В современных условиях инновационного развития образования необходим качественно новый уровень подготовки будущего инженера – специалиста в области организации перевозок на автомобильном транспорте, способного быть созидателем, преобразователем и творцом своей профессии. Требования профессионального сообщества в области транспорта и транспортных услуг также выдвигают на первый план значимость развития у специалистов не только конкретных знаний, умений и навыков по профессии, но и развитие творческого мышления и инициативности.
Организация инновационной деятельности требует от специалиста определенных качеств и характеристик, направленных на доведение научной идеи до стадии практического использования и реализация. Прежде всего, будущий инженер-новатор должен принимать инновацию как значимо личностную ценность, иметь потребность в изменениях и готовность к преодолению сопротивлениям, способность находить идеи, системно их отбирать под конкретную цель и организовывать оптимальную реализацию, умение увидеть ситуацию по-новому, развитое творческое мышление, аналитические и рефлексивные способности. Важными качествами являются способность ориентироваться в состоянии неопределённости и определять допустимую степень риска, умение предвидеть развитие событий, явлений, представить возможный результат действия, способ решения до его выполнения [1, 2, 3, 4]. Поэтому, инновационность как качественная характеристика специалиста является отражением мотивационных, содержательных и технологических особенностей и может рассматриваться в этой связи как необходимое условие устойчивого будущего [5, 6].
С целью выявления отношения студентов к проблеме инновационного саморазвития и инновационной направленности будущей профессии со студентами первых-четвертых курсов, обучающихся по направлению подготовки «Организация перевозок на автомобильном транспорте», было проведено анкетирование. Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы: Какие инновации Вы знаете? Является ли профессия инженера инновационной? Кто такой инновационный инженер? Готовы ли Вы к инновационной инженерной деятельности? Какие качества личности способствуют развитию инновации? Какие качества, необходимые для инновационной инженерной деятельности, Вам необходимо развивать?
Исследование показало, что более 70% обучающихся первого и второго курсов нацелены на формальное запоминание фактов и событий. Низкий уровень развития качеств, необходимых для осуществления инновационной деятельности, проявляется в следующих характеристиках: неопределенность к содержанию собственного технического творчества, нежелание проявлять оригинальные идеи и осуществлять их поиск, ограничиваясь стандартными решениями, др.
У обучающихся третьего (и особенно четвертого) курсов данные показатели соответствуют 36% и 28% соответственно. Выпускники акцентировали внимание именно на инновационности деятельности инженера. Ими выделены качества лидерства, творчества, целеустремленности, ответственности, направленные на преобразовательную и созидательную деятельность в области безопасности перевозочного процесса и организации деятельности транспортных предприятий. Кроме того, будущие выпускники точно определили для себя, к какой именно инновационной деятельности они предрасположены: к исполнительской, организационной, технологической, исследовательской, др. Так, 18% выпускников считают, что открыты к изменениям и готовы к творческой работе: разработке и ведению инновационных проектов; 24% отметили, что с большим желанием готовы заниматься исполнением нового проекта, проявляя самостоятельность и ответственность, а при необходимости, отбирать наиболее эффективные способы его реализации; а 36% видят свое предназначение в инженерно-предпринимательской деятельности, убеждены в готовности обеспечивать продвижение инноваций [6].
Таким образом, инновационное развитие/саморазвитие осознается обучающимися как приоритетное направление инженерной профессиональной подготовки. Данное обстоятельство обуславливает необходимость преобразования содержательных аспектов профессиональных знаний, форм организация учебного процесса и внедрения современных образовательных технологий [7, 8, 9]. Личность преподавателя и его инновационная направленность должны стать источником новых идей для обучающихся, стимулом к учебным и будущим профессиональным достижениям. «Организация инновационного обучения студентов предполагает, что преподаватели должны уметь не просто стремиться к обогащению своего профессионального опыта, но и уметь воспринимать и внедрять нововведения, развивать способности создавать новый опыт» [10].
В этой связи в рабочие программы профессиональных дисциплин по направлению подготовки «Организация перевозок на автомобильном транспорте» включен модуль «Инновационность инженера» [11]. Определены основные вопросы, обсуждение которых возможно организовывать в рамках любого учебного предмета: В чем состоит оригинальность и перспективность предлагаемой новации (идеи)? Продумайте алгоритм Вашей новой идеи: цель (актуальность, для кого предназначена) – способы (как) – методы (кто, сколько времени, сколько стоит) – предполагаемый (ожидаемый) результат. Как данная проблема решается в настоящее время, какие организации этим занимаются, каких успехов достигли? Опишите преимущество выдвинутой Вами идеи по сравнению с разработкой данной проблемы потенциальными конкурентами. Рассчитайте социальный, экологический и экономический эффект Вашей новой идеи и др. Обсуждение вопросов непосредственно увязывается с содержанием конкретной учебной дисциплины.
Необходимо отметить, что профессиональная деятельность инженера в области транспортных услуг основывается на определенных законах, нормах, правилах, что обуславливает стандартизацию многих управленческих решений. Поэтому, любая новаторская идея (предложение) обосновывается с точки зрения конкретных технических, социальных, экологических закономерностей, норм производственных процессов. Следовательно, организация профессионального обучения будущего инженера должна отличаться инновационностью при сохранении объективных нормативов в области перевозок на автомобильном транспорте. Объединение имеющихся нормативных документов, регламентирующих деятельность инженера по организации перевозок, в единую базу данных, с одной стороны, позволяет реализовать принцип нормированности, а с другой – междисциплинарности, что устраняет повторяющуюся учебную информацию в различных дисциплинах профессионального цикла. В содержании учебных дисциплин выделены основополагающие (междисциплинарные) и специализированные (узконаправленные) документы, изучаемые в процессе обучения.
Приведение в соответствие данного фактора высвобождает время на решение инновационных задач, уменьшая объем учебной информации, но развивая умение осознанно ее находить и самостоятельно изучать, используя разнообразные и необходимые ресурсы. Данное качество весьма полезно для будущего инженера, так как связано с развитием системности мышления, профессионального кругозора, а также индивидуальным процессом управления своими собственными знаниями и степенью их усвоения (самостоятельной познавательной деятельностью).
Библиографический список
- Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. 176 с.
- Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Ростов н/д: НМД «Логос», 1999. 136 с.
- Карпова Ю.А. Инновации, интеллект, образование. М., 1998.
- Crozier M. L’enterprise a L’ecounte. Apprendre le manaqement postindustriale. P.1991
- Бичева И.Б., Нуреева М.А. Успешность личности в устойчивом личностно-профессиональном развитии // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 (50). С. 76-78. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12820 (дата обращения: 26.08.2016).
- Китов А.Г., Фролова П.С. Актуальность подготовки инженера-новатора в образовательном процессе вуза. В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 209-211.
- Бичева И. Б., Китов А. Г. Витагенная технология обучения студентов инженерных направлений подготовки // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №3 (19) С. 106-111.
- Китов А.Г. Роль витагенной технологии в развитии инженерной культуры обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 (62). С. 683-686.
- Бичева И.Б., Голубева А.Е., Царева И.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном процессе вуза // Символ науки. 2015. № 10-1. С. 152-154.
- Бичева И.Б., Китов А.Г. О готовности преподавателей к инновационным преобразованиям в учебно-профессиональной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 45. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/45PVN614.pdf (дата обращения: 26.08.2016).
- Сироткин А.А., Китов А.Г. Транспортно-экспедиционное обслуживание на наземном транспорте: современное состояние и перспективы развития. Учебное пособие / Москва, 2016.