Проблема обеспечения экономической безопасности страны входит в число приоритетов государственной политики Российской Федерации. На национальную безопасность страны в целом, значительное влияние могут оказывать:
- нестабильная экономико-политическая ситуация в стране;
- внешнеэкономические процессы;
- международное сотрудничество;
- международно-политические и военные конфликты;
- миграционные процессы.угроза распространения оружия массового уничтожения
Действительно, в национальной экономике многих государств особо остро встает вопрос о международной миграции, которая сегодня приобретает огромные масштабы и затрагивает многие сферы жизни общества.
Для современного мирового сообщества характерно увеличение масштабов миграционных перемещений как внутри страны, так и за ее пределами. Обусловлено это тем, что усиление и наращивание мирохозяйственных связей, процессы глобализации, способствовали расширению сфер взаимодействия между странами, в том числе устранению барьеров ограничивающих территориальную мобильность населения.
Основными причинами миграции населения были и остаются:
- стремление человека, найти для себя более благополучную среду для жизнедеятельности;
- желание найти для себя более подходящую сферу для профессиональной реализации.
С точки зрения безопасности на национальную экономику значительное влияние может оказать внешняя и неконтролируемая миграция. К причинам вынуждающим менять место жительство или «выталкивающим» человека из привычной для него среды, следует отнести: угрозы вооруженных и межнациональных конфликтов; распространение насильственного экстремизма; политическую и экономическую ситуацию в стране (регионе); крайне низкий уровень жизни и др.
При условии интеграции мигрантов в новую для них социальную и культурную среду или же ассимиляции, проявляющейся в принятии новых для них культурных традиций, последствия от миграционных потоков не будут нести угрозу для принимающей страны. Поскольку, умеренный приток мигрантов в трудоспособном возрасте это, прежде всего, дополнительная рабочая сила. С другой стороны, неограниченный и неконтролируемый поток мигрантов может повлечь за собой ряд, негативных последствий для принимающих стран, среди которых:
- эскалация конфликтов на национальной почве;
- повышение напряженности на рынке труда принимающей страны, за счет притока более дешевой рабочей силы;
- расширение теневого сектора экономики и другие, более острые проблемы культурного, экономического и политического характера.
Говоря о миграции в Российской Федерации, чаще всего, мы имеем в виду приток иммигрантов из ряда стран СНГ, таких, как Таджикистан, Киргизия, Узбекистан.
Так, по официальным сведениям Федеральной миграционной службы по миграционной ситуации в Российской Федерации, всего в 2015 г. в страну въехало иностранных граждан 17083849 чел., примерно такое же количество – 17281971 чел. в 2014 г. [7].
По различным оценкам, в том числе и ФМС Российской Федерации, до недавнего времени ежегодно в стране от 3 до 5 млн. иностранных граждан осуществляло трудовую деятельность без официального разрешения. Благодаря совершенствованию миграционного законодательства по учету мигрантов, пребывающих и осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ, удалось значительно снизить данную динамику. На рис.1. представлены данные о численности мигрантов получивших разрешения на работу в РФ.
Рис.1. Динамика оформленных разрешений на работу и патентов для приехавших трудовых мигрантов в РФ в период с 2012 по 2015 гг.
Как следует из рис.1. в 2015 г. значительно сократилось число выданных разрешений на работу иностранным гражданам, а также количество оформленных патентов на работу в сравнении с предыдущим показателем 2014 года. В первую очередь это обусловлено нестабильной внутриэкономической ситуацией в стране и ужесточением визового режима для ряда иностранных государств.
Так, с 1 декабря 2015 года изменились правила пребывания граждан Украины на территории России. Ограничительные меры по выдаче разрешений на работу, коснулись и турецких специалистов занятых в строительных компаниях на территории РФ.
Кроме того, большая часть прибывающих трудовых мигрантов на территорию РФ это малоквалифицированные трудовые ресурсы (рис.1). Если же рассматривать численность российских граждан, выехавших на работу за границей, по уровню образования, следует отметить, что всего за 2015 г. выехало 57138 чел. из них 27775 чел. это лица, имеющие высшее образование и 21 627 чел. среднее профессиональное.
Таким образом, на сегодняшний день ключевыми миграционными процессами на пространстве СНГ являются процессы, связанные с трудовой миграцией. В тоже время, ряд негативных факторов таких как: сложная экономическая ситуация, низкий уровень жизни, военные и этнические конфликты способствовали росту миграционных потоков в Россию не только из стран СНГ, но и других государств (табл.1). Речь идет о лицах ищущих убежище на территории РФ (табл.1).
Таблица 1. Данные о предоставленных в России статуса беженца и временного убежища, иностранным гражданам в период с 2012 по 2015 г.
Страна |
Предоставлены |
|||||||
Статус беженца |
Временное убежище |
|||||||
2012г. |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2012г. |
2103г. |
2014г. |
2015г. |
|
Афганистан |
76 |
20 |
6 |
15 |
229 |
222 |
248 |
220 |
Грузия |
6 |
1 |
2 |
0 |
176 |
104 |
103 |
67 |
Сирия |
0 |
0 |
1 |
0 |
49 |
1191 |
1369 |
695 |
Украина |
0 |
0 |
241 |
84 |
0 |
0 |
248201 |
148379 |
Так, в период с 2014 по 2015 основной приток вынужденных переселенцев или беженцев это выходцы из таких стран как Сирия и Украина.
Причем, в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации гражданина Украины не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. Но в тоже время, подразделениям ФМС России дано указание беспрепятственно продлевать гражданам Украины сроки пребывания на период внутриукраинского кризиса. Продление осуществляется путем простановки соответствующих отметок в миграционной карте.
На современном этапе российское законодательство в целях противодействия нелегальной миграции использует институты административного выдворения и депортации, а также реализацию соглашений о реадмиссии. Депортация предусматривает принудительный выезд иностранного гражданина за пределы государства при возникновении определенных причин. Оснований для депортации может быть несколько, среди которых помимо нелегального перемещения границы государства, следует отметить и такие как: нарушение срока пребывания иностранного гражданина на территории РФ, аннулирование вида на жительство, отсутствие регистрационной карты, нарушение российского законодательства и др.
Так, в 2012 г. из России было выдворено и депортировано 35134 иностранного гражданина, в 2013 г. это число выросло и составило 82413 чел., в 2014 г.139034 чел., в 2015 г. 117493 чел. [7].
Эффективным методом борьбы с нелегальной миграцией стало введение с 1 января 2015 года для иностранных граждан, пребывающих в Россию из «безвизовых» стран, с целью осуществления трудовой деятельности у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обязанности получения патентов, а не разрешения на работу в соответствии с ФЗ от 24.11.14 № 357-ФЗ. Это позволило упростить процедуру легализации трудовых мигрантов. При пересечении границы РФ трудящийся-мигрант должен указать в миграционной карте цель визита – «работа» и в течение 30 дней с момента въезда подать заявление о выдаче патента в уполномоченные органы и территориальные подразделения миграционной службы. Кроме того, для получения патента иностранные граждане из безвизовых стран обязаны подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ, а также отсутствие социально опасных заболеваний, предъявить полис добровольного медстрахования и оплатить фиксированный авансовый платеж.
Подобные меры показали свою эффективность. Так, борьба с незаконной миграцией в 2015 году привела к сокращению числа иностранцев в России на 10 %. Несмотря на нестабильное экономическое развитие и проявления кризисных процессов, Россия продолжает оставаться привлекательным государством для трудовых мигрантов. Так, в 2015 г. около 1,5 млн. иностранцев работали в России по патентам.
В тоже время, на современном этапе развития мирового хозяйства, нелегальную миграцию причисляют к основным вызовам и угрозам стабильности и безопасности не только отдельно взятых государств, но и целых регионов мира.
Речь идет в первую очередь о масштабных миграционных потоках и если в Российской Федерации выраженных угроз миграционные процессы пока не несут, то Европа сегодня переживает очень серьезный миграционный кризис, который вызван рядом вооруженных конфликтов и острыми экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки[8].
В общей сложности в Германии на конец 2013 г. находилось наибольшее число иммигрантов (692,7 тыс. чел.), затем следуют Великобритания (526тыс. чел.), Франция (332,6 тыс. чел.), Италия (307,5 тыс. чел.) и Испания (280,8 тыс. чел). По отношению к размеру населения, в Люксембурге зафиксированы самые высокие показатели иммиграции в 2013 году, где на 1000 человек приходилось 39 мигрантов. В Мальте, 20 мигрантов на 1 000 человек и на Кипре 15 иммигрантов в расчете на 1 000 человек[9].
По данным агентства ЕС Frontex, за 2015 год в Евросоюз прибыли 1,8 миллиона мигрантов. Более того, только с начала 2016 года в Европу прибыло более 194 тысяч человек.
Массовый наплыв мигрантов в страны ЕС в настоящее время сопровождается ксенофобным настроением местного населения по отношению к приезжим. Основная причина подобных националистических настроений это нарастание угрозы террористических актов в стране.
Таким образом, миграция населения характеризуется противоречивым характером. В политической сфере нелегальная миграция выступает прямой угрозой безопасности страны, ее геополитическим интересам и международному авторитету. В экономической сфере – способствует расширению масштабов теневой экономики, обострению ситуации на рынке труда и вытеснению с него работников из числа местных жителей.
Что же касается положительных последствий, то умеренный приток мигрантов (легальная миграция), может изменить демографическую ситуацию в стране, в случае дефицита трудовых ресурсов. За счет притока происходит их восполнение, как следствие растет занятость и другие экономические показатели.
Кроме того, следует отметить, что угрозу национальной безопасности создают и неэффективные методы контроля за прибывшими в страну мигрантами, в том числе организационно-правовые нормы регулирования миграционных процессов.
Библиографический список
- АмироваД.Р. Коняева А.Д. Ммиграционные процессы и их регулирование в Российской Федерации/Д.Р, Амирова, А.Д. Коняева//Современные научные исследования и инновации. – 2015 г. – №4-5(48). – С. 177-183.
- Маскаева А.И., Амирова Д.Р. Экономика и социология труда: уч.пособие./А.И. Маскаева, Д.Р. Амирова. – Москва: ИНФРА-М. – 2013 г.
- Самраилова Е.К. Национальная безопасность России: миграционная составляющая/ Самраилова Е.К., Вешкурова А.Б.//Труд и социальные отношения. – 2014. - № 11-12 (125-126). - С. 3-16.
- Резник Г.А., Маскаева А.И. Мобильность как фактор развития рынка труда: Учебное пособие/Г.А. Резник, А.И. Маскаева. -Пенза: ПГУАС, 2006. -116 с.
- Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 28.11.2015) “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”.
- http://www.gks.ru. – Федеральная служба государственной статистики.
- https://www.fms.gov.ru- Федеральная миграционная служба России. Деятельность. Основные показатели деятельности ФМС России. Официальные статистические данные ФМС России. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации.
- http://ria.ru.-РИА Новости.
- http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-xplained/index. php/Migrant_integration_statistics_-_employmentMigrantintegrationstatistics– employment - Евростат.