МОНИТОРИНГ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Шевердина Юлия Игоревна
Институт управления Белгородского государственного национального исследовательского университета
студентка 3 курса направления подготовки «Сервис»

Аннотация
В статье рассматриваются проблемы принятия управленческих решений в сфере туризма, особенности развития туристической отрасли России в со-временных экономических условиях.

Ключевые слова: мониторинг, туристический рынок, управление в сфере туризма, управленческий процесс


MONITORING OF THE MODERN RUSSIAN TOURIST MARKET

Sheverdina Yuliya Igorevna
Institute of Management, Belgorod State National research University
third year student of the bavhelor programm «Service»

Abstract
This article views the problems of managerial decision making in the sphere of tourism, the peculiarities of development of Russian touristic branch in the modern economic conditions.

Keywords: management process, monitoring, tourism management, tourism market


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шевердина Ю.И. Мониторинг современного российского туристического рынка // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/07/69539 (дата обращения: 23.09.2024).

Научный руководитель: Слинков Анатолий Михайлович ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации,
Институт управления Белгородского государственного национального
исследовательского университета

На процессы менеджмента непосредственно оказывают влияние проблемы той отрасли, в которой находится объект управления. Туризм представляет собой одну из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Значительное влияние на социально-экономическую сферу жизни общества оказывают экономическая, социальная, гуманитарная и воспитательная функции туризма. Туризм может использоваться в качестве механизма оживления экономики и стимула для социально-экономического развития государства. Современный российский туристический рынок испытывает множество изменений, поэтому одной из актуальный проблем сегодня является применение эффективных инструментов поиска и систематизации необходимой информации в целях прогнозирования развития туристической отрасли. Анализ особенностей развития туристической отрасли России в современных экономических условиях позволит определить стратегию действий, направленных на совершенствование отечественного туристического рынка.

На сегодняшний день главной тенденцией выездного и внутреннего туризма является высокая чувствительность потребителей к ценовым изменениям туристической отрасли. Согласно данным Федерального агентства по туризму, в первой половине 2015 года количество россиян выехавших за рубеж с целью туризма сократилось на 30 % [1]. Снижение курса рубля, повышение цен и банкротство большого количества туроператоров снизило спрос населения на туристические услуги.

Многие потребители туристического продукта стали предпочитать более дешевый отдых в других, мене популярных странах и самостоятельно бронировать гостиничные номера и билеты.

Осенью 2015 года усилилась тенденция на отказы от путешествий. Появление дефицита авиабилетов на некоторые направления и их подорожание вызвало такое событие, как отзыв сертификата эксплуатанта у одной из самых крупных российских авиакомпаний «Трансаэро». Запреты на туристические сообщения с Египтом и Турцией, возникшие вследствие террористической угрозы привели к значительным финансовым потерям российских туроператоров.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР) 60% рынка выездного туризма приходились именно на направления Турции и Египта. Теракты также имеют долгосрочные последствия, связанные с психологической боязнью туристов отправляться в путешествия за границу. Согласно данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), в первой половине 2015 года количество туроператоров в России сократилось более чем в два раза в сравнении с 2014 годом [2].

По моему мнению, представленные выше проблемы свидетельствуют о необходимости поиска эффективных инструментов отслеживания происходящих изменений с целью создания стратегии действий, направленных на улучшение состояния отрасли. Одним из главных инструментов, применяемых в управленческих процессах с целью получения необходимой информации об объекте, является мониторинг.

Возникновение термина «мониторинг» связывают со Стокгольмской конференцией ООН по окружающей среде 1972 года. Первой сферой научного и практического применения мониторинга были почвоведение и экология [3, с. 45].

«Автором концепции мониторинга принято считать американского ученого Р. Манна, который рассматривал мониторинг как систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей среды в пространстве и во времени с определенными целями и в соответствии с заранее подготовленной программой.» [4, с. 66].

В настоящее время мониторинг используется  не только в изучении экологических проблем, но и в любой сфере жизнедеятельности общества. Широкое применение мониторинг получил в менеджменте, так как с его помощью появилась возможность получения оперативной и достоверной информации об управленческих объектах и процессах.

«Мониторинг как управленческий процесс, – это процесс системноорганизованных действий, имеющих целью поддержание функционирования объекта мониторинга в заданном режиме или его развитие по заданной траектории путем выявления как негативных, так и позитивных отклонений параметров мониторинга от заданных значений.» [5, с. 29].

Благодаря данному научному методу получения и систематизации информации, специалисты выявили определенные тенденции в развитии туристической отрасли. В своем интервью исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе заявила: «Не вызывает сомнений, что следующим летом россияне точно поедут отдыхать, но будут устраивать себе менее продолжительные каникулы и искать более экономичные варианты проведения отпусков». Таким образом, эксперты прогнозируют, что в 2016 году сократится количество выездных каникулярных периодов. Во время официальных праздников и выходных будет наблюдаться снижение спроса на туристические услуги, в настоящее время люди не склонны устраивать для себя короткие каникулы в целях избегания дополнительных затрат. Аналитики Ассоциации туроператоров России убеждены, что в 2016 году более, чем на 10% сократится количество клиентов, воспользовавшихся программой раннего бронирования [2]. Популярными туристическими направлениями в 2016 году выступят такие страны, как Греция, Кипр, Испания и Италия.

Таким образом, менеджерам, работающим в сфере туризма необходимо переориентировать работу организации в необходимых направлениях, привлечь клиентов низкими ценами на туры и упрощением процедуры выдачи виз. Наибольшим преимуществом в данной ситуации пользуются страны, для поездок в которые наиболее быстро оформляются визовые документы. Например, в декабре 2015 года Италия заявила о предложении удвоить количество собственных визовых центров в России, Болгария также направила свои действия на упрощение процедуры оформления документов. Средиземноморские страны, пытаясь привлечь российских туристов, снизили цены на услуги сферы гостеприимства.

Мониторинг туристической отрасли показал, что у российских курортов в 2016 году появится шанс привлечь большое количество российских туристов. На рынке туристских услуг Сочи и Крыма появились крупные туроператоры, впервые были реализованы чартерные поездки в Крым, Краснодарский край и Сочи, увеличилось количество автобусных туристических поездок к объектам Олимпиады в Большом Сочи. В результате средняя цена туристических путевок по данным направлениям снизилась на 25%, что позволит сократить количество самостоятельных путешествий и привлечь внимание клиентов к туроператорам. Однако некачественный сервис и недостаточно развитая индустрия гостеприимства не позволяют другим российским регионам стать конкурентными на рынке туристических услуг.

Анализ туристического рынка позволил обозначить надвигающиеся тенденции и спланировать развитие туристического бизнеса в России. На мой взгляд, российским руководителям в сфере туризма и гостеприимства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на увеличение спроса на отечественные туристические направления. В первую очередь следует изучить, систематизировать и популяризовать информацию о путешествиях, возможных на территории Российской Федерации. Необходимо также разработать маркетинговые мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности регионов. В процессе реализации концепции регионального маркетинга необходимо обеспечить:

  1. формирование имиджа региона, его престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;
  2. расширение участия региона и его субъектов в реализации международных, федеральных и региональных программ;
  3. стимулирование использования ресурсов региона с максимальной выгодой и учетом интересов населения;
  4. повышение привлекательности вложения и реализации в регионе внешних по отношению к нему ресурсов.

Маркетинг территории представляет собой наиболее важную часть регионального маркетинга, который состоит из внутренних элементов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности региона: маркетинг имиджа и маркетинг привлекательности. Маркетинг имиджа позволяет достичь распространения и обеспечения общественно признанного положительного образа,  концентрируя усилия на продвижении уже существующих факторов притягательности региона. Маркетинг привлекательности предназначен для привлечения потребителей извне, выделяя регион из ряда конкурентов.

Стратегическими направлениями регионального маркетинга являются: маркетинг достопримечательностей; маркетинг инфраструктуры; обеспечение поддержки со стороны граждан, политиков, организаций; реклама. Маркетинг достопримечательностей предполагает создание привлекательного образа региона с помощью естественных достопримечательностей, объектов исторического наследия, объектов культуры и отдыха, известных личностей данного региона.

На мой взгляд, комплексное оформление территории повышает ее привлекательность и оригинальность, подчеркивает эстетические достоинства. Необходимым инструментом здесь является территориальное планирование или создание новых достопримечательностей. К инструментам маркетинга территории, формирующим инвестиционную привлекательность, следует отнести: усовершенствование гостиничного дела и туризма, учреждений образования, культуры, спорта, проведение конференций и симпозиумов с привлечением предпринимателей других регионов.

Таким образом, реализация перечисленных мероприятий позволит увеличить спрос на туры отечественных направлений. Мониторинг как управленческий процесс необходим для прогнозирования развития туристской отрасли и обеспечивает стратегическую функцию планирования действий, направленных на улучшение российского туристического рынка.


Библиографический список
  1. Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств: [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по туризму. URL:http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/kolichestvo-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-vyekhavshikh-za-rubezh/ (Дата обращения: 24.05.2016)
  2. Вести АТОР: [Электронный ресурс] // Ассоциация туроператоров России. URL: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/35644.html (Дата обращения: 24.05.2016)
  3. Слинков А.М. Раскрытие информационно-аналитического содержания мониторинга в системе управления организацией на основе методологического и управленческого подходов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 1. С. 43-49.
  4. Слинков А.М.  Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. Т. 37. № 2 (223). С. 63-70.
  5. Слинков А.М., Игнатова Т.В. Мониторинг как управленческий процесс: сущностно-категориальная характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 1 (68). С. 26-31.


Все статьи автора «Шевердина Юлия Игоревна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: