Ценностные ориентации устанавливают уровень социализации молодежи, благодаря которой формируется картина мира, образ у молодых людей своего будущего, своего социального статуса, а также перспективы его изменения.
К основным этапам рассмотрения проблемы ценностных ориентаций относятся следующие: 1) философский – этап ее рассмотрения И. Кантом в ХVIII в.; 2) аксиологический этап, связанный с работами 60х годов ХIХ в. Г. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Риккерта; 3) этап исследования проблемы ценностей в социологии (с 70-80х годов ХIХ в.) и психологии (с 20х годов ХХ в.) в работах М. Вебера, Э. Шпрангера, Г. Оллпорта, П. Вернона, Г. Линдзея, Т. Парсонса, К. Клакхона; 4) этап эмпирических исследований в социологии и социальной психологии, проводившихся с 60х годов в США М. Рокичем и в отечественной науке А.Г. Здравомысловым и В.А. Ядовым [1], [2].
Понятие «ценностные ориентации» трктуется как: 1) отношение личности к жизненным ценностям (С.С. Бубнова, М.В. Демина, Л.О. Лотар, Р.Х. Шакуров) [3], 2) стремление, интерес личности к жизненным ценностям (А.Г. Здравомыслов, В.Б. Ольшанский, А. Оппенгейм), 3) направленность личности на жизненные ценности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.З. Волчек, Е.А. Яблокова, В.А. Ядов), 4) представление личности о жизненных ценностях (К. Клакхон, Д.А. Леонтьев, Г. Оллпорт, М. Рокич) [4], 5) установка личности на жизненные ценности (В.В. Водзинская, К.Д. Давыдова, И.С. Кон) [5].
В нашем понимании ценностные ориентации – это сравнительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, примеров (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций.
К основным характеристикам ценностных ориентаций личности мы отнесли субъективность (они определяют собой результат отражения, осмысления, переживания и оценки личностью предметов и явлений окружающей реальности); структурность (включают различные компоненты); иерархичность (связаны друг с другом иерархически); избирательность ценностей для личности (определенное число значимых и мотивирующих ценностей); целостность (внутренняя связанность всей системы ценностных ориентаций личности); динамичность (изменчивость); устойчивость (относительная стабильность). Мы считаем, что на протяжении жизни человека меняется не столько совокупность самих ценностей, сколько их структура – иерархическое соотношение их значимости, они более устойчивы, чем аттитюды и ситуативные мнения и взгляды.
Ценности и ценностные ориентаций в жизнедеятельности личности и социальной группы выполняют следующие функции: ориентационная (являются ориентирами жизни); мотивационная (ценностные ориентации представляют собой высший уровень мотивации); функция целеполагания (ценности представляют собой желаемое для человека в его будущем, которое является предпочтительнее других возможностей); оценочная функция (ценность является критерием выбора личностью определенного предмета или отношения из имеющихся в данной социальной ситуации альтернатив); интеграционная (ценности являются важнейшим фактором консолидации людей, интеграции их в сообщества); нормативная (ценности необходимы для поддержания социального порядка, выступают важным элементом социального контроля); социокультурная (ценности оказывают влияние на различные стороны социокультурной жизни).
Проанализировав теоретические источники по проблеме ценностные ориентации личности, мы исследовали ценностные ориентации студентов вуза по методике М. Рокича. Исследование проводилось в Приамурском государственном университете имени Шолом-Алейхема, на факультете «Педагогики и психологии – центр педагогического образования», обучавшихся на первом курсе в 2012 году и этих же студентов на четвертом курсе, обучавшихся в 2016 году.
Результаты исследования терминальных ценностных ориентаций студентов 1 и 4 курсов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Терминальные ценностные ориентации студентов 1 и 4 курсов (по методике М. Рокича)
Терминальные ценности на 1 курсе |
Ранг |
Терминальные ценности на 4 курсе |
Предпочитаемые ценности |
||
Здоровье |
1 |
Здоровье |
Любовь |
2 |
Жизненная мудрость |
Жизненная мудрость |
3 |
Любовь |
Активная деятельная жизнь |
4 |
Интересная работа |
Интересная работа |
5 |
Активная деятельная жизнь |
Познание |
6 |
Материальное обеспечение |
Индифферентные ценности |
||
Общественное признание |
7 |
Счастливая семейная жизнь |
Красота природы и искусства |
8 |
Познание |
Материально обеспеченная жизнь |
9 |
Развитие |
Наличие хороших и верных друзей |
10 |
Продуктивная жизнь |
Развитие |
11 |
Общественное признание |
Творчество |
12 |
Свобода |
Отвергаемые ценности |
||
Развлечения |
13 |
Наличие хороших и верных друзей |
Продуктивная жизнь |
14 |
Уверенность в себе |
Счастливая семейная жизнь |
15 |
Красота природы и искусства |
Свобода |
16 |
Развлечения |
Уверенность в себе |
17 |
Творчество |
Счастье других |
18 |
Счастье других |
Результаты исследования, отраженные в таблице 1, показывают, что у студентов, обучающихся на первом курсе, в группу предпочитаемых ценностей входили такие ценности как: здоровье, любовь, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, интересная работа и познание.
В группу отвергаемых ценностей первокурсники отнесли такие ценности как: развлечения, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, свобода, уверенность в себе и счастье других.
В индифферентную группу ценностей первокурсников вошли: общественное признание, красота природы и искусства, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, развитие и творчество.
Результаты исследования, отраженные в таблице 1, показывают, что у студентов, обучающихся на четвертом курсе, в группу предпочитаемых ценностей вошли такие ценности как: здоровье, жизненная мудрость, любовь, интересная работа, активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь.
В группу индифферентных ценностей вошли: счастливая семейная жизнь, познание, развитие, продуктивная жизнь, общественное признание, свобода, наличие хороших и верных друзей.
В группу отвергаемых вошли такие ценности, как: уверенность в себе, красота природы и искусства, развлечения, творчество, счастье других.
Сравнив предпочитаемые терминальные ценности первокурсников нетрудно заметить, что они в большей степени совпадают с предпочитаемыми ценностями на четвертом курсе, но существуют различия в ранге ценностей в иерархии, так, например, у первокурсников любовь находилась на втором месте среди предпочитаемых, спустя три года на четвертом курсе у этих же студентов любовь находится на третьем месте, можно предположить, что это обусловлено возрастными изменениями, на первом курсе студенты находятся в поиске спутника жизни, а на четвертом курсе многие студенты уже имеют собственные семьи.
На четвертом курсе на ранг важнее становится интересная работа, это связано уже с происшедшим профессиональным становлением и предстоящей профессиональной деятельностью.
На первом курсе для студентов важно познание, но, к сожалению, на четвертом курсе данная ценность уходит с группы предпочитаемых и данное место занимает материальное обеспечение, мы предполагаем, что это связано с предполагаемой профессиональной деятельность с предстоящим поиском работы, с обеспечением своей семьи.
Сравнительный анализ отвергаемых терминальных ценностей первокурсников и этих же студентов на четвертом курсе показывает, что некоторые ценности, например, такие как: счастье других, уверенность в себе и развлечения совпадают, но существуют различия в средних показателях.
Сравнив результаты исследования, отраженные в таблице 1, нетрудно заметить противоречия: студенты на первом курсе предпочитают любовь, но отвергают счастливую семейную жизнь, мы предполагаем что это связано с тем, что на данном этапе развития не многие стремятся создать свои семьи, но возникает вопрос, у них ведь есть родительские семьи.
У студентов четвертого курса счастливая семейная жизнь вошла в группу индифферентных ценностей, но такая ценность как счастье других у них находится в группе отвергаемых на последнем месте, так же возникает противоречие: не может быть счасливая семья без счастья других, тех кто тебя окружает.
Результаты исследования инструментальных ценностных ориентаций у студентов 1 и 4 курсов по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича отражены в таблице 2.
Таблица 2 – Инструментальные ценностные ориентации студентов 1 и 4 курсов (по методике М. Рокича)
Инструментальные ценности на 1 курсе |
Ранг |
Инструментальные ценности на 4 курсе |
Предпочитаемые ценности |
||
Аккуратность |
1 |
Воспитанность |
Воспитанность |
2 |
Аккуратность |
Жизнерадостность |
3 |
Жизнерадостность |
Высокие запросы |
4 |
Эффективность в делах |
Продолжение таблицы 2
Независимость |
5 |
Самоконтроль |
Чуткость |
6 |
Образованность |
Индифферентные ценности |
||
Исполнительность |
7 |
Широта взглядов |
Рационализм |
8 |
Чуткость |
Ответственность |
9 |
Высокие запросы |
Самоконтроль |
10 |
Твердая воля |
Образованность |
11 |
Честность |
Терпимость |
12 |
Смелость в отстаивании мнения |
Отвергаемые ценности |
||
Широта взглядов |
13 |
Независимость |
Честность |
14 |
Рационализм |
Непримиримость к недостаткам в себе и других. |
15 |
Ответственность |
Эффективность в делах |
16 |
Непримиримость к недостаткам в себе и др. |
Твердая воля |
17 |
Исполнительность |
Смелость в отстаивании мнения |
18 |
Терпимость |
Результаты исследования, отраженные в таблице 2, показывают, что студенты, обучающихся на первом курсе, среди инструментальных предпочитаемых ценностей выбирали: аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, высокие запросы, независимость, чуткость.
В группу отвергаемых у них вошли такие ценности: широта взглядов, честность, непримиримость к недостаткам в себе, эффективность в делах, твердая воля и смелость в отстаивании мнения.
В группе индифферентных ценностей находились: исполнительность, рационализм, ответственность, самоконтроль, образованность и терпимость.
Результаты исследования, отраженные в таблице 2, показывают, что у студентов, обучающихся на четвертом курсе, среди инструментальных ценностей, в группу предпочитаемых вошли: воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, эффективность в делах, самоконтроль, образованность.
У четверокурсников в группу индифферентных ценностей вошли: широта взглядов, чуткость, высокие запросы, твердая воля, честность, смелость в отстаивании мнения.
В группу отвергаемых у четверокурсников вошли такие ценности: независимость, рационализм, ответственность, непримиримость к недостаткам в себе, исполнительность, терпимость.
Анализируя предпочитаемые инструментальные ценности у первокурсников и выпускников вуза мы обнаружили, что некоторые ценности совпадают, так, например, аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, но есть различия в ранговом показателе – это: у первого курса аккуратность была на первом месте на 4 стала на 2 месте, возможно, это связано с тем, что такая ценность как твердая воля отвергается студентами, это вступает в противоречие, нарушается контроль, не развивается такое важное качество как аккуратность.
Анализируя отвергаемые инструментальные ценности нетрудно заметить существенные различия: у студентов первого курса среди предпочитаемых ценностей была такая ценность как независимость, а на 4 курсе данная ценность перешла в группу отвергаемых, это связано с потребностью юношей быть самостоятельными и независимыми. Данная ценность перешла в группу отвергаемых, так как в современном мире молодым людям сложно быть самостоятельными и независимыми. Такая ценность как эффективность в делах на первом курсе находилась в группе отвергаемых ценностей, а на 4 курсе перешла в группу предпочитаемых, это можно объяснить расширением круга деятельностей к выпускному курсу (написание различных видов творческих работ, аналитических отчетов по практикам, расширение видов практик), без данной ценности сложно развивать профессиональные умения и навыки.
Для выявления динамики ценностных ориентаций первокурсников и выпускников результаты исследования подвергли математической обработке с помощью вычисления коэффициентов корреляции рангов Спирмена.
Полученный коэффициент корреляции терминальных ценностей попал в зону значимости, а это значит, что терминальные ценностные ориентации студентов первого и четвертого курсов различаются между собой, т.е. произошла динамика терминальных ценностей.
Полученный коэффициент корреляции инструментальных ценностей попал в зону незначимости, а это значит, что инструментальные ценностные ориентации студентов первого и четвертого курсов не различаются между собой, т.е. диагностирована не значительная динамика инструментальных ценностей.
Таким образом, полученные результаты количественной и качественной обработки, позволяют утверждать, что за четыре года обучения в вузе у студентов произошла динамика ценностных ориентаций.
Библиографический список
- А.Г. Здравомыслов Отношение к труду и ценностные ориентации личности. – М.: Политиздат. 1986. С 64 – 80.
- Ядов В.А. Стратегия социального исследования. Издательство: Академкнига, Добросвет Годиздания. 2003. С 112 – 125.
- Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999 – №5. С 99-105.
- Рокич М. Природа человеческих ценностей. М.: 1973. С 116. С. 243.
- Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – Кемерово. 2000. С 11 – 17.