ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГА НА ФОРМИРОВАНИЕ Я – КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

Гамолина Валентина Валерьевна
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Институт психолого-педагогического образования)
магистрант психологии и педагогики работы с молодёжью, социальный педагог МБОУ СШ № 13

Аннотация
Изменяя требования к образованию, необходимо не забывать, что прежде всего педагогика должна воспитать гармоничную личность, а затем привить умение учиться и пользоваться полученными знаниями. Воспитание несовершеннолетнего и формирование успешной личности возможно через личный пример педагогического состава.

Ключевые слова: личность, младший подростковый возраст, несовершеннолетние, образовательный процесс, подростничество, старший подростковый возраст, Я – концепция личности


THE INFLUENCE OF THE TEACHER ON THE FORMATION OF SELF – CONCEPT OF THE PERSON OF A MINOR

Gamolina Valentina Valerevna
Krasnoyarsk state pedagogical University. V. P. Astaf'eva (Institute of psychological-pedagogical education)
undergraduate student of psychology and pedagogy, youth work, social worker MBOU school № 13

Abstract
Changing the education requirements, you must not forget that first and foremost, pedagogy must educate harmonious personality, and then to instill the ability to learn and to use the acquired knowledge. Education minors and the formation of a successful person is possible through the personal example of teachers.

Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гамолина В.В. Влияние педагога на формирование Я – концепции личности несовершеннолетнего // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69321 (дата обращения: 03.12.2024).

 Самые важные встречи человека — его встpечи с детьми.

Обращай бoльше внимания нa них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в pебёнкe.

Janusz Korczak

В век современных технологий, нововведений, проблема о том, как сформировать успешную, психически и психологически здоровую личность является актуальной. Изменения, происходящие в системе образования, заставляют менять не только школьные программы, наряду с этим происходит изменение и самих учителей. Меняются методики преподавания предметов сложившиеся и отработанные десятилетиями. Современный школьник озадачен учебной деятельностью, его главной целью является успешная сдача ГИА и ЕГЭ, а внеучебная деятельность уходит на второй план. Задача учителей является не только научить, но и воспитать. По мнению А.С. Макаренко – приоритетом является личность. При взаимодействии с учащимися педагогу нужно учитывать мнение и желание подростков, видеть в них партнёра, поддерживать инициативы. Только через доверительное отношение и искренний интерес, мы сможем сформировать положительную личность. Трудясь в коммуне А. С. Макаренко отмечал, что ему неважно какое преступление было совершено несовершеннолетним, он воспринимал каждого со своей сложившейся жизненной ситуацией и позицией.

В образовательных школах обучаются не только успешные дети с отличной успеваемостью и семейным благополучием, есть и те, у которых неполные семьи, низкий доход, родители злоупотребляют спиртным, ранее отбывали наказание в исправительных колониях. Есть дети, не только стоящие на внутришкольном учёте, которые, как правило, нарушают дисциплину в классе, постоянно создающие конфликтные ситуации, как с учителями, так и среди обучающихся есть и те, которые стоят на учёте как семьи, находящиеся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации и даже с условной судимостью. Каково отношение в учебном коллективе со стороны учащихся будет к этим детям, зависит, прежде всего, от учителей, а отношение педагогов зависит от спаянности рабочего коллектива. В своей работе педагог должен уметь направить подростка, быть для него опорой, напарником. А. С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут….   И наоборот, как бы вы ни были ласковы….  как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе,  если ваше дело сопровождается неудачами и провалами,  если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете,  если все у вас оканчивается браком или «пшиком», – никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» [1,с.191].

В своей деятельности необходимо постоянно повышать уровень компетенций, навыков и знаний, но делать это не для интереса ради «Данные о воспитаннике не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания» [2,с.484]. Большинству подростков нужен положительный авторитет взрослого человека. Если он будет видеть, что учителю небезразлична его судьба, со временем подросток начинает подражать выбранному для себя примеру. Формирование положительной Я – концепции через взаимодействие учитель – ученик долгий и сложный процесс, и успех в нём возможен только в том случае, если учитель сумеет научить учиться.

Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет) [3, 27].

В младшем подростковом возрасте наиболее значимое значение на формирование личности оказывает группа сверстников, в этот период подростки пренебрежительно относятся к мнению взрослых, их советы для них являются скучными и ненужными, в свою очередь мнение сверстника, если даже оно будет аналогично с мнением взрослого, воспринимается адекватно. В старшем же подростковом возрасте наиболее значимой становится персона взрослого, так как в этот период несовершеннолетний примеряет социальные роли, ему важно чувствовать себя значимым, в этот период взрослый становится помощником и наставником.

Формирование Я – концепции личности несовершеннолетнего происходит за счёт восприятия поведения педагогов, их отношения к учащимся, формат взаимодействия с коллегами в коллективе, также не стоит забывать и о интернет пространстве в частности социальные сети в которых размещается личная информация, фотографии и иная информация которая влияет на имидж педагога. Попустительское отношение к выбранной профессии, нахождение в несогласии с предъявляемым требованиям и стандартами образовательного процесса, раздрай педагога как личности – все эти факторы не способствуют формирования позитивной Я – концепции личности несовершеннолетнего. Для позитивного психоэмоционального состояния участников образовательного процесса на базе учебных заведений психологам и социальным педагогам необходимо проводить занятия с погружениями в первую очередь для преподавательского состава. В ходе бесед со старшеклассниками выяснилось, что более охотно на контакт учащиеся идут с молодыми педагогами. По мнению подростков, педагоги молодого возраста лучше их понимают, к ним проще обратиться за помощью ведь они сами недавно были в этом возрасте, к тому же некоторые педагоги  продолжают обучение в институте, участвуют в научно – практической деятельности, более активно посещают культурно – массовые мероприятия что для учащихся является немаловажным примером и основанием для большего стремления к саморазвитию, что способствует формированию более успешной личности. В общеобразовательной школе из общей массы педагогов только 1,6 % учителей в возрасте до 30 лет, 0,32 % – занимаются научно – исследовательской деятельностью.


Библиографический список
  1. Истратова О.Н. Психолог в средней школе: справочные материалы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 334 с.
  2. Макаренко А.С. Том 3. Педагогическая поэма. (Педагогические сочинения в восьми томах) – М.: Директ – Медиа, 2014. – 735 с.
  3. Макаренко А.С. Том 1. Педагогические работы 1922 – 1936. (Педагогические сочинения  в восьми томах) – М.: Директ – Медиа, 2014. – 495 с.


Все статьи автора «Гамолина Валентина Валерьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: