Самые важные встречи человека — его встpечи с детьми.
Обращай бoльше внимания нa них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в pебёнкe.
Janusz Korczak
В век современных технологий, нововведений, проблема о том, как сформировать успешную, психически и психологически здоровую личность является актуальной. Изменения, происходящие в системе образования, заставляют менять не только школьные программы, наряду с этим происходит изменение и самих учителей. Меняются методики преподавания предметов сложившиеся и отработанные десятилетиями. Современный школьник озадачен учебной деятельностью, его главной целью является успешная сдача ГИА и ЕГЭ, а внеучебная деятельность уходит на второй план. Задача учителей является не только научить, но и воспитать. По мнению А.С. Макаренко – приоритетом является личность. При взаимодействии с учащимися педагогу нужно учитывать мнение и желание подростков, видеть в них партнёра, поддерживать инициативы. Только через доверительное отношение и искренний интерес, мы сможем сформировать положительную личность. Трудясь в коммуне А. С. Макаренко отмечал, что ему неважно какое преступление было совершено несовершеннолетним, он воспринимал каждого со своей сложившейся жизненной ситуацией и позицией.
В образовательных школах обучаются не только успешные дети с отличной успеваемостью и семейным благополучием, есть и те, у которых неполные семьи, низкий доход, родители злоупотребляют спиртным, ранее отбывали наказание в исправительных колониях. Есть дети, не только стоящие на внутришкольном учёте, которые, как правило, нарушают дисциплину в классе, постоянно создающие конфликтные ситуации, как с учителями, так и среди обучающихся есть и те, которые стоят на учёте как семьи, находящиеся в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации и даже с условной судимостью. Каково отношение в учебном коллективе со стороны учащихся будет к этим детям, зависит, прежде всего, от учителей, а отношение педагогов зависит от спаянности рабочего коллектива. В своей работе педагог должен уметь направить подростка, быть для него опорой, напарником. А. С. Макаренко решительно опровергал широко распространенное мнение, будто дети могут любить и ценить только снисходительного и мягкого учителя. «Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они все на вашей стороне, и они не выдадут…. И наоборот, как бы вы ни были ласковы…. как бы вы ни были симпатичны в быту и в отдыхе, если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете, если все у вас оканчивается браком или «пшиком», – никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения, иногда снисходительного и иронического, иногда гневного и уничтожающе враждебного, иногда назойливо шельмующего» [1,с.191].
В своей деятельности необходимо постоянно повышать уровень компетенций, навыков и знаний, но делать это не для интереса ради «Данные о воспитаннике не нужно собирать так, чтобы это было простым коллекционированием. Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной с ним работы и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания» [2,с.484]. Большинству подростков нужен положительный авторитет взрослого человека. Если он будет видеть, что учителю небезразлична его судьба, со временем подросток начинает подражать выбранному для себя примеру. Формирование положительной Я – концепции через взаимодействие учитель – ученик долгий и сложный процесс, и успех в нём возможен только в том случае, если учитель сумеет научить учиться.
Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11-13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13-15 лет) [3, 27].
В младшем подростковом возрасте наиболее значимое значение на формирование личности оказывает группа сверстников, в этот период подростки пренебрежительно относятся к мнению взрослых, их советы для них являются скучными и ненужными, в свою очередь мнение сверстника, если даже оно будет аналогично с мнением взрослого, воспринимается адекватно. В старшем же подростковом возрасте наиболее значимой становится персона взрослого, так как в этот период несовершеннолетний примеряет социальные роли, ему важно чувствовать себя значимым, в этот период взрослый становится помощником и наставником.
Формирование Я – концепции личности несовершеннолетнего происходит за счёт восприятия поведения педагогов, их отношения к учащимся, формат взаимодействия с коллегами в коллективе, также не стоит забывать и о интернет пространстве в частности социальные сети в которых размещается личная информация, фотографии и иная информация которая влияет на имидж педагога. Попустительское отношение к выбранной профессии, нахождение в несогласии с предъявляемым требованиям и стандартами образовательного процесса, раздрай педагога как личности – все эти факторы не способствуют формирования позитивной Я – концепции личности несовершеннолетнего. Для позитивного психоэмоционального состояния участников образовательного процесса на базе учебных заведений психологам и социальным педагогам необходимо проводить занятия с погружениями в первую очередь для преподавательского состава. В ходе бесед со старшеклассниками выяснилось, что более охотно на контакт учащиеся идут с молодыми педагогами. По мнению подростков, педагоги молодого возраста лучше их понимают, к ним проще обратиться за помощью ведь они сами недавно были в этом возрасте, к тому же некоторые педагоги продолжают обучение в институте, участвуют в научно – практической деятельности, более активно посещают культурно – массовые мероприятия что для учащихся является немаловажным примером и основанием для большего стремления к саморазвитию, что способствует формированию более успешной личности. В общеобразовательной школе из общей массы педагогов только 1,6 % учителей в возрасте до 30 лет, 0,32 % – занимаются научно – исследовательской деятельностью.
Библиографический список
- Истратова О.Н. Психолог в средней школе: справочные материалы/ О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 334 с.
- Макаренко А.С. Том 3. Педагогическая поэма. (Педагогические сочинения в восьми томах) – М.: Директ – Медиа, 2014. – 735 с.
- Макаренко А.С. Том 1. Педагогические работы 1922 – 1936. (Педагогические сочинения в восьми томах) – М.: Директ – Медиа, 2014. – 495 с.