Малое и среднее предпринимательство (далее МСП) в рыночной экономике в существенной степени воздействует на темпы финансового увеличения, качество и структуру ВВП. В цивилизованных государствах на долю малого бизнеса приходится примерно 40% ВНП. МСП дает рыночной экономике необходимую эластичность, оперативно адаптируясь к переменам конъюнктуры рынка, вносит значимый взнос в развитие конкурентоспособной сферы. За минувшие года налоговое законодательство в сфере использования налоговых режимов реформировалось регулярно, что непосредственным способом отрицательно сказывалось на работы малых компаний и частных бизнесменов. Такая практическая деятельность стала одной из барьеров в формировании отечественного малого бизнеса. В частности, нормативные акты по налогообложению зачастую включают недостаточно конкретные формулировки и установления, что может оцениваться двойственно. Здесь же возникают и опасности для бизнесменов, сопряженные со скоротечным разрывом в несколько месяцев между поправками в налоговое законодательство и практическими руководствами Министерства финансов Российской Федерации о режиме использования внесенных модификаций [1]. В соответствии с этим предприниматели делают бессознательные ошибки при осуществлении собственной деятельности по изменившимся нормам и образцам в силу отсутствия режима их использования.[2, с.269]
Таблица-2 Ограничения в применении налоговых режимов.
Налоговый режим |
Лимит |
|||
Выручка |
Средняя численность работников |
Среднегодовая стоимость фондов |
Структура капитала |
|
Основная система налогообложения |
Нет ограничений |
|||
Упрощенная система налогообложения (6%) |
64,02 млн руб. |
100 человек |
100 млн руб. |
|
Упрощенная система налогообложения (15%) |
64,02 млн руб. |
100 человек |
100 млн руб. |
Доля участия других организаций — не более 25% |
Единый налог на вмененный налог | Нет ограничений |
100 человек |
Нет ограничений | |
Патентная система налогообложения |
60 млн руб. |
15 человек |
Нет ограничений | Распространяется только на ИП |
Источник: составлено автором
Исходя из сложившейся на сегодняшний день системы налоговых режимов, можно выделить следующие их типы:
• упрощенная система налогообложения (далее УСН);
• единый налог на вмененный доход (далее ЕНВД);
• единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХН);
• патентная система налогообложения (далее ПСН).
Данные системы налогообложения могут применяться только лишь субъектами МСП, так как имеют конкретные характеристики, которым обязаны удовлетворять экономические показатели компании. К таким признакам относятся состав уставного капитала, средняя численность персонала, некоторые объемные данные, такие как размер основных фондов, прибыль, размер помещений и иные.[3, с. 126] Применение любого из перечисленных режимов имеет несколько ограничений для плательщика. В Правительстве Российской Федерации рассматривался вопрос об отмене ЕНВД. [4, с. 236] В то же время, малый бизнес производит значительный объем товаров и услуг, необходимый для удовлетворения общественных потребностей. С другой стороны, отмена такого налогового режима может быть связана с его неэффективностью и наличием ряда недостатков. [5, с.36] Недостатками рассматриваемой системы являются: – экономически необоснованный расчет базовой ставки или доходности для ЕНВД. Дело в том, что базовую доходность, зависящую от физического показателя, устанавливает федеральный центр без учета территориальных, региональных, экономических и иных особенностей осуществления предпринимательской деятельности. При этом характер хозяйственной деятельности и условия ведения бизнеса достаточно различны на территории России. Хотя этот показатель корректируется на коэффициент К2, который определяет муниципалитет, итоговый показатель ЕНВД выходит либо слишком низким, либо завышенным для отдельных регионов; – базовая доходность при определении не дифференцируется по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, притом что масштабы деятельности и объем выручки различны между ними; – корректирующий коэффициент К2 чаще всего устанавливается в муниципалитетах и регионах чиновниками необоснованно, либо по причине аффилированности этих лиц, либо имеет место коррупционная составляющая; – реализация системы ЕНВД осуществляется без учета специфики отдельных видов деятельности по их сезонности, приостановки бизнеса по временной нетрудоспособности, болезни или по фактическому уровню дохода; – ограниченный перечень видов деятельности, включающий только оказание услуг; – физический показатель учитывает лишь количество работников, что, в свою очередь, приводит на практике только к внештатному найму и получению заработной платы неофициально; – ограниченность работы с клиентами и поставщиками. [6, с.456] ] Подобно как с системой упрощенного налогообложения по неуплате НДС. Исходя из общего обзора проблем, возникающих для лиц, применивших ЕНВД, решение Правительства Российской Федерации об отмене в 2018 г. данного режима является обоснованным. [7, с.156] При этом на 2016 г. коэффициент-дефлятор К1 может быть повышен до 2,083 по проекту приказа Минэкономразвития, что на 16% увеличит налоговое бремя для плательщиков ЕНВД. Однако в оставшийся период до отмены ЕНВД целесообразно внести некоторые поправки:
• перевести полномочия по установлению базовой доходности в ведение муниципалитетов для более точного определения ЕНВД с учетом региональной специфики;
• дифференцировать базовую доходность по субъектам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
• вести расчет ЕНВД с учетом фактически получаемого дохода;
• детализировать некоторые виды деятельности, разбив их на подгруппы для более точной оценки налогоплательщиков. Специальный режим в виде ЕНВД оказался неэффективным и для получателей налога.
Ежегодный мониторинг и исследование специализированных налоговых систем по данным показателям даст возможность приобрести достаточно исчерпывающее понимание о результатах их применения. Нам видится, что система оценки производительности специализированных налоговых систем даст возможность обнаружить недочеты и начать работу согласно их ликвидации. Вследствие чего, станут достигнуты цели, для которых они включались, а непосредственно увеличение доли субъектов в ВВП державы. В то же время станет осуществляться фискальная роль специализированных налоговых систем. Специальные налоговые системы являются одним из ключевых способов поддержки и стимулирования субъектов МСП, но недостаточны для роста субъектов МСП в Российской Федерации.
На наш взгляд, повысить результативность специализированных налоговых систем допустимо при устранении их недочетов, а кроме того при мониторинге и оценке с помощью концепции показателей, которые предельно смогут отобразить их влияние на субъекты МСП.
Библиографический список
- Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
- Астапенко Е.П. Предпринимательское право Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Библиотека юриста. – Электронные книги по юридическим наукам. – 2016 г. Режим доступа:http://lawdiss.org.ua/books/a1856.doc.html#sub_1200.
- Мухина В. С. Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике. 2015
- Законодательное регулирование развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – НИСИПП. – 2016 г. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1361.html.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с. – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
- Максимов М.Г., Старостин Ю.Л. Экономика: Учебник. М.: ИНФРА-М,2014.
- Уэлч Д. Джек. Мои годы в GE. М.; Манн, Иванов и Фербер, 2006, С. 33.