МОТИВАЦИЯ АФФИЛИАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ИНТЕГРАТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Степанова Елена Сергеевна
Волгоградский Государственный Социально-Педагогический Университет
Филиал ФГБОУ ВПО в г. Михайловке Волгоградской области, студентка ПСП 2(с) б

Аннотация
В исследовании рассмотрено понятие аффилиации в качестве ведущего мотива межличностных отношений подростков, выделены психологические проблемы при её недостатке или избытке, а так же определены условия диагностики уровня развития мотива аффилиации у школьников подросткового возраста.

Ключевые слова: аффилиация, межличностные отношения, мотив аффилиации, общение, одиночество, подростковый возраст


MOTIVATION AFFILIATION IN ADOLESCENCE AS AN INTEGRATIVE PSYCHOLOGICAL EDUCATION

Stepanova Elena Sergeevna
Volgograd State Socio-Pedagogical University
Branch VPO in Mikhailovka of the Volgograd region, student 2 course

Abstract
The study examined the concept of affiliation as the leading motive of interpersonal relations of adolescents with psychological problems highlighted its lack or excess, as well as determine the conditions for diagnostics of level of affiliation motive schoolchildren adolescence.

Keywords: adolescence, affiliation, affiliation motive, communication, interpersonal relations, loneliness


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Степанова Е.С. Мотивация аффилиации в подростковом возрасте как интегративное психологическое образование // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/08/70314 (дата обращения: 16.09.2024).

Главное условие полноценного развития личности человека – это контакт с окружающим миром. Младенец с момента рождения  уже взаимодействует с окружающей его средой, обществом. Сначала возникает общение с близким кругом людей, который постепенно формирует отношение ребёнка к себе [4, с. 15]. По мере взросления круг общения расширяется, и уже на основе самосознания, самооценки формируется признание другими людьми. Изучением потребности человека  в общении занимались как российские психологи (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Н.С. Каган, И.С. Кон, А.Д. Урсул, Л.А. Резников, Г.С. Андреева, М.И. Лисина и др.), так и зарубежные (Б. Анри, Г. Эббингауз, Дж. Дьюи, С., Х. Хеккаузен и др.). Через процесс общения человек удовлетворяет собственные потребности во впечатлениях, в при­знании и поддержке, в познании  и многие другие духовные потреб­ности.

Для подростков потребность в общении является очень важной, базовой для становления личности. Это обусловлено ещё и тем, что на данном возрастном этапе  ведущей деятельностью развития психики и деятельностных структур выступает общение со сверстниками. Подросток хочет быть как все, при этом пытается занять  свою позицию среди сверстников, отстоять свою уникальность. И от способов, методов достижения этой цели будет зависеть принятие или отвержение его обществом. Общение в подростковом возрасте основывается в большей степени на мотиве аффилиации. Аффилиация – это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений. Под это понятие попадают такие категории как общение, дружба, любовь и др. Аффилиация – это тип определенных взаимодействий в социуме, в которые включается общение между людьми, приносящее удовлетворение обеим сторонам. Обратной же стороной аффилиации выступает страх отвержения или страх быть непринятым, что определённо затрудняет контакты с окружающими людьми.

И поэтому не случайно выделение в современной психологии такого собирательно­го понятия как «мотив аффилиации», содержание которого отнюдь не однород­но. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодейство­вать с окружающими, оказывать и принимать помощь [3, с. 49].

Стремление к общению (аффилиация) проявляется трояко:

  • потребность, необходимость в периодических разговорах;
  • налаживание взаимоотношений, контактов;
  • желание поделиться своими переживаниями, проблемами.

В реализации потребности общения главную роль играет контакт между собеседниками, утверждал В.П. Ильин. Следовательно, эта потребность формируется лишь в совместной деятельности, в процессе развития личности. Таким образом, потребность в общении не является врожденной. Она вторична и удовлетворяет такие потребности как: познавательную потребность, потребность во впечатлениях, в поддержке, в признании и др. [7, с. 96].

Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И.В. Кузнецова выделяет две тенденции — надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенден­ций дает четыре типа мотивации общения:

  • высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
  • низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворен­ной и человек уходит в мир своих переживаний;
  • низкий уровень надежды на аффилиацию и чувствительности к отвержению; в этом слу­чае человек предпочитает одиночество;
  • высокий уровень надежды на аффилиацию и чувствительности к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

Слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений (И. В. Кузнецова). Наибольших результа­тов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения [3, с. 47].

Исходя из этого, следует отметить, что мотивы аффилиации актуализируются, удовлетворяются только в межличностном общении.

Современные ученые оценивают межличностное общение как психосоциальное качество, обозначающее ту уверенность, которая появляется от осознания своей способности эффективно взаимодействовать с окружением (Л. Хьелл, Д. Зиглер). Трудности межличностного общения в связи с теорией информации отражены в исследовательских работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента, Г. Гебнера, Д. Бедло, Г. Лассвелла и др [9, с. 64].

Подростковый  возраст  считается  кризисным периодом в психическом развитии личности. Это отображается коренными переменами в мотивационно-потребностной сфере. Мотив аффилиации может иметь различные истоки, но его значимость для развития человека очевидна. Он является ведущим мотивом межличностных отношений подростка и участвует в развитии, формировании  не только коммуникативных навыков, способностей, но и социализации личности в целом. У подростка развивается чувство взрослости, и он требует от мира взрослого отношения к себе, а так же желает выйти на абсолютно новый уровень общения с родителями, другими взрослыми, учителями. Возникает  новая система отношений: «взрослый-взрослый».

Цель аффилиации можно было бы обозначить поиском поддержки, симпатии, своей желанности со стороны партнера. Но это определение цели отмечает в отношениях аффилиации лишь одну её сторону, как бы лишь потребление, и третирует другую, а именно, отдачу [5, с. 35].

Таким образом, более точным определение цели мотива аффилиации можно определить как доверительную, взаимную связь, в которой каждый партнер по отношению друг к другу относятся приязненно, проявляет личностную симпатию, дружески поддерживает.

Большое количество ученых считают, что всякого рода эмоциональные расстройства подростков просто так не проходят, а обязательно проявляются в личностных особенностях и дают о себе знать в дальнейшей жизни [1, с. 12]. И недостаток потребности аффилиации, влечет за собой последствия, которые становятся проблемами межличностных отношений.

Возвращаясь к проблеме мотива аффилиации, можно сказать, что в подростковом возрасте навыки общения еще не сформированы, потому  необходимость в контакте со сверстниками не может полностью реализоваться, а если и реализуется, то с трудом. Причиной этого может служить страх отвержения другими людьми или быть  ими непонятным.

Ещё  И.С. Кон считал, что подростки с пониженной аффилиацией особенно ранимы и чувствительны ко всему. Они очень болезненно отвечают на оценку с замечаниями, хохот, осуждение. Их тревожит плохое мнение о них находящихся вокруг сверстников. Они очень болезненно относятся к тому, если обнаруживают в себе какой-либо изъян, недостаток [6, с. 10].

Таким образом, следует еще один вывод о том, что отношения со сверстниками и эмоциональное состояние состоят в прямой зависимости между собой.

Вследствие этого, можно выделить психологические проблемы при недостатке аффилиации. Для таких подростков характерны: робость, предрасположенность к психологической изоляции, уходу от реальности в мир фантазии. Ф.Райс считает, что дружеские отношения необходимы подросткам еще и потому, что они не уверены в себе [8]. Они еще не сложились как личности. Именно друзья, сверстники помогают им определить границы собственного Я. С помощью друзей они приобретают необходимые личностные и социальные навыки.

Одной из серьезнейших проблем личности при недостатке аффилиации является  одиночество. Чувство одиночества возникает по ряду причин: кто-то не знает, не может разобраться, как вести себя с окружающими, у кого-то заниженная самооценка, недоверие к окружающим. И те подростки, которые не могут проявить свою индивидуальность, в  итоге избегают контактов с обществом, происходит собственная изоляция, уход в свои переживания. Подростки становятся замкнутыми, необщительными. Ощущение нехватки общения превращается у многих подростков в фобию: они не могут и часа пробыть вне своей компании, а если нет своей, то какой угодно. Особенно выражена эта потребность у мальчиков [5, с. 9].

Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: проблема или норма. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил  [4, с. 6].

Мы можем сделать вывод, что все психологические проблемы в межличностных отношениях, которые возникают при недостатке аффилиации, связаны с личностными особенностями ребёнка и спецификой окружающей среды. И в любом случае это остается проблемой, требующей разрешения, побуждающей к её исследованию.

Результаты ряда психологических исследований показывают,  что система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для подростка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной снижения самооценки. Поэтому  такой феномен как подростковая аффилиация, должен диагностироваться методиками, включающими в себя составляющие критерии этого мотива.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что проблема развития аффилиации и её диагностики не имеет достаточной разработанности в современной психологии: она не раскрыта или раскрыта частично и не получила  полного освещения, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. И при всем многообразии исследований различных сторон общения до настоящего времени, в частности, недостаточно рассматривалось изучение взаимосвязи стилей поведения в конфликте, как проявление сферы межличностных отношений и мотивации аффилиации у современных подростков.

Исследование аффилиации проводилось нами на базе МКОУ «СОШ №1» г. Михайловки Волгоградской области. В нём принимали участие подростки в возрасте 13-14 лет.

В разработанную нами систему методик для исследования аффилиации входил следующий инструментарий:

1. «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана.

2. Тест «Потребность в общении» Ю.М. Орлова.

3. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Цель «Опросника аффилиации» А. Мехрабиана  – нахождение мотива аффилиации и, следовательно, выявление направленности личности для достижения цели коммуникаций и коммуникативных эмоций. Методика направлена на определение устойчивости мотивов взаимодействия между людьми, диагностики наличия таких факторов как степень отчужденности, желание быть принятым, стремления к этому и страх быть отвергнутым.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у всех испытуемых по результатам теста мотивы «стремление к людям» и «страх отвержения» среднего уровня.

Что касается результата по выраженности мотива «стремления к людям», мы предположили, что  подростки реализуют потребность в общении, стремятся к общению с другими людьми, желают этого общения, но это желание является не настолько сильным, чтобы быть постоянным.

Мотив «страха отвержения» у  подростков возникает в некоторых ситуациях затруднения при общении и в силу  личностных особенностей.

Проведя сравнительный анализ этих шкал в рамках выявленного (среднего) уровня, мы выяснили, что в среднем мотив «страх отвержения» несколько преобладает над мотивом «стремление к принятию», но ярко выраженной тенденции доминирования нет: СП – 46,56%, СО – 53,44%.

По полученным в результате данным мы можем сделать следующий вывод: подростки стремятся быть принятыми, стремятся налаживать отношения, желают общаться, сотрудничать.

Цель методики «Потребность в общении» Ю.М. Орлова – определение уровня удовлетворенности подростка общением, взаимоотношениями с другими людьми.

В результате нами было выявлено, что низкая степень выраженности потребности в общении составила 4,69%, средняя 95,31%

Таким образом, мы выяснили, что у большинства испытуемых потребность в общении среднего уровня, и это может говорить о  том, что данным испытуемым характерна неопределенность в поддержании хороших отношений. Если приходится простить чей-то проступок, то они начинают сомневаться, не всегда способны отказаться от чего-то, ради других. Кроме того, у подростков могут возникать трудности в установлении добрых отношений с окружающими. В результате, мы пришли к выводу, что эта потребность у них ситуационна.

На этой же выборке испытуемых была проведена «Методика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона. Целью методики являлось определение уровня ощущения одиночества подростков.

В результате диагностики нами было выявлено, что низкий уровень одиночества у 77,33% подростков, у 22,67% средний, показатель высокого уровня отсутствовал.

Следовательно, мы можем сказать что, подростки с низким уровнем одиночества не ощущают себя изолированными, это состояние не является для них преградой в межличностных отношениях. У таких подростков гармоничные социальные отношения. Эти подростки отличаются умением находить новых друзей, раскованно себя чувствуют с окружающими их людьми и легко идут на контакт. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии подростков и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.

Подросткам со средним уровнем ощущения одиночества свойственна нехватка общения, их  межличностные отношения с окружающими носят поверхностный характер. Это может означать, что подросток иногда чувствует себя одиноким, изолированным от других. Для людей такого плана характерна неустойчивость характерологических  свойств. С этой чертой коррелирует ощущение психологического дискомфорта в социуме. А так как подростковому возрасту характерна противоречивость эмоциональных состояний, неустойчивость характера, то это может свидетельствовать нам о пограничном и периодичном возникновении этого чувства, связанным с конфликтными или стрессовыми ситуациями в повседневной жизни.

После проведения сравнительного анализа трёх проведенных нами методик мы пришли к выводу что:

Степень потребности в общении – 95,52% (среднего уровня);

Уровень ощущения одиночества – 77,33% (низкий).

Уровень аффилиации у испытуемых-подростков средний, что подтвердилось методикой  «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана, т.к. она нам дала 100% результат среднего уровня аффилиации.

Таким образом, на основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте потребность в аффилиации не стабильна. Происходит развитие и укрепления уверенности в себе, начинается бурное развитие рефлексии, анализа своего поведения, поиск сходства и различия с другими. Из этого следует, что подростковая аффилиация  приобретает неустойчивый характер, ей свойственно меняться под влиянием социальных факторов.


Библиографический список
  1. Агнаева А. Ю., Любимова О. М. Особенности межличностных отношений у лиц с высоким и низким уровнем переживания одиночества в контексте доминирования потребности в аффилиации //Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». – 2014. – Т. 6.
  2. Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2007. – С. 339-362.
  3. Вартанова И. И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей //Мир психологии. – 2010. – Т. 2008. – №. 3. – С. 131-142.
  4. Дементий Л. И., Коротеева Е. М. Личностные типы и социально-психологические детерминанты одиночества в подростковом возрасте //Омский научный вестник. – 2010. – №. 4 (89).
  5. Ильин Е. П., Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – Издательский дом” Питер”, 2013.
  6. Кон И. С. Психология юношеского возраста. – Рипол Классик, 1979.
  7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность:[пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2009.
  8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Издательский дом” Питер”, 2010.
  9. Федяева М.В. Особенности переживания состояния одиночества современными подростками // Психология, социология и педагогика № 6, 2012.


Все статьи автора «ElenaSStepanova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: