Изготовления сценического костюма в русском народном стиле сложный процесс, как с точки зрения аутентичности исполнения, так и с точки зрения выбора соответствующих материалов.
Требования к основному материалу
При выборе материалов в пакет одежды важным этапом является выбор основного материала, он в полной мере должен отвечать назначению и другим требованиям, предъявляемым к швейному изделию.
Исходя, из требований к одежде и рангу значимости к основному материалу для сценического костюма предъявляются потребительские и промышленные показатели:
1. Самыми важными являются показатели эстетичности. Данные требования несут отражают как эстетические свойства материалов, так и его товарный вид. К составляющим отражающим эстетичность материала относятся: рисунок, блеск, художественно-колористическое оформление, структура, цвет, отделка, фактура поверхности, и т.д. Все перечисленные, и некоторые другие показатели, несут выразительность, оригинальность, а также стилевое соответствие материала требованиям моды того или иного периода времени [1].
При выборе материалов для сценических изделий, прежде всего необходимо учитывать его художественно-колористические (цветовое) оформление. Цвет является одним из самых мощных выразительных средств, он оказывает сильное впечатление и несет самую разнообразную информацию, смысловую, психическую нагрузку [2].
Цвета основного материала для сценического костюма в русском народном стиле должны быть яркие, эффектные, но в то же время соответствовать цветовой гамме костюма Тверской губернии. В традиционной одежде того времени встречаются основные цвета, известные по шкале цветовосприятия: белый, красный, черный, желтый, голубой, зеленый, фиолетовый, коричневый, розовый, серый, оранжевый. Огромный ассортимент современных тканей в наше время позволяет легко подобрать нужное цветовое решение.
2. Экономические показатели устанавливают стоимость продукции за счет применения того или иного материала. Данные показатели являются определяющими в оценке экономической целесообразности применения материала.
Для современного сценического костюма могут использоваться любые материалы. Выбор зависит от решения автора, и предназначения костюма. Конечно, исходя из экономии, чаще всего используют недорогие синтетические материалы. Но для более богатых народных костюмов выбирают ткани приближенные к традиционным, натуральным, такие как хлопок, лен, шерсть, шелк.
3. Показатели технологичности или конструкторско-технологические показатели характеризуют свойства материалов, влияющие на процессы производства, в том числе моделирование, конструирование и непосредственно на применяемую технологию при изготовлении одежды.
Данная группа показателей определяет выбор конкретной модели и ее конструкцию, трудоемкость изготовления итогового продукта из рассматриваемого материала. В зависимости от выбора материала меняются: расход материала, количество отходов, конструкция швов, выбор оборудования для изготовления изделия, применяемые швейные нитки и иглы [1].
Швейные нитки и иглы должны соответствовать обрабатываемому материалу. Для качественного стежка подбор ниток и игл имеет важное значение. При неправильном сочетании ткани, иглы и ниток, строчка не получится равномерной, возможен пропуск стежков, сморщивание обрабатываемого материала.
4. Эргономические – характеризуют удобство и комфорт материала с точки зрения эксплуатации конечным потребителем. При выборе материалов для сценического костюма немаловажно учитывать, чтобы показатели свойств материалов, поддерживали оптимальный микроклимат в пододежном пространстве, а также удобство пользования изделием и простоту ухода за ним.
Тело артиста должно дышать, так как костюмы в основном используются в помещении. Гигроскопичность материалов для сценических костюмов должна приближенно соответствовать назначению платьевых и сорочечных материалов: из натуральных материалов – 12-15%, из химических – не более 4%. Воздухопроницаемость – не менее 100-200 Дм3/м2с
5. Функциональные показатели характеризуют выбранный материал с точки зрения его соответствия целевому назначению изделия.
6. Показатели надежности характеризуют материал с позиции сохранности и целостности в течение всего периода эксплуатации изделия, а также его хранения и транспортировки. Основной материал должен сохранять размер, формоустойчивость, драпировку изделия, и иметь стойкость к истиранию и к многократным стиркам.
7. Показатели стандартизации определяют степень соответствия текстильных материалов стандартным показателям структуры, качества и нормам.
8. Показатели унификации, характеризуют уровень соответствия параметров строения материалов принятым требованиям (ширина, линейные размеры штучных текстильных изделий и др.) [3].
Анализ ассортимента основных материалов
Современные ткани в настоящее время все активнее заменяют «классические материалы». Одной из реалий рынка легкой промышленности является факт наличия большого количества предприятий, предлагающих широкий ассортимент тканей, соответствующих вкусам разных категорий покупателей.
Из разнообразия современных материалов наиболее подходящими для сценического костюма в народном стиле будут: хлопчатобумажные ткани, лен, атлас – для пошива рубахи, и плотные жаккардовые, гобеленовые материалы, габардин, искусственный шелк, атлас, шерсть – для пошива сарафанов.
Хлопчатобумажные ткани в сравнении со многими другими обладают рядом положительных свойств: большей прочностью, устойчивостью к изгибам и растяжениям, высоким показателем гигроскопичности. Изделия выполненные из хлопчатобумажной ткани намокают и высыхают с большой скоростью, однако устойчивость к истиранию меньше, чем, например, у тканей из синтетических волокон [4]. Но хлопковые ткани легко мнутся, имеют малую эластичность. За счет этого, некоторые фасоны одежды производятся из хлопчатобумажных тканей при соответствующем добавлении синтетических волокон для лучшего эффекта растягивания.
Льняные ткани обладают значительно большей прочностью и меньшей растяжимостью. Они жестки, устойчивы и плохо драпируются, быстро сминаются и легко разлаживаются утюгом, гигроскопичны. Льняная ткань, как и хлопок, имеет натуральное происхождение. Ее получают из растения. Материал этот также имеет многовековую историю, но и в наши дни не потерял актуальностью из-за своих уникальных свойств. Льняное полотно гигроскопично, гипоаллергенно, воздухопроницаемо (в жару в такой одежде совсем не жарко, а даже наоборот прохладно), прочно, надежно в целом, устойчиво к носке, постоянным стиркам, глаженью, не образует ворс. Однако он сильно мнется и садится при стирке при высокой температуре, разрезать такой материал бывает очень сложно даже острыми ножницами (но они быстро тупятся), срезы сильно осыпаются (их необходимо специально обрабатывать).
Шелк обоснованно признан полезным, благотворным, очень мягким, легким, крепким, а также самым элитным и дорогим из всех натуральных волокон. На 97% шелк состоит из белков, остальные 3% составляют жиры и воски. Прочность шелкового волокна на разрыв составляет 35-50 кгс/мм2. Природный (натуральный шелк) обладает высокой упругостью, поэтому изготовленные из него изделия в процессе носки практически не сминаются. Шелк также обладает высокой гигроскопичностью: поглощает до 11 % влаги. Недостаток только в том, что под воздействием солнечных лучей шелк быстро выгорает, и влага оставляет на нем пятна. Благодаря своей красоте из шелка изготавливают нарядную (праздничную) одежду. Но, в целях экономии, заменяют его искусственным шелком.
Атласный материал уверенно занимает свою довольно обширную нишу в производстве швейных изделий. Это плотная, гладкая, непрозрачная материя с глянцевым блеском и хорошо тянущимся полотном, и ткань не только растягивается, но и возвращается в исходное положение. Она идеально подходит для пошива вечерних, праздничных нарядов, блузок и платьев. Эта поистине нарядная ткань, которая не только эффектно и красочно выглядит, но и не требует особенного ухода. Характерный блеск атласа в ткани делает изделие красивым, нарядным и праздничным. Но есть и минусы: материал тяжелее тканей других переплетений. Ацетатный атлас может растянуться со временем по линии шва, из него не рекомендуется шить обтягивающие изделия. При стирке в горячей воде садится и очень сыпется при раскрое.
Габардином принято называть группу тканей, которые выделяются не по составу, а по способу плетения. Нити для этой материи сплетаются диагонально под углом от 45 до 63 градусов, это придает ткани узор в виде мелкой диагональной полоски. Первоначально габардин был натуральных оттенков овечьей шерсти. Но современные технологии позволяют окрашивать его в самые разные цвета. Среди синтетических тканей в последнее время становится модным габардин меланж. В настоящее время состав габардина бывает шерстяной, полушерстяной, синтетический, шелковый и хлопковый. Свою популярность габардин получил за счет своих качеств: материал мягко, красиво драпируется, особенно при раскрое по косой. Несмотря на свою высокую плотность, ткань достаточно легкая и мягкая, хорошо держит форму и не деформируется при стирке; хорошо пропускает воздух; устойчив к износу; хорошие эксплуатационные характеристики: легко гладить, хорошо выводятся пятна. Устойчив к намоканию. Нити в ткани настолько туго скручены, что отталкивают воду.
Жаккардовая ткань одна из наиболее подходящих тканей для сценического костюма. Пряжа и нити для выработки жаккардовых тканей могут состоять как из натуральных (хлопчатобумажное, льняное, шерстяное, шёлковое), так и из химических текстильных волокон (полиэстеровое). Жаккардовые ткани прочны и долговечны, слабо растягиваются и истираются, хорошо сохраняют окраску, слабо подвержены влиянию перепадов температур. Жаккард — одна из дорогостоящих тканей, так как её производство трудозатратно. Своеобразный рельефный рисунок, который получается в результате сложного переплетения на плотной ткани, напоминает гобелен. Сложное переплетение нитей с неодинаковым шагом дает интересную фактуру. Полиэстер и полипропилен – это наиболее часто встречающиеся материалы для изготовления искусственного атласа. Эти ткани практически не мнутся, хорошо сохраняют внешний вид, не подвергаются воздействию солнечных лучей и тепла, не требуют специального ухода. Такие качества ткани делают ее идеальным материалом для пошива сценического костюма.
Выбор материала
Выбирая основной материал необходимо выбрать тот, который соответствует художественному образу, силуэту, форме модели по пластике, фактуре поверхности. Поэтому необходимо учитывать такие характеристики, как волокнистый состав, переплетение, вид отделки, заполнение, толщина, жесткость, драпируемость, цвет, блеск, прозрачность. С другой стороны, выбранный материал должен в полной мере соответствовать назначению, то есть тем условиям окружающей, предметной и производственной среды, в которых будет использоваться одежда из него [5].
Использование дорогих натуральных материалов для сценических костюмов не совсем актуально и целесообразно, ведь в наше время создать эффектный сценический костюм даже в русском народном стиле можно при помощи разнообразия более дешевых и красивых тканей.
На основе проведенного анализа ассортимента и требований, в пакет материалов №1 (рисунок 1)были выбраны следующие материалы:
В качестве основного материала для изготовления женской рубахи выбран натуральный материал платьево-блузочного ассортимента из льняного волокна полотняного переплетения. Лен является экологически – чистым материалом, а изделия из него отличаются большой практичностью, обладают антистатичностью и гипоаллергенностью, неприхотливостью в уходе и долговечностью. К тому же элементы гардероба пошитые из такой ткани востребованы и актуальны в наш современный век, когда в почете натуральность и экологичность. Рубаха из льна будет не только долго служить, но и сохранит свой прекрасный вид. С каждой стиркой материал становится только мягче и не желтеет со временем. Эстетическая сторона данного материала не столь выигрышна, но в совокупности с богатыми узорами и вышивками костюма, лен как никогда достоин сценического костюма, так как льняная рубаха является неотъемлемой частью русского костюма.
Рисунок 1 – Основной материал с отделкой (пакет материалов №1)
Для изготовления сарафана была подобрана плотная синтетическая ткань из полиэстерового волокна жаккардового переплетения с золотистым узором. Именно плотность и цветовое разнообразие как нельзя лучше отражают статность и богатство русского народного сценического костюма в современном мире. Жаккард имеет матовый блеск, неоднородную фактуру, и хорошо подчеркивает богатство вышивок и орнамента.
Для пакета материалов №2 (рисунок 2) были использованы более сдержанные материалы:
В качестве материала для изготовления женской рубахи выбран мягкий синтетический материал из полиэфирного волокна атласного переплетения с фактурным цветочным орнаментом. Такой материал легко драпируется, эффектно струится, имеет высокую прочность и износостойкость при эксплуатации, легко стирается, а главное, благодаря своей фактуре будет ярко «играть» при сценическом свете.
Рисунок 2 – Основной материал с отделкой (пакет материалов №2)
В качестве материала для изготовления сарафана был выбран темно-синий синтетический костюмно-платьевый габардин из полиуретанового волокна полотняного переплетения. Габардиновые вещи долговечные, прочные, упругие, устойчивы к механическим воздействиям, многие годы сохраняют первоначальный вид и приятные к телу (мягкие). Они практичные, так как не требуют особого ухода, что является несомненным плюсом для сценических изделий.
Пакет материалов №3: (рисунок 3)
Для изготовления рубахи выбран натуральный белоснежный материал полотняного переплетения, хлопкового волокна с добавлением эластана. Этот материал прекрасно подойдет для рубахи сценического костюма. Рубаха из такого хлопка будет обладать хорошей воздухопроницаемостью, минимально мяться, хорошо впитывать влагу и благодаря эластану надолго сохранит свой первоначальный вид и форму после многочисленных стирок.
Рисунок 3 – Основной материал с отделкой (пакет материалов №3)
В качестве материала для изготовления сарафана выбран плотный яркий эффектный искусственный атлас из полиэстерового волокна жаккардового переплетения. Поверхность ткани гладкая на ощупь и блестящая на вид. Эта ткань довольно легкая, но прочная и износостойкая. Она практически не мнется, хорошо сохраняет внешний вид, не подвергается воздействию солнечных лучей и тепла, не требует специального ухода. Такие качества ткани делают ее идеальным материалом для пошива сценического сарафана. Цвета как будто переливаются, и это делает изделия из жаккардового атласа нарядными и торжественными.
Все материалы выбраны на основе рассмотренного анализа и требований к изделию и могут быть применены при изготовлении итогового изделия.
Библиографический список
- Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды. М.: МГУ сервиса, 2001. – 288 c.
- Иванцова Т.М. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности: Учебное пособие. Омск: Омский государственный институт сервиса, 2001. – 117 с.
- Эксплуатационные свойства материалов для одежды и методы оценки их качества / Под ред. К.Г. Гущиной. – М.: Легкая и пищевая промышленность. 1984. – 312 с.
- Бузов Б.А., Алыменкова Н.Д. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности/ Учебник для студ. высш. учебн. заведений М.: Академия, 2010. – 448 c.
- Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материалы для одежды и конфекционирование. Учебник для студентов вузов – 2-е изд. М: Академия, 2010. – 76 с.