ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Чеснокова Татьяна Дмитриевна1, Щеулова Екатерина Алексеевна2
1ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка, психолого-педагогический факультет
2ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, ассистент кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования, психолого-педагогический факультет

Аннотация
В этой статье раскрывается проблема тревожности учеников старшего подросткового возраста. Выявляется уровень тревожности на основе проведенного исследования учеников десятого класса.

Ключевые слова: подростковый возраст, стрессовое состояние, тревожность


THE STUDY OF THE ANXIETY LEVEL OF STUDENTS OLDER ADOLESCENTS

Chesnokova Tatiana Dmitrievna1, Sheulovа Ekaterina Alekseevna2
1Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, student, psycho-pedagogical faculty
2Federal STATE Autonomous educational institution of Higher Education «National research Nizhny Novgorod state University. N. And. Lobachevsky», Arzamas branch, assistant of the chair of General pedagogy and pedagogy of professional education, psycho-pedagogical faculty

Abstract
In this article, the problem of anxiety students older adolescents. Reveal the level of anxiety on the basis of the study students of the tenth grade.

Keywords: adolescence, anxiety, stress


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чеснокова Т.Д., Щеулова Е.А. Изучение уровня тревожности школьников старшего подросткового возраста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/09/70707 (дата обращения: 08.12.2024).

Подростковый период богат определенными проблемами, переживаниями и кризисами. В этом возрасте формируются устойчивые черты и свойства личности, обретается новый статус в обществе, происходит становление собственного «Я», накапливается и усваивается много знаний. Подросток начинает анализировать свои поступки, свою деятельность, самого себя и что, самое главное, соотносить все это со сверстниками. Пубертатный период у каждого ребенка проходит по-разному, происходят диспропорции в развитии, у кого-то этот период проходит успешно плавно, у кого-то с задержками в развитии и это нормально. На фоне этого у некоторых подростков, заметивших свои отклонения от нормы развития, появляется чувство тревоги и страха [1].

Определение понятия тревожность было введено психоаналитиками и считалось свойством, изначально присутствующим, в личности человека. Тревожность – чувство психологического дискомфорта, связанное с ожиданием какой-либо опасности. Наибольшее влияние тревога оказывает именно в подростковом возрасте, имея место быть мотивом какой-либо деятельности, подчиняя себе другие мотивы.

У каждого ребенка на каждом возрастном этапе есть факторы, вызывающие тревогу. Конечно же такие факторы есть и в подростковом возрасте. Чаще всего фактором тревожности старшего подросткового возраста становится ощущение противоречия между собственными возможностями и способностями, а также фактор того, что жизненные цели и статус еще не определены.

По мнению А.М. Прихожан тревожность в подростковом возрасте может усиливаться за счет следующих факторов: слишком высокие требования родителей; упреки родителей, которые приводят к чувству вины у ребенка; а также наличие страхов из уголков эмоциональной памяти уже пережитых ребенком ситуаций, угрожающих его жизни [2].

Каждый школьник хотя бы в самой малой степени испытывает тревогу за что-либо. Мы решили выяснить в какой степени школьники-подростки испытывают тревогу, обучаясь в сельской школе.

Экспериментальной базой нашего исследования стала МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. В исследование принимали участие старшие подростки 10 класса в составе 10 человек.

Нами была выбран для исследования тест Люшера. Данный тест основан на предположении, что цвет способен выявить функциональные особенности личности. В тесте использованы четыре основных и четыре дополнительных цвета [3]. Результаты исследования были следующие.

Рисунок 1. Результаты исследования уровня тревожности старшего подросткового возраста по тесту Люшера

Из рисунка 1 видно, что 40% учеников испытывают высокий уровень тревожности, 30% средний и только 30% остаются в норме. Рассмотрим каждого исследуемого со значительным уровнем тревожности отдельно.

У первого исследуемого в 6 и 7 позиции были отмечены основные цвета, что означает возможный конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемые цвета синий и зеленый могут быть источником стресса исследуемой, а точнее отсутствие покоя, привязанности и неспособность самоутвердиться. Показатель компенсации ученицы находится в норме, но все же состояние недостаточно оптимально. Присутствие основных цветов в четвертой функциональной группе говорит о вероятности дальнейшего развития состояния тревоги у исследуемой. Наличие желтого и серого в первой функциональной группе говорит о стремлении ученицы выйти из неприятной ситуации и о ее четком представлении как это сделать.

Следующий исследуемый отметил на седьмом месте основной цвет красный, что говорит о наличии тревожности, вызванного не способностью действовать и добиваться успеха. Наличие красного и фиолетового в одной функциональной группе говорит о наличии стресса из-за неудачных попыток добиться взаимопонимания и наличии чувства неуверенности в себе.

Наличие фиолетового цвета в первой функциональной группе следующей исследуемой говорит о негативном состоянии и наличии тревожности. Синий цвет на седьмом месте означает возможность дальнейшего развития тревожности. Сочетание фиолетового и красного говорит о некотором увлечении и стремлении произвести впечатление. Сочетание цветов синего и черного в отвергаемой группе говорит о состоянии, близкому к стрессу, не желанию участвовать в напряженной ситуации.

У следующего исследуемого ученика был выявлен высокий уровень тревожности. Выбор дополнительного цвета на первом месте говорит о негативном состоянии, наличии тревожности и конфликтности. Выбор основного цвета (зеленого) в группе отвергаемых цветов подтверждает факт наличия тревожности, связанного с неспособностью самоутвердиться. Сочетание черного и желтого в первой функциональной группе говорит об отчаянии и суицидных мыслях ученика. Сочетание серого и коричневого в отвергаемой группе цветов говорит о завышенной самооценке и стремлении выйти из непростой ситуации.

Следующая ученица проявила средний уровень тревожности. В отвергаемой группе цветов были выбраны основные (красный и зеленый), что говорит о наличии тревожности и негативного состояния на момент проведения теста. Сочетание зеленого и коричневого в 4-ой группе говорит о приближающемся стрессовом состоянии и необоснованном стремлении к признанию. Сочетание желтого и фиолетового в 1-ой группе говорит о некой эйфории и стремлении к ярким впечатлениям и эмоциям.

У следующего подростка средняя степень тревожности, утвержденная наличием основного цвета в группе отвергаемых цветов. Сочетание синего и красного цветов говорит о потребности тесных взаимоотношений и внимании со стороны сверстников. Сочетание коричневого и фиолетового цветов говорит о негативном состоянии из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.

И у последнего исследуемого так же был выявлен высокий уровень тревожности, утвержденный наличием основного цвета в группе отвергаемых цветов и дополнительного цвета в группе основных цветов. Тревожность исследуемого вызвана не способностью утвердится среди сверстников. Показатель компенсации отмечен дополнительным цветом, что говорит о негативном состоянии ученика, о его негативном отношении к окружающей ситуации. Сочетание фиолетового и синего цветов в 1-ой группе говорит о неопределенном настроении ученика, о его стремлении к гармонии. Сочетание серого и черного цветов в 4-ой группе говорит о стремлении выйти из тревожного состояния и о надеждах на хорошее будущее.

Таким образом, большая часть учеников 10 класса (70%) подвержены тревожному состоянию. В основном, состояние тревоги у учеников вызвано неспособностью самоутвердится, отсутствием полноценного внимания со стороны сверстников, противоположного пола и родителей, неуверенностью в себе и недостатком положительных эмоций. Однако радует тот факт, что все ученики, подверженные стрессовому, тревожному состоянию желают найти выход и надеются на хорошее будущее.

Данные результаты исследования дают нам возможность разработать рекомендации для учеников старшего подросткового возраста по преодолению стрессового, тревожного состояния:

  1. Помните, что рядом с вами всегда ваши близкие и дорогие вам люди, которым вы можете рассказать о своей тревоге. Они поддержат вас и помогут понять на сколько серьезна ваша тревога.
  2. Составьте список ваших тревог. Внимательно изучите его и на каждую тревогу задайте себе вопрос: «А стоит ли беспокоиться?». Если же вы пришли к выводу, что эта тревога не значительна, беспокоиться не о чем, то ясно проговорите: «Причин для беспокойства нет, я успокаиваюсь». Если же действительно есть о чем беспокоиться, то постарайтесь исправить ситуацию, прибегнуть к активным действиям, найти пути решения.
  3.  Если же ваша тревога касается близкого вам человека, например друга, спросите себя: «А чем я смогу помочь ему в таком тревожном состоянии?». И ведь действительно, угнетениями и переживаниями вы ему не поможете, а вот успокоиться и реально посмотреть на проблему, придумать, чем вы сможешь ему помочь, будет действительно полезно для вашего друга.
  4. Если вы очень часть испытываете чувство тревоги, часто переживаете, заведите ежедневник и записывайте туда причину своей тревоги, ваши ощущения и способы, которые помогли вам с ней побороться. Перечитывая свои записи, вы поймете, что плохое осталось позади, после него следует «белая полоса» в жизни и эта тревога возможно вовсе не стоила ваших переживаний.
  5. К сожалению, мы не в силах повлиять на все события в жизни и все исправить. Но ваше мнение, ваш взгляд всегда остается с вами и вы способны это контролировать, поэтому просто посмотрите на проблему с другой, более положительной стороны. Помните русскую пословицу «Что ни делается, все к лучшему».

Перенаправьте свою тревогу, отвлекитесь, например, на физические упражнения. Спорт – это жизнь, а жизнь надо беречь, она одна.


Библиографический список
  1. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузовСост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2001. – 624 с.
  2. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЭК, 2000. –304 с.
  3. Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: АСТ, 2005. – 192 с.


Все статьи автора «Чеснокова Татьяна Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: