Развитие международных связей, кооперация в сфере научно-технических достижений, появление программ обмена с зарубежными вузами, работа с деловой документацией на иностранном языке (ИЯ) определяют необходимость применения ИЯ в профессиональной подготовке будущих специалистов и бакалавров, что предполагает развитие иноязычной коммуникативной компетенции студентов (ИКК), обучающихся в технических вузах. На современном этапе ИКК является важным компонентом профессиональной компетентности студента технического вуза. Лингвистическая компетенция (ЛК), в соответствии с классификацией И.А. Зимней [1, с. 163], входит в состав иноязычной коммуникативной компетенции и определяется как «знание сведений о языке, умение соотносить языковые средства с условиями общения, умение организовывать речевое общение с учетом социальных норм поведения» [1, c. 164]. Иными словами лингвистическая компетенция – это возможность говорить на иностранном языке, используя ранее полученные грамматические правила его использования. Современные электронные платформы (blackboard) помогают в обучении студентов. Blackboard помогает структурировать обучение, предлагая на каждом этапе дополнительное задание по теме в интерактивной форме. Студентам интересно выполнять подобные задания, они современны и интересны в выполнении [2].
Целью педагогического эксперимента являлось проведение проверки состояния сформированности ЛК студента технического вуза. Иными словами, определить способность студенты вести диалог на английском языки на профессиональные темы. Материалом исследования послужили данные мониторинга опроса студентов в контрольных и экспериментальных группах. В качестве контрольной группы была взята группа студентов направления студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника » (набор 2013 года, группа А); экспериментальной группой являлась группа студентов направления подготовки «Мехатроника и робототехника » (набор 2014 года, группа Б); Уральского государственного университета путей сообщения. Именно это направление имеет дисциплины, формирующие ЛК для ведения диалога по своему профилю. Для направления подготовки «Мехатроника и робототехника » была введена дисциплина «Иностранный язык для профессионального общения».
Педагогический эксперимент включал в себя три этапа. На констатирующем этапе осуществлялась предэкспериментальная проверка, которая проводилась в виде входного теста в контрольных и экспериментальных группах. Формирующий этап включал в себя обучение с целью развития ЛК (в экспериментальных группах – по разработанной технологии с применением электронной платформы обучения blackboard на базе специально разработанного учебно-методического комплекса, состоящего из учебно-методического комплекса для работы в blackboard по английскому языку (в контрольных группах – по традиционной методике). На последнем этапе проводилось итоговое контрольное тестирование студентов контрольных и экспериментальных групп.
Эффективность технологии формирования лингвистической компетенции студентов технического вуза в процессе профессионально-ориентированной языковой подготовки оценивалась по уровню сформированности ЛК. Уровень сформированности компетенции был проверен по критериям, которые соответствовали содержанию обучения. Таким образом, уровень сформированности ЛК после экспериментального обучения оценивался по когнитивным критериям.
Входное тестирование определило изначальный уровень студентов. Результаты можно увидеть в таблице 1. Исходя из данных таблицы, можно отметить, что группы находились на одинаковом уровне.
Таблица 1. Результаты входного тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
Контрольный срез определил уровень сформированности компетенции по завершении экспериментального обучения. Результаты контрольного среза представлены в таблице 2.
Таблица 2. Уровень сформированности компетенции по завершении экспериментального обучения.
Контрольный срез показал, что экспериментальное обучение оказало положительные воздействие на результаты обучения студентов и на уровень сформированности ЛК. Было бы неправильным полагать, что экспериментальное обучение сыграло решающую роль в формировании данной компетенции, но и уменьшать роль также нельзя. Скорее, экспериментальное обучение стало одним из положительных факторов.
Таким образом, результаты экспериментального обучения подтвердили наше предположение об эффективности влияния разработанной технологии на успешность формирования лингвистической компетенции студентов технического вуза в процессе профессионально-ориентированной языковой подготовки.
Библиографический список
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. – М.: Русский язык, 1989.
- Шорохова Т.И. Сущность, структура и компоненты информационной культуры личности обучающихся в условиях дистанционного обучения. – http://www.muh.ru/arch/2007/konf_mShorohova.htm?user =a62cf74cc9be19d45d608…