В Республике Карелия на сегодняшний день наблюдается устойчивый рост показателей в сфере туризма (общее количество туристов, доход от туристской отрасли, объем инвестиций в сферу туризма и т. д.) [1, 2], что обуславливает актуальность подготовки специалистов высокого уровня с учетом необходимости создания системы непрерывного образования в туризме на уровне региона [3, 4].
По мнению исследователей [5, 6, 7], наиважнейшими задачами в кадровом обеспечении туристского комплекса являются: увеличение количества выпуска технических специалистов для предприятий туристской инфраструктуры (предприятий сферы гостеприимства, транспортных компаний) и кардинальное повышение качества подготовки специалистов в соответствии с международными требованиями и стандартами.
Исследование на тему «Повышение качества подготовки кадров сферы гостеприимства на примере реализации программ прикладного бакалавриата кафедрой туризма ИФКСиТ ПетрГУ» проводилось методом анкетирования, сравнительного анализа и обобщения. В анкетировании, проведенном в апреле-мае 2015 г. приняла участие 21 организация сферы гостиничного обслуживания.
По результатам опроса 52 % респондентов на вопрос «Учитывают ли, по Вашему мнению, учебные программы в сфере гостеприимства реальности гостиничного опыта?» ответили отрицательно. Очевидно, что большинство респондентов отмечают разрыв между теоретической подготовкой специалистов и теми навыками, которые им необходимы на рабочем месте.
Также респондентам был задан вопрос «Какие спецкурсы (дисциплины), по Вашему мнению, должны входить в программу обучения студентов (уделить особое внимание), обучающихся гостиничному делу?». По данному вопросу ответы разделились следующим образом: 43% считают необходимостью уделять большее внимание обучению и овладению компьютерными программами необходимыми для работы предприятий сферы гостеприимства; 30% респондентов настаивают на необходимости повышения овладения иностранными языками выпускников вузов; 20% опрошенных настаивают на том, что необходимо повышать культуру делового общения молодых специалистов; кроме того 7% респондентов высказались о необходимости изучения практической психологии. Для этого предлагают увеличить количество учебных часов по данному предмету на всех специализациях и в процессе всего времени обучения.
На вопрос «Готовы ли Вы принимать на практику студентов?» представлен положительный ответ дало абсолютное большинство респондентов — 83 %. Правда, это готовность, как правило, относится к летнему сезону, когда в республике наблюдается увеличенный поток туристов и отдыхающих. И только 17% респондентов не высказывают необходимости в студентах-практикантах.
Для работодателей идеальные выпускники ВУЗов, которых нанимают на работу, должны быть специалистами, имеющими опыт работы и нужные связи. Их рабочие качества при приёме на работу для работодателя имеют второстепенное значение, хотя в дальнейшем часто возникает необходимость их переучивания.
Современный российский работодатель достаточно требователен, хотя его ожидания относительно молодого специалиста весьма противоречивы. Он в полной мере осознает остроту кадровой проблемы на рынке труда, и предпринимает попытки решить её самостоятельно; имеет склонность переучивать своих сотрудников, а при приеме на работу отдает приоритет претендентам, которые имеют опыт работы и нужные связи.
Согласно оценкам работодателей, которые получены при проведении формализованных опросов в ходе проведения анкетирования, выяснилось, что сделать успешную карьеру после окончания ВУЗа, смогут лишь единицы выпускников. Остальные выпускники подвержены длительное время продвигаться по карьерной лестнице и нестабильное повышение заработной платы.
Учебным заведениям надлежит активно сотрудничать с туристскими и гостиничными предприятиями, для того чтобы быть в курсе тех требований, предъявляемых работодателями к выпускникам учебных заведений [8, 9, 10]. В данных условиях появляется необходимость создания результативного учебного процесса, соответствующего образовательному стандарту третьего поколения в сфере индустрии гостеприимства и туризма, и основным требованиям, предъявляемым работодателями.
Анкетирование администраторов и руководителей гостиниц позволили сделать вывод о том, что на сегодняшний момент признано, что основной целью непрерывного профессионального образования должна стать профессиональная компетентность, включающая в себя профессионализм, коммуникативные способности, самостоятельность, право и ответственность за принятие самостоятельных решений, овладение навыками быстрой адаптации и профессиональной мобильности.
Работа выполнена в рамках реализации научных мероприятий
Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг.
Библиографический список
- Кирилина В. М. Об особенностях развития региональной туристско-рекреационной системы / В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова // В сборнике : Деревянное малоэтажное домостроение : экономика, архитектура и ресурсосберегающие технологии. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет». Петрозаводск, 2015. — С. 11-14.
- Колесников Н. Г. Кластерный подход к развитию туризма в регионе на примере Республики Карелия / Н. Г. Колесников, Н. В. Колесникова // В сборнике: Материалы конференций Института физической культуры, спорта и туризма Петрозаводского государственного университета Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Петрозаводский государственный университет. — 2015. — С. 426-430.
- Колесникова Н. В. Туристская дестинация как элемент системы непрерывного образования / Н. В. Колесникова, Н. Г. Колесников // Научный альманах. — 2015. — № 8 (10). — С. 502-504.
- Светов С. А. Разработка партнерской международной магистерской программы «Проектирование в индустрии туризма» / С. А. Светов, В. М. Кирилина, Н. В. Колесникова // В сборнике : Классический университет в пространстве трансграничности на севере Европы : стратегия инновационного развития ; материалы Международного форума. Петрозаводский государственный университет. — Петрозаводск, 2014. — С. 218-222.
- Богданов Е. И. Совершенствование системы подготовки лиц с высшим профессиональным образованием для отрасли туризма / Е. И. Богданов, И. Г. Филиппова // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук Сборник трудов участников Второй международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 226-228.
- Власова Т. И. Проблемы подготовки кадров с высшим образованием для индустрии туризма в условиях модернизации российского образования / Т. И. Власова // Вестник Национальной академии туризма. — 2013. — № 3 (27). — С. 10-15.
- Гаврильчак И.Н. Формирование структуры кадрового обеспечения предприятий сферы туризма, сервиса и гостиничного дела в рекреационных дестинациях / И. Н. Гаврильчак, Н. Д. Закорин // Вестник Национальной академии туризма. — 2013. — № 4 (28). — С. 58-60.
- Кострюкова О. Н. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров / О. Н. Кострюкова, Н. Б. Кущева // В сборнике : Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. Санкт-Петербург, 2016. — С. 7-12.
- Лескова Г. А. Об организации зарубежной учебно-ознакомительной практики студентов, обучающихся по направлению «Туризм» / Г. А. Лескова, А. С. Лесков // В сборнике : Продвижение малобюджетного и молодежного туризма на приграничных территориях. Сборник статей по материалам международного проекта. Карельский региональный институт управления, экономики и права ПетрГУ, Кафедра туризма ПетрГУ. — Петрозаводск, 2014. — С. 90-104.
- Мухамеджанова О. Г. Особенности разработки профессиональных стандартов в сфере услуг / О. Г. Мухамеджанова, Т. И. Зворыкина, А. С. Ермаков // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. — 2013. — № 1. — С. 15-20.