СПЕЦИФИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ: ТЕОРИЯ И ПРАТИКА

Тавбулатова Зулай Кариевна1, Баширова Хава Аднановна2
1Чеченский государственный университет, профессор кафедры финансов и кредита
2Чеченский государственный университет, студентка Института экономики и финансов

Аннотация
Данная статья посвящена характеристике налоговых режимов в деятельности предприятий малого и среднего предпринимательства на современном этапе. Проведенное исследование позволяет выявить проблемы в налоговом стимулировании, которое выступает одним из ключевых способов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что реализуется через льготные концепции налогообложения в виде специализированных налоговых режимов. Концепция оценки производительности специализированных налоговых систем, предлагаемая авторами, сможет обнаружить недочеты и содействовать их ликвидации.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, налоговая мотивация, налоговая ставка, налоговое законодательство, налоговые режимы, нестабильность, развитие, экономика


SPECIFICS OF TAXATION IN ENTREPRENEURSHIP: THEORY AND PRACTICE

Tavbulatova Zulay Karievnа1, Bashirova Hava Adnanovna2
1Chechen State University, Professor of the department of finance and credit
2Chechen State University, student of the Institute of Economics and Finance

Abstract
Tax incentives is one of the key ways to support small and medium-sized businesses that is realized through preferential taxation concept in the form of special tax regimes. Using special tax regimes is required to form a suitable environment for the operation of SMEs, but nowadays this objective in the absolute amount is not solved, it sets into question the effectiveness of tax regimes information. The concept of evaluating the performance of specialized tax systems can detect defects and to facilitate their destruction.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Тавбулатова З.К., Баширова Х.А. Специфика налогообложения в предпринимательстве: теория и пратика // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69418 (дата обращения: 21.03.2024).

Малое и среднее предпринимательство (далее МСП) в рыночной экономике в существенной степени воздействует на темпы финансового увеличения, качество и структуру ВВП. В цивилизованных государствах на долю малого бизнеса приходится примерно 40% ВНП. МСП дает рыночной экономике необходимую эластичность, оперативно адаптируясь к переменам конъюнктуры рынка, вносит значимый взнос в развитие конкурентоспособной сферы. За минувшие года налоговое законодательство в сфере использования налоговых режимов реформировалось регулярно, что непосредственным способом отрицательно сказывалось на работы малых компаний и частных бизнесменов. Такая практическая деятельность стала одной из барьеров в формировании отечественного малого бизнеса. В частности, нормативные акты по налогообложению зачастую включают недостаточно конкретные формулировки и установления, что может оцениваться двойственно. Здесь же возникают и опасности для бизнесменов, сопряженные со скоротечным разрывом в несколько месяцев между поправками в налоговое законодательство и практическими руководствами Министерства финансов Российской Федерации о режиме использования внесенных модификаций [1]. В соответствии с этим предприниматели делают бессознательные ошибки при осуществлении собственной деятельности по изменившимся нормам и образцам в силу отсутствия режима их использования.[2, с.269]

Таблица-2  Ограничения в применении налоговых режимов.

Налоговый режим                                          

                                              Лимит

 

Выручка

 

Средняя численность работников

 

Среднегодовая стоимость фондов

 

Структура капитала

Основная система налогообложения  

Нет ограничений

Упрощенная система налогообложения (6%)  

64,02 млн руб.

 

100 человек

 

100 млн руб.

Упрощенная система налогообложения (15%)  

64,02 млн руб.

 

100 человек

 

100 млн руб.

 

Доля участия

других

организаций —

не более 25%

Единый налог на вмененный налог Нет ограничений  

100 человек

Нет ограничений
Патентная система налогообложения  

60 млн руб.

 

15 человек

Нет ограничений Распространяется только на ИП

Источник: составлено автором

Исходя из сложившейся на сегодняшний день системы налоговых режимов, можно выделить следующие их типы:

• упрощенная система налогообложения (далее УСН);

• единый налог на вмененный доход (далее ЕНВД);

• единый сельскохозяйственный налог (далее ЕСХН);

• патентная система налогообложения (далее ПСН).

Данные системы налогообложения могут применяться только лишь субъектами МСП, так как имеют конкретные характеристики, которым обязаны удовлетворять экономические показатели компании. К таким признакам относятся состав уставного капитала, средняя численность персонала, некоторые объемные данные, такие как размер основных фондов, прибыль, размер помещений и иные.[3, с. 126] Применение любого из перечисленных режимов имеет несколько ограничений для плательщика. В Правительстве Российской Федерации рассматривался вопрос об отмене ЕНВД. [4, с. 236] В то же время, малый бизнес производит значительный объем товаров и услуг, необходимый для удовлетворения общественных потребностей. С другой стороны, отмена такого налогового режима может быть связана с его неэффективностью и наличием ряда недостатков. [5, с.36] Недостатками рассматриваемой системы являются: – экономически необоснованный расчет базовой ставки или доходности для ЕНВД. Дело в том, что базовую доходность, зависящую от физического показателя, устанавливает федеральный центр без учета территориальных, региональных, экономических и иных особенностей осуществления предпринимательской деятельности. При этом характер хозяйственной деятельности и условия ведения бизнеса достаточно различны на территории России. Хотя этот показатель корректируется на коэффициент К2, который определяет муниципалитет, итоговый показатель ЕНВД выходит либо слишком низким, либо завышенным для отдельных регионов; – базовая доходность при определении не дифференцируется по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, притом что масштабы деятельности и объем выручки различны между ними; – корректирующий коэффициент К2 чаще всего устанавливается в муниципалитетах и регионах чиновниками необоснованно, либо по причине аффилированности этих лиц, либо имеет место коррупционная составляющая; – реализация системы ЕНВД осуществляется без учета специфики отдельных видов деятельности по их сезонности, приостановки бизнеса по временной нетрудоспособности, болезни или по фактическому уровню дохода; – ограниченный перечень видов деятельности, включающий только оказание услуг; – физический показатель учитывает лишь количество работников, что, в свою очередь, приводит на практике только к внештатному найму и получению заработной платы неофициально; – ограниченность работы с клиентами и поставщиками. [6, с.456] ] Подобно как с системой упрощенного налогообложения по неуплате НДС. Исходя из общего обзора проблем, возникающих для лиц, применивших ЕНВД, решение Правительства Российской Федерации об отмене в 2018 г. данного режима является обоснованным. [7, с.156] При этом на 2016 г. коэффициент-дефлятор К1 может быть повышен до 2,083 по проекту приказа Минэкономразвития, что на 16% увеличит налоговое бремя для плательщиков ЕНВД. Однако в оставшийся период до отмены ЕНВД целесообразно внести некоторые поправки:

• перевести полномочия по установлению базовой доходности в ведение муниципалитетов для более точного определения ЕНВД с учетом региональной специфики;

• дифференцировать базовую доходность по субъектам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

• вести расчет ЕНВД с учетом фактически получаемого дохода;

• детализировать некоторые виды деятельности, разбив их на подгруппы для более точной оценки налогоплательщиков. Специальный режим в виде ЕНВД оказался неэффективным и для получателей налога.

Ежегодный мониторинг и исследование специализированных налоговых систем по данным показателям даст возможность приобрести достаточно исчерпывающее понимание о результатах их применения. Нам видится, что  система оценки производительности специализированных налоговых систем даст возможность обнаружить недочеты и начать работу согласно их  ликвидации. Вследствие чего, станут  достигнуты цели, для которых они включались, а непосредственно увеличение доли субъектов в ВВП державы. В то же время станет осуществляться фискальная роль специализированных налоговых систем. Специальные налоговые системы являются одним из ключевых способов поддержки и стимулирования субъектов МСП, но недостаточны для роста субъектов МСП в Российской Федерации.

На наш взгляд, повысить результативность специализированных налоговых систем допустимо при устранении их недочетов, а кроме того при мониторинге и оценке с помощью концепции показателей, которые предельно смогут отобразить их влияние на субъекты МСП.


Библиографический список
  1. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/
  2. Астапенко Е.П. Предпринимательское право Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Библиотека юриста. – Электронные книги по юридическим наукам. – 2016 г. Режим доступа:http://lawdiss.org.ua/books/a1856.doc.html#sub_1200.
  3. Мухина В. С. Определение места и роли современного предпринимательства в новой инновационно-информационной экономике. 2015
  4. Законодательное регулирование развития малого предпринимательства [Электронный ресурс]. – НИСИПП. – 2016 г. – Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1361.html.
  5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 495 с. – (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
  6. Максимов М.Г., Старостин Ю.Л. Экономика: Учебник. М.: ИНФРА-М,2014.
  7. Уэлч Д. Джек. Мои годы в GE. М.; Манн, Иванов и Фербер, 2006, С. 33.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тавбулатова Зулай Кариевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация