На сегодняшний день социально – экономическое развитие региона напрямую зависит от темпов развития предприятий, функционирующих в различных сферах. В свою очередь, развитие компании в целом зависит не только от выбранной стратегии, но и от того как происходит процесс управления. Поэтому в современном менеджменте становится актуальна проблема мотивации персонала, а также выявления и использования трудового потенциала работников по максимуму. Как правило, каждый руководитель желает добиться высокой производительности труда подчиненных с целью увеличения прибыли. Для этого ему необходимо создавать соответствующие стимулы. Поэтому главной задачей современного менеджмента является разработка таких инновационных методов мотивации, при которых будет эффективное использование потенциала работников.
В настоящее время все больше внимания уделяется вопросу мотивации персонала. Исследованиями в этой области на протяжении многих лет занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Такие как: К. Альдерфер, Ф. Герцберг, Э.Лоуэр, А. Маслоу, А.Наумова, Ю.Одегова, Л.Портер и др.
На данный момент большинство компаний в России работают по системе материального вознаграждения, что не всегда дает эффективную реализацию собственного потенциала. Инновационные подходы в мотивации персонала часто основываются на нематериальном поощрении. В частности такие методы активно используются крупными зарубежными технологическими компаниями в США и Японии. К примеру, существует современная мотивация сотрудников, которая еще не используется в России. К самому основному методу относится то, что в зарубежных компаниях сотрудники сами создают собственный план развития, а в отечественных предприятиях персонал всегда ожидает, что руководитель предоставит им готовый, собственно разработанный план. В котором определяется направление движения в профессиональной сфере, какие семинары и тренинги посещать и т.д. В случае, если руководитель не предоставит данную стратегию роста, то он плохой начальник. За рубежом считается, что сотрудник должен самостоятельно писать план развития, так как это является одной из его задач.
Следующий инновационный подход в мотивации основывается на внимании руководства к любым идеям сотрудников. Так, в компании Twitter штат увеличился с 200 до 900 человек за период 2012-2014 годов, а в Google – с 8 до 55 тысяч человек за 8 лет работы. На примере быстрорастущих компаний можно сказать об эффективности использования этого метода. Он подразумевает под собой некую незавершенность, то есть возможность что-то улучшить. Таким образом, при рождении идеи, зачастую в неформальной обстановке, она мгновенно начинает обсуждаться и дорабатываться, и в итоге представляется командой на уровне нового проекта. Поэтому главным элементом в структуре данного метода мотивации является то, что сотрудники должны слушать и уважительно относится к любым идеям других.
Так же активно используется метод мотивации в виде поощрения достижений сотрудников еженедельно. Примером в использовании данного подхода стала компания Facebook. В ней есть правило: размещение поста о достижениях своей команды по итогам дня. Подводя итоги за неделю, основатель компании Марк Цукерберг объявляет имена лучших и дарит билеты на бейсбольный матч или концерт известной группы. А что касается оплаченного ужина или боулинга, как это принято в отечественных предприятиях, то в Facebook на территории компании расположены бесплатные рестораны, кафе, есть прокат велосипедов и мотоциклов.
К одним из инновационных методов мотивации относится самостоятельное оценивание сотрудниками работу друг друга. Таким примером за рубежом стала компания Zappos, занимающаяся онлайн-продажей обуви. Каждый работник этой кампании может один раз в месяц дать коллеге 50 долларов за хорошее отношение и дружелюбие или за хороший поступок. Эти деньги являются виртуальными. Если их никому не отдавать, то они автоматически сгорают. В конце года накопленные доллары сотрудник получает в виде настоящих один к одному. Этот метод эффективен и был создан исходя из целей компании. Ведь Zappos считает, что лучший маркетинг – это хорошие отзывы клиентов. А вот в одном из самых лучших в мире американском отеле Bellagio Hotel сотрудники сами выбирают для себя поощрения. Каждый день коллеги могут начислить друг другу определенное количество пойнтов за быструю работу или внимательное отношение к посетителям. Однако в данном случае, вознаграждение отдается не деньгами, а призами, которые сотрудники выбрали на сайте. Работник может обменять пойнты на приз сразу же, как только накопит подходящую сумму. Призом может стать даже дополнительный отпуск, на который придется копить пойнты почти целый год, а вот для получения блокнота не обязательно долго работать[1].
Так же одним из современных методов мотивации можно считать бонусы за личные достижения, которые не относятся к рабочему процессу. Например, борьба с лишним весом и похудение на определенное количество килограммов может стать одним из пунктов в собственном плане развития на квартал или полгода. Или постановка целей в других нерабочих сферах: спортивных соревнованиях, игре на музыкальных инструментах или вышивании. Компания Google выплачивает премию на 5 % меньше, если сотрудник не добился поставленной цели. Это объясняется тем, что успешным сотрудником считается тот, кто больше и лучше работает не только в профессиональной среде, но и внерабочем пространстве.
Следующий способ мотивации: наличие доли в бизнесе. Существует возможность стать миноритарным акционером при условии работы в технологической компании около трех-четырех лет. Чем больше трудишься, тем большее количество акции тебе может быть присвоено. При чем в любой момент можно распорядиться ними по собственному усмотрению. Например, компания Airb&b, которая занимается сдачей в аренду и поиском съемного жилья на любой срок, готовится к выходу на IPO, чтобы стать публичной. То есть сотрудники, которые работают с момента основания, в скором времени получат большие суммы денег за каждую акцию, в том числе и уборщица.
Что касается современной мотивации персонала с помощью льгот, то в зарубежных компаниях их перечень можно увидеть в офисе на больших плакатах. Например, в Zappos почетное место в списке нематериальных стимулов занимает программа помощи бесплодным женщинам. В то время, как в российской практике о многих вещах не принято говорить вслух.
В настоящее время главным источником подбора персонала за рубежом являются рекомендации. До 60% привлеченных кандидатов приходят именно по этому способу поиска. Существуют даже конкурсы для сотрудников компании, которые основаны на количестве привлеченных новых сотрудников. Так же используют тотализаторы, в которых делаются ставки на коллег, кто больше привлечет новых специалистов.На втором месте по эффективности подбора – работа с молодежью: массовые встречи со студентами и стажировки. В России главным инструментом подбора является поиск по резюме с работных сайтов или присланным в компанию самими кандидатами. В зарубежных же компаниях этот метод считается не эффективным, так как мотивация сотрудников работать в данной компании, соответствуя ее стратегии, наиболее максимальна при поиске через сотрудников, которые заинтересованы в росте и развитии предприятия. Так, в Google в год присылают около двух миллионов резюме, однако из них остаются работать менее 0,1% соискателей[1].
Разница в менталитете граждан Америки и России объясняет уровень эффективности подбора персонала по рекомендациям. В Америке, как правило, рекомендуют специалистов, которые укрепят позиции компании на рынке и повысят уровень репутации. А в России по рекомендациям приходят специалисты, которых посоветовали из жалости, в основном это люди из близкого круга, которые потеряли работу.
Общей чертой современных организаций в области мотивации сотрудников является узкая специализация HR. То есть, создаются отделы, в которых одни сотрудники получают резюме, проводят их оценку и отправляют на следующий уровень, для дальнейшего проведения телефонного интервью. В другом отделе проводят лищь очные, индивидуальные собеседования. Далее, другая группа организовует и проводит мероприятия по привлечению юольшого количества студентов и молодых специалистов. На этом мероприятии присутствует представитель компании и рассказывает об особенностях и преимуществах работы именно в их компании. Следующий отдел отвечает за оценивание приглашенных студентов. В этом отделе происходит выявление наиболее заинтересованных талантливых людей и в дальнейшем поддержание с ними связи . Исходя из этого, на 100 сотрудников может приходиться целая армия HR-специалистов. Например, в Airb&b на 1,4 тыс. человек отделе по работе с персоналом трудится 76 человек, в Google на 55 тысяч сотрудников приходится более 500 HR-менеджеров. В Zappos, при штате в 1,6 тысяч сотрудников, в HR-отделе работает 50 специалистов, а в Bellagio Hotel со штатом в 62 тыс. – 2,6 тыс. человек [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время активно разрабатываются и используются инновационные методы мотивации персонала. Так как их наличие играет большую роль в использовании рабочего потенциала по максимуму. Следует заметить, что не всегда сотруднику удается реализовать собственные таланты на предприятии из-за недостатка мотивации. Поэтому опыт использования инновационных подходов в зарубежных компаниях можно применять и в отечественных предприятиях, с целью социально – экономического развития региона в целом. Однако следует учитывать определенные особенности рыночной экономики и менталитета населения.
Библиографический список
- Современная мотивация персонала: 12 идей, которые вы точно оцените. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://hr-portal.ru/article/sovremennaya-motivaciya-personala-12-idey-kotorye-vy-tochno-ocenite?utm_source=site&utm_medium=block&utm_campaign=top (дата обращения 12.03.2015)
- Дряхлов Н., Куприянов Е. Система мотивации персонала в Западной Европе и США // Бизнес-образование online. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.bizeducation.ru/library/management/hrm/motiv/3/motiv_dryahlov.html (дата обращения 18.11.2014).