В настоящее время такие понятия, как «инновация» и «инноватика» стали неотъемлемой частью современного общества. Их употребление происходит настолько часто, что они уже потеряли вес и свою значимость, как это было изначально, когда данные термины только входили в обиход. Это повсеместное употребление «инноваций» зачастую направленно только на придание статуса разработке, проекту, продукту и является попыткой просто не отставать от развития науки и общества в целом. На данном этапе развития современного мира инновационную деятельность должны уметь вести не только организации и промышленные предприятия, но и каждое развивающееся образовательное учреждение. Но прежде всего, для этого необходимо уметь работать с инновационной терминологией, разбирать понятия и отличать наличие инновационности в работе.
Педагогика, так же, как и другие науки широко пользуется инновационными терминами, например «педагогические инновации». В данной работе мы попробуем разобраться, что же всё-таки обозначает данный термин, и какие проблемы он за собой влечет.
Под педагогической инноватикой подразумевают один из подразделов педагогики, изучающий создание, оценку и внедрение педагогических инноваций. Такие инновации формируются в университетах, научных школах, благодаря творчеству, самобытности и идейности педагогов и ученых. Педагогические инновации – это изменения в системе образования, нацеленные на улучшение качества, рост коммерциализуемости учебного процесса, посредством ранее не используемых методов, способов восприятия теории и получения практических навыков. Но не каждый может определить для себя, что именно является инновацией в педагогике [1].
Вероятнее всего, что почти каждая трактовка термина педагогических инноваций имеет место быть, разобраться и убедиться в этом может Кларин М.В., хорошо описавший виды инноваций в своей книге об инновациях в мировой педагогике. Автором выделялось 2 вида инноваций в педагогике – модернизация и трансформация.
Модернизация не проводит радикальных изменений в образовании, она нацелена только на усовершенствование учебного процесса, за счет внесение корректировок небольших фрагментов и усиления целевого ядра образования.
Трансформация уже относится к радикальным изменениям, пионерским идеям, целью которых смена, перекройка сложившегося течения образовательного процесса, создание новых форм получения знаний.
В любом случае педагогическая инновация – это изменения объекта в педагогике, то трудно описать данный термин одним предложением. Ведь происходящее изменение сложный долговременный шаг, который необходимо связывать и с образовательными тенденциями, и с задачами и целями развития, и с решением актуальных проблем.
Педагогическая инновация может быть как на макроуровне (новая образовательная система учреждения, новая форма образовательного учреждения), так и на макроуровне, т.е. методические модернизации. К примеру, различные методические комплексы, состоящие из учебных пособий, авторских курсов, программы тестирования. Микро-инновации в педагогике, как правило, новшество отдельного преподавателя или группы людей [2].
К сожалению, какой бы интересной не была педагогическая инновация, они никогда не займет свою нишу без должного понимания понятийного аппарата. В связи, с чем возникает ряд проблем:
- Наличие в одном образовательном учреждении разных педагогических тенденций.
- Разные потребности у руководства, обучающихся, родителей, самих педагогов.
- Невозможность внедрения педагогических инноваций за счет несогласованности с существующими стандартами образования.
- Сложность синтеза существующих и внедряемых образовательных концепций.
- Нехватка профессиональных навыков для успешного внедрения идеи.
Кроме того, новаторство в педагогике может столкнуться с проблемой переквалификации и адаптации кадров в инновационной деятельности, сложностью восприятия инноваций и возникновением барьеров.
Однако, проблемы могут возникнуть и когда уже внедрена инновация. Ярким примером может служить единый государственный экзамен. Такой экзамен стирает индивидуальность образования, т.к. не требуется индивидуальных программ, проявления творческих способностей, необходимо лишь, как робот ответить на общие тестовые вопросы. Попытка внесения и выявления творческих и неординарных способностей ученика благодаря блогу «С» также не оказалась успешной. По решению данных заданий невозможно дать объективную оценку индивидуализации человека. И самое главное, что введенный обаятельный экзамен с регламентированными вопросами заставляет отрекаться от более содержательных и творческих блоков образования. Поэтому педагогическая инновация не всегда хорошо [3].
Подводя итог, хотелось бы отметить, что прежде чем начинать вливаться в инновационную деятельность необходимо достаточно глубоко разобраться с понятийным аппаратом инноваций. Рассмотреть возможные варианты внедрения педагогической инноваций, если это все же она. Но самое главное, несмотря на шум вокруг всего инновационного, исследовательского и внедряемого, нужно гнаться не за статусным словом «инновация», а за тем, чтоб повысить качество и уровень образования, как для обучающихся, так и для обучающих и образовательного учреждения в целом.
Библиографический список
- Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. // Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия. / Педагогика. № 4. – 2004. – С.11-20.
- Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.
- Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008. – 256 с.