Развитие человека осуществляется благодаря многообразному количеству внутренних и внешних факторов, где практически каждый из факторов дает личности толчок для ее развития. Среди так называемых толчков для развития личности каждого человека можно назвать художественную литературу. Она занимает одно из ведущих мест в жизни каждого человека, в том числе студента. Девушки и юноши данного возраста (17-20 лет) по своему всегда нуждаются в литературе, они ее используют для отдыха или для учебы, с целью развлечься и многое другое. В современном обществе наблюдается снижение интереса к чтению. Молодым людям проще посмотреть фильм, поставленный по сюжету книги, чем прочитать саму книгу. Также сейчас часто пользуются сокращенным вариантом художественных произведений. Вероятнее всего это связано с тем, что у молодых людей очень мало время на прочтение книг, так как они обучаются в ВУЗах и других учебных заведениях, а также другие развлечения, и самой главной причиной является проведение времени в социальных сетях.
Как известно, художественная литература формирует мировоззрение человека, а так же развивает все качества и способности, например воля, интеллект, психика. Так же художественная литература приобщает человека к духовной культуре. Знакомство с литературой начинается с раннего детства. В детском саде или в кругу семьи детям читают сказки, они начинают разбираться, что такое хорошо, а что такое плохо. Идейно – познавательная роль художественной литературы заключается в том, что писатели в своих произведениях осмысливают жизнь, к героям проявляют как симпатии, так и антипатии. Художественное произведение дает яркие картины жизни, отражает ее в образной форме.
Итак, чтение является творческим актом, если быть точнее, то сотворческим. Для того чтобы воспринять художественное произведение от человека зависит работа его воображения, памяти, благодаря этим процессам прочитанное не забывается, а прочно спаивается в единое целое.
Проблема формирования интереса к чтению литературы была исследована многими отечественными и зарубежными исследователями такими как Н.А. Рубакин, В.П. Таловов, Б.Г Умнов и др.
С точки зрения Л.С.Выготского интерес это «осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». Интерес можно охарактеризовать и как вовлеченность в процесс какой-либо деятельности [1,с.252]. В основе читательского интереса лежат:
- ситуативный интерес, к нему относится: просмотренный по мотивам книги фильм, красочная обложка, реклама книги;
- личностный интерес, он подразумевает под собой стремление к обогащению своего внутреннего мира, а также духовные интересы и потребности самой личности [2,с.2].
Целью нашего исследования стало изучение читательских интересов студентов-психологов. Исследование было проведено на базе АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, где в качестве респондентов выступили студенты 2 курса, в количестве 20 человек (18 девочек и 2 мальчика). Им был предложен разработанный нами опросник из 10 вопросов:
1.Читаете ли Вы (книги, журналы и т.д) ?
2. В каком варианте Вам удобнее читать?
3. Где Вы предпочитаете приобретать книги, журналы и др.?
4. Есть ли у Вас своя домашняя библиотека?
5. Какой литературе отдадите предпочтение?
6. Какие жанры Вы наиболее часто читаете?
7.Если у Вас появилось свободное время то Вы скорее всего….
8.Сколько книг приблизительно Вы прочли за последний год?
9.Целью Вашего чтения является:
10.Есть ли у Вас любимая книга? Если да, то напишите автора и ее название.
По результатам исследования нами было выявлено, что 85% респондентов читают, из них всего 15% не любят читать.
Рисунок 1. Результаты исследования студентов на читательский интерес
Студенты, согласно опросу, предпочитают русскую литературу, в процентном соотношении это 55% всех опрошенных. Среди жанров были выбраны такие как: фантастика – 25%, классика и детективы – 20%.
Рисунок 2. Результаты исследования студентов-психологов на предпочтения в жанрах художественной литературы
Студенты-психологи если располагают свободным временем предпочтуть прогуляться с друзьями нежели почитать книгу. Это не плохо, так как человеку нужно общение, тем более студентам. Целью чтения респонденты считают отдых – 45% опрошенных, 20% – для подготовки к учёбе. Наиболее популярными среди студентов являются такие авторы, как А.П. Чехов, М.А. Булгаков, А.К. Дойл, Л.Н. Толстой.
Таким образом, можно сказать, что читательская активность студентов-психологов находится на достаточно высоком уровне, большинство опрошенных второкурсников в свободное время читают художественную литературу. К сожалению, Интернет сегодня вытесняет чтение, а наличие в свободном доступе любой литературы усложняет выбор определенного жанра, автора, книги. Но, тем не менее, читательская активность останется на достаточно высоком уровне. Нельзя не отметить и того, что опрошенные студенты в основном предпочитают читать классическую литературу, используя чтение в качестве отдыха. Исходя из этого, предлагаем рекомендации по развитию читательских интересов студентов-психологов:
- Организация «Клубов любителей чтения» Важно, чтобы ребята научились анализировать прочитанные произведения, понимать их смысл и рекомендовать к прочтению другим.
- Организация «Клубов интеллектуального чтения». Кроме того, необходимо актуализировать чтение не только художественных произведений, но и научных журналов, статей, работ ведущих психологов.
- Организация конкурса «Я читаю больше всех» в студенческих группах, курсах, в рамках факультета, ВУЗа.
Согласно результатам исследования чтение в сознании людей связано с познавательно – интеллектуальными аспектами, но если появляются новые технологии в обучении и для получения образования, оно, конечно же, не останется в стороне, так как информация в книгах более достоверна, чем в интернете.
Библиографический список
- Белл, Д. Грядущие постиндустриальное общество М.: Академия, 1999
- Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России-2000.-№3.-с.99-1005.