Актуальность. В качестве основного элемента, характеризующего социально-психологический климат, выступает характеристика характерной ему структуры. Предметный настрой – это направленность внимания, а также характер восприятия тем или иным человеком определенных граней его деятельности [7, 13, 14]. Эмоциональный настрой – это его отношение неудовлетворенности либо удовлетворенности данными сторонами [5].
Социально-психологическому климату присуща специфичная роль в жизнедеятельности коллектива и личности [12]. Главная его значимость определяется тем, что, во-первых, посредством социально-психологического климата характеризуются непосредственные, ближайшие условия данной жизнедеятельности [1, 3].
Существенно для человека выступает обратная информационная связь со средой жизнедеятельности и является показателем приемлемости для окружающих, степени успешности осуществляемой им деятельности. В случаях недооценки в коллективе роли определенных факторов, оказывающих благоприятное влияние на психологический климат, складывается нездоровая атмосфера, которая находит свое проявление в напряженности существующих человеческих отношений, конфликтах в коллективе, актуализации способов совладающего поведения [2, 11, 15].
Созданием социально-психологического благоприятного климата предполагается преодоление барьеров психической напряженности, которые сопровождают данную напряженность эмоций [4], возникающих при общении между людьми. Актуальность данной задачи можно определить многообразием природы психологических барьеров, весомостью потенциала [8] творческой скрытой личностной энергии, консервируемой данными барьерами.
Существует непосредственная зависимость формирования социально-психологического климата от ряда факторов [6]: господствующих в этом обществе производственных отношений, специфических условий коллективной жизнедеятельности, мотивации работников, социальных факторов [10], психологических факторов [9].
Таким образом, структура социально-психологического климата включает две основных составляющих: отношения людей к труду и их отношения друг к другу, которые в свою очередь разделяются на отношения между товарищами по работе и соотношения в системе руководства и подчинения.
Материалы и методы. Для исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе отделения анестезиологии и реанимации № 2 (АиР) родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 мы использовали методику по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто и тест Сишора.
Среди них: врачи-анестезиологи, медицинские сестры, санитарки. Их численность составила 27 человек.
В опрашиваемую группу респондентов входили врачи – 6 человек (22 %), медицинские сестры – 11 человек (41%), младший медицинский персонал (санитарки) – 10 человек (37%) от общего количества опрашиваемых.
Результаты исследования. При анализе результатов, полученных с помощью диагностического опросника социально-психологического климата группы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, были определены следующие данные:
Эмоциональный компонент социально-психологического климата
Эмоциональные отношения в коллективе врачи отделения АиР оценивают как весьма благоприятные (0,65 балла). Средний и младший медицинский персонал отделения АиР оценивает эмоциональные отношения как в целом благоприятные (0,34 и 0,33 балла). В среднем оценка эмоционального компонента среди медицинского персонала в отделении анестезиологии и реанимации благоприятна, что свидетельствует об устойчивых и теплых эмоциональных отношениях в коллективе.
Когнитивный компонент социально-психологического климата
Когнитивную составляющую, персонал отделения в целом оценивает как весьма благоприятную, то есть сотрудники достаточно хорошо знают личные и деловые качества друг друга. Относительно более высокая оценка наблюдается у врачей (0,96 балла). У медицинских сестер (0,74 балла), у санитарок (0,75 баллов).
Поведенческий компонент социально-психологического климата
Поведенческую составляющую в большинстве случаев сотрудники отделений характеризуют как в целом благоприятную. Однако младший медицинский персонал отделения АиР считает ситуацию менее благоприятной (0,10 балла). Когда как у врачей (0,45 баллов), а у среднего медицинского персонала (0,25 балла).
Это может свидетельствовать, о нежелании проводить вместе больше времени, чем это необходимо по работе, отсутствии контактов и поддержки людей, временно не занятых на работе (болезнь, отпуск по беременности и родам и др.) или вышедших на пенсию.
Согласно результатам исследования групповой оценки труда, сотрудники отделения оценивают параметры, такие как организация работы, привлекательность работы, разнообразие работы, возможность повышения квалификации, отношения с непосредственным руководителем, состояние оборудования, размер заработной платы, как удовлетворительные.
Анализ вопросов связанных с производственной установкой, показал, что отделение в целом характеризуются положительной производственной установкой, следовательно, положительным отношением к работе.
Согласно данным исследования, характеристик руководителей, персонал отделения в целом положительно оценивает деловые и личные качества непосредственных руководителей. Персонал отделения АиР ниже оценивает такие качества руководителя как общественная активность, забота о людях, отзывчивость, умение разбираться в людях.
При анализе официальной и неофициальной структуры коллектива отделения АиР было выявлено, что сотрудники отделения в 100% случаев указывают в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, следовательно, обращаются к ним при решении различных вопросов рабочего характера. Данная ситуация способствует формированию более благоприятного социально-психологического климата в отделении, а также более высокой организации деятельности отделения.
При анализе результатов, полученных с помощью теста «Определение индекса групповой сплочённости СИШОР», были подсчитаны результаты каждого испытуемого по отдельности и средний балл для всех.
Средний бал анкетируемых получился 15 баллов, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях в коллективе и хорошем уровне сплочённости. Рассматривая же по отдельности можно выявить несколько очень низких результатов, что позволяет понять, почему взаимоотношения в коллективе всё-таки не идеальны. Так же есть ряд достаточно высоких результатов.
Заключение. Таким образом, социально-психологический климат отделения анестезиологии и реанимации № 2 родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 характеризуется как весьма благоприятный. Это говорит о том, что персонал отделения имеет достаточный стаж работы, является сплоченным коллективом и воспринимает в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, однако в отдельных моментах существуют определенные минусы во взаимоотношениях сотрудников отделения.
Библиографический список
- Максимова О.Г., Пешиков О.В. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-17. – с. 148-149.
- Пешиков О.В., Максимова О.Г. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности // Медицина и образование в Сибири. – 2010. – № 3. – с. 2.
- Шаманова А.Ю., Пешиков О.В. Концепция формирования врача-специалиста // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-18. – с. 167-168.
- Исаев Б.А. Социология. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 224 с.
- Соболева, Е. В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей / Е. В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 – [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/118-14405.
- Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». – Челябинск. – 2015. – с. 6-11
- Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». – Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2013. – № 1 (3). – с. 12-15.
- Андреева А.С., Качанова О.А. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения / А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». – Челябинск. – 2015. – с. 12-18
- Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е. В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 3 (3). – С. 42-45.
- Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2011. – № 1 (15). – С. 149-151.
- Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога
- Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Паточкина Н.А., Соболева Е.В. // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. – 2014. – С. 80-82.
- Конфликтология : учебник для ВУЗов / под ред. В.П. Ратникова : 2-е издание. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.
- Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е. В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т. 5. – № 2. – С. 129-135.
- Соболева, Е. В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е. В. Соболева // Психология обучения. – 2014. – № 06. – С. 74–80.