Существует множество определений понятия как для предпринимательства, так и для малого предпринимательства. Но смысл всех этих определений подразумевает следующее:
Итак, предпринимательство, то есть предпринимательская деятельность – вид любой человеческой и экономической деятельности , которая направлена на достижение поставленных целей и получения прибыли.
Малое предпринимательство – также является экономической деятельностью, которая направлена на достижение поставленных целей и получения прибыли.
Но между двумя этими определения существуют отличительные признаки, которые их разъединяют.
Как нам показывает наша мировая практика, наиболее заметными и общими критериями, где на основе которых , мы можем отнести деятельность различных организационно-правовых норм к субъектам малого предприятия: численность персонала, размер уставного капитала; величина активов;
Малое предпринимательство обеспечивает быстрый оборот ресурсов, решает проблемы связанные с реструктуризацией экономики, также придает рынку дополнительную стабильность и динамику роста.
Поэтому перед нами ставится задача усиления работ по активизации предпринимательства в наших районах, ибо именно малое предприятие может решать проблемы связанные с поднятием экономики и достижение повышения максимально возможного уровня благосостояния граждан нашей страны.
В последние годы часто обсуждались проблемы развития малого и среднего предприятия, ибо многие фирмы имели неудовлетворительную финансовую характеристику. Это было связано как косвенно, так и напрямую с устаревшей техникой, были проблемы получения кредитов и обеспечением заказами. Также одной из главных проблем является слабая степень изученности реального состояния предпринимательства в мелких экономических формах хозяйствования, необходимость формирования концептуальных основ организации и совершенствования современной концепции государственной поддержки, что является немало важным для нормального функционирования и развития малого или среднего предпринимательства. Ибо именно поддержка государства оказывает огромную влияние на развитии предпринимательства. Поэтому изменения законодательства Чеченской республики о сборах и налогах в части введения налоговых льгот налогоплательщикам, могут способствовать увеличения числа субъектов среднего и малого предпринимательства и обеспечат расширение уровня экономического роста. В сфере малого или среднего предпринимательства государству необходимо давать реальную отдачу, обеспечивая рост бюджетных поступлений.
Таким образом, проблема связанная с увеличением вклада бюджетных средств в малый бизнес является актуальной.
На мой взгляд, существует ряд основных факторов, которые препятствуют развитию малого предпринимательства на территории Чеченской Республики. Основные из них заключается в плохой поддержке начинающим предпринимателям со стороны государства, недостаточное развитие инфраструктуры для поддержки малого предпринимательства в общем, проблема с подготовкой специалистов и прочее.
Учитывая малую эффективность государственных вливаний, частные инвестиции считаю более полезными, потому что в этом случае обе стороны заинтересованы в успехе и потому, что временно свободные денежные средства включаются в оборот, что благоприятно влияет на денежную систему. Бизнес-центры могли бы выступать в качестве инвестиционных площадок, где уже успешные бизнесмены вкладывали бы в начинающих предпринимателей.
Также не менее важной составляющей является налоговая политика в отношении малых предприятий. Которая в свою очередь требует изменений и совершенствования.
Существует три основных системы налогообложения:
Общая система налогообложения – с НДС. В этой системе ведется полный бухгалтерский учет, выплачиваются все общие налоги (НДС, НДФЛ).
Общепринятая система налогообложения, которая обязывает малые предприятия выплачивать те же налоги и сборы, что и все прочие коммерческие предприятия, будь оно крупное или среднее.
УСН, упрощенная система налогообложения, (упрощенка) (уплачивается 6 % от доходов или 15 % от доходов за вычетом расходов), страховые взносы.
Для налогообложения существует специальная упрощенная (упращенка) система, которая предусмотрена для малого предпринимательства. Данная система позволяет малому предпринимательству уплачивать единый налог как с совокупного дохода, так и с валовой выручки.
Единый налог на вмененный доход (вмененка), ЕНВД. Уплачивается собственно ЕНВД, страховые взносы, НДФЛ.
Налогообложение единым налогом на вмененный доход – при таком режиме налогоплательщику вменяется фиксированная базовая доходность, от чего и рассчитывается вмененный доход и налог на него.
Под эту систему подпадают только определенные виды деятельности, такие, как розничная торговля и услуги общественного питания; автотранспортные услуги; ремонт, техническое обслуживание и мойка автотранспорта, хранение автотранспорта на платных стоянках; бытовые услуги.
Одним из минусов упрощенной системы налогообложения является то, что можно легко утратить право на ее применение просто выйдя за лимит годового дохода в 20 млн. рублей или иметь остаточную стоимость ОС более, чем в 100 млн. рублей. (п.4 РФЙ).
Вполне было бы разумно увеличить сумму этого лимита, чтобы дать возможность более широкому кругу предпринимателей воспользоваться этой системой, а те, кто уже используют ее не испытывали неудобств, связанным с переходом на новый режим налогообложения при незначительном повышении лимита.
Учитывая выше сказанное, можно выделить основные моменты для развития малого предпринимательства в Чеченской Республике:
-предоставлять «налоговые каникулы» для начинающих предприятий;
-увеличить поддержку со стороны государства;
-предоставлять налоговые льготы предпринимателям, которые вкладывают средства в развитие региона;
-упростить налоговую политику в отношении начинающий предпринимателей;
Здесь может встать вопрос об экономической целесообразности подобных налоговых льгот и «каникул». Однако при снижении налогового бремени в будущем произойдет увеличение количества малых предприятий реально осуществляющих свою деятельность, что повлечет за собой резкий скачок поступлений в бюджет по окончанию этих льгот и каникул. Считаю, государство обязано реабилитировать рынок и малое предпринимательство в частности. И при в основном дотационном бюджете, руководство республики может позволить себе развить социальную сторону малого предпринимательства, не оказывая давления на экономическую.
Таким образом, стабильное усовершенствование малого предпринимательства хорошо сказывается на развитии конкуренции. И так, как государственная поддержка играет большую роль в развитии малого и среднего предпринимательства, все усилия федеральных, региональных и местных органов должно быть направлено в первую очередь на формирование благоприятных условий для бизнеса.
Библиографический список
- Замедлина Е. А. Предпринимательство; Феникс – Москва, 2014. – 288 c.
- Лапуста М. Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Л., Скамай Л. Г. Предпринимательство; Инфра-М – , 2013. – 544 c
- Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник / Г. С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
- Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441 с.