Главное условие полноценного развития личности человека – это контакт с окружающим миром. Младенец с момента рождения уже взаимодействует с окружающей его средой, обществом. Сначала возникает общение с близким кругом людей, который постепенно формирует отношение ребёнка к себе [4, с. 15]. По мере взросления круг общения расширяется, и уже на основе самосознания, самооценки формируется признание другими людьми. Изучением потребности человека в общении занимались как российские психологи (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Н.С. Каган, И.С. Кон, А.Д. Урсул, Л.А. Резников, Г.С. Андреева, М.И. Лисина и др.), так и зарубежные (Б. Анри, Г. Эббингауз, Дж. Дьюи, С., Х. Хеккаузен и др.). Через процесс общения человек удовлетворяет собственные потребности во впечатлениях, в признании и поддержке, в познании и многие другие духовные потребности.
Для подростков потребность в общении является очень важной, базовой для становления личности. Это обусловлено ещё и тем, что на данном возрастном этапе ведущей деятельностью развития психики и деятельностных структур выступает общение со сверстниками. Подросток хочет быть как все, при этом пытается занять свою позицию среди сверстников, отстоять свою уникальность. И от способов, методов достижения этой цели будет зависеть принятие или отвержение его обществом. Общение в подростковом возрасте основывается в большей степени на мотиве аффилиации. Аффилиация – это стремление быть в обществе других людей, потребность в создании доверительных, теплых, эмоционально значимых отношений. Под это понятие попадают такие категории как общение, дружба, любовь и др. Аффилиация – это тип определенных взаимодействий в социуме, в которые включается общение между людьми, приносящее удовлетворение обеим сторонам. Обратной же стороной аффилиации выступает страх отвержения или страх быть непринятым, что определённо затрудняет контакты с окружающими людьми.
И поэтому не случайно выделение в современной психологии такого собирательного понятия как «мотив аффилиации», содержание которого отнюдь не однородно. Это потребности: контактировать с людьми, быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать и принимать помощь [3, с. 49].
Стремление к общению (аффилиация) проявляется трояко:
- потребность, необходимость в периодических разговорах;
- налаживание взаимоотношений, контактов;
- желание поделиться своими переживаниями, проблемами.
В реализации потребности общения главную роль играет контакт между собеседниками, утверждал В.П. Ильин. Следовательно, эта потребность формируется лишь в совместной деятельности, в процессе развития личности. Таким образом, потребность в общении не является врожденной. Она вторична и удовлетворяет такие потребности как: познавательную потребность, потребность во впечатлениях, в поддержке, в признании и др. [7, с. 96].
Рассматривая потребность человека в эмоционально-доверительном общении (аффилиации), И.В. Кузнецова выделяет две тенденции — надежду на аффилиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении) и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:
- высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;
- низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержению; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовлетворенной и человек уходит в мир своих переживаний;
- низкий уровень надежды на аффилиацию и чувствительности к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;
- высокий уровень надежды на аффилиацию и чувствительности к отвержению; у человека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.
Слабая потребность в аффилиации в сочетании с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнера, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений (И. В. Кузнецова). Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффилиации и с высоким мотивом достижения [3, с. 47].
Исходя из этого, следует отметить, что мотивы аффилиации актуализируются, удовлетворяются только в межличностном общении.
Современные ученые оценивают межличностное общение как психосоциальное качество, обозначающее ту уверенность, которая появляется от осознания своей способности эффективно взаимодействовать с окружением (Л. Хьелл, Д. Зиглер). Трудности межличностного общения в связи с теорией информации отражены в исследовательских работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Д. Бродбента, Г. Гебнера, Д. Бедло, Г. Лассвелла и др [9, с. 64].
Подростковый возраст считается кризисным периодом в психическом развитии личности. Это отображается коренными переменами в мотивационно-потребностной сфере. Мотив аффилиации может иметь различные истоки, но его значимость для развития человека очевидна. Он является ведущим мотивом межличностных отношений подростка и участвует в развитии, формировании не только коммуникативных навыков, способностей, но и социализации личности в целом. У подростка развивается чувство взрослости, и он требует от мира взрослого отношения к себе, а так же желает выйти на абсолютно новый уровень общения с родителями, другими взрослыми, учителями. Возникает новая система отношений: «взрослый-взрослый».
Цель аффилиации можно было бы обозначить поиском поддержки, симпатии, своей желанности со стороны партнера. Но это определение цели отмечает в отношениях аффилиации лишь одну её сторону, как бы лишь потребление, и третирует другую, а именно, отдачу [5, с. 35].
Таким образом, более точным определение цели мотива аффилиации можно определить как доверительную, взаимную связь, в которой каждый партнер по отношению друг к другу относятся приязненно, проявляет личностную симпатию, дружески поддерживает.
Большое количество ученых считают, что всякого рода эмоциональные расстройства подростков просто так не проходят, а обязательно проявляются в личностных особенностях и дают о себе знать в дальнейшей жизни [1, с. 12]. И недостаток потребности аффилиации, влечет за собой последствия, которые становятся проблемами межличностных отношений.
Возвращаясь к проблеме мотива аффилиации, можно сказать, что в подростковом возрасте навыки общения еще не сформированы, потому необходимость в контакте со сверстниками не может полностью реализоваться, а если и реализуется, то с трудом. Причиной этого может служить страх отвержения другими людьми или быть ими непонятным.
Ещё И.С. Кон считал, что подростки с пониженной аффилиацией особенно ранимы и чувствительны ко всему. Они очень болезненно отвечают на оценку с замечаниями, хохот, осуждение. Их тревожит плохое мнение о них находящихся вокруг сверстников. Они очень болезненно относятся к тому, если обнаруживают в себе какой-либо изъян, недостаток [6, с. 10].
Таким образом, следует еще один вывод о том, что отношения со сверстниками и эмоциональное состояние состоят в прямой зависимости между собой.
Вследствие этого, можно выделить психологические проблемы при недостатке аффилиации. Для таких подростков характерны: робость, предрасположенность к психологической изоляции, уходу от реальности в мир фантазии. Ф.Райс считает, что дружеские отношения необходимы подросткам еще и потому, что они не уверены в себе [8]. Они еще не сложились как личности. Именно друзья, сверстники помогают им определить границы собственного Я. С помощью друзей они приобретают необходимые личностные и социальные навыки.
Одной из серьезнейших проблем личности при недостатке аффилиации является одиночество. Чувство одиночества возникает по ряду причин: кто-то не знает, не может разобраться, как вести себя с окружающими, у кого-то заниженная самооценка, недоверие к окружающим. И те подростки, которые не могут проявить свою индивидуальность, в итоге избегают контактов с обществом, происходит собственная изоляция, уход в свои переживания. Подростки становятся замкнутыми, необщительными. Ощущение нехватки общения превращается у многих подростков в фобию: они не могут и часа пробыть вне своей компании, а если нет своей, то какой угодно. Особенно выражена эта потребность у мальчиков [5, с. 9].
Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: проблема или норма. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то как единственно возможную основу человеческого бытия, то как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил [4, с. 6].
Мы можем сделать вывод, что все психологические проблемы в межличностных отношениях, которые возникают при недостатке аффилиации, связаны с личностными особенностями ребёнка и спецификой окружающей среды. И в любом случае это остается проблемой, требующей разрешения, побуждающей к её исследованию.
Результаты ряда психологических исследований показывают, что система межличностных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для подростка, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной снижения самооценки. Поэтому такой феномен как подростковая аффилиация, должен диагностироваться методиками, включающими в себя составляющие критерии этого мотива.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что проблема развития аффилиации и её диагностики не имеет достаточной разработанности в современной психологии: она не раскрыта или раскрыта частично и не получила полного освещения, поэтому нуждается в дальнейшей разработке. И при всем многообразии исследований различных сторон общения до настоящего времени, в частности, недостаточно рассматривалось изучение взаимосвязи стилей поведения в конфликте, как проявление сферы межличностных отношений и мотивации аффилиации у современных подростков.
Исследование аффилиации проводилось нами на базе МКОУ «СОШ №1» г. Михайловки Волгоградской области. В нём принимали участие подростки в возрасте 13-14 лет.
В разработанную нами систему методик для исследования аффилиации входил следующий инструментарий:
1. «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана.
2. Тест «Потребность в общении» Ю.М. Орлова.
3. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.
Цель «Опросника аффилиации» А. Мехрабиана – нахождение мотива аффилиации и, следовательно, выявление направленности личности для достижения цели коммуникаций и коммуникативных эмоций. Методика направлена на определение устойчивости мотивов взаимодействия между людьми, диагностики наличия таких факторов как степень отчужденности, желание быть принятым, стремления к этому и страх быть отвергнутым.
Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что у всех испытуемых по результатам теста мотивы «стремление к людям» и «страх отвержения» среднего уровня.
Что касается результата по выраженности мотива «стремления к людям», мы предположили, что подростки реализуют потребность в общении, стремятся к общению с другими людьми, желают этого общения, но это желание является не настолько сильным, чтобы быть постоянным.
Мотив «страха отвержения» у подростков возникает в некоторых ситуациях затруднения при общении и в силу личностных особенностей.
Проведя сравнительный анализ этих шкал в рамках выявленного (среднего) уровня, мы выяснили, что в среднем мотив «страх отвержения» несколько преобладает над мотивом «стремление к принятию», но ярко выраженной тенденции доминирования нет: СП – 46,56%, СО – 53,44%.
По полученным в результате данным мы можем сделать следующий вывод: подростки стремятся быть принятыми, стремятся налаживать отношения, желают общаться, сотрудничать.
Цель методики «Потребность в общении» Ю.М. Орлова – определение уровня удовлетворенности подростка общением, взаимоотношениями с другими людьми.
В результате нами было выявлено, что низкая степень выраженности потребности в общении составила 4,69%, средняя 95,31%
Таким образом, мы выяснили, что у большинства испытуемых потребность в общении среднего уровня, и это может говорить о том, что данным испытуемым характерна неопределенность в поддержании хороших отношений. Если приходится простить чей-то проступок, то они начинают сомневаться, не всегда способны отказаться от чего-то, ради других. Кроме того, у подростков могут возникать трудности в установлении добрых отношений с окружающими. В результате, мы пришли к выводу, что эта потребность у них ситуационна.
На этой же выборке испытуемых была проведена «Методика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона. Целью методики являлось определение уровня ощущения одиночества подростков.
В результате диагностики нами было выявлено, что низкий уровень одиночества у 77,33% подростков, у 22,67% средний, показатель высокого уровня отсутствовал.
Следовательно, мы можем сказать что, подростки с низким уровнем одиночества не ощущают себя изолированными, это состояние не является для них преградой в межличностных отношениях. У таких подростков гармоничные социальные отношения. Эти подростки отличаются умением находить новых друзей, раскованно себя чувствуют с окружающими их людьми и легко идут на контакт. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии подростков и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки.
Подросткам со средним уровнем ощущения одиночества свойственна нехватка общения, их межличностные отношения с окружающими носят поверхностный характер. Это может означать, что подросток иногда чувствует себя одиноким, изолированным от других. Для людей такого плана характерна неустойчивость характерологических свойств. С этой чертой коррелирует ощущение психологического дискомфорта в социуме. А так как подростковому возрасту характерна противоречивость эмоциональных состояний, неустойчивость характера, то это может свидетельствовать нам о пограничном и периодичном возникновении этого чувства, связанным с конфликтными или стрессовыми ситуациями в повседневной жизни.
После проведения сравнительного анализа трёх проведенных нами методик мы пришли к выводу что:
Степень потребности в общении – 95,52% (среднего уровня);
Уровень ощущения одиночества – 77,33% (низкий).
Уровень аффилиации у испытуемых-подростков средний, что подтвердилось методикой «Опросник аффилиации» А. Мехрабиана, т.к. она нам дала 100% результат среднего уровня аффилиации.
Таким образом, на основании полученных результатов, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте потребность в аффилиации не стабильна. Происходит развитие и укрепления уверенности в себе, начинается бурное развитие рефлексии, анализа своего поведения, поиск сходства и различия с другими. Из этого следует, что подростковая аффилиация приобретает неустойчивый характер, ей свойственно меняться под влиянием социальных факторов.
Библиографический список
- Агнаева А. Ю., Любимова О. М. Особенности межличностных отношений у лиц с высоким и низким уровнем переживания одиночества в контексте доминирования потребности в аффилиации //Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». – 2014. – Т. 6.
- Бобнева М.И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.Л. Свенцицкого. – СПб: Питер, 2007. – С. 339-362.
- Вартанова И. И. Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей //Мир психологии. – 2010. – Т. 2008. – №. 3. – С. 131-142.
- Дементий Л. И., Коротеева Е. М. Личностные типы и социально-психологические детерминанты одиночества в подростковом возрасте //Омский научный вестник. – 2010. – №. 4 (89).
- Ильин Е. П., Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – Издательский дом” Питер”, 2013.
- Кон И. С. Психология юношеского возраста. – Рипол Классик, 1979.
- Маслоу А. Г. Мотивация и личность:[пер. с англ.]. – Издательский дом” Питер”, 2009.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – Издательский дом” Питер”, 2010.
- Федяева М.В. Особенности переживания состояния одиночества современными подростками // Психология, социология и педагогика № 6, 2012.