Мы понимаем «сохранение и укрепление здоровья» (обозначая термином «оздоровление» как проблему исследования) по отношении к школьникам как не только медицинскую, но и психолого-педагогическую задачу. Её решение возможно: а) созданием специальной, педагогически организованной, в нашем случае – музыкальной (Л.И. Уколова [1, с. 4]) – образовательной среды и б) организацией в её условиях педагогического сопровождения отдыхающего ребёнка (подростка).
Функцией такой среды является «целенаправленное и педагогически адаптированное включение ребёнка в процесс, направленный на усвоение ценности здоровья и здорового образа жизни <…>» (Н.Ф. Петрова [2, с. 8]).
Особенность представляемой среды, которую условимся называть «музыкально-оздоровительная образовательная среда» (далее – МООС), состоит в её функционировании в условиях высокотехнологичной информационной образовательной среды (ВТИОС; Т.Н. Носкова [3, с. 45– 46]).
Процессы, которые связаны с предметом исследования (оздоровлением, где главным значимым фактором музыка является музыка) и его объектом (самой музыкой; см. I), наблюдаются в метасистеме, включающей в себя системы: «Образование», «Информатизация общества», «Человек и музыка». Учитывая данный факт, методология нашего исследования основывается на использовании гуманитарно-целостного подхода в педагогическом исследовании (Н.М. Борытко) и на системно-деятельностном (т. к. мы видим процессы оздоровления через деятельность, в которую вовлечён школьник) подходе к пониманию сути рассматриваемых явлений и процессов.
Представляемая педагогическая модель МООС включает следующие компоненты:
- объект-субъектные и субъект-субъектные отношения (I: см. I-1, I-2);
- организационные условия (II);
- целеполагание деятельности (III);
- содержание, наполняющее данную среду (IV);
- используемую в деятельности программно-аппаратную часть (что отражает особенность современного информационного общества; V);
- операциональные (в части использования ИКТ) и др. формируемые у школьника компетенции, связанные с задачами его оздоровления при использовании музыки (VI).
(I-1) Субъектом организуемой МООС является школьник.
Другой субъект – это взрослый (педагог), осуществляющий сопровождение ребёнка (подростка): музыкальный работник детского оздоровительного лагеря, воспитатель, вожатый (I-1-а) или – неформально – сверстник (иногда – более старший или младший по возрасту товарищ), имеющий у школьника авторитет (I-1-б), выполняющий в этом смысле роль взрослого.
(I-2) Объектом в представляемой среде является музыка (см. I).
Объект-субъектные отношения в оздоровлении возникают при «встрече» музыки и отдыхающего в лагере школьника. Неотъемлемым атрибутом в функционировании МООС в условиях детского оздоровительного лагеря (далее – ДОЛ) являются субъект-субъектные отношения (отношения школьника и взрослого либо авторитетного сверстника).
(II) Данная статья рассматривает влияние музыки на здоровье школьника, который находится в летнем ДОЛ. Именно поэтому организационные условия включают своеобразие и преимущества лагеря как особой формы дополнительного образования, а именно:
- круглосуточным режимом 2–3-недельного пребывания во временном коллективе своих сверстников, других отдыхающих, вожатых, воспитателей и др. персонала ДОЛ (см. II-1);
- наличие дополнительных (по сравнению с периодом учебных занятий в школе) возможностей для раскрытия школьником собственных способностей, для выбора им форм деятельности, которая отвечает его интересам и потребностям [4, с. 259]. Так, В.А. Волгунов отмечает в условиях детского лагеря: соединение а) «различных видов досуга и оздоровления детей», б) «различных форм образовательной деятельности» [5, с. 88] (см. II-2).
(II-1) Круглосуточный режим несёт не только явные преимущества для организации МООС, но и ведёт к определённым рискам в направлении оздоровления.
И риски, и выгода исходят из продолжительности времени, в течение которого школьник может общаться с музыкой:
- самостоятельно выбирая произведения и, чаще всего, пользуясь наушниками (см. Выводы: п. 3: пп. 1);
- соглашаясь с выбором других людей – находясь в звучащем пространстве песни, пьесы и др., участвуя в творчестве, связанном с музыкой (пении, танцах, драматическом театре, игре на инструменте) и пр.
На основании имеющегося опыта (и 30-летнего собственного, и того, что почерпнут от коллег) мы рекомендуем 3-минутную продолжительность для произведений (или фрагментов) как основу музыки, транслируемой в ДОЛ. Использование 3-минутных примеров в экспериментах по изучению влияния музыки различных стилей [5, с. 88] отражает эту, преобладающую частоту именно этого временного диапазона (2,5–3,5минуты), согласовываясь с нашей рекомендацией.
(II-2) В числе основных организационных форм (и стоящего за ними содержания), характеризующих МООС:
- транслирование на лагерь релаксирующей, тонизирующей фоновой музыки (в т. ч. способствующей снятию различного напряжения) (i);
- дискотеки (а также – спортивные мероприятия), где звучит танцевальная и др. подвижная музыка, способствующая устранению гиподинамии (ii);
- индивидуальный выбор музыки на личных персональных гаджетах школьников в целях прослушивания, пения, танцев и пр., что создаёт для владельца более комфортную атмосферу (iii).
Отметим, что спортивно-оздоровительное направление (зарядка, занятия в спортивных кружках, различные соревнования и пр.) занимает в ДОЛ соответствующее место, но не способно замещать эффект МООС.
Можно подытожить, что актуальность рассмотрения музыки как фактора оздоровления школьников в условиях ДОЛ, а, значит, актуальность создания МООС состоит в следующем:
- в наличии у музыки значительного образовательного потенциала (см. IV), к которому добавляется совокупность возможностей и рисков, возникших с приходом в жизнь нашего современника такого феномена, каким являются музыкально-компьютерные технологии (далее – МКТ; И.Б. Горбунова [6, с. 123, 137]; см. V) (А);
- в важности задачи устранения противоречия между образовательными возможностями системы {ДОЛ + музыка + МКТ} (i), а также – между потребностями детей (и родителей, имеющих своё видение образовательных продвижений собственного ребёнка) (ii) – и уровнем фактической реализации отмеченного (см. IV) потенциала (iii) (Б);
- в необходимости устранения противоречия между низкой образовательной эффективностью (что обусловлено и недостаточной, на наш взгляд, научной исследованностью данного вопроса; iv) стихийного способа освоения музыкальной культуры с использованием МКТ (v) и значительностью потенциала (см. IV) креативности, духовности, эстетики, заключённого в музыке (vi) [7, с. 140] (В).
(III) Целеполагание или установка на оздоровление с использованием музыки является ключевым (как целеполагание, в целом, в процессе обучения и воспитания) моментом включения школьника в процесс, который с точки зрения педагогики заключается, в первую очередь, в понимании и принятии ребёнком (подростком):
- ценностных установок здорового образа жизни и позитивного к жизни отношения;
- ответственности за собственное здоровье, за самореализацию и т. п.;
- факта взаимосвязи между музыкой, которая окружает отдыхающего школьника, и его психофизиологическим состоянием.
Сложность целеполагания состоит в следующих противоречиях:
- с одной стороны, образовательный (включая оздоровительный; см. IV) потенциал музыки позволяет использовать её для оздоровления;
- с другой стороны, не только дети, но и взрослые привыкли понимать и использовать музыку больше как развлечение, как некий звуковой фон (что лишь частично отражает более разнообразные функции оздоровления);
- с одной стороны, перед взрослыми стоит задача способствования формированию у подопечных соответствующих компетенций, художественного вкуса и др. (см. VI);
- с другой стороны, как показывают наблюдения (A.E. Krause и др. [8]), музыка, которую люди проигрывают на собственных гаджетах, чаще вызывает положительную реакцию, что, в определённой мере, ограничивает такие же возможности при трансляции по общественным каналам (хотя, в качестве контраргумента напомним о факторе взаимного эмоционального «заражения» в коллективе).
(IV) Содержание МООС складывается:
- а) из той музыки, которая звучит в ДОЛ в соответствующем контексте досуговой деятельности школьника;
- б) из самого контекста – т. е. того значения, которое определённое событие имеет для конкретной личности (к примеру: чувство психологического комфорта / дискомфорта в определённой компании, командная победа / неудача, встреча / расставание с другом и др.).
Музыка является одним из факторов оздоровления, – в целом, – человека, и, в частности (согласно заявленным условиям – в ДОЛ), – школьника. Мы объясняем эту свою позицию так:
- здоровье (с точки зрения педагогики) – это целостная иерархическая совокупность таких его компонентов, как: душевно-психическое (душевно-нравственное, психическое и т. п.), социальное, физическое (IV-1);
- музыка способна оказывать влияние на все перечисленные проявления (компоненты) здоровья [9, с. 18] (IV-2: см. IV-2-а, IV-2-б, IV-2-в, IV-2-г);
- с одной стороны, широкая доступность музыки, с другой стороны, вызванные этой доступностью образовательные риски (которые педагогическое сопровождение способно устранять и должно это делать) являются следствием распространения современных информационных технологий (в области музыки они представлены МКТ; см. VI) (IV-3; см. V).
(IV-1) В обозначенной выше совокупности каждый компонент является важным, но при этом душевное и психическое здоровье находится выше в иерархической лестнице, так именно это и отличает в человеке собственно человеческое.
(IV-2) Влияние, оказываемое музыкой на человека (школьника), в целом, неоднозначно, складываясь из позитивных и негативных воздействий, иногда – имеющих общую логику, иногда – очень индивидуальных.
(IV-2-а) S. Hallam суммирует факты позитивного воздействия, оказываемого музыкой при её прослушивании и исполнении в отношении физического и психического здоровья человека:
- реакции организма – изменения: уровня дофамина, серотонина, кортизола, эндорфина и окситоцина, частоты сердечных сокращений, дыхания, кровяного давления, проводимости кожи, температуры кожи, мышечного напряжения, биохимических реакций; тонизирующий эффект (насыщение внутренних органов кислородом) и др.;
- проявления эмоций (настроения и пр.) – стимуляция вегетативной нервной системы, психические реакции такие, как: снижение стресса и чувства тревоги, ведущие к уменьшению болевых ощущений, укреплению иммунной системы (значительное понижение уровня кортизола) и пр. [10, с. 99–100].
При этом S. Hallam делает предположение, а мы, основываясь на многолетних (с 1986 года – и по настоящее время) наблюдениях, осуществляемых на базе ДОЛ «Байкал» (детский оздоровительный лагерь как одно из структурных подразделений МАОУ Центр образования № 47 города Иркутска), утверждаем: все вышеперечисленные преимущества, отмеченные у взрослой аудитории, присутствуют, в той или иной мере, и в период обучения ребёнка (подростка) в средней (и – в начальной) школе.
(IV-2-б) Мы заметили, что:
- пение совмещает в себе физические и ментально-эмоциональные процессы, являясь для поющего человека онтологическим мостом между данными проявлениями человеческой сущности;
- следовательно, педагогика может и должна использовать потенциал пения для развития у подростка уверенности в себе как основы для психологического и физического здоровья;
-преимущества предлагаемого подхода как механизма сублимации напряжения, возникающего у индивидуума в момент самопрезентации (при пении) и переключаемого на эмоциональный фон художественного образа вокального произведения [11, с. 166].
(IV-2-в) Отмечено (И.А. Корсакова [12, с. 95]), что первоначальные движения, которые являются спонтанной реакцией на музыку, переходят в микродвижения и микро-жесты, позже – свёртываются и переводятся во внутренний план. Во время эмоционально окрашенного исполнения или прослушивания музыки (в процессе: пения, игры на инструменте, пластического интонирования и пр.) они проявляются как мимика, жестикуляция, пантомимика и др. Специалисты (педагоги по вокалу, хормейстеры, хореографы и др.) констатируют в таких случаях освобождение от физических зажимов.
(IV-2-г) Нами показано [13, с. 107], что оптимальная организация жизненных планов и самореализация человека в творчестве (к которому мы причисляем учёбу, отдых и др.), согласно экзистенциальной психологии, взаимно коррелируются со здоровой и позитивной атмосферой социума, в котором находится человек.
(V = IV-3) Мы выяснили, что программно-аппаратная часть для общения нашего современника (в т. ч. школьника) с музыкой (следовательно, в МООС) представлена МКТ.
Эти технологии явно или потенциально представлены у подавляющего числа (>90%) школьников (с 9-ти до 14-ти лет) на персональной электронной технике – смартфоне или ноутбуке [14, с. 274].
Наши исследования, посвящённые реализации индивидуальных образовательных маршрутов с помощью МКТ [15, с. 158] показали, что:
- среди организационных форм для использования МКТ находятся не только «урок», но «внеурочная деятельность» и «досуговая деятельность» с применением личных мобильных устройств (этот факт подтверждает то, что мы указали ранее – см. II-б-iii);
- музыка выступает как творчество с опорой на синестезию ощущений (i), как творчество, являющееся деятельностью, основанной на работе 3-х сенсорных систем – слуха, зрения и осязания (этот факт, с одной стороны, есть основание для содержания МООС; см. IV-2; с другой стороны, мы принимаем его во внимание при рассмотрении операциональной базы МООС; см. VI).
(VI) Музыкальное творчество и образование с применением МКТ интерпретируется нами как триединство деятельности: художественной (1), (само-) воспитательной (2), (само-) обучающей (3) [16, с. 118]. Эта целостность способствует:
- а) более естественному и неформальному вхождению школьника в мир музыкального искусства (творчества), музыкальной культуры, музыкального языка и музыкальной коммуникации (см. VI-2);
- б) более конструктивному и полезному (следует из п. «а») для своего здоровья погружению в МООС.
Музыкально-оздоровительная образовательная среда ДОЛ как полисистемная сфера способна оказывать настолько плодотворное влияние на школьника, насколько у того сформированы компетенции:
- технологические – в отношении освоения операций с МКТ (VI-1);
- культурологические – в отношении многообразия проявлений музыки: различных её жанров, стилей, направлений, традиций (VI-2);
- здоровьесберегающие – в отношении здоровьесохранной деятельности (к примеру, по И.Р. Куржонковой [17, с. 229–230]), включая использование для этого музыки (VI-3).
(VI-1) Мы выявили, что использование технологий имеет ряд преимуществ, являющихся значимыми и для формируемых компетенций, и для функционирования МООС:
- возможность перехода в режим «самообучение» и «самовоспитание»;
- достоинства цифровой формы для хранения информации, для работы с нею;
- минимизация технологических и психологических барьеров для пользователя;
- наличие у школьника (или у взрослого, которому он доверяет) возможности осуществлять аудио-, видео- запись исполнения (музыки, танца и пр.) и последующую оценку, рефлексию зафиксированного [18, с. 55, 62–63]).
Ещё одним преимуществом МКТ является возможность работы по алгоритму [19, с. 105–108].
(VI-2) Успешность формирования культурологических компетенций у школьника мы связываем с вопросами: художественного репертуара, на примере которого ребёнок получает представления о музыке (а), и его музыкального кругозора (б).
(VI-2-а) Нами выявлено, что эффективность музыкального образования (это обуславливает и образовательные продвижения в других областях знаний и творчества, и эффективность оздоровления на основе музыки) зависит от реализации инновационного потенциала художественного репертуара [20, с. 229].
(VI-2-б) Анализируя результаты ряда исследований и собственный опыт работы с младшими школьниками и подростками, мы выступаем за возможно более полное разнообразие музыки, к которой обращается школьник со здоровой нервной системой:
- жанров – инструментальных и вокальных; баллада, пьеса, частушка, попурри и др.;
- музыкальных стилей и направлений – фолк, классика, джаз, рок-; романтизм, классицизм, барокко, авангард и пр.
В этот ряд мы относим рок-музыку, которая не приводит к негативным последствиям в физическом состоянии и психике при сбалансированном (с другими направлениями музыки) её прослушивании (Ju. Kneer и др. [21], Л.И. Алёшина и др. [22, с. 59]). К примеру, такие хиты рок-музыки, как: «Maybe I, maybe you» (гр. «Scorpions»), «Smoke on the water» (гр. «Deep Purple»), «Кукушка» (гр. «Кино») и др. – являются достойными по содержанию и музыкального, и поэтического текста произведениями, несут необходимый подростку опыт эмоционального состояния, способны быть своеобразной «зарядкой» для нервной системы школьника.
Подводя итоги, мы делаем следующие выводы:
1. Оздоровление школьника музыкой в ДОЛ является актуальной проблемой, решаемой через создание музыкально-оздоровительной образовательной среды и механизм педагогического сопровождения.
2. Педагогическая модель музыкально-оздоровительной образовательной среды включает как компоненты: отношения в системе {субъект (школьник) – объект (музыка) – субъект (другой школьник или взрослый)}; характерные для ДОЛ организационные условия; целеполагание отдыхающего на оздоровление; музыку как содержательное наполнение этой среды; МКТ как программно-аппаратную часть процесса освоения МООС; формируемые в этом процессе операциональные (технологические), культурологические и здоровьесберегающие компетенции.
3. Из-за популярности и распространённости такого средства общения с музыкой, как смартфон, перед педагогами стоят задачи:
- контроля за соблюдением отдыхающими детьми правил (режима) использования наушников;
- тактичного и педагогически ответственного влияния на репертуар прослушиваемой и исполняемой школьником музыки;
- обеспечения трансляции (через расположенные на территории лагеря акустические колонки) музыки достойного художественного и технического качества.
4. С учётом требований Национального стандарта РФ «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (см. пп. 4.2., 4.6.3.4., 4.6.3.5.) художественному репертуару музыки, звучащей в ДОЛ, необходимо уделять постоянное внимание (в т. ч. – при выполнении с её помощью оздоровительных мероприятий). Требует отдельного дополнительного изучения вопрос художественного репертуара музыки, звучащей в ДОЛ.
Библиографический список
- Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды. [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. Электронный научный журнал. 2008. № 2. (9 с.). URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ukolova_l.i._.pdf. (дата обращения: 18.07.2016).
- Петрова Т.Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребенка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа: дисс. … доктора пед. наук. Ставрополь, 2006. 500 с.
- Носкова Т.Н. Какую информационно-образовательную среду можно считать высокотехнологичной?. // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № no. 1. С. 45– 47.
- Плотников К.Ю., Тимошенко Т.М. Организация здоровьесохранного пространства в условиях летнего детского оздоровительного лагеря: музыкальное направление. // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни: сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции (25–29 апреля 2016 г., Екатеринбург). Под общ. ред. С.Г. Махневой, Е.А.Юговой. Екатеринбург: изд. “РГГПУ”; 2016. с. 257–264.
- Волгунов В.А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей. // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21). С. 86–88.
- Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал. 2004. № 4 (9). С. 123–138.
- Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Место музыки и МКТ в педагогической системе детского оздоровительного лагеря. // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 138–142.
- Krause A.E., North A.C., Hewitt L.Y. The role of location in everyday experiences of music. [Электронный ресурс] // Psychology of Popular Media Culture, 2016. Vol. 5 (3), Jul, p. 232–257. URL: http://dx.doi.org/10.1037/ppm0000059. (дата обращения: 18.07.2016).
- Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: в 2 ч. Ч. 1: Инновационная образовательная программа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 229 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
- Hallam S. The Power of Music: a research synthesisof the impact of actively making music on the intellectual, social and personal development of children and young people. London, Ed. 2015. 168 p.
- Плотников К.Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 161–170. DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.23.161. http://journal.omga.su/files/nauka_o_cheloveke_23.pdf.
- Корсакова И.А. Музыкальная коммуникация: генезис и историко-культурные трансформации: Дисс. … докт. культурологии. М., 2014. 359 с.
- Плотников К.Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр» // Инновационная наука. 2016. № 2. Ч. 4. С. 102–108. http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-4.pdf.
- Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды). // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 272–275.
- Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодёжи. // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА», 2015, вып. 69, август. С. 153–160. DOI: 10.17238/issn1999-3765.2014.69.
- Плотников К.Ю., Горбунова И.Б. К вопросу реализации образовательного потенциала музыки в контексте современного информационного социокультурного пространства. // Информация и образование: грани коммуникации INFO’16: сборник научных трудов. № 8 (16); под. ред. A.A. Темербековой, Л.А. Альковой. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016. p. 117–119.
- Куржонкова И.Р. Специфика формирования здоровьесберегающих компетенций учащихся начальных классов. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 16-2 С. 228–232.
- Плотников К.Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 50–65. http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2015-6/4-plotnikov.pdf.
- Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки информатики и музыки в общеобразовательной школе: в 2 ч. Ч. 2: Инновационный учебно-методический комплекс (с приложением на 11 DVD). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
- Плотников К.Ю. Художественный репертуар как источник инноваций в области музыкального образования. // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сб. статей Междунар. научно-практ. конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч. 2 / Уфа: Аэтерна, 2016. С. 227–230.
- Kneer Ju., Rieger D. The memory remains: How heavy metal fans buffer against the fear of death. [Электронный ресурс] // Psychology of Popular Media Culture, 2016. Vol. 5 (3), Jul, p. 258–272. URL: http://psycnet.apa.org/?&fa=main.doiLanding&doi=10.1037/ppm0000072. (дата обращения: 18.07.2016).
- Алёшина Л.И., Федосеева С.Ю. Исследование зависимости физиологических показателей сердечно-сосудистой системы подростков от воздействия музыкальных композиций разных стилей. [Электронный ресурс] // Грани познания. 2015. № 6. С. 57–60. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1441606734.pdf. (дата обращения: 18.07.2016).
References
- Уколова Л.И. Адаптационные и реабилитационные функции педагогически организованной музыкальной среды. [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. Электронный научный журнал. 2008. № 2. (9 с.). URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/ukolova_l.i._.pdf. (дата обращения: 18.07.2016).
- Петрова Т.Ф. Теоретическое обоснование комплексного сопровождения развития ребенка в образовательной среде учреждений оздоровительного типа: дисс. … доктора пед. наук. Ставрополь, 2006. 500 с.
- Носкова Т.Н. Какую информационно-образовательную среду можно считать высокотехнологичной?. // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № no. 1. С. 45– 47.
- Плотников К.Ю., Тимошенко Т.М. Организация здоровьесохранного пространства в условиях летнего детского оздоровительного лагеря: музыкальное направление. // Физиологические, педагогические и экологические проблемы здоровья и здорового образа жизни: сборник научных трудов IX Всероссийской научно-практической конференции (25–29 апреля 2016 г., Екатеринбург). Под общ. ред. С.Г. Махневой, Е.А.Юговой. Екатеринбург: изд. “РГГПУ”; 2016. с. 257–264.
- Волгунов В.А. Анализ социально-педагогических проблем жизнедеятельности детских загородных лагерей. // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 2 (21). С. 86–88.
- Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Научный журнал. 2004. № 4 (9). С. 123–138.
- Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Место музыки и МКТ в педагогической системе детского оздоровительного лагеря. // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. С. 138–142.
- Krause A.E., North A.C., Hewitt L.Y. The role of location in everyday experiences of music. [Электронный ресурс] // Psychology of Popular Media Culture, 2016. Vol. 5 (3), Jul, p. 232–257. URL: http://dx.doi.org/10.1037/ppm0000059. (дата обращения: 18.07.2016).
- Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки музыки в общеобразовательной школе: в 2 ч. Ч. 1: Инновационная образовательная программа. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 229 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
- Hallam S. The Power of Music: a research synthesisof the impact of actively making music on the intellectual, social and personal development of children and young people. London, Ed. 2015. 168 p.
- Плотников К.Ю. Потенциал певческой деятельности в развитии у подростка уверенности в себе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 1 (23). С. 161–170. DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.23.161. http://journal.omga.su/files/nauka_o_cheloveke_23.pdf.
- Корсакова И.А. Музыкальная коммуникация: генезис и историко-культурные трансформации: Дисс. … докт. культурологии. М., 2014. 359 с.
- Плотников К.Ю. Самореализация жизненных планов личности: модель «оркестр» // Инновационная наука. 2016. № 2. Ч. 4. С. 102–108. http://aeterna-ufa.ru/sbornik/IN-16-2-4.pdf.
- Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Освоение подростками музыкально-компьютерных технологий на базе программно-аппаратного комплекса смартфонов (в контексте формирования культурно-образовательной среды). // Теория и практика общественного развития. 2015. № 20. С. 272–275.
- Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодёжи. // Научно-практический журнал «Вестник ИрГСХА», 2015, вып. 69, август. С. 153–160. DOI: 10.17238/issn1999-3765.2014.69.
- Плотников К.Ю., Горбунова И.Б. К вопросу реализации образовательного потенциала музыки в контексте современного информационного социокультурного пространства. // Информация и образование: грани коммуникации INFO’16: сборник научных трудов. № 8 (16); под. ред. A.A. Темербековой, Л.А. Альковой. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2016. p. 117–119.
- Куржонкова И.Р. Специфика формирования здоровьесберегающих компетенций учащихся начальных классов. // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. № 16-2 С. 228–232.
- Плотников К.Ю. Роль музыкально-компьютерных технологий в выстраивании и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка // Педагогический журнал. 2015. № 6. С. 50–65. http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2015-6/4-plotnikov.pdf.
- Плотников К.Ю. Информационные технологии в образовании: уроки информатики и музыки в общеобразовательной школе: в 2 ч. Ч. 2: Инновационный учебно-методический комплекс (с приложением на 11 DVD). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 116 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=24835905.
- Плотников К.Ю. Художественный репертуар как источник инноваций в области музыкального образования. // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сб. статей Междунар. научно-практ. конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч. 2 / Уфа: Аэтерна, 2016. С. 227–230.
- Kneer Ju., Rieger D. The memory remains: How heavy metal fans buffer against the fear of death. [Электронный ресурс] // Psychology of Popular Media Culture, 2016. Vol. 5 (3), Jul, p. 258–272. URL: http://psycnet.apa.org/?&fa=main.doiLanding&doi=10.1037/ppm0000072. (дата обращения: 18.07.2016).
- Алёшина Л.И., Федосеева С.Ю. Исследование зависимости физиологических показателей сердечно-сосудистой системы подростков от воздействия музыкальных композиций разных стилей. [Электронный ресурс] // Грани познания. 2015. № 6. С. 57–60. URL: http://grani.vspu.ru/files/publics/1441606734.pdf. (дата обращения: 18.07.2016).