ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Федорчук Ксения Олеговна1, Варфоломеева Татьяна Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка 2 курса
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению проблем, которые встречаются в управлении процессом повышения профессиональных компетенций будущих педагогов. Представлены способы решения обозначенных проблем . Также выявлены необходимые навыки и умения ,которыми должен овладевать педагог.

Ключевые слова: образование, образовательная практика, педагог, профессиональные компетенции, студенты


PROBLEMS OF FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE RISING MANAGEMENT

Fedorchuk Ksenia Olegovna1, Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna2
1FGBOU VPO "Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosov", nd year student
2FGBOU VPO "Magnitogorsk state technical University. G. I. Nosov", PhD in sciences, associate professor department of Business Informatics and information technology.

Abstract
This article is devoted to the consideration of problems encountered in managing future teachers’ rising process. This article shows some solutions to the identified issues . We also identified some necessary skills which a teacher should possess.

Keywords: education, educational practice, professional competence, students, teacher


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федорчук К.О., Варфоломеева Т.Н. Проблемы управления процессом повышения профессиональных компетенций будущих педагогов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69102 (дата обращения: 12.12.2024).

Усовершенствование качества образования является одной из важных проблем во всем мире. Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно же, переосмыслением цели и результата образования. Проблема повышения профессиональной компетенции будущих учителей является в настоящее время одной из наиболее приоритетных задач системы высшего образования. Профессиональные компетенции будущих учителей нами понимается не просто как совокупность знаний, умений, навыков студентов, формируемых в процессе обучения, но и способностью ориентироваться в современном информационном потоке, готовностью к отбору и использованию информационных педагогических средств в образовательной деятельности. Педагог должен иметь широкий кругозор, владеть программными средствами, как общего, так и учебного назначения. Также преподавателю отводится особое значение в решении проблем современного образования, важной частью профессиональной подготовки которого, является овладение в вузе соответствующими компетенциями, позволяющими эффективно использовать возможности современных информационных и коммуникационных технологий в процессе обучения.

Период обучения будущего педагога очень важен, потому что именно в это время происходит освоение базовых компетенций. Немаловажно и то, какие именно компетенции необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности учителя. Выделим следующие способности и умения, которыми должен овладеть педагог:

-     умение отбирать научную информацию, которая будет актуальна и значима для учащихся;

-     способность постоянного самосовершенствования и самостоятельно расширять узкоспециализированные знания в области своего предмета;

-     умение поддерживать интерес к изучению новых информационных технологий;

-     умение осваивать и применять учебно-методические комплексы в практической работе;

-     иметь собственный взгляд на общественную ситуацию и окружающий мир, быть способным поделиться им с учащимися.

В системе педагогического образования одной из наиболее актуальных проблем является несомненная сложность подготовки педагогов к реальным условиям образовательной практики. Данную общую проблему можно свести к комплексу взаимосвязанных, более частных, но при этом не менее существенных и значимых для педагогического образования проблем:

  • трудности в актуализации и применении полученных будущими педагогами знаний;
  • подготовка педагогов к решению практических проблем профессиональной деятельности осуществляется не системно и в основном на узком методическом уровне;
  • излишняя технологизация, обилие методических предписаний и как следствие – фактическая несостоятельность творческого компонента профессиональной подготовки педагога;
  • неумение педагогов вырабатывать собственную стратегию и тактику принятия решений в ситуациях профессиональной деятельности, учитывающих конкретные условия сложившейся ситуации и нацеленных на достижение оптимальных результатов;
  • отсутствие целостной методологической базы педагогического образования, соединяющей в себе самые эффективные идеи, принципы, способы деятельности, на основе которых должна осуществляться комплексная, учитывающая все многообразие педагогического труда.

Обозначенные проблемы можно решить при условии систематизированного и оптимального использования различных, доказавших свою эффективность, концептуальных подходов, согласованных по ведущим идеям, направлениям применения и принципам. В целях создания развивающей, образовательной среды, как фактора формирования профессиональной компетентности студентов, необходимо осуществлять сотрудничество с высокотехнологичными образовательными учреждениями, которые обеспечат наилучшим образом профессиональное становление студентов через различные творческие лаборатории учителей наставников, мастер-классы, тренинги, презентации и т.д. На практике студенты изучают усовершенствованные технологии, применяют современные методики, формы, виды, средства обучения; также приобщаются к исследовательской деятельности. Всё это создаёт благоприятную среду для профессионального развития студентов, которая будет мотивировать учащихся к самореализации, возможности почувствовать себя в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Способом преодоления многих проблем служит использование активных форм обучения, предполагающих переход студента с позиции слушателя на позицию участника педагогической ситуации. Несомненно, что система педагогического образования призвана, с одной стороны, отвечать задачам личностно-профессионального становления учителя, способного воспитывать подрастающее поколение в контексте непреходящих ценностей и смыслов бытия, с другой – уметь приспосабливаться к условиям современной модернизации общества, учитывать ведущие тенденции в динамике профессиональной подготовки педагога, быть нацеленной на перспективы ее дальнейшего совершенствования.

Таким образом, самоутверждение учителя в профессиональной деятельности, которая приведет к успеху, полная самореализация в ней, во многом обусловлены тем, насколько получится в годы обучения в педагогическом вузе сориентировать будущего учителя в поисках собственного пути профессионального становления, убедить его в том, что рост профессионального мастерства зависит от его личностного саморазвития и самосовершенствования. Очевидно, что одна из основных задач вузовского педагогического образования — подготовить студентов к непрерывному самообразованию в своей будущей педагогической деятельности.


Библиографический список
  1. Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
  2. Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст.  Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
  3. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  4. Чусавитина, Г.Н. Подготовка специалистов по направлению «педагогическое образование» на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Т.Н. Варфоломеева // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 126-131.
  5. Чусавитина, Г.Н., Давлеткиреева, Л.З., Ефимова, И.Ю., Макашова, В.Н., Сахнова, Т.Н., Чусавитин, М.О., Курзаева, Л.В., Попова, И.В. Повышение конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 157 с.
  6. Варфоломеева Т.Н., Породькина В.В., Еремкина М.В. Конкурентоспособность выпускников института экономики и управления педагогического направления в условиях промышленного города // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/61110 (дата обращения: 16.12.2015).


Все статьи автора «Федорчук Ксения Олеговна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: