АНАЛИЗ РЫНКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПЛАНА МАРКЕТИНГА

Богданов Даниил Юрьевич1, Ледов Денис Григорьевич2
1Санкт-Петербургский Государственный Университет, Студент, Восточный факультет
2Санкт-Петербургский Государственный Университет, Студент, Восточный факультет

Аннотация
В данной работе авторами рассмотрены состав и процесс создания плана маркетинга, место и значение в нем анализа рынка, а также проведен анализ рынка гостиничных услуг Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: анализ, анализ рынка, гостиничный, маркетинг, план, план маркетинга, рынок, туристский


MARKET ANALYSIS AS A PART OF A MARKETING PLAN

Bogdanov Daniil Yurievich1, Ledov Denis Grigoryevich2
1Saint-Petersburg State University, Student, Faculty of Oriental Studies
2Saint-Petersburg State University, Student, Faculty of Oriental Studies

Abstract
In this article the authors review the composition and the process of making a marketing plan, the place and the meaning of the market analysis in context of the plan, and also analyze the market of hotel facilities of Saint-Petersburg.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Богданов Д.Ю., Ледов Д.Г. Анализ рынка как составная часть плана маркетинга // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/70968 (дата обращения: 02.12.2024).

Введение

Часто человек, прежде чем сделать покупку, сознательно или же просто из любопытства изучает продукцию по объявлениям в интернете, газетах, журналах, по электронным и печатным каталогам, а затем выбирает самое лучшее и подходящее ему больше всего с точки зрения цены и качества. Это вполне вписывается в понятие «анализ рынка»: фирма, которая хочет пробиться в группу лидеров отрасли, должна провести глубокий и подробный анализ существующих конкурентов и их ассортимента. Частичный анализ рынка фирма может провести силами сотрудников отдела маркетинга, продаж, закупок, а полный анализ обычно поручают специализированным консалтинговым компаниям и центрам маркетинговых исследований.

Любому предприятию необходимо произвести грамотную сегментацию  и внимательно изучить потребности своей целевой аудитории. Крупным компаниям это также нужно для дальнейшего развития: чтобы увеличить свою рыночную долю, они могут вывести на рынок продукт с собственной маркой, активно заняться его рекламой и превратить его в бренд, чтобы одно лишь упоминание о нем вызывало желание его купить. Торговым сетям для эффективной экспансии в регионы следует изучить очевидные и неочевидные особенности этих регионов, емкость рынка, степень его насыщенности и влияние конкуренции. Объединениям, перед выходом на рынки других стран, необходимо изучить законодательства этих стран, вопросы интеграции, макроэкономические особенности, политические отношения, тенденции в своей и смежных отраслях. Как можно заметить, анализ рынка затрагивает все стороны бизнеса.

Следует отметить, что компания не должна ограничиться единоразовым исследованием рынка, сколь бы полным оно не являлось – для успешного развития бизнеса необходимо систематически отслеживать изменения на рынке и проводить анализ:

  • современных тенденций;
  • конъюнктуры отраслевого рынка по ассортименту, номенклатуре, новинкам;
  • достижений группы лидеров и ближайших конкурентов;
  • конкурентного влияния;
  • целевых потребителей;
  • спроса первоочередных потребностей;
  • условий для благоприятного развития;
  • тактики цен конкурентов;
  • мер по достижению успеха в бизнесе;
  • по комплексу сервиса;
  • конкурентоспособности продукта;
  • соблюдения финансовой дисциплины и возможности денежного обеспечения продаж или производства.

Для получения и расширения успешной рыночной доли фирме необходимо:

  1. Опираться на опыт лучших представителей отрасли в своей стране: в России широко распространено создание торговых марок на местах продаж, так сейчас поступают, например, сети гипермаркетов «Лента», выпуская товары различного назначения под марками «Лента» и «365 дней», а также сеть «Перекресток».
  2. Перенимать и адаптировать к местным реалиям опыт зарубежных компаний: особенность российского рынка заключается в своеобразии конкуренции – очень мощной доли конкуренции исключительно ценовой. В то же время, в предпочтениях покупателей западных стран на первом месте качество продукции и репутация фирмы, и объясняется это тем, что на развитом рынке цены товаров одной группы близки друг к другу и борьба идет за качество продукции и надежность поставок. Следовательно, проблема борьбы за качество для фирмы должна встать особенно остро.
  3. Создавать и продвигать собственные инновации: это позволит заполнить новые смежные области рынка (например, как это сделали производители жевательных резинок, начав выпускать жвачку для детей, жвачку для уничтожения запаха табака и т.д.), а также создать собственный неповторимый образ компании («Балтика», «Тинькофф» и т.д.)

Итак, целями данной работы являются следующие пункты:

  1. Рассмотреть план маркетинга и выяснить место в нем анализа рынка;
  2. Изучить подробнее анализ рынка в его многоаспектности;
  3. Провести анализ рынка туристских услуг Санкт-Петербурга;
  4. Сделать вывод о том, какая стратегия развития бизнеса наиболее предпочтительна для предпринимателя в Санкт-Петербурге.

При написании статьи использовались следующие источники: книга Джона Вествуда «Маркетинговый план», где можно найти общую информацию о составляющих маркетингового плана и его отличиях от корпоративного; книга Матанцева А.Н. «Анализ рынка: настольная книга маркетолога», где автор подробнейшим образом излагает все об этапах проведения анализа рынка, тонкостях и неочевидных моментах, заостряя внимание на особенностях именно российского рынка; документ с сайта Colliers.com, представляющий собой обзор гостиничного рынка Санкт-Петербурга по итогам 2015 года – был использован в качестве источника фактических данных.

1. План маркетинга и роль в нем анализа рынка.

Маркетинговый план – это письменный документ, который описывает стратегии использования элементов маркетинга для достижения определенных маркетинговых целей. Он анализирует маркетинговую ситуацию, определяет проблемы, выявляет маркетинговые возможности фирмы, устанавливает цели и описывает стратегии и тактику решения проблем и достижения целей. Маркетинговый план – важнейшая часть плана компании, а процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета фирмы. Маркетинговые планы бывает следующих видов:

  1. долгосрочные;
  2. среднесрочные;
  3. краткосрочные.

Универсального определения периодов планирования не существует. Долго- и среднесрочные планы часто называют “стратегическими”, потому что в них рассматриваются рассчитанные на длительный период времени стратегии бизнеса, краткосрочные планы часто называют “корпоративными” или “бизнес-планами”, так как они являются руководством для повседневной деятельности. Использование того или иного плана зависит от того, чем занимается компания, какие рынки она обслуживает и насколько необходимо ей планирование выпуска продукции в будущем.

Примерная структура маркетингового плана такова:

  1. Формулировка маркетинговой политики фирмы. В данном разделе резюмируется направление маркетинговой политики, а также приводится качественная оценка результатов всех направлений маркетинга.
  2. Анализ рынка сбыта. В данном разделе проводится анализ рынка сбыта, состояние дел по работе с прямыми конкурентами, практическая работа с сегментированием рынка.
  3. Стратегия. Выбор наилучшего курса для достижения цели — задача стратегии.
  4. Тактика. Стратегию следует развить, подробно представив детали, относящиеся к инструментарию маркетинга и конкретным мероприятиям. Для мероприятий выбираются ответственные и сроки выполнения.
  5. Бюджет. Запланированные мероприятия и работы связаны с затратами, которые приплюсовываются к бюджету, необходимому для достижения целей компании.
  6. Контроль. Компания должна установить периодичность пересмотра плана и контрольные показатели, позволяющие определить, как продвигается работа по достижению цели. Если показатели отстают от плановых, компания должна пересмотреть цели, стратегию или список мероприятий, чтобы исправить положение.

Таким образом, анализ рынка является одним из основных пунктов плана маркетинга. Соответственно, фирме следует подходить к выполнению этого пункта со всей ответственностью и тщательностью.

2. Анализ рынка в подробностях.

В рамках проведения анализа рынка можно выделить несколько пунктов:

  1. Определение параметров рынка
  2. Исследование конъюнктуры рынка
  3. Определение состава рынков и рыночных ниш
  4. Выявление целевых потребителей
  5. Анализ спроса
  6. Выявление влияния конкуренции
  7. Анализ цен и качества услуг/товаров конкурентов
  8. Роль рекламы в анализе рынка
  9. Оценка качества и конкурентоспособности услуги/товара
  10. Выявление стратегии развития бизнеса

Рассмотрим их подробнее.

Определение параметров рынка.

Если фирма хочет успешно продвигать свою продукцию или услуги в условиях возрастающей конкуренции и занятия новых рыночных ниш, она должна с достаточной точностью установить и оценить характеристики рынка. Отраслевой рынок характеризуется следующими основными параметрами:

  1. емкость;
  2. потенциальная емкость;
  3. рыночная доля;
  4. степень насыщения;
  5. насыщенность;
  6. интеграция
  7. средняя годовая величина покупки;
  8. стабильность;
  9. структурированность;
  10. доля отечественных и импортных товаров;
  11. платежеспособность населения;
  12. инвестиции

Своеобразие отечественного рынка заключается в том, что на него одновременно влияет целый ряд параметров:

  1. макроэкономические факторы;
  2. глобальные интеграционные процессы в экономике;
  3. отраслевые конъюнктурные изменения;
  4. отраслевые изменения по моде, номенклатуре, ассортименту, цене и качеству продукции/услуг.

Как уже говорилось ранее, существует полный и частичный анализ рынка. При частичном анализе проводят маркетинговые исследования по выбранному сектору рынка, по отдельному виду продукта/услуги в масштабе региона, области, города, района.

Полный анализ рынка проводится по ступеням (см. схему 1).

Схема 1

Первая ступень – это анализ рынка в целом, определяются:

  1. степень интеграции в мировой рынок;
  2. структурированность и сегментация;
  3. емкость рынка;
  4. условия квотирования и ограничительные пошлины;
  5. рыночная доля импортных и отечественных товаров;
  6. рыночная доля фирм;
  7. разница между емкостью рынка, ценами и наценками периферийных и крупных городов.

Вторая ступень – анализ выбранного сегмента рынка по расположению или группе продукции:

  1. емкость рынка, реальная и потенциальная;
  2. рыночная доля ведущих предприятий и своей фирмы;
  3. доля импортных и отечественных товаров;
  4. показатель насыщенности группы продукции;
  5. временная стабильность по тенденции роста, по уровню цен, по качеству продукции;
  6. влияние конкуренции, при подавляющем ее влиянии – степень монополизации;
  7. цены всех групп на основе равномерной выборки.

Третья ступень – анализ одного или нескольких отдельно выбранных объектов (производственных или торговых):

  1. полная номенклатура по численности и товарным группам;
  2. ассортимент;
  3. объемы производства/продаж у основных конкурентов;
  4. наличие собственных или заимствованных торговых марок и степень их раскрутки;
  5. цены группы привлекательных товаров и по отдельным товарам;
  6. относительные цены и отклонение цен от средних;
  7. скидки, льготы и уровень обслуживания.

На этой ступени составляется маркетинговая оценочная карта. В ней указываются величины основных параметров рынка, сопоставляемые регулярно, раз в месяц или квартал.

Четвертая ступень – прогнозирование. Если фирме удалось выявить какие-либо явные тенденции на рынке и придумать, как использовать их в свою пользу, то это может стать залогом роста прибыли.

Исследование конъюнктуры рынка.

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

Анализ конъюнктуры рынка — основа для разработки тактики и стратегии предприятия (как в настоящем, так и в будущем), прогноза конъюнктуры рынка и состояния конкуренции — наиболее важных элементов анализа.

Прогноз конъюнктуры рынка представляет возможные варианты изменений в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства товара, что позволяет получить прогнозы объема продаж, спроса, предложения и соотношения между ними. При составлении прогноза рынка как части общего маркетингового прогноза используют информацию из разнообразных аналитических маркетинговых исследований (среды, потребителя, товара, предприятия). Основная цель изучения конъюнктуры рынка — установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.

Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.

Определение состава рынков и рыночных ниш.

Рыночная ниша – это незанятое или не полностью занятое место на рынке, позволяющее фирме использовать свои преимущества перед конкурентами.

Чтобы правильно выбрать нишу рынка для вашего предприятия, следует, прежде всего, попытаться найти практическое применение вашим способностям, знаниям, квалификации на рынке. Сегодня глубокая специализация требуется не только в технологии производства, но и в методах работы с потребителями, поэтому одним из способов определения ниши является нововведение в области реализации своих товаров и услуг.

Процесс определения ниши рынка часто напоминает поиск свободного пространства, рыночного вакуума, который надо поскорее заполнить. Задачей маркетинга как раз и является определение места и способа решения имеющихся у потребителей проблем. Сегодня в любой экономике ниши возникают даже в традиционных отраслях, на уже поделенных рынках.

Выявление целевых потребителей.

Существует три главных этапа целевого маркетинга (см. приложение 1). Первый этап – сегментация рынка, т. е. деление рынка на определенные группы покупателей, требующих различные товары и (или) комплексы маркетингового воздействия на рынок (маркетинг-микс). Компания определяет разные способы сегментации рынка и разрабатывает профили полученных рыночных сегментов. Следующий шаг – выделение целевого рынка, то есть анализ сегментов по их привлекательности для компании и выбор одного или нескольких целевых сегментов для последующей маркетинговой работы. Третий шаг – это позиционирование товара на целевом сегменте рынка и разработка соответствующего комплекса маркетинга.

Анализ спроса.

Определение спроса на товар является одним из важнейших этапов обоснования цены. Расчет цены на товар невозможен без изучения спроса. Высокая или низкая цена немедленно отразится на спросе на товар. Максимальная цена формируется спросом. Величина спроса зависит от ряда факторов, таких как потребности покупателя в данном товаре, характеристики потребителей, доходы потребителя, цены на замещающие и дополняющие товары и т.д.

Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена известной всем кривой спроса.

Выявление влияния конкуренции.

Конкуренция необходима для нормального функционирования рыночной экономики, но, как любое явление, имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию процесса введения инноваций, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. Негативные же черты происходят от стремления задавить своих конкурентов и самому вырваться вперед – достижение консенсуса часто невозможно. Это толкает фирмы и на нарушение экологических норм, и моральных, и законодательных.

Анализ цен и качества услуг/товаров конкурентов.

Диапазон для установления цен определяется двумя параметрами: спросом, который устанавливает верхнюю границу, и издержками, обусловливающими нижнюю. Внутри данной области в игру включаются другие факторы: позиции и поведение конкурентов, цены и качество их товаров. Каждое предприятие должно знать не только цены продукции конкурентов, но чем эти товары качественно отличаются.

Изучая продукцию и прейскуранты на товары конкурентов, производя сравнительные покупки для сопоставления цен и качества конкретных изделий, опрашивая покупателей об их отношении к этим факторам, предприятие таким образом проводит тщательный анализ цен товаров и их качества, что позволяет ему на этой основе объективно сопоставлять позиции своей продукции и товаров конкурентов. При этом полученная информация может использоваться предприятием как исходная база для ценообразования и определения своего места среди конкурентов. От результатов проведенного анализа зависит решение вопроса об установлении либо более высокой цены товара, чем у конкурентов, либо, наоборот, низкой, что будет преимуществом конкретного изделия.

Если товар аналогичен продукции основного конкурента, то предприятие вынуждено назначать цену, близкую к его цене. В противном случае предприятие может потерять рынок сбыта своей продукции. Если товар ниже но качеству, необходимо запросить за него такую же цену, как у конкурента. Установить цену выше, чем у конкурента, можно только тогда, когда конкретные изделия лучше по качеству.

Роль рекламы в анализе рынка.

В бизнесе роль рекламы многозначна. Помимо выполнения основной задачи – привлечения клиентов, она также является предметом для анализа рынка. С её помощью можно определить динамику изменения состояния фирм-конкурентов, выявить лидеров в отрасли, оценить эффективность и узнаваемость брендов, проводить различные сравнения и т.д.

Кроме того, реклама является одной из основных частей в методике определения  влияния конкуренции.

Оценка качества и конкурентоспособности услуги/товара.

Конкурентоспособность — это преимущество услуги на рынке, свойство, способствующее ее продвижению в конкурентной среде. Качество услуги может оставаться неизменным, а вот конкурентоспособность при этом – меняться в зависимости от различных факторов, оказывающих влияние на способность услуги быть конкурентной. Оценка конкурентоспособности услуги включает в себя проработку следующих вопросов:

-       выявление потребностей потенциальных клиентов;

-       исследование рынка с целью получения данных о конкурентах, а также способах продвижения услуги;

-       разработка единого стандарта уровня качества для производителей и потребителей;

-       установка взаимосвязей между факторами, влияющими на конкурентоспособность услуги;

-       формирование системы показателей, позволяющих оценить конкурентоспособность, а также разработка методов и алгоритмов для подсчета этих показателей.

Выявление стратегии развития бизнеса.

Существует четыре основных вида бизнес-стратегий:

-       стратегии концентрированного роста;

-       стратегии интегрированного роста;

-       стратегии диверсифицированного роста;

-       стратегии сокращения;

Стратегии концентрированного роста заключаются в наборе изменений, призванных осуществить изменение продукции, которую выпускает компания или всего рынка целиком. При этом стратегия не касается других объектов стратегического планирования. Стратегии концентрированного роста, в свою очередь, делятся на следующие типы стратегий бизнеса:

-       Стратегия усиления рыночных позиций;

-       Стратегия развития рынка товаров и услуг;

-       Стратегия создания и развития продукта.

Стратегии интегрированного роста действуют за счет увеличения структуры компании. Характерной их чертой является создание новых производств и подразделений в рамках уже существующих бизнес-процессов. Существуют следующие типы стратегий интегрированного развития бизнеса:

-       Стратегия обратной вертикальной интеграции;

-       Стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

К стратегиям диверсифицированного роста обычно обращаются, если рыночная ниша исчерпала свой потенциал или близка к этому состоянию. Эти стратегии подразумевают расширение базового ассортимента продукции, поиск новых возможностей на существующем рынке. Эта форма развития — стратегия развития малого бизнеса, который испытывает рост и требует расширения. Существуют следующие виды стратегий, основанных на диверсификации:

-       Стратегия центрированной диверсификации;

-       Стратегия горизонтальной диверсификации;

-       Стратегия конгломеративной диверсификации.

Стратегии сокращения обычно используют в том случае, если после длительного периода роста и развития возникает потребность в реструктуризации структуры бизнеса, тотальном пересмотре ассортимента продукции. Потребность в сокращении может быть вызвана экономическим кризисом, некими кардинальными изменениями в экономике, необратимыми изменениями в структуре спроса и предложения. В случаях таких резких изменений конъюнктуры, компании прибегают к стратегии целенаправленного сворачивания деятельности. Такие стратегии, как правило, чреваты болезненными последствиями для бизнеса и для персонала. Тем не менее, несмотря на очевидный регресс в деятельности, стратегии сокращения также являются стратегиями развития — их невозможно избежать, а при правильной реализации сокращения такой подход может оказаться единственным, который позволит бизнесу продолжить своё существование в новых условиях. Также такие стратегии могут быть полезными при обновлении бизнеса, для внедрения новых подходов, отказа от устаревших технологических циклов. Существует четыре основных вида стратегий сокращения:

-       Стратегия ликвидации;

-       Стратегия «сбора урожая»;

-       Стратегия сокращения;

-       Стратегия сокращения расходов.

На практике, многие компании прибегают к реализации сразу нескольких стратегий, которые, впрочем, не взаимоисключают, а дополняют друг друга. Такие стратегии, объединяющие базовые стратегии развития бизнеса, называют комбинированными стратегиями развития бизнеса.

3. Анализ рынка туристских услуг Санкт-Петербурга.

Поскольку туристская услуга – понятие растяжимое, это может быть и гостиничное обслуживание, и экскурсионное, и транспортное, и тур в целом, то и анализ рынка туристских услуг, фактически, представляет собой анализ нескольких рынков. В данной работе будет рассмотрен один из них – рынок гостиничных услуг.

Обзор гостиничного рынка

Предложение.

К концу 2015 г. в Санкт-Петербурге насчитывается 141 гостиница, и все вместе они могут предоставить примерно 20 тыс. номеров (не включая мини-отели, ведомственные гостиницы и общежития). В 2014 году в городе открылись две гостиницы, позиционирующие себя в сегменте 4*, – отель «Екатерина»  (37 номеров) на Миллионной улице и Majestic Boutique Hotel 4* Deluxe (74 номера) на Садовой улице. Девальвация рубля отразилась на сроках открытия гостиниц иностранными предпринимателями, так как существенно подорожал конечный этап подготовки – отделка номерного фонда: значительное количество фирм перенесли открытие на 2016 год. Администрацией Санкт-Петербурга в конце прошлого года был принят к рассмотрению ряд стимулирующих мер, таких как сокращение объемов инвестирования в гостиницу для получения статуса стратегического инвестора с 15 млрд до 1,5 млрд рублей и налоговые льготы для собственников новых трехзвездочных отелей, введенных в эксплуатацию с 2016 г., однако новые проекты пока не анонсируются. Предполагается, что в 2016-2018 гг. в эксплуатацию будут сданы 8 новых гостиниц (1600 номеров). Однако обстановка такова, что сроки сдачи проектов выполнят, скорее всего, не все компании, даже несмотря на анонсы и подписанные договоры. В непростой экономической ситуации, сложившейся на данный момент, проблемы возникают с получением финансирования.

Спрос и ценовая политика.

Согласно данным Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, в 2015 г. город посетило 6.5 млн человек – что на 8% больше, чем в предыдущий год. Основной прирост пришелся на российских туристов, число которых в течение последних четырех лет показывает ежегодный рост на 30%. Число иностранных гостей существенно не изменилось – с 2013 г. увеличение иностранного турпотока в Петербурге составило всего 4%. Вместе с уменьшением количества туристов из Европы и Северной Америки наблюдается увеличение турпотока из арабских и азиатских стран. 2015 год стал успешным для большинства отельеров. В высокий сезон отели были загружены на 80–90%. Рост средней цены номера практически во всех сегментах рынка.

Тенденции и прогнозы.

Девальвация рубля существенно повлияла на формирование новых туристических предпочтений и направлений. В 2016 г. ожидается сохранение высокой доли внутренних туристов в общем объеме гостей города. А в случае улучшения внешнеполитических отношений возможен и прирост платежеспособного западного туристического потока, для которого стоимость поездки в Россию в валютном пересчете существенно снизилась за прошедшие два года.  С точки зрения операционных показателей год был удачным, но для девелопмента он оставался сложным. Новое строительство в условиях недоступности недорогого финансирования и растущей стоимости как строительства здания, так и последующей отделки номеров, остается ограниченным. Кроме того, определенные сложности возникают на этапе привлечения профессиональных гостиничных операторов, так как долгосрочное прогнозирование как расходной, так и доходной части бизнеса затруднено.

Заключение.

Итак, после рассмотрения анализа рынка в системе плана маркетинга и отдельно, был рассмотрен реально существующий рынок гостиничных услуг Санкт-Петербурга. Можно предположить, что для отельеров, в сложившихся условиях, наиболее рационально будет использование:

  1. Стратегии сокращения расходов, так как, несмотря на увеличение количества туристов по сравнению с 2014 годом (см. рис. 1), их количество все же не достигает показателей, например, 2008 года, а заполненность гостиниц составляет 64% (см. таб. 1). Возможно, следует законсервировать часть номерного фонда.
  2. Стратегии центрированной диверсификации. Ввиду прогнозируемого увеличения количества китайских туристов (Красный маршрут), а также туристов из арабских стран, отельерам следует задуматься над добавлением новых видов предлагаемого продукта.

Рисунок 1

Показатель

Значение

Количество гостиниц

141

Количество номеров

19910

Туристский поток в 2015 (млн. человек)

6,5

Заполняемость (%)

64

Таблица 1

В ходе написания статьи были рассмотрены следующие аспекты:

  1. Анализ рынка в составе плана маркетинга;
  2. Анализ рынка как совокупность его составляющих, отвлеченно от конкретной тематики;
  3. Гостиничный рынок Санкт-Петербурга.

По результатам работы можно сделать вывод о том, что, несмотря на девальвацию рубля и сложную политическую обстановку, у деятелей туристского бизнеса все же есть ряд возможностей, которыми можно и нужно воспользоваться.


Библиографический список
  1. Вествуд Дж. Маркетинговый план. Пер. с англ. Серия “Наука делать деньги”. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
  2. Ильина Е. Л. Туроперейтинг: учебник – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.
  3. Матанцев А. Н. Анализ рынка: настольная книга маркетолога. –  М.: Альфа-Пресс, 2007. – 549 с.
  4. Colliers: [электронный документ]. – URL: (http://www.colliers.com/-/media/files/emea/russia/st-petersburg/reports/2015/2015-q4/rus/spb_hotel_market_2015_rus.pdf?la=ru-ru). Проверено 23.05.2016


Все статьи автора «Богданов Даниил Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: