СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ОРГАНИЗАЦИИ

Галеева Люция Вакильевна
Южно-Уральский Государственный Медицинский университет Минздрава России

Аннотация
В статье приводится структура, условия создания и факторы, способствующие благоприятному социально-психологическому климату в коллективе. А также приводятся результаты исследования стуктуры социально-психологического климата трудового коллектива.

Ключевые слова: личность., структура СПК, трудовой коллектив, условия и факторы СПК


STRUCTURE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE OF ORGANIZATION

Galeeva Lyutsiya Vakilevna
South Ural State Medical University of Minzdrav of Russia

Abstract
The article provides the structure, conditions of creation and the factors contributing to the favorable social and psychological climate in the team. As well as the results of the study stuktura socio-psychological climate of the labor collective.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Галеева Л.В. Структура социально-психологического климата в организации // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69197 (дата обращения: 08.12.2024).

Актуальность. В качестве основного элемента, характеризующего социально-психологический климат, выступает характеристика характерной ему структуры. Предметный настрой – это направленность внимания, а также характер восприятия тем или иным человеком определенных граней его деятельности [7, 13, 14]. Эмоциональный настрой – это его отношение неудовлетворенности либо удовлетворенности данными сторонами [5].

Социально-психологическому климату присуща специфичная роль в жизнедеятельности коллектива и личности [12]. Главная его значимость определяется тем, что, во-первых, посредством социально-психологического климата характеризуются непосредственные, ближайшие условия данной жизнедеятельности [1, 3].

Существенно для человека выступает обратная информационная связь со средой жизнедеятельности и является показателем приемлемости для окружающих, степени успешности осуществляемой им деятельности. В случаях недооценки в коллективе роли определенных факторов, оказывающих благоприятное влияние на психологический климат, складывается нездоровая атмосфера, которая находит свое проявление в напряженности существующих человеческих отношений, конфликтах в коллективе, актуализации способов совладающего поведения [2, 11, 15].

Созданием социально-психологического благоприятного климата предполагается преодоление барьеров психической напряженности, которые сопровождают данную напряженность эмоций [4], возникающих при общении между людьми. Актуальность данной задачи можно определить многообразием природы психологических барьеров, весомостью потенциала [8] творческой скрытой личностной энергии, консервируемой данными барьерами.

Существует непосредственная зависимость формирования социально-психологического климата от ряда факторов [6]: господствующих в этом обществе производственных отношений,  специфических условий коллективной жизнедеятельности,  мотивации работников, социальных факторов [10],  психологических факторов [9].

Таким образом, структура социально-психологического климата включает две основных составляющих: отношения людей к труду и их отношения друг к другу, которые в свою очередь разделяются на отношения между товарищами по работе и соотношения в системе руководства и подчинения.

Материалы и методы. Для исследования социально-психологического климата в трудовом коллективе отделения анестезиологии и реанимации № 2 (АиР) родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 мы использовали методику по изучению социально – психологического климата в трудовом коллективе. Авторами методики являются О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто и тест Сишора.

Среди них: врачи-анестезиологи, медицинские сестры, санитарки. Их численность составила  27 человек.

В опрашиваемую группу респондентов входили врачи – 6 человек (22 %), медицинские сестры – 11 человек (41%), младший медицинский персонал (санитарки) – 10 человек (37%) от общего количества опрашиваемых.

Результаты исследования. При анализе результатов, полученных с помощью диагностического опросника социально-психологического климата группы О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто, были определены следующие данные:

Эмоциональный компонент социально-психологического климата

Эмоциональные отношения в коллективе врачи отделения АиР оценивают как весьма благоприятные (0,65 балла). Средний и младший медицинский персонал отделения АиР оценивает эмоциональные отношения как в целом благоприятные (0,34 и 0,33 балла). В среднем оценка эмоционального компонента среди медицинского персонала в отделении анестезиологии и реанимации благоприятна, что свидетельствует об устойчивых и теплых эмоциональных отношениях в коллективе.

Когнитивный компонент социально-психологического климата

Когнитивную составляющую, персонал отделения в целом оценивает как весьма благоприятную, то есть сотрудники достаточно хорошо знают личные и деловые качества друг друга. Относительно более высокая оценка наблюдается у врачей (0,96 балла). У медицинских сестер (0,74 балла), у санитарок (0,75 баллов).

Поведенческий компонент социально-психологического климата

Поведенческую составляющую в большинстве случаев сотрудники отделений характеризуют как в целом благоприятную. Однако младший медицинский персонал отделения АиР считает ситуацию менее благоприятной (0,10 балла). Когда как у врачей (0,45 баллов), а у среднего медицинского персонала (0,25 балла).

Это может свидетельствовать, о нежелании проводить вместе больше времени, чем это необходимо по работе, отсутствии контактов и поддержки людей, временно не занятых на работе (болезнь, отпуск по беременности и родам и др.) или вышедших на пенсию.

Согласно результатам исследования групповой оценки труда, сотрудники отделения оценивают параметры, такие как организация работы, привлекательность работы, разнообразие работы, возможность повышения квалификации, отношения с непосредственным руководителем, состояние оборудования, размер заработной платы, как удовлетворительные.

Анализ вопросов связанных с производственной установкой, показал, что отделение в целом характеризуются положительной производственной установкой, следовательно, положительным отношением к работе.

Согласно данным исследования, характеристик руководителей, персонал отделения в целом положительно оценивает деловые и личные качества непосредственных руководителей. Персонал отделения АиР ниже оценивает такие качества руководителя как общественная активность, забота о людях, отзывчивость, умение разбираться в людях.

При анализе официальной и неофициальной структуры коллектива отделения АиР было выявлено, что сотрудники отделения в 100% случаев указывают в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, следовательно, обращаются к ним при решении различных вопросов рабочего характера. Данная ситуация способствует формированию более благоприятного социально-психологического климата в отделении, а также более высокой организации деятельности отделения.

При анализе результатов, полученных с помощью теста «Определение индекса групповой сплочённости СИШОР», были подсчитаны результаты каждого испытуемого по отдельности и средний балл для всех.

Средний бал анкетируемых получился 15 баллов, что говорит о достаточно неплохих взаимоотношениях в коллективе и хорошем уровне сплочённости. Рассматривая же по отдельности можно выявить несколько очень низких результатов, что позволяет понять, почему взаимоотношения в коллективе всё-таки не идеальны. Так же есть ряд достаточно высоких результатов.

Заключение. Таким образом, социально-психологический климат отделения анестезиологии и реанимации № 2 родильного дома ГБУЗ ОКБ № 3 характеризуется как весьма благоприятный. Это говорит о том, что персонал отделения имеет достаточный стаж работы, является сплоченным коллективом и воспринимает в качестве лидеров своих непосредственных руководителей, однако в отдельных моментах существуют определенные минусы во взаимоотношениях сотрудников отделения.


Библиографический список
  1. Максимова О.Г., Пешиков О.В. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-17. – с. 148-149.
  2. Пешиков О.В., Максимова О.Г. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности // Медицина и образование в Сибири. – 2010. – № 3. – с. 2.
  3. Шаманова А.Ю., Пешиков О.В. Концепция формирования врача-специалиста // В мире научных открытий. – 2010. – № 4-18. – с. 167-168.
  4. Исаев Б.А. Социология. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 224 с.
  5. Соболева, Е. В. Анализ личностного ресурса студентов-первокурсников психологических специальностей / Е. В. Соболева // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4 – [Электронный ресурс] – URL: http://www.science-education.ru/118-14405.
  6. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». – Челябинск. – 2015. – с. 6-11
  7. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». –  Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2013. – № 1 (3).  – с. 12-15.
  8. Андреева А.С., Качанова О.А.  Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения / А.С. Андреева, О.А. Качанова //  Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». – Челябинск. – 2015. – с. 12-18
  9. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е. В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2014. – № 3 (3). –  С. 42-45.
  10. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. –  2011. – № 1 (15). – С. 149-151.
  11. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога
  12. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Паточкина Н.А., Соболева Е.В. // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. – 2014. – С. 80-82.
  13. Конфликтология : учебник для ВУЗов / под ред. В.П. Ратникова : 2-е издание. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.
  14. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е. В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2013. – Т. 5. – № 2. – С. 129-135.
  15. Соболева, Е. В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации / Е. В. Соболева // Психология обучения. – 2014. – № 06. – С. 74–80.


Все статьи автора «Lyutsiya»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: