В настоящее время экономическая жизнь России находится в стадии стагнации и непростых условиях перехода с одной социально-экономической системы к другой. Главная тенденция, характеризующая ситуацию в российской экономике уже больше двух лет – обостряющийся спад. Принимая во внимание продолжающийся подъем геополитической напряженности между Россией и странами Запада, отечественная экономика продолжает испытывать тяжелые экономические последствия. В первую очередь, для России требуется эффективное управление, как финансовыми ресурсами, так и капиталом [2]. Опыт функционирования коммерческих организаций указывает об острой необходимости улучшения механизма управления финансами в различных его аспектах.
Прибыль – это количество полученной выгоды в виде материальных благ или денежных активов после вычета всех затрат, связанных с хозяйственною деятельностью, производством и доставкой.
Рассматривая сущность прибыли, прежде всего, необходимо отметить следующие ее характеристики, а именно прибыль:
- представляет собой форму дохода предпринимателя, который осуществляет определенный вид деятельности.
- является формой дохода предпринимателя, который вложил свой капитал с целью достижения коммерческого успеха.
- может не являться гарантированным доходом для предпринимателя, который вложил в тот или иной вид бизнеса, так как является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса.
- характеризует только ту часть дохода, которая была «очищена» от пенсионных затрат на осуществление этой деятельности.
- является стоимостным показателем, так как выражается в денежной форме [5].
В современных условиях экономического развития значение прибыли в хозяйственном процессе непрерывно растет. Прибыль выступает как основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, так и стимулом его деятельности. Обеспечивает интересы персонала предприятия, собственников, государства и являются главной движущей силой рыночной экономики.
Рыночная экономика располагается на повышенным уровне сложности как в динамизме, так и в неопределенности выставляет дополнительные условия к субъектам хозяйствования. Так, большой значимости получает приспособление старых методов к современным соглашениям и необходимость разработки назначений по повышению эффективности формирования и распределения прибыли. Прибыль считается основным звеном социально-экономического развития не только для предприятия, но и для целой страны в целом.
Как важная экономическая категория и цель деятельности любой коммерческой организации, прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства, и выполняет ряд функций [1]
Во-первых, прибыль можно охарактеризовать как результат, который получается в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии значит, что приобретенные доходы превосходят расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыль имеет стимулирующую функцию, поэтому предприятие заинтересованно в получении большей прибыли, так как это считается основой для расширения производственной деятельности, социального становления предприятия и научно-технического прогресса.
В-третьих, прибыль считается одним из основных источников формирования бюджетов разных уровней, так как зачисляется в бюджеты в виде налогов и вместе с другими доходными поступлениями применяется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения страной собственных функций и разных программ.
Как считает автор монографии «Методология анализа финансового состояния предприятия» Жулега И.А., факторы, влияющие на прибыль, можно разбить на объективные и субъективные.
Таблица 1. Объективные и субъективные факторы, влияющие на величину прибыли
Объективные факторы: |
Субъективные факторы: |
1 |
2 |
|
|
|
|
|
Источник: составлено автором на основании [3]
Объективные факторы не зависят от деятельности предприятий, тем не менее могут показать существенное воздействие на величину прибыли.
Субъективные факторы можно разбить на производственные и внепроизводственные. Производственные характеризуют использование и наличие средств и предметов труда, финансовых и трудовых ресурсов. К внепроизводственным относятся снабженческо-сбытовую деятельность и природоохранную деятельность, социальные условия быта и труда и пр. [4, c. 169]
Также прибыль может измениться перед воздействием следующих факторов:
- объема продаж
- ассортимент реализованной продукции
- цены реализации продукции
- себестоимости продукции.
Ниже представлен анализ формирования, распределения и применения прибыли на примере коммерческой организации, главным видом деятельности которого является транспортировка нефти и нефтепродуктов, а также оптовая торговля моторным топливом в России.
Для оценки резервов повышения эффективности производства был использован факторный анализ прибыли от продаж, основной задачей которого является поиск различных путей максимизации прибыли на предприятии (Табл. 2).
Таблица 2. Факторный анализ прибыли от продаж коммерческой организации в 2012-2014г.г.
Показатели |
2012 г., тыс. руб. |
2013 г., тыс. руб. |
2014 г., тыс. руб. |
Абсолютное изменение, тыс.руб. |
Относительное изменение, % |
|||
2012-2013 |
2013-2014 |
2012-2013 |
2013-2014 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Выручка от продажи, работ, услуг | 667 461 | 826 246 | 951 869 | 158 785 | 125 623 | 23,8 | 15,20 | |
Себестоимость | 546 824 | 675 925 | 769 886 | 129101 | 93 961 | 23,6 | 13,90 | |
Коммерческие расходы | 15 838 | 21 188 | 29 727 | 5350 | 8 539 | 33,78 | 40,30 | |
Управленческие расходы | 28 788 | 37 397 | 41 118 | 8609 | 3 721 | 29,9 | 9,95 | |
Прибыль от продаж | 76 011 | 91 736 | 111 138 | 15 725 | 19 402 | 20,69 | 21,15 | |
Индекс изменения цен | 1,00 | 1,15 | 1,17 (при 2013 г. 1,00) | 0,15 | 0,17 | 15,00 | 17,00 | |
Объем реализации в сопоставимых ценах | 667 461 | 820 546 | 813 564 | 153 085 | -6982 | 22,94 | -0,85 |
Источник: составлено автором на основании [6]
Сложность анализа заключается в том, что не всегда индекс изменения цен может влиять на объем реализации в сопоставимых ценах. В данной таблице можно рассмотреть, что произошло изменение объема реализации в сопоставимых ценах с 2012-2013 гг. произошло увеличение на 22,94%, а с 2013-2014 гг. – снижение на 0,85%.
Основная методичная сложность определения воздействия объема продаж на прибыль предприятия сопряжена с проблемами анализа изменения физического объема реализованной продукции.
Таким образом, прибыль обусловливается разницей между выручкой от хозяйственной деятельности предприятия и суммой всех затрат на эту деятельность. Основной целью коммерческой деятельности является получение прибыли. Функции прибыли: экономический эффект прибыли, стимулирующая функция, источник формирования бюджетов разных уровней. Факторы, влияющие на прибыль, можно поделить на объективные и субъективные.
Таблица 3. Расчет влияния факторов (суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления) на размер отчислений в фонды коммерческой организации за 2012-2014 гг., тыс. руб.
Вид фонда
|
Отклонение |
|||||
с 2012-2013 гг. |
с 2013-2014 гг. |
|||||
Всего |
В том числе за счет |
Всего |
В том числе за счет |
|||
Чистая прибыль |
Коэффициент отчисления |
Чистая прибыль |
Коэффициент отчисл. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Фонд накопления |
6725,95 |
3162,75 |
3563,2 |
5003,1 |
5003,1 |
0 |
Фонд потребления |
464,2 |
7590,6 |
-7126,4 |
12735,05 |
8338,5 |
4397,05 |
Фонд социальной сферы |
4828,3 |
1265,1 |
3563,2 |
-1895,5 |
2501,55 |
-4397,05 |
Источник: составлено автором на основании [6]
Повышение величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, соответственно увеличивает необходимую сумму отчислений в специальные фонды, а уменьшение – снижает величину этих отчислений. Аналогично (прямым образом) воздействует изменение коэффициента отчислений от чистой прибыли: при повышении данного коэффициента сумма отчислений в фонды специального назначения растет, а при понижении – уменьшается.
Рентабельность – это относительный показатель, который может охарактеризовать степень доходности бизнеса на предприятии. Показатели рентабельности показывают эффективность работы предприятия в целом и развитость разных направлений деятельности.
Таблица 4. Экономический анализ прибыльности (убыточности) предприятия
Показатели |
2012г., тыс.руб. |
2013 г., тыс.руб. |
2014 г., тыс.руб. |
Отклонение |
||||
2012-2013 |
2013-2014 |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
1) Прибыль от продаж (тыс. руб.) | 76 011 | 91 736 | 111 138 | 15725 | 19 402 | |||
2) Полная себестоимость, тыс. руб. | 591 450 | 734 510 | 840 731 | 143060
|
106 221
|
|||
3) Выручка, тыс. руб. | 667 461 | 826 246 | 951 869 | 158785
|
125 625
|
|||
4) Чистая прибыль, тыс. руб. | 58 973 | 71 264 | 87 941 | 12291
|
16 677
|
|||
5) Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб. | 176 054 | 209 794 | 242 115,5
|
33 740 | 32 321,5 | |||
6) Среднегодовая стоимость оборотного капитала, тыс. руб. | 128 654 | 121 000,5 | 113 568,5 | -7653,5 | -7 432 | |||
7)Рентабельность
РП, % |
12,9 | 12,5 | 13,2 | -0,4 | 0,7 | |||
8)Рентабельность продаж, % | 11,3 | 11,1 | 11,7 | -0,2 | 0,6 | |||
9)Рентабельность активов, % | 33,5 | 33,9 | 36,3 | 0,4 | 2,4 | |||
10)Рентабельность оборотного капитала, % | 45,8 | 58,9 | 77,4 | 13,1 | 18,5 | |||
11)Коэффициент чистой прибыльности, % | 8,84 | 8,62 | 9,24 | -0,22 | 0,62 | |||
Источник: составлено автором на основании [6]
На основании данных таблицы 4 можно сделать вывод, что в течение трех отчетных финансовых лет предприятие не имело убытков, так как прибыльность деятельности предприятия подтверждается положительными значениями всех показателей рентабельности.
Проведенный анализ позволяет сделать ряд обобщений, имеющих теоретическое и практическое значение.
1). Чистая прибыль в коммерческой организации может подразделяться на такие фонды: потребления, накопления, социальной сферы, а также используется для определения рентабельности. Показатели рентабельности могут охарактеризовать эффективность работы предприятия в целом и доходность различных направлений.
2). На протяжении трех отчетных финансовых лет предприятие не имело убытков, что связано, прежде всего, с увеличением объемов выпускаемой продукции, ростом цен и себестоимости. Прибыльность деятельности предприятия подтверждается также положительными значениями всех показателей рентабельности.
3). Увеличение величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, повышает сумму отчислений в специальные фонды, а уменьшение чистой прибыли, наоборот, снижает величину этих отчислений. Аналогичным образом влияет изменение коэффициента отчислений от чистой прибыли.
Библиографический список
- Бланк И.А. Экономическая сущность прибыли [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psyera.ru/ekonomicheskaya-sushchnost-pribyli_9296.htm (дата обращения: 18..06.2016 г.)
- Иванова С.А. Стагнация экономики: инвестиционная активность и зарубежные инвестиции // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 468-470.
- Пирогова Т. Э., Костина О. И., Губернаторова Н. Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие (в схемах и таблицах). – Калуга: ИД «Эйдос», 2015.
- Пономаренко М. А. Классификация факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 169-172.
- Роль прибыли в условиях рыночной экономики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.info/4-68096.html (дата обращения: 19..06.2016 г.).
- Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.financejump.ru/suuns-455-1.html (дата обращения: 19..06.2016 г.).