Усовершенствование качества образования является одной из важных проблем во всем мире. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно же, переосмыслением цели и результата образования. Проблема повышения профессиональной компетенции будущих учителей является в настоящее время одной из наиболее приоритетных задач системы высшего образования. Профессиональные компетенции будущих учителей нами понимается не просто как совокупность знаний, умений, навыков студентов, формируемых в процессе обучения, но и способностью ориентироваться в современном информационном потоке, готовностью к отбору и использованию информационных педагогических средств в образовательной деятельности. Педагог должен иметь широкий кругозор, владеть программными средствами, как общего, так и учебного назначения. Также преподавателю отводится особое значение в решении проблем современного образования, важной частью профессиональной подготовки которого, является овладение в вузе соответствующими компетенциями, позволяющими эффективно использовать возможности современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения.
Период обучения будущего педагога очень важен, потому что именно в это время происходит освоение базовых компетенций. Немаловажно и то, какие именно компетенции необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности учителя. Выделим следующие способности и умения, которыми должен овладеть педагог:
- умение отбирать научную информацию, которая будет актуальна и значима для учащихся;
- способность постоянного самосовершенствования и самостоятельно расширять узкоспециализированные знания в области своего предмета;
- умение поддерживать интерес к изучению новых информационных технологий;
- умение осваивать и применять учебно-методические комплексы в практической работе;
- иметь собственный взгляд на общественную ситуацию и окружающий мир, быть способным поделиться им с учащимися.
В системе педагогического образования одной из наиболее актуальных проблем является несомненная сложность подготовки педагогов к реальным условиям образовательной практики. Данную общую проблему можно свести к комплексу взаимосвязанных, более частных, но при этом не менее существенных и значимых для педагогического образования проблем:
- трудности в актуализации и применении полученных будущими педагогами знаний;
- подготовка педагогов к решению практических проблем профессиональной деятельности осуществляется не системно и в основном на узком методическом уровне;
- излишняя технологизация, обилие методических предписаний и как следствие – фактическая несостоятельность творческого компонента профессиональной подготовки педагога;
- неумение педагогов вырабатывать собственную стратегию и тактику принятия решений в ситуациях профессиональной деятельности, учитывающих конкретные условия сложившейся ситуации и нацеленных на достижение оптимальных результатов;
- отсутствие целостной методологической базы педагогического образования, соединяющей в себе самые эффективные идеи, принципы, способы деятельности, на основе которых должна осуществляться комплексная, учитывающая все многообразие педагогического труда.
Обозначенные проблемы можно решить при условии систематизированного и оптимального использования различных, доказавших свою эффективность, концептуальных подходов, согласованных по ведущим идеям, направлениям применения и принципам. В целях создания развивающей, образовательной среды, как фактора формирования профессиональной компетентности студентов, необходимо осуществлять сотрудничество с высокотехнологичными образовательными учреждениями, которые обеспечат наилучшим образом профессиональное становление студентов через различные творческие лаборатории учителей наставников, мастер-классы, тренинги, презентации и т.д. На практике студенты изучают усовершенствованные технологии, применяют современные методики, формы, виды, средства обучения; также приобщаются к исследовательской деятельности. Всё это создаёт благоприятную среду для профессионального развития студентов, которая будет мотивировать учащихся к самореализации, возможности почувствовать себя в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Способом преодоления многих проблем служит использование активных форм обучения, предполагающих переход студента с позиции слушателя на позицию участника педагогической ситуации. Несомненно, что система педагогического образования призвана, с одной стороны, отвечать задачам личностно-профессионального становления учителя, способного воспитывать подрастающее поколение в контексте непреходящих ценностей и смыслов бытия, с другой – уметь приспосабливаться к условиям современной модернизации общества, учитывать ведущие тенденции в динамике профессиональной подготовки педагога, быть нацеленной на перспективы ее дальнейшего совершенствования.
Таким образом, самоутверждение учителя в профессиональной деятельности, которая приведет к успеху, полная самореализация в ней, во многом обусловлены тем, насколько получится в годы обучения в педагогическом вузе сориентировать будущего учителя в поисках собственного пути профессионального становления, убедить его в том, что рост профессионального мастерства зависит от его личностного саморазвития и самосовершенствования. Очевидно, что одна из основных задач вузовского педагогического образования — подготовить студентов к непрерывному самообразованию в своей будущей педагогической деятельности.
Библиографический список
- Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
- Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Чусавитина, Г.Н. Подготовка специалистов по направлению «педагогическое образование» на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Т.Н. Варфоломеева // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 126-131.
- Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Ефимова, И.Ю., Макашова, В.Н., Сахнова, Т.Н., Чусавитин, М.О., Курзаева, Л.В., Попова, И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 157 с.
- Варфоломеева Т.Н., Породькина В.В., Еремкина М.В. Конкурентоспособность выпускников института экономики и управления педагогического направления в условиях промышленного города // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61110 (дата обращения: 16.12.2015).