ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ЭКОНОМИКЕ ШКОЛЬНИКОВ

Валеева Залия Мирасовна1, Гусева Елена Николаевна2
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», студентка 4 курса Института экономики и управления
2ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий

Аннотация
В статье рассматривается актуальность применения компьютерного моделирования в обучении экономике, приводится пример решения экономических задач с помощью Microsoft Excel.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, методика обучения, экономика, экономико-математическая модель


APPLICATION OF COMPUTER MODELING IN TRAINING IN ECONOMY OF SCHOOL STUDENTS

Valeeva Zaliya Mirasovna1, Guseva Elena Nikolaevna2
1Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, student 4 courses of Institute of economy and management
2Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov, Ph.D., Associate Professor of Business Informatics and Information Technologies

Abstract
The article discusses the relevance of the application of computer simulation in teaching economics, is an example of solving economic problems by using Microsoft Excel.

Keywords: computer modeling, economic-mathematical model, economy, Microsoft Excel, training technique


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Валеева З.М., Гусева Е.Н. Применение компьютерного моделирования в обучении экономике школьников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68423 (дата обращения: 09.12.2024).

Экономика современной России требует формирования нового экономического мышления и новой экономической культуры населения. Это проявляется в становлении гражданина как активного и самостоятельного участника экономических процессов, в осмыслении им понятий и законов экономики и в разворачивании предпринимательской деятельности.

Формирование нового экономического мышления в рамках школьного образования реализуется как через предмет «Экономика» – самостоятельный учебный курс, так и через блок «Экономика» в составе интегрированного учебного предмета «Обществознание» в 6-11 классах.

Основной задачей при изучении экономики в школе является формирование представлений о деятельности в экономической сфере общества и о рациональном экономическом поведении людей.

В организации работы школьников на уроках экономики успешно используются электронные носители информации, комплексы информационно – справочных материалов, электронные библиотеки, средства ИКТ. Одним из таких средств является программа Microsoft Excel.

Microsoft Excel – табличный процессор, который позволяет создавать электронные таблицы и автоматизировать обработку данных, с помощью электронных таблиц решать целый спектр задач, выполнять различные экономические, бухгалтерские расчеты, а также строить диаграммы, проводить сложный экономический анализ, моделировать и оптимизировать решение различных хозяйственных жизненных ситуаций [6].

Использование электронных таблиц Microsoft Excel на уроках экономики позволяет создавать компьютерные модели различных экономических ситуаций.

Обработка статистических данных экономического характера. В рамках задач этого типа учащихся создают табличные модели, обрабатывают их с использованием статистических функций, строят диаграммы, проводят статистический анализ экономических ситуаций.

Задачи на исследование функциональных зависимостей служат для закрепления теоретических знаний из курса экономики по различным темам. Учащиеся выявляют функциональные связи между понятиями, установливают факторы, влияющие на изменение графиков.

3) Финансовые задачи с применением расчетов в табличном процессоре Excel. Знакомят учащихся с технологией проведения финансовых расчетов в электронной таблице Excel. Способствуют формированию у учащихся навыков принятия рациональные решения в сфере управления экономическими процессами.

4) Задачи на моделирование экономических ситуаций служат для формирования у школьников навыков создания математических моделей экономических задач, умений выполнять расчет издержек и прибыли, проведения анализа доходности  фирмы и эффективности управления ею [1-2].

Рассмотрим задачу из области основ анализа спроса и предложения. Мы предлагаем образец решения подобных задач средствами Microsoft Excel.

Условие задачи: спрос на зонтики равен Qd=85-5p. Предложение зонтиков определяет функция Qs=25+5P, где P – цена одного зонтика. Когда рынок зонтиков находится в равновесии? Решите задачу графически в среде MS Excel.

Экономико-математическая модель задачи «Рыночное равновесие»

Равновесная цена – это цена, которая устраивает и потребителей, и производителей. Аналитически равновесный объем товара – это такое количество товара, которое согласны приобрести потребители по равновесной цене и готовы продать производители по этой же цене [11]. Равновесная цена товара определяется  из уравнения Qd=Qs. Равенство функций спроса и предложения позволяет определить оптимальное решение – равновесную цену (Pравн.):

85-5p=25+5p

Pравн=6.

Подставив полученное значение Pравн в формулу функции спроса Qd, получаем  равновесное количество товара Qравн:

Qравн=85-5*6=55.

Полученные значения равновесной цены и равновесного количества товара определяет оптимальное решение – точку А (55;6).

Аналитическое решение можно проверить, выполнив построение графиков функций спроса и предложений, заданных формулами, на одном координатном поле. Точки пересечения линии спроса и линий предложения должны подтвердить полученные результаты.

Алгоритм решения задачи в среде Excel

1) Определение ценового интервала.По условию Qd ≥ 0 (величина спроса всегда положительна, либо равна нулю), P > 0 (цена всегда больше нуля).

85-5р≥ 0

-5P ≥ -85

P ≤ 17, т.е.

0 < P ≤17

2) Исходя из ценового интервала, можно определить величину спроса и предложения (рис 1).

Рисунок 1 – Шкала спроса и предложения

3) Для построения графика нужно выделить шкалу спроса и предложения перейти на вкладку «Вставка», инструмент «Диаграммы» и  выбрать тип графика «Точечная». В результате получится график следующего вида (рис 2)

Рисунок 2 – График спроса и предложения

4) Для того чтобы определить значения точки равновесия, нужно изменить значения параметров горизонтальной и вертикальной осей. Для этого необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по горизонтальной оси в области значений, она окажется выделенной, т. е. в рамке. Далее щелкнуть правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать команду Формат оси изменить значения показателей горизонтальной оси   (рис. 3). Аналогично настраиваются значения показателей вертикальной оси.

Рисунок 3 – Настройка значения показателей горизонтальной оси

 Также небходимо добавить промежуточные и основные линии сетки на горизонтальной оси (оси объемов предложения и спроса) и вертикальной оси (оси цен) (рис. 4).

 

Рисунок 4 – Настройка промежуточных и основных линий сетки

Укрупненный детальный фрагмент точки пересечения кривых спроса и предложения представлен на рис. 5.

 

Рисунок 5 – Точка пересечения кривых спроса и предложения

Ответ: точка пересечения кривой спроса и кривой предложения соответствует значению Pравн=6 рублей, Qравн=55 шт.

Включение электронных таблиц Microsoft Excel на уроках экономики в число практических инструментов деятельности учеников дает возможность учителю:

-                представить ресурсы программы овладения учащимися экономическими понятиями через создание моделей, установление зависимостей между ними;

-                продемонстрировать потенциал предопределения многовариантности экономических моделей;

-                научить использовать заданные модели неоднократно при работе с различными экономическими категориями.

Умения и практический опыт, полученные учащимися в использовании электронных таблиц Microsoft Excel на уроках экономики, позволяют им:

-                овладевать основами экономической грамотности;

-                применять полученные знания для дальнейшего самообразования;

-                профессионально самоопределяться, в том числе выбирать профессии экономического профиля[2].

Таким образом, применение электронных таблиц на уроках экономики дает возможность максимально детализировать сведения, необходимые на каждом этапе урока. Компьютерное моделирование позволяет быстро сменять виды и формы деятельности, выполнять большой объем разнообразных заданий, эффективно использовать время урока, что, в конечном счете, позволяет достичь высокой познавательной активности обучающихся, хорошего темпа выполнения заданий, быстрой проверки работ учеников и достаточно прочного усвоения учебного материала.


Библиографический список
  1. Гусева Е. Н. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие – 5-е изд., доп. и перераб.: [электронный ресурс]/ Е. Н. Гусева. –М.: Флинта, 2011.– 220 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/116083/read
  2. Гусева Е. Н. Экономико-математическое моделирование: учеб. пособ.: /  Е. Н. Гусева. – Москва: МПСИ, 2011.–216 с.
  3. Гусева Е.Н. Имитационное моделирование социально-экономических процессов. – Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 25с.
  4. Гусева Е.Н. Математические основы информатики/ Е.Н. Гусева, И.И. Боброва, И.Ю. Ефимова, И.Н. Мовчан, С.А. Повитухин, Л.А. Савельева. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2016.- 234 с.
  5. Гусева Е.Н. Моделирование макроэкономических процессов: учеб. пособ.: [электронный ресурс]/ Е. Н. Гусева. – М.: Флинта, 2014.–214с.– Режим доступа: http://www.ozon.ru/context/detail/id/28975354/
  6. Гусева Е.Н. Основы имитационного моделирования экономических процессов: лаб. практикум / Е.Н. Гусева. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – 140с.
  7. Гусева Е.Н. Применение имитационных моделей для решения экономических задач оптимизации/ Е.Н. Гусева, Т.Н. Варфоломеева //Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 200.
  8. Литвинов А.Л. Компьютерное моделирование в экономике:  Учеб. пособие. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. – 108 с.
  9. Печерских, И.А.  Математические модели в экономике: учебное пособие / И.А. Печерских, А.Г. Семенов; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2011. – 191 с.
  10. Программа элективного курса «Применение MS Excel для экономических расчетов». [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oivt.ru/lesson/programma-elektivnogo-kursa-primenenie-ms-excel-dlya-ekonomicheskih-raschetov
  11. Экономика. Основы экономической теории: учебник для 10-11 классов общеобразоват. Учрежд. Профильный уровень образования /Под редакцией Иванова. – 17-е изд. – В 2-х книгах. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012. – 320с.


Все статьи автора «Валеева Залия Мирасовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: