Подростковый период богат определенными проблемами, переживаниями и кризисами. В этом возрасте формируются устойчивые черты и свойства личности, обретается новый статус в обществе, происходит становление собственного «Я», накапливается и усваивается много знаний. Подросток начинает анализировать свои поступки, свою деятельность, самого себя и что, самое главное, соотносить все это со сверстниками. Пубертатный период у каждого ребенка проходит по-разному, происходят диспропорции в развитии, у кого-то этот период проходит успешно плавно, у кого-то с задержками в развитии и это нормально. На фоне этого у некоторых подростков, заметивших свои отклонения от нормы развития, появляется чувство тревоги и страха [1].
Определение понятия тревожность было введено психоаналитиками и считалось свойством, изначально присутствующим, в личности человека. Тревожность – чувство психологического дискомфорта, связанное с ожиданием какой-либо опасности. Наибольшее влияние тревога оказывает именно в подростковом возрасте, имея место быть мотивом какой-либо деятельности, подчиняя себе другие мотивы.
У каждого ребенка на каждом возрастном этапе есть факторы, вызывающие тревогу. Конечно же такие факторы есть и в подростковом возрасте. Чаще всего фактором тревожности старшего подросткового возраста становится ощущение противоречия между собственными возможностями и способностями, а также фактор того, что жизненные цели и статус еще не определены.
По мнению А.М. Прихожан тревожность в подростковом возрасте может усиливаться за счет следующих факторов: слишком высокие требования родителей; упреки родителей, которые приводят к чувству вины у ребенка; а также наличие страхов из уголков эмоциональной памяти уже пережитых ребенком ситуаций, угрожающих его жизни [2].
Каждый школьник хотя бы в самой малой степени испытывает тревогу за что-либо. Мы решили выяснить в какой степени школьники-подростки испытывают тревогу, обучаясь в сельской школе.
Экспериментальной базой нашего исследования стала МБОУ Виткуловская СОШ Сосновского района Нижегородской области. В исследование принимали участие старшие подростки 10 класса в составе 10 человек.
Нами была выбран для исследования тест Люшера. Данный тест основан на предположении, что цвет способен выявить функциональные особенности личности. В тесте использованы четыре основных и четыре дополнительных цвета [3]. Результаты исследования были следующие.
Рисунок 1. Результаты исследования уровня тревожности старшего подросткового возраста по тесту Люшера
Из рисунка 1 видно, что 40% учеников испытывают высокий уровень тревожности, 30% средний и только 30% остаются в норме. Рассмотрим каждого исследуемого со значительным уровнем тревожности отдельно.
У первого исследуемого в 6 и 7 позиции были отмечены основные цвета, что означает возможный конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемые цвета синий и зеленый могут быть источником стресса исследуемой, а точнее отсутствие покоя, привязанности и неспособность самоутвердиться. Показатель компенсации ученицы находится в норме, но все же состояние недостаточно оптимально. Присутствие основных цветов в четвертой функциональной группе говорит о вероятности дальнейшего развития состояния тревоги у исследуемой. Наличие желтого и серого в первой функциональной группе говорит о стремлении ученицы выйти из неприятной ситуации и о ее четком представлении как это сделать.
Следующий исследуемый отметил на седьмом месте основной цвет красный, что говорит о наличии тревожности, вызванного не способностью действовать и добиваться успеха. Наличие красного и фиолетового в одной функциональной группе говорит о наличии стресса из-за неудачных попыток добиться взаимопонимания и наличии чувства неуверенности в себе.
Наличие фиолетового цвета в первой функциональной группе следующей исследуемой говорит о негативном состоянии и наличии тревожности. Синий цвет на седьмом месте означает возможность дальнейшего развития тревожности. Сочетание фиолетового и красного говорит о некотором увлечении и стремлении произвести впечатление. Сочетание цветов синего и черного в отвергаемой группе говорит о состоянии, близкому к стрессу, не желанию участвовать в напряженной ситуации.
У следующего исследуемого ученика был выявлен высокий уровень тревожности. Выбор дополнительного цвета на первом месте говорит о негативном состоянии, наличии тревожности и конфликтности. Выбор основного цвета (зеленого) в группе отвергаемых цветов подтверждает факт наличия тревожности, связанного с неспособностью самоутвердиться. Сочетание черного и желтого в первой функциональной группе говорит об отчаянии и суицидных мыслях ученика. Сочетание серого и коричневого в отвергаемой группе цветов говорит о завышенной самооценке и стремлении выйти из непростой ситуации.
Следующая ученица проявила средний уровень тревожности. В отвергаемой группе цветов были выбраны основные (красный и зеленый), что говорит о наличии тревожности и негативного состояния на момент проведения теста. Сочетание зеленого и коричневого в 4-ой группе говорит о приближающемся стрессовом состоянии и необоснованном стремлении к признанию. Сочетание желтого и фиолетового в 1-ой группе говорит о некой эйфории и стремлении к ярким впечатлениям и эмоциям.
У следующего подростка средняя степень тревожности, утвержденная наличием основного цвета в группе отвергаемых цветов. Сочетание синего и красного цветов говорит о потребности тесных взаимоотношений и внимании со стороны сверстников. Сочетание коричневого и фиолетового цветов говорит о негативном состоянии из-за неудовлетворенного стремления к чувствственной гармонии.
И у последнего исследуемого так же был выявлен высокий уровень тревожности, утвержденный наличием основного цвета в группе отвергаемых цветов и дополнительного цвета в группе основных цветов. Тревожность исследуемого вызвана не способностью утвердится среди сверстников. Показатель компенсации отмечен дополнительным цветом, что говорит о негативном состоянии ученика, о его негативном отношении к окружающей ситуации. Сочетание фиолетового и синего цветов в 1-ой группе говорит о неопределенном настроении ученика, о его стремлении к гармонии. Сочетание серого и черного цветов в 4-ой группе говорит о стремлении выйти из тревожного состояния и о надеждах на хорошее будущее.
Таким образом, большая часть учеников 10 класса (70%) подвержены тревожному состоянию. В основном, состояние тревоги у учеников вызвано неспособностью самоутвердится, отсутствием полноценного внимания со стороны сверстников, противоположного пола и родителей, неуверенностью в себе и недостатком положительных эмоций. Однако радует тот факт, что все ученики, подверженные стрессовому, тревожному состоянию желают найти выход и надеются на хорошее будущее.
Данные результаты исследования дают нам возможность разработать рекомендации для учеников старшего подросткового возраста по преодолению стрессового, тревожного состояния:
- Помните, что рядом с вами всегда ваши близкие и дорогие вам люди, которым вы можете рассказать о своей тревоге. Они поддержат вас и помогут понять на сколько серьезна ваша тревога.
- Составьте список ваших тревог. Внимательно изучите его и на каждую тревогу задайте себе вопрос: «А стоит ли беспокоиться?». Если же вы пришли к выводу, что эта тревога не значительна, беспокоиться не о чем, то ясно проговорите: «Причин для беспокойства нет, я успокаиваюсь». Если же действительно есть о чем беспокоиться, то постарайтесь исправить ситуацию, прибегнуть к активным действиям, найти пути решения.
- Если же ваша тревога касается близкого вам человека, например друга, спросите себя: «А чем я смогу помочь ему в таком тревожном состоянии?». И ведь действительно, угнетениями и переживаниями вы ему не поможете, а вот успокоиться и реально посмотреть на проблему, придумать, чем вы сможешь ему помочь, будет действительно полезно для вашего друга.
- Если вы очень часть испытываете чувство тревоги, часто переживаете, заведите ежедневник и записывайте туда причину своей тревоги, ваши ощущения и способы, которые помогли вам с ней побороться. Перечитывая свои записи, вы поймете, что плохое осталось позади, после него следует «белая полоса» в жизни и эта тревога возможно вовсе не стоила ваших переживаний.
- К сожалению, мы не в силах повлиять на все события в жизни и все исправить. Но ваше мнение, ваш взгляд всегда остается с вами и вы способны это контролировать, поэтому просто посмотрите на проблему с другой, более положительной стороны. Помните русскую пословицу «Что ни делается, все к лучшему».
Перенаправьте свою тревогу, отвлекитесь, например, на физические упражнения. Спорт – это жизнь, а жизнь надо беречь, она одна.
Библиографический список
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузовСост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 2001. – 624 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. – Воронеж: МОДЭК, 2000. –304 с.
- Люшер М. Цветовой тест Люшера. – М.: АСТ, 2005. – 192 с.