Ещё до введения 1 января 2014 года в России контрактной системы в сфере закупок в нашей стране появилась новая дисциплина, которая имеет два равнозначных названия:
- Управление государственными и муниципальными закупками,
- Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Контрактная система).
Эту дисциплину часто ошибочно позиционируют только как экономическую дисциплину или более узко только как управленческую дисциплину.
Если в управленческих дисциплинах ключевым кодексом считается Трудовой кодекс, то в Контрактной системе ключевые кодексы – Гражданский кодекс и Бюджетный кодексы. Однако среди управленческих дисциплин нет другой такой же дисциплины, как Контрактная система, которая основана на тотальном соблюдении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ближайшим аналогом Контрактной системы является Бухгалтерский учёт, правовой основой которого выступает одноимённый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Бухгалтерский учёт – это узкоспециализированная деятельность, ограниченная формированием документированной систематизированной информации; вид документирования, вид делопроизводства. Этой деятельностью обязаны заниматься все экономические субъекты, в том числе участники контрактной системы. Причём управленческой деятельностью, по сути, занимается только главный бухгалтер, который управляет теми, кто непосредственно занимается документированием. В этом состоит принципиальное отличие Контрактной системы от Бухгалтерского учёта, поскольку даже рядовые сотрудники единых комиссий, контрактных служб, отделов по закупкам (далее – контрактных служб) должны уметь управлять теми, кто непосредственно занимается документированием.
К сугубо экономическим дисциплинам Контрактную систему ошибочно относят потому, что предают слишком большое значение задаче контрактных служб изучать хозяйственные нужды своей организации, формировать планы закупок, планы-графики, обосновывать и нормировать закупки, рассчитывать начальную максимальную цену контракта. Но специалисты по осуществлению закупок непосредственно не занимаются подобными расчётами: они запрашивают информацию из соответствующих подразделений. Контрактная служба выступает информационным центром, в который стекается требуемая информация. Специалист по закупкам не обязан уметь рассчитывать коэффициенты вариации и т.п., но может быть обязан уметь пользоваться программными пакетами для анализа поступившей информации.
Анализ трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок, утверждённый Приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, показывает, что чисто экономические знания составляют незначительную часть в компетенции сотрудника контрактной службы и, по сути, сводятся к умению осуществлять маркетинговый сбор данных. Можно выделить два основных блока компетенции контрактного управляющего:
1) управленческая компетенция: подготовка закупочной документации, составление планов и обоснование закупок, осуществление процедур закупок, проверка качества представленных товаров, работ, услуг, мониторинг в сфере закупок, аудит и контроль в сфере закупок;
2) правовая компетенция: подготовка закупочной документации, обработка результатов закупки и заключение контракта, проверка соблюдений условий контракта, контроль в сфере закупок.
Многие компетенции специалиста по осуществлению закупок пересекаются. Так, задача специалиста по закупам не просто подготовить закупочную документацию на основе каких-то типовых шаблонов, а подготовить в полном соответствии с нормами гражданского законодательства, то есть в отличие от бухгалтера он должен разбираться не только в типовых шаблонах, рекомендованных профильным ведомством, но и знать нормы ГК РФ (а именно – раздела IV). Для грамотного составления планов и обоснования закупок специалист в сфере закупок должен организовать взаимодействие сотрудников, непосредственно занимающихся экономическими вопросами в организации и обеспечить порядок и своевременность составления планов, планов-графиков, порядка и сроков внесения в них изменений. Огромное значение в деятельности контрактного управляющего имеет умение составлять контракт, поскольку от того, насколько он грамотно составлен, полностью зависит полнота, достаточность и своевременность обеспечения нужд предприятия. В отличие от сотрудников бухгалтерии, которые не обязаны участвовать в административных и хозяйственных спорах, инициированных контрагентами, сотрудники контрактных служб обязаны это делать, поскольку никто кроме них, даже юристы, не смогут успешно сформулировать и отстоять интересы своей организации.
Для выполнения обязанностей контактных специалистов часто призываются бухгалтера и юристы. Однако их базовых знаний недостаточно, поэтому работодатель направляет бухгалтеров и юристов на курсы профессиональной переподготовки. При выборе учебного заведения очень важно останавливаться на тех, в которых учебная программа построена в полном соответствии с рекомендациями регулирующих ведомств с учётом последних изменений в законодательстве.
Таким образом, Контрактная система – это, хотя и разновидность Бухгалтерского учёта, но гораздо более широкая дисциплина, включающая в себя подразделы Управления и Гражданского права. Контрактная система – это управленческо-правовая дисциплина, в которой тесно переплетены знания и навыки не только по ведению документированной систематизированной информации, но и по управлению ею, не только управленческой информации, но и правовой. Деятельность специалиста в сфере закупок полностью регламентирована Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и рядом подзаконных актов правительства. Разрабатываемый специалистом в сфере закупок пакет закупочной документации должен соответствовать нормам Гражданского кодекса. Поэтому в подготовке специалиста по закупкам важное место занимают два модуля: 1) правовая основа закупок – нужно знать непосредственно, 2) документирование закупочной информации – достаточно уметь управлять.