Актуальность данной проблемы обусловлена наличием затяжного кризиса финансовой системы и необходимостью интеграции России в условиях поиска выходов из сложившейся экономической ситуации. В своей статье я бы хотел ответить на ряд вопросов:
1. В чем экономические причины агрессивной внешней политики США?
2. Почему Российская экономика оказалась сильно зависима от конъюнктуры мировых рынков, в чем выражается эта зависимость, как мировые рынки влияют на внутреннее положение России?
3.Как неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация 2014-2015г. отразилась на различных секторах экономики в 2014-начале 2015г. (потребление, торговля и импорт; реальные доходы населения, заработная плата и занятость; инвестиции; производство и экспорт; банковский сектор; инфляция)?
4. Какие конкретные меры принимает правительство для обеспечения устойчивости экономики?
5. На поддержку каких секторов экономики они преимущественно направлены, какие сектора экономики остаются без поддержки (если таковые есть)?
6. Предложите дальнейший сценарий развития экономики в 2015г. – 2016г.
1. Сегодняшняя мировая экономика представляет собой единую систему разделения труда с центром в США. Прежде всего потому, что мировая денежная система – долларовая и цены на мировых рынках определяются в долларах. Именно по этой причине США диктуют свои правила, отбиваться от которых сложно и дорого[1].
Необходимо отметить, что состояние экономики самой США находится в ситуации глубокого затяжного кризиса. Это и перенасыщение экономики США долговыми обязательствами (наличие крупнейшего внешнего долга), выпуск дополнительных бумажных денег ничем не обеспеченных, но используемых для вливаний в экономику с целью искусственного поддержания спроса и создания предложения и т.п.
При этом необходимо понимать, что США и их союзники по G7 к настоящему времени исчерпали возможности вытягивания ресурсов из постсоциалистических стран, в которых сложились свои корпоративные структуры, приватизировавшие остатки их производственного потенциала. Исчерпала себя и финансовая война, которую Вашингтон ведет с незащищенными национальными финансовыми системами, привязывая их к доллару посредством навязывания монетаристской макроэкономической политики при помощи зависимых от него
МВФ, рейтинговых агентств, агентов влияния.
Кроме этого необходимо отметить и еще один момент – в экономике начинается период замещения старого технологического уклада новым. Это период кризиса, в ходе которого происходит обесценение и бегство капитала из утративших прибыльность устаревших технологических цепочек и стран, обремененных перепроизводством привычных товаров[2]. Вытягиваемых со всего мира капиталов уже не хватает для обслуживания лавинообразно нарастающих обязательств США[3].
Стоит отметить, что лекарство для излечения кризиса экономики, предлагаемое США, существует только одно – дать толчок экономики посредством создания обвала экономики для получения возможности дальнейших вливаний. Это может быть постоянно подпитываемый локальный конфликт, искусственно созданная природная катастрофа, все, что позволит ввести в оборот как можно больше долларовых купюр – по принципу «вечеринка должна продолжаться», зачем придумывать что-то новое, когда старое зарекомендовало себя с наилучшей стороны.
Иными словами, экономическое превосходство США, создает основу для господствующего положения американской валюты, которое защищается исключительно военно-политическими методами.
2. Говоря о современном состоянии российской экономики необходимо прежде всего отметить, что по сравнению с развитыми экономиками, например, такими как США, экономика России находится в стадии развития – это развивающийся рынок, это последствия смены политического курса с начала 90-х годов XX века, когда на смену плановой экономике, существовавшей в СССР, пришла свободная рыночная экономика.
Таким образом, все проблемные процессы развивающихся рынков, такие как сильное ослабление национальной валюты, перетекание денег из экономики развивающихся стран в более «надежные активы», в первую очередь американские (покупка американской валюты, долгосрочных долговых обязательств и т.п.)[4], в полной мере коснулась и экономики России.
Процессы, происходящие в мировой экономике, напрямую затрагивают и экономику России, которая не является закрытой и достаточно защищенной в силу большей зависимости от конъюнктуры мирового рынка. По сути дела, сегодня российская экономика представляет собой хвост мировой экономики[5].
Вложение рублевых активов в иностранную валюту и иные финансовые инструменты (в том числе и рисковые), при ориентации экономики в основном на экспорт сырья (нефтегазовые доходы составляют до 45% доходной части бюджета РФ), снижение внутреннего производства, ослабление рубля ставят экономику России в сильную негативную зависимость от ситуации на мировом рынке. И в первую очередь на американском рынке, экономика которого, как известно, в силу проведения с начала 2000-х годов Правительством США довольно мягкой финансовой политики, получила наименование «пузырчатой» экономики – наличие большого количества ничем не обеспеченных финансовых обязательств, угрожающих дальнейшему экономическому росту США.
Если «пузырь лопнет» произойдет резкое падение темпов экономического роста, что приведет к большому количеству банкротств крупных финансовых институтов США, в том числе и тех активов, куда были вложены деньги российской экономики. Далее, как результат снижение цен на энергоносители (снижение спроса вызывает снижение доходов), сокращение притока валюты, рост цен, особенно на импортную продукцию, снижение инвестиций.
Таким образом, отсутствие самостоятельности в развитии, поставило экономику России в сильную зависимость от экономической ситуации в мире.
3. В феврале 2014г. произошел ряд существенных событий – политический кризис на Украине, присоединение Крыма к России, поддержка Россией возможного варианта самоопределения своего статуса рядом регионов Украины (Донецкой, Луганской областей), неоднозначная реакция на данные события ряда западных государств, прежде всего США, выразившимся в введении санкций, ответная реакция России – эмбарго на импорт ряда товаров из этих стран, и как результат: падение цен на нефть и валютный кризис (снижение курса рубля к доллару и евро).
Учитывая «интеграцию» в 90-х годах XX века российской экономики в мировую экономику как экспортно-сырьевой страны, со слабой национальной валютой, итоги такой экономической ситуации не сложно спрогнозировать – снижение доходной части бюджета и уменьшение ВВП.
В большей степени введение санкций повлияло на те сектора экономики, которые привлекали иностранные финансовые ресурсы – это в основном производственные предприятия, банки и иные кредитные учреждения, а также использовали импортную продукцию (снижение курса рубля ведет к увеличению стоимости импорта).
Контрсанкции России, а именно запрет на ввоз ряда товаров из стран, которые ввели санкции, по оценке специалистов Института «Центр развития» НИУ ВШЭ обеспечили повышение 12-месячной инфляции примерно на 1,5 п.п[6], а по итогам 2014г. инфляция составила 11,4%.
Банковский сектор из-за вынужденных мер, принятых ЦБ России для стабилизации рынка (резкое повышение ключевой процентной ставки с 8% до 17% в декабре 2014г.), оказался в ситуации повышения стоимости ресурсов, что означало и для банков, и для их клиентов снижение доступности кредитов. Но в то же время повысило привлекательность депозитов, что помогло ограничить масштабы снятия вкладов и снизить риск развития банковского кризиса[7].
Произошло замедление роста розничной торговли в IV квартале 2014г. по сравнению с аналогичным периодом 2013г. практически в два раза с 3,9% до 2,5% в 2014г., что было вызвано снижением покупательской способности населения из-за снижения реальных доходов (в дальнейшем январе 2015г. реальные доходы населения сократились в годовом исчислении на 0,8%, в феврале – на 1,6%, в марте – на 1,8%, в апреле – на 4%), повышением цен на потребительские товары. В январе – феврале 2015г. реальные зарплаты населения упали на 9,1%.
Вышеуказанные причины послужили основаниями для замедления роста экспорта с 5 до 1,2%, однако в купе с падением импорта на 9,1% обеспечили положительный вклад чистого экспорта в рост экономики.
Падение инвестиции до 6,4% в год, связано в большей степени с общей тенденцией снижение инвестиций в российской экономике начиная с 2013г. (ввиду неблагоприятных условий для инвестиций), напрямую не связанных с кризисными явлениями 2014-2015г.
4. Для обеспечения устойчивости российской экономики Правительством РФ был разработан и утвержден «План внеочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015г.» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015г. №98-р).
К ключевым направлениям действий Правительства РФ можно отнести:
- поддержку импортозамещения и экспорта не сырьевых товаров (проектное финансирование, гарантии, фонд поддержки промышленности, индустриальные парки, государственные закупки);
- создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью, в том числе за счет снижения ставки банковского процента и повышения доступности кредитования.
- оптимизация бюджетных расходов за счет выявления и сокращения неэффективных затрат;
- снижение напряженности на рынке труда и поддержку эффективной занятости;
- повышение устойчивости банковской системы.
Кроме этого, предусматривается сокращение в 2015г. бюджетных расходов ориентировочно на 10 процентов, в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат.
В рамках принятого антикризисного плана 14.05.2015г. председателем Правительства РФ Д. Медведевым были утверждены «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года».
В указанном документе в качестве основных факторов роста российской экономики было указано на необходимость реализации как долгосрочных структурных мер по реформированию экономики и социальной сферы, так и краткосрочных мер, обеспечивающих для бизнеса возможности «быстрого старта» – использование полученных конкурентных преимуществ еще до качественного улучшения бизнес-среды и завершения структурной перестройки экономики.
5. В силу задекларированных Правительством первоочередных мероприятий в бюджете 2015г. не предусмотрено сокращение расходов на такие статьи бюджета как обеспечение обороноспособности государства, поддержка сельского хозяйства и исполнение международных обязательств Российской Федерацией.
Исходя из «Основных направлений бюджетной политики на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» при общем темпе снижения бюджетных расходов по показателю «национальная экономика» с 3,1% от ВВП в 2014г. до 2,9% от ВВП в 2015г. планируется увеличить расходы бюджета в виде бюджетных ассигнований на поддержку производства высокотехнологичной продукции, на предоставление субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР по приоритетным направлениям гражданской промышленности, предоставление субсидий российским судостроительным организациям на компенсацию части затрат на проведение НИОКР в целях формирования опережающего научно-технического задела, а также увеличение объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
В целом расходы федерального бюджета, будут направленны на обеспечение экономического роста, связанного с поддержкой приоритетных направлений, включая поддержку промышленности, развитие транспорта, формирование и реализацию экспортного потенциала, развитие науки и инновации[8].
6. Разработанный Минэкономразвития России прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций со стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России. Санкции, введенные Россией на импорт продовольственных продуктов, прекратят действие в августе 2015 года. С 2015 года будут постепенно отменяться санкции в отношении российских компаний[9].
При этом необходимо понимать, что в развитых странах мира активно формируется новая технологическая база долгосрочного роста (наращиваются расходы в таких областях как новые материалы, нано-технологии, информационные технологии, фармацевтика и биотехнологии, микроэлектроника, системотехника, нано-фотоника. Таким образом для России должно стать приоритетным ускоренное технологическое развитие, создание «окна возможностей» для использования имеющихся научных и технологических заделов.
К тому же не исключен и мобилизационный сценарий путем консолидации общества вокруг идеи развития страны, независимо от западного мира[10]. Мобилизационный сценарий предполагает концентрацию внутренних ресурсов для инвестиций, организацию импортозамещающих производств, рост военной составляющей экономики и бюджета.
Необходимо так же отметить, что в первую очередь для изменения кризисной ситуации, необходимо применение срочных мер по изменению кредитно-денежной политики в направлении создания внутренних источников долгосрочного кредита, повышения уровня монетизации увеличение мощности банковской системы.
В ситуации смены технологических укладов для реализации открывающихся возможностей подъема на новой волне роста нового технологического уклада требуется мощный инициирующий импульс обновления основного капитала. Однако имеющийся в настоящее время у российской финансово-инвестиционной системы уровень активности недостаточно велик, а что бы этого достигнуть нужно реализовать ряд мер и в первую очередь осуществить переход к суверенной денежно-кредитной политике[11].
[1]Хазин М. И еще раз о масштабах кризиса. http://worldcrisis.ru/crisis/1935630
[2]Глазьев С.Ю. «Доклад в РАН «О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии».http://worldcrisis.ru/crisis/1692176
[3]Глазьев С.Ю. «Доклад в РАН «О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии».http://worldcrisis.ru/crisis/1692176.
[4] Гурвич В. Интеграция или подчинение. Интернет – журнал «Новая политика». http://www.novopol.ru/-integratsiya-ili-podchinenie–text149837.html
[6] Н.В. Акиндинова, Е.Г. Ясин Доклад «Новый этап развития экономики в постсоветской России» http://conf.hse.ru/2015/specreport
[8] «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (разработан Минэкономразвития России).
[10]Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г. Доклад «Новый этап развития экономики в постсоветской России» С.33 http://conf.hse.ru/2015/specreport.
[11] Глазьев С.Ю. «Доклад в РАН «О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии».http://worldcrisis.ru/crisis/1692176.
Библиографический список
- «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (разработан Минэкономразвития России).
- Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г. Доклад «Новый этап развития экономики в постсоветской России» С.33 http://conf.hse.ru/2015/specreport.
- Глазьев С.Ю. «Доклад в РАН «О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии». http://worldcrisis.ru/crisis/1692176
- Гурвич В. Интеграция или подчинение. Интернет – журнал «Новая политика». http://www.novopol.ru/-integratsiya-ili-podchinenie–text149837.html
- Хазин М. И еще раз о масштабах кризиса. http://worldcrisis.ru/crisis/1935630.