С каждым годом в мире реализовываются все больше ИТ-проектов. В связи с этим возникает актуальный вопрос, каких ИТ-проектов больше – провальных или успешных? Для начала рассмотрим мировую статистику. По оценкам The Standish Group, на проекты по разработке и внедрению программных продуктов во всем мире в 2015 году было потрачено $750 млн.
Для осознания того, насколько эта цифра огромна, сравним ее с ВВП России. В 2015 году, по данным Всемирного банка (World Bank), ВВП России составляет $1860,6 млн. [1]. Получается, что затраты на ПО в мире составляют почти половину от ВВП России, находящейся на десятом месте в рейтинге стран. Если охватить всю мировую экономику, то в 2015 году ее объем составил $77 845 млн. Получаем наглядную картину того, что при наличии большого количества отраслей и сфер деятельности, затраты на софт в мире достигли почти 1% от мирового валового продукт и превысили 1% мировой экономики.
Сопоставим затраты на ИТ-проекты по континентам и странам мира в 2015 году. На США приходилось около $300 млн. (40%), на Европу – $200 млн. (27%), на Азию – $100 млн. (13%), на оставшуюся часть мира –$150 млн. (20%) (Рисунок 1) [2].
Рисунок 1 – Проекты разработки и внедрения программных продуктов за 2015 год
Довольно непростой задачей является управление рисками в проектах. Для этого должны быть тщательно изучены подходы и инструментарий, потому что ИТ-проекты – это сочетание технологических, инженерных и научных дисциплин, требующее наукоемкой техники, профессиональных специалистов и ощутимых затрат0.
Каждый ИТ-проект преследует свои определенные цели: где-то это создание инструмента, где-то достижение определенного ROI, где-то улучшение обслуживания клиентов и т.д. Исходя из этого, достижение цели проекта в рамках поставленных ограничений и называется критерием успешности.
В исследовании The Standish Group классифицирует все существующие проекты на три группы: успешные, провальные и спорные.
Успешные проекты (Successfull) – проект выполнен в рамках тройного ограничения (все поставленные цели проекта реализованы в намеченное время и не превышают выделенный бюджет).
Провальные проекты (Failed) – проекты, не достигшие никаких результатов (деньги, затраченные впустую).
Спорные проекты (Challenged) – проекты, которые по стоимости обходились дороже, чем было запланировано или которые были завершены не вовремя (превышая сроки) или не достигли всех поставленных целей.
Статистика успешности ИТ-проектов приведена ниже (таблица 1):
Таблица 1 – Статистика успешности ИТ – проектов
ИТ – проекты | 2004 | 2006 | 2008 | 2010 | 2012 | 2014 | 2015 |
Успешные | 29% | 35% | 32% | 37% | 39% | 36% | 16,2% |
Провальные | 18% | 19% | 24% | 21% | 18% | 16% | 31,1% |
Спорные | 53% | 46% | 44% | 42% | 43% | 48% | 52,7% |
Данные, приведенные в таблице, показывают, что в 2015 году порядка 31,1% ИТ-проектов оказались «провальные» по тем или иным причинам и были остановлены, так и не достигнув никаких целей. А 52,7% ИТ-проектов оказались «спорные», поскольку столкнулись во время разработки или внедрения с некоторыми проблемами, сказавшимися на качестве, бюджете и длительности проекта, что повлияло на выполнение запланированных целей и привело к нежелательным результатам.
В 2015 году самое большое количество неудачных проектов оказалось у США, но у Европы лишь небольшое отставание от США. Далее рассчитаем, сколько денег было потрачено впустую. На «провальные» проекты в 2015 году по оценкам The Standish Group было потрачено $140 млн. На «спорные» ИТ-проекты, по оценкам The Standish Group был перерасходован бюджет на $100 млн. Посчитав сумму, потраченную на «провальные» и «спорные» проекты вместе, получаем $240 млн, денег, вложенных без всякой экономической выгоды. Безусловно, такие проекты приносят опыт компании, но какую огромную стоимость за него заплатили.
Для анализа управления рисками ИТ-проектов необходимо провести анализ всевозможных подходов для управления рисками и освоить соответствующие инструменты для контроля и анализа наступления рисковых событий.
У риск-менеджмента существует огромное количество разных определений. Проанализировав все определения, сформулируем общее: риск-менеджмент – это процессы, относящиеся к идентификации, анализу и создания реакций на риски мониторингом и контролем для того, чтобы уменьшить вероятность негативных рисковых событий и повысить вероятность положительных.
Задачи риск-менеджемента в ИТ-проектах:
- обнаружение источников риска, влияющих на успешность проекта;
- анализ выявленных рисков проекта;
- реагирование на выявленные риски;
- обеспечение мониторинга;
- обеспечение контроля.
Анализ рисков ИТ-проекта – процесс изучения проекта, содержащий проведение количественной и качественной оценки рисков. Если проводить такой анализ рисков на протяжении всего ЖЦ проекта, то существует большая вероятность выявить риски, упущенные ранее [3].
Определение наступления вероятности различных событий для ИТ-проекта и оценка их влияния при помощи экспертной оценки называется качественной оценкой риска. Например, качественную оценку можно провести с помощью «диаграммы неопределенности». В которой степень влияния риска – это затраты, необходимые для ослабления или усиления рискового события с конечной целью успешности завершения проекта.
Подверженность риску, требующего мгновенной реакции, вычисляется по формуле: RE=Pr*Im, в которой
riskexposure (RE) — подверженность риску;
рrobability (Pr)— вероятность наступления рискового события;
Impact (Im)— влияние рискового события [4].
Такой расчет позволяет провести ранжирование рисков и визуализировать их в виде матрицы вероятности и влияния. Применяя такую матрицу, можно выявить два вида рисков: приемлемые риски, которые не требуют дальнейшего внимания и неприемлемые риски, требующие незамедлительного реагирования.
Определение наступления вероятности различных событий для ИТ-проекта и оценки их влияния при помощи математических методов называется количественной оценкой рисков.
Разработка мер, обеспечивающих увеличение вероятности и влияния положительного рискового события и/или уменьшение вероятности и влияния отрицательного рискового события, с конечной целью успешности завершения ИТ-проекта называется планирование мероприятий по реагированию на риск (risk response planning) [13].
Далее рассмотрим успешность малых и крупных проектов (таблица 2):
Таблица 2 – Сравнение успешности малых и крупных проектов
Проекты |
Успешные |
Спорные |
Провальные |
Малые (стоимость человеческих ресурсов менее 1 млн. долларов) |
76% |
20% |
4% |
Крупные (стоимость человеческих ресурсов свыше 100 млн. долларов) |
10% |
52% |
38% |
Данные, приведенные в таблице, показывают, что вероятность успеха для крупных проектов гораздо ниже успеха малых и составляет лишь 10%. Для малых проектов вероятность успеха в 7,5 раз выше крупных проектов и составляет 76%.
Итак, если реализуется крупный проект, то для того, чтобы улучшить его успешность необходимо разделить его на более мелкие подпроекты, у которых будут свои задачи, приносящие самостоятельные результаты.
Если речь идет о ведении небольших проектов, то необходимо учитывать следующие факторы [19]:
1. Заручиться спонсорской поддержкой, где спонсор будет принимать непосредственное участие в стратегических решениях по проекту.
2. Заинтересовать пользователей — людей, которые будут пользоваться конечным продуктом проекта.
3. Правильно расставить приоритеты, оптимизируя объем работ.
4. Набрать профессиональную команду специалистов.
5. Выбрать руководителя проекта, компетентного в данной области.
6. В рамках проекта к решению различных задач должен быть гибкий подход.
7. Понятные каждому бизнес-цели.
8. Эмоциональный настрой команды.
9. Чёткое администрирование проекта. Финансовый контроль, отчетность, правила, формальные требования, и т.п.
10. Инфраструктура и инструменты работы (управление качеством, управление портфелем проектов, управление ресурсами, ПО управления и разработки, управление требованиями).
Для бизнеса большое значение имеет то, какую прибыль принесет воплощаемый проект, или какой будет отдача от средств, вложенных в него.
Проект может находиться в категории «спорные», но при этом иметь высокий показатель возврата денег на инвестиции. Возникает актуальный вопрос: что в проекте важнее всего уложиться в намеченный бюджет и срок выполнения или же стать окупаемым и принести прибыль? Фактор окупаемости возврата инвестиций важен так же, как и другие факторы, влияющие на успешность проекта.
На основе статистики, приведенной The Standish Group по успешности ИТ-проектов, можно сделать следующие выводы:
- При воплощении проекта в области разработки и внедрения ПО, вероятность того, что вы уложитесь в намеченный срок и бюджет составляет всего лишь 37-40%. Для начала, следует просчитать эффективность проекта и выгоду, полученную от него и только после этого принимать решения о том, запускать проект или нет.
- Если ваш ИТ-проект довольно крупный, то его нужно разделить на подпроекты, чтобы облегчить себе задачу и увеличить вероятность того, что проект войдем в категорию «успешные».
- Для того чтобы оценить успешность проекта недостаточно смотреть на проект только через призму тройного ограничения, нужно обязательно использовать какой-нибудь показатель, оценивающий выгоды от проекта.
Библиографический список
- Центр гуманитарных технологий. Информационно – аналитический портал Режим доступа: – URL:http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gdp/rating-countries-gdp-info
- IOSR Journal of Computer Engineering, «Organizational Strategies & Social Interaction Influence in Software Development Effort Estimation»,Volume 16, Issue 2, Ver. XII (Mar-Apr. 2014), PP 29-40
- Чусавитина Г.Н. Использование информационных технологий в управлении проектами / Г.Н. Чусавитина, В.Н. Макашова – Магнитогорск, 2011. – 216 c.
- Чусавитина Г.Н. Управление проектами с использованием MICROSOFT PROJECT / Г.Н. Чусавитина, В.Н. Макашова. – Магнитогорск, Изд.-во: Магнитогорский государственный университет, 2009. – 196 с.
- Белоусова И.Д. Профессиональные стандарты в сфере обучения ИТ-специалистов // Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 20-21.
- Белоусова И.Д. Реализация компетентностного подхода при разработке профессиональных и образовательных стандартов для сферы ИТ // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 3 (28). С. 51-54.
- Варфоломеева Т.Н., Мовчан И.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников вуза // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
- Варфоломеева, Т.Н. Лабораторный практикум по объектно-ориентированному программированию. [Текст]: учеб. пособие / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова – Москва, 2014. (2-е издание, стереотипное)
- Каменев К.В., Мовчан И.Н. Структура информационной компетентности // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7-1 (47). С. 39-43.
- Курзаева Л.В., Овчинникова И.Г., Белоусова И.Д. К вопросу о формировании требований к результатам обучения ИТ-специалистов в системе непрерывного профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 174.
- Махмутова, М.В. Сочетание традиционной и дистанционной технологий обучения в процессе подготовки ИТ-специалиста в вузе / М.В.Махмутова, Г.Р.Махмутов//Вестник компьютерных и информационных технологий.-Изд. дом “Спектр” (Москва). -2010 -№ 8. -С. 52-56.
- Мовчан И.Н. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения // Электротехнические системы и комплексы. 2015. № 3 (28). С. 55-58.
- Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине Сборник научных трудов II Международной конференции. Томск, 2015. С. 717-719.
- Мовчан И.Н. Использование облачных технологий в образовании // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 110-111.
- Мовчан И.Н. Некоторые аспекты формирования понятия «информация» у студентов гуманитарных направлений // Современная педагогика. – 2014. – № 5(18) – С. 22.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза // Сборник научных трудов Sworld. 2009. Т. 18. № 4. С. 30-32.
- Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза: монография / И.Н. Мовчан. – Магнитогорск : Магнитогорский ГУ. – 2013. – 120 с.
- Мовчан И.Н. Роль контроля в обучении студентов вуза // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 1. – С. 183-187.
- Мовчан И.Н., Швец Е.Е. Анализ и управление рисками информационной безопасности с помощью системы «ГРИФ» URL: http://www.rae.ru/forum2012/15/2437