Решая задачи физического воспитания, будущему педагогу необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребности и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Студентов, занимающихся физической культурой с ослабленным здоровьем, необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Для того чтобы обеспечить выполнение выше указанных требований, педагогу физической культуры необходимо обладать достаточно широким кругом профессионально-значимых знаний и умений. Соответствующие знания предполагают его компетентность в вопросах эстетических, нравственных и духовных ценностей физической культуры и спорта, дидактических закономерностей физического воспитания, методики физкультурно-спортивных акцентированно-оздоровительных занятий со студентами, возрастно-половых закономерностей развития физических качеств и формирования двигательных навыков, комплексного контроля в физическом воспитании, взаимосвязи физических нагрузок и функциональных возможностей организма, профилактики и коррекции функциональных нарушений у студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе здоровьесберегающими средствами адаптивной физической культуры.
Среди умений, необходимых преподавателю физкультуры для выполнения стоящих перед ним профессиональных задач, важную роль играет владение технологией обучения студентов двигательным действиям и развитие физических качеств. Проведение основных видов физкультурно-оздоровительных занятий с учащимися, осуществление медико-биологического и психолого-педагогического контроля состояния организма в процессе физкультурных занятий, использование различных средств и методов физической реабилитации организма. А также организация и проведение методической работы по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры, владение навыками рационального применения учебно-спортивного оборудования и инвентаря, применение методов врачебно-педагогического контроля, оказание первой помощи при травмах в процессе выполнения физических упражнений [1].
Как видно, здоровьесберегающее направление достаточно серьезно представлено в требованиях к профессиональной деятельности, будущего педагога физической культуры, к его знаниям и умениям. В то же время здоровьесберегающая деятельность предполагает помимо мер, направленных на сохранение здоровья студентов, и другие, способствующие улучшению их общей успеваемости за счет более широкого применения нетрадиционных средств адаптивной физической культуры в образовательном процессе и внеучебной деятельности.
Анализ имеющегося отечественного и зарубежного опыта показывает, что повышению эффективности применения нетрадиционных средств адаптивной физической культуры на занятиях физического воспитания способствуют такие условия, как учет требований комфортности, способствующей возникновению положительных эмоций при выполнении и по окончании двигательных упражнений. Многообразие форм и методов физического воспитания, создание необходимой материально-технической базы для физкультурно-спортивных занятий, использование новых подходов к научно-методической организации занятий по физкультуре с преобладанием циклических упражнений, имеющих наибольшее здоровьесберегающее значение [2, с. 39].
Деятельность педагога, использующего средства адаптивной физической культуры, предполагает опору на определенные концептуальные положения которые можно выделить в виде структуры (схема. 1).
Схема. 1. Структура деятельности педагога физической культуры к использованию здоровьесберегающих средств АФК
а) индивидуальное наполнение и расширение границ физического воспитания, исходя из уровня и состояния здоровья, функциональных возможностей организма, склонностей и интересов студентов, имеющимися в наличии традиционными и нетрадиционными видами, формами, средствами (индивидуальный стиль двигательной активности);
б) расширение сферы досуговых физкультурно-оздоровительных услуг с использованием возможностей дополнительного образования и мер общественной поддержки;
в) введение системы реабилитационных, психофизических мероприятий в образовательном процессе, рекреативных форм физической подготовки [4].
Высокая суммарная умственная нагрузка студентов, недостаток в движениях отрицательно влияют на нормальную жизнедеятельность органов и функциональных систем организма. Для решения задач здоровьесберегающего образования двигательный режим должен переплетаться с другими компонентами общего режима, образуя чередование учебного труда и активного отдыха на образовательных занятиях и между ними, повышая работоспособность студентов младших курсов и эффективность их обучения. Все это определяет здоровьесберегающие функции будущего педагога физического культуры в образовательном учреждении.
Таким образом, на основе представленных подходов к структуре профессиональной педагогической готовности с учетом выявленных особенностей осуществления оздоровления учащейся молодежи будущим педагогом физической культуры в вузе, можно охарактеризовать в целом его готовность к использованию средств здоровьесберегающей деятельности. Мы понимаем под ней профессиональное свойство, в котором выражается степень усвоения будущим педагогом социального опыта в сфере обеспечения паритета образованности и здоровья студентов, занимающихся в специальных медицинских группах, средствами адаптивной физической культуры и способность пользоваться этим опытом в профессиональной деятельности [3].
Библиографический список
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 022300 – физическая культура и спорт. – М.: Минобразование РФ, 1999. – 43 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
- Доровских И.Г. Формирование готовности студентов педагогического вуза к использованию средств адаптивной физической культуры: дис. …канд. пед. наук / И.Г. Доровских. Челябинск, 2005. – 183 с.
- Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы, подготовка будущих учителей / Н.В.Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. – 217 с.