты на монетах боспорского царства периода «скифских войн», как исторический источник // Stratum plus. Санкт-Петербург; Кишинев; Одесса; Бухарест, 2012. С. 171—200.
  5. Чореф М. М. Боспорское царство при Фофорсе: по данным нумизматики // Российский археологический ежегодник. № 4. Санкт-Петербург, 2014. С. 323—365.
  6. Чореф М. М. К биографии Асандра: путь к престолу // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Севастополь; Тюмень; Нижневартовск. 2014. Вып. 6. С. 456—487.
  7. Чореф М. М. Надчеканки на медных монетах боспорского архонта Асандра // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Севастополь; Тюмень; Нижневартовск. 2015. Вып. 7. С. 279—299.
  8. Sestini D. Descrizione d’alcune medaglie greche del museo del signore barone Stanislao di Chaudoir. Firenze: Presso Guglielmo Piatti, 1831.


Все статьи автора «Андриевский Денис Вадимович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: