ДИНАМИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сподобец Виктория Алексеевна1, Маслова Татьяна Михайловна2
1Центр педагогического образования ФГБОУ ВПО «ПГУ имени Шолом-Алейхема», студентка 4 курса факультета педагогики и психологии
2Приамурский государственный университет имени Шолом – Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В исследовании предпринята попытка установить динамику ценностных ориентаций студентов вуза на терминальном и инструментальном уровнях, результаты которого можно использовать в образовательном процессе вуза.

Ключевые слова: инструментальные ценности, личность, терминальные ценности, Ценностные ориентации


VALUABLE ORIENTATIONS OF FIRST-YEAR STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Spodobets Viktoria Alekseevna1, Maslova Tatiana Mikhailovna2
1Center of pedagogical education of FGBOU VPO «PGU of Sholem-Aleichem», student 4 courses of faculty of pedagogics and psychology
2Amur State University named after Sholom – Aleichem, Ph.D., Associate Professor of the Department of Psychology

Abstract
In research an attempt to establish valuable orientations of first-year students of higher education institution at the terminal and tool levels which results can be used in educational process of higher education institution is made.

Keywords: personality, terminal values, tool values, valuable orientations


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сподобец В.А., Маслова Т.М. Динамика ценностных ориентаций студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69541 (дата обращения: 09.12.2024).

Ценностные ориентации устанавливают уровень социализации молодежи, благодаря которой формируется картина мира, образ у молодых людей своего будущего, своего социального статуса, а также перспективы его изменения.

К основным этапам рассмотрения проблемы ценностных ориентаций относятся следующие: 1) философский – этап ее рассмотрения И. Кантом в ХVIII в.; 2) аксиологический этап, связанный с работами 60х годов ХIХ в. Г. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта; 3) этап исследования проблемы ценностей в социологии (с 70-80х годов ХIХ в.) и психологии (с 20х годов ХХ в.) в работах М. Вебера, Э. Шпрангера, Г. Оллпорта, П. Вернона, Г. Линдзея, Т. Парсонса, К. Клакхона; 4) этап эмпирических исследований в социологии и социальной психологии, проводившихся с 60х годов в США М. Рокичем и в отечественной науке А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым [1], [2].

Понятие «ценностные ориентации» трктуется как: 1) отношение личности к жизненным ценностям (С.С. Бубнова, М.В. Демина, Л.О. Лотар, Р.Х. Шакуров) [3], 2) стремление, интерес личности к жизненным ценностям (А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, А. Оппенгейм), 3) направленность личности на жизненные ценности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.З. Волчек, Е.А. Яблокова, В.А. Ядов), 4) представление личности о жизненных ценностях (К. Клакхон, Д.А. Леонтьев, Г. Оллпорт, М. Рокич) [4], 5) установка личности на жизненные ценности (В.В. Водзинская, К.Д. Давыдова, И.С. Кон) [5].

В нашем понимании ценностные ориентации – это сравнительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, примеров (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций.

К основным характеристикам ценностных ориентаций личности мы отнесли субъективность (они определяют собой результат отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и явлений окружающей реальности); структурность (включают различные компоненты); иерархичность (связаны друг с другом иерархически); избирательность ценностей для личности (определенное число значимых и мотивирующих ценностей); целостность (внутренняя связанность всей системы ценностных ориентаций личности); динамичность (изменчивость); устойчивость (относительная стабильность). Мы считаем, что на протяжении жизни человека меняется не столько совокупность самих ценностей, сколько их структура – иерархическое соотношение их значимости, они более устойчивы, чем аттитюды и ситуативные мнения и взгляды.

Ценности и ценностные ориентаций в жизнедеятельности личности и социальной группы выполняют следующие функции: ориентационная (являются ориентирами жизни); мотивационная (ценностные ориентации представляют собой высший уровень мотивации); функция целеполагания (ценности представляют собой желаемое для человека в его будущем, которое является предпочтительнее других возможностей); оценочная функция (ценность является критерием выбора личностью определенного предмета или отношения из имеющихся в данной социальной ситуации альтернатив); интеграционная (ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества); нормативная (ценности необходимы для поддержания социального порядка, выступают важным элементом социального контроля); социокультурная (ценности оказывают влияние на различные стороны социокультурной жизни).

Проанализировав теоретические источники по проблеме ценностные ориентации личности, мы исследовали ценностные ориентации студентов вуза по методике М. Рокича. Исследование проводилось в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема, на факультете «Педагогики и психологии – центр педагогического образования», обучавшихся на первом курсе в 2012 году и этих же студентов на четвертом курсе, обучавшихся в 2016 году.

Результаты исследования терминальных ценностных ориентаций студентов 1 и 4 курсов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Терминальные ценностные ориентации студентов 1 и 4 курсов (по методике М. Рокича)

Терминальные ценности

на 1 курсе

Ранг

Терминальные ценности

на 4 курсе

Предпочитаемые ценности

Здоровье

1

Здоровье
Любовь

2

Жизненная мудрость
Жизненная мудрость

3

Любовь
Активная деятельная жизнь

4

Интересная работа
Интересная работа

5

Активная деятельная жизнь
Познание

6

Материальное обеспечение

Индифферентные ценности

Общественное признание

7

Счастливая семейная жизнь
Красота природы и искусства

8

Познание
Материально обеспеченная жизнь

9

Развитие
Наличие хороших и верных друзей

10

Продуктивная жизнь
Развитие

11

Общественное признание
Творчество

12

Свобода

Отвергаемые ценности

Развлечения

13

Наличие хороших и верных друзей
Продуктивная жизнь

14

Уверенность в себе
Счастливая семейная жизнь

15

Красота природы и искусства
Свобода

16

Развлечения
Уверенность в себе

17

Творчество
Счастье других

18

Счастье других

Результаты исследования, отраженные в таблице 1, показывают, что у студентов, обучающихся на первом курсе, в группу предпочитаемых ценностей входили такие ценности как: здоровье, любовь, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, интересная работа и познание.

В группу отвергаемых ценностей первокурсники отнесли такие ценности как: развлечения, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, свобода, уверенность в себе и счастье других.

В индифферентную группу ценностей первокурсников вошли: общественное признание, красота природы и искусства, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, развитие и творчество.

Результаты исследования, отраженные в таблице 1, показывают, что у студентов, обучающихся на четвертом курсе, в группу предпочитаемых ценностей вошли такие ценности как: здоровье, жизненная мудрость, любовь, интересная работа, активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь.

В группу индифферентных ценностей вошли: счастливая семейная жизнь, познание, развитие, продуктивная жизнь, общественное признание, свобода, наличие хороших и верных друзей.

В группу отвергаемых вошли такие ценности, как: уверенность в себе, красота природы и искусства, развлечения, творчество, счастье других.

Сравнив предпочитаемые терминальные ценности первокурсников нетрудно заметить, что они в большей степени совпадают с предпочитаемыми ценностями на четвертом курсе, но существуют различия в ранге ценностей в иерархии, так, например, у первокурсников любовь находилась на втором месте среди предпочитаемых, спустя три года на четвертом курсе у этих же студентов любовь находится на третьем месте, можно предположить, что это обусловлено возрастными изменениями, на первом курсе студенты находятся в поиске спутника жизни, а на четвертом курсе многие студенты уже имеют собственные семьи.

На четвертом курсе на ранг важнее становится интересная работа, это связано уже с происшедшим профессиональным становлением и предстоящей профессиональной деятельностью.

На первом курсе для студентов важно познание, но, к сожалению, на четвертом курсе данная ценность уходит с группы предпочитаемых и данное место занимает материальное обеспечение, мы предполагаем, что это связано с предполагаемой профессиональной деятельность с предстоящим поиском работы, с обеспечением своей семьи.

Сравнительный анализ отвергаемых терминальных ценностей первокурсников и этих же студентов на четвертом курсе показывает, что некоторые ценности, например, такие как: счастье других, уверенность в себе и развлечения совпадают, но существуют различия в средних показателях.

Сравнив результаты исследования, отраженные в таблице 1, нетрудно заметить противоречия: студенты на первом курсе предпочитают любовь, но отвергают счастливую семейную жизнь, мы предполагаем что это связано с тем, что на данном этапе развития не многие стремятся создать свои семьи, но возникает вопрос, у них ведь есть родительские семьи.

У студентов четвертого курса счастливая семейная жизнь вошла в группу индифферентных ценностей, но такая ценность как счастье других у них находится в группе отвергаемых на последнем месте, так же возникает противоречие: не может быть счасливая семья без счастья других, тех кто тебя окружает.

Результаты исследования инструментальных ценностных ориентаций у студентов 1 и 4 курсов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича отражены в таблице 2.

Таблица 2 – Инструментальные ценностные ориентации студентов 1 и 4 курсов (по методике М. Рокича)

Инструментальные ценности

на 1 курсе

Ранг

Инструментальные ценности

на 4 курсе

Предпочитаемые ценности

Аккуратность

1

Воспитанность
Воспитанность

2

Аккуратность
Жизнерадостность

3

Жизнерадостность
Высокие запросы

4

Эффективность в делах

Продолжение таблицы 2

Независимость

5

Самоконтроль
Чуткость

6

Образованность

Индифферентные ценности

Исполнительность

7

Широта взглядов
Рационализм

8

Чуткость
Ответственность

9

Высокие запросы
Самоконтроль

10

Твердая воля
Образованность

11

Честность
Терпимость

12

Смелость в отстаивании мнения

Отвергаемые ценности

Широта взглядов

13

Независимость
Честность

14

Рационализм
Непримиримость к недостаткам в себе и других.

15

Ответственность
Эффективность в делах

16

Непримиримость к недостаткам в себе и др.
Твердая воля

17

Исполнительность
Смелость в отстаивании мнения

18

Терпимость

Результаты исследования, отраженные в таблице 2, показывают, что студенты, обучающихся на первом курсе, среди инструментальных предпочитаемых ценностей выбирали: аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, высокие запросы, независимость, чуткость.

В группу отвергаемых у них вошли такие ценности: широта взглядов, честность, непримиримость к недостаткам в себе, эффективность в делах, твердая воля и смелость в отстаивании мнения.

В группе индифферентных ценностей находились: исполнительность, рационализм, ответственность, самоконтроль, образованность и терпимость.

Результаты исследования, отраженные в таблице 2, показывают, что у студентов, обучающихся на четвертом курсе, среди инструментальных ценностей, в группу предпочитаемых вошли: воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, эффективность в делах, самоконтроль, образованность.

У четверокурсников в группу индифферентных ценностей вошли: широта взглядов, чуткость, высокие запросы, твердая воля, честность, смелость в отстаивании мнения.

В группу отвергаемых у четверокурсников вошли такие ценности: независимость, рационализм, ответственность, непримиримость к недостаткам в себе, исполнительность, терпимость.

Анализируя предпочитаемые инструментальные ценности у первокурсников и выпускников вуза мы обнаружили, что некоторые ценности совпадают, так, например, аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, но есть различия в ранговом показателе – это: у первого курса аккуратность была на первом месте на 4 стала на 2 месте, возможно, это связано с тем, что такая ценность как твердая воля отвергается студентами, это вступает в противоречие, нарушается контроль, не развивается такое важное качество как аккуратность.

Анализируя отвергаемые инструментальные ценности нетрудно заметить существенные различия: у студентов первого курса среди предпочитаемых ценностей была такая ценность как независимость, а на 4 курсе данная ценность перешла в группу отвергаемых, это связано с потребностью юношей быть самостоятельными и независимыми. Данная ценность перешла в группу отвергаемых, так как в современном мире молодым людям сложно быть самостоятельными и независимыми. Такая ценность как эффективность в делах на первом курсе находилась в группе отвергаемых ценностей, а на 4 курсе перешла в группу предпочитаемых, это можно объяснить расширением круга деятельностей к выпускному курсу (написание различных видов творческих работ, аналитических отчетов по практикам, расширение видов практик), без данной ценности сложно развивать профессиональные умения и навыки.

Для выявления динамики ценностных ориентаций первокурсников и выпускников результаты исследования подвергли математической обработке с помощью вычисления коэффициентов корреляции рангов Спирмена.

Полученный коэффициент корреляции терминальных ценностей попал в зону значимости, а это значит, что терминальные ценностные ориентации студентов первого и четвертого курсов различаются между собой, т.е. произошла динамика терминальных ценностей.

Полученный коэффициент корреляции  инструментальных ценностей попал в зону незначимости, а это значит, что инструментальные ценностные ориентации студентов первого и четвертого курсов не различаются между собой, т.е. диагностирована не значительная динамика инструментальных ценностей.

Таким образом, полученные результаты количественной и качественной обработки, позволяют утверждать, что за четыре года обучения в вузе у студентов произошла динамика ценностных ориентаций.


Библиографический список
  1. А.Г. Здравомыслов Отношение к труду и ценностные ориентации личности. – М.: Политиздат. 1986. С 64 – 80.
  2. Ядов В.А. Стратегия социального исследования. Издательство: Академкнига, Добросвет Годиздания. 2003. С 112 – 125.
  3. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 – №5. С 99-105.
  4. Рокич М. Природа человеческих ценностей. М.: 1973. С 116. С. 243.
  5. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово. 2000. С 11 – 17.


Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: