РОЛЬ УЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ В КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА

Ермакова Людмила Владимировна1, Дворецкая Юлия Александровна2, Мельгуй Андрей Эдуардович3
1Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
2Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения
3Брянский государственный университет им. ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

Аннотация
В статье раскрывается значение учетной информации для обеспечения конкурентоспособности коммерческих предприятий. Рассматриваются наиболее распространенные подходы к определению целей развития предприятия и роль информационных потоков в достижении поставленных целей.

Ключевые слова: информационные потоки, управление предприятием, управленческий учет, учетная информация, цели развития предприятия


THE ROLE OF ACCOUNTING INFORMATION IN BUSINESS COMPETITIVENESS

Ermakova Lyudmila Vladimirovna1, Dvoretskaya Yuliya Aleksandrovna2, Melgui Andrey Eduardovich3
1Bryansk state University. AK. I. G. Petrovsky, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of accounting and taxation
2Bryansk state University. AK. I. G. Petrovsky, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of accounting and taxation
3Bryansk state University. AK. I. G. Petrovsky, candidate of economic Sciences, associate Professor, Department of accounting and taxation

Abstract
The article reveals the importance of accounting information to ensure the competitiveness of commercial enterprises. Discusses the most common approaches to defining the goals of enterprise development and the role of information flows in achieving their goals.

Keywords: accounting information, enterprise management, goals development of enterprise, information flows, managerial accounting


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ермакова Л.В., Дворецкая Ю.А., Мельгуй А.Э. Роль учетной информации в конкурентоспособности бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68954 (дата обращения: 03.12.2024).

Стабильное развитие рыночной экономики зависит от множества финансово-экономических условий, одним из которых является неукоснительное соблюдение принципа реального, а не номинального сохранения капитала в коммерческом обороте.

Это особенно важно в условиях цикличности рыночной экономики, которая в своем развитии проходит периоды как инфляции, так и дефляции. Правильно оценить место компании на рынке производимой продукции (работ, услуг) можно  только при обеспечении формирования точной и оперативной учетной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности. Только на основании такой информации можно определить объективную величину и качество использования авансированного в хозяйственный оборот капитала. Это достигается путем обеспечения в системе бухгалтерского учета сопоставимости информации о затратах предприятия и результатах его хозяйственной деятельности [3].

В последние годы в России многие предприятия работают в сложных условиях, вызванных рядом причин. При этом предыдущий опыт, накопленный в течение десятилетий, может быть использован с определенными ограничениями, а западные классические теории менеджмента нуждаются в адаптации к российской специфике.

Для того, чтобы получать максимальную отдачу от своей хозяйственной деятельности, многие предприятия вынуждены кардинально менять как свою организационную структуру, так и подходы к управлению бизнесом. Важной составляющей эффективного управления предприятием становится оперативно реагирующая на потребности руководства система бухгалтерского учета. Все более значительную роль в ней играет управленческий учет, который в большей степени способен быть настроен на удовлетворение информационных потребностей менеджмента и подчинен внутреннему корпоративному регламенту осуществления процедур по сбору, измерению, регистрации и аналитической обработке информации о результатах хозяйственной деятельности.

Именно управленческий учет не имеет нормативных ограничений в порядке обработки и формирования учетной информации. Поэтому он может более эффективно обеспечивать осуществляющий контроль и принимающий решения менеджмент необходимой информацией о затратах предприятия, сопоставляя их с результатами финансово-хозяйственной деятельности, в том числе по ее определенным сегментам [2].

Важной задачей управленческого учета является структуризация бизнеса по сегментам (выделение центров ответственности) и разработка механизмов определения их эффективности. Это определяет уникальность системы управленческого учета для каждого предприятия в связи с тем, что она обязана подстраиваться под специфические особенности бизнеса, присущие конкретному экономическому субъекту.

Процессы бюджетирования и управления для промышленного предприятия являются крайне важными элементами, от которых зависит эффективное использование оборотных средств, объем выпуска продукции и финансовый результат от ее реализации [6]. Они заключаются в осуществлении квалифицированных действий по планированию и управлению запасами (предметы труда и готовая продукция) и производством (средства труда и рабочая сила).

Стандартная система управления базируется на следующих концептуальных положениях:

- удовлетворение рыночного спроса в части выпускаемой предприятием продукции;

- сокращение времени выполнения заказов покупателей, повышение уровня их обслуживания при минимизации незавершенного производства, а также уровня запасов сырья и комплектующих на складах;

- снижение себестоимости выпускаемой продукции при сохранении ее качественных характеристик.

Под оптимальным уровнем обслуживания покупателей принято понимать поставку продукции точно в срок при неукоснительном соблюдении указанных в договоре количества и качества необходимой контрагенту продукции.

Наиболее дальновидные руководители уделяют большое внимание вопросам, связанным с постановкой глобальных целей развития предприятия и выработкой стратегий их достижения. В то же время практика показывает, что у ряда российских предприятий вопрос постановки бизнес целей не достаточно проработан и не до конца осознается руководством [7].

Очевидно, что для достижения поставленных целей они должны быть доведены до сотрудников предприятия в соответствии с их полномочиями. Бизнес цели развития предприятия в значительной степени определяются личными качествами руководителя, его базовыми установками и ценностными ориентирами. Однако при всем многообразии подходов к решению данной задачи можно выделить два основных, наиболее характерных для российской практики.

Первый подход предполагает, что цели предприятия формулируются в обобщенном виде, допускающем их множественное толкование, например, занять лидирующие позиции на рынке вообще или в выбранном его сегменте в частности, гарантировать высокое качество обслуживания клиентов и т.д. Достигнуты ли такие цели – в значительной степени вопрос субъективной оценки. Кроме того, отсутствие постановки целей в терминах бизнеса затрудняет взаимопонимание руководства с менеджерами различных звеньев управления, делегирование им полномочий и ответственности.

Согласно второму подходу цели предприятия излагаются предельно конкретно в числовом выражении, например через определенное время достичь такого годового оборота, занять в процентном выражении такую долю рынка и т.д. В данном случае нередко постановке целей развития предприятия сопутствует проведение комплекса маркетинговых мероприятий, включающих конкурентный и позиционный анализы, с последующим составлением бизнес-плана. Однако достижение поставленных целей может быть сопряжено с определенными трудностями, так как заметное влияние оказывают макро- и микроэкономические факторы [4].

На наш взгляд, в условиях динамичной рыночной среды постановку стратегических целей в значительной степени следует рассматривать как сплав теории и практики. Успех разработки комплекса целей во многом зависит от бизнес опыта руководителя. Цели обязательно должны быть поставлены как перед организацией в целом, так и перед ее структурными подразделениями, а также перед конкретными исполнителями.

Построение такого механизма управления который позволит обеспечить повышение экономической эффективности производства обусловлено обострением конкуренции на товарных рынках в связи с появлением на них новых производителей, а также наличием системных проблем в ценообразовании и обосновании тарифной политики [5].

Сегодня российским менеджерам ясно, что нужно действовать в условиях высоко конкурентного рынка, поэтому, с одной стороны, следует устанавливать оптимальные цены на товары и тарифы на услуги, улучшать качество продаваемых товаров и предоставляемых услуг; с другой стороны, добиваться экономической эффективности производства.

В современных условиях, когда интенсивность информационных потоков предприятия значительно возрастает, эффективная обработка их в реальном времени без использования системы управления предприятием становится трудно выполнимой задачей [1]. Наряду со сбором документов из корпоративных и внешних источников, отражающих текущую деятельность предприятия, их систематизацией и хранением система управления должна также обеспечивать возможность оперативного анализа его финансового состояния по целому ряду показателей и построения прогнозов дальнейшего развития. При обращении в интерактивном режиме к менеджерам предприятия в соответствии с их полномочиями и запросами возможность получения отчетов и прогнозов с применением развитых средств автоматизации можно считать дополнительным преимуществом.


Библиографический список
  1. Дворецкая Ю.А. Подготовка бухгалтерской (финансовой) отчетности: анализ основных изменений // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. – №12. – С. 163-167
  2. Дедова О.В., Мельгуй А.Э. Формирование информации по сегментам в организациях хлебопекарной отрасли // Сегодня и завтра Российской экономики – 2009. – №30. – С. 168-174.
  3. Ермакова Л.В., Мельгуй А.Э. Формирование информации о затратах на производство, калькулирование себестоимости продукции хлебопечения в системе управленческого учета – Брянск: Брянский гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского, 2009. – 308 с.
  4. Ермакова Л.В. Проблемы рациональной организации формирования управленческого учета в хлебопекарных организациях // Вестник Брянского государственного университета – 2012. – №3 (2). – С. 262–265.
  5. Ермакова Л.В. Системный подход к организации управленческого учета в хлебопекарных организациях // Вестник Брянского государственного университета – 2011. – №3. – С. 254–257.
  6. Ковалева Н.Н. Планирование дохода в аграрном секторе // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2010. – №10. – с. 44-48.
  7. Кузнецова О.Н. Модель управленческого учета инновационной деятельности предприятия // Дискуссия. – 2013. – №1(31). – С. 63-66.


Все статьи автора «Ермакова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: