В российском здравоохранении сохраняются факторы, снижающие его эффективность и качество оказываемой медицинской помощи. Требует совершенствования и развития система медицинского страхования. Структура оказываемой медицинской помощи еще остается смещенной в сторону наиболее затратной, оказываемой в условиях стационара, при этом работа круглосуточной койки требует повышения эффективности и интенсификации [1].
В настоящее время основной проблемой современного здравоохранения является доступность высокого качества оказания медицинских услуг учреждений здравоохранения в регионах России. Особенностью современного периода трансформационных изменений в системе бюджетных учреждений является повышенная потребность в финансовых ресурсах, что может быть обеспечено путем использования финансовых инструментов, рычагов и методов, органически встраиваемых в систему финансового механизма учреждений здравоохранения.
Активное вовлечение бюджетных учреждений в спектр финансовых отношений, предусматривающее новые подходы к формированию и мобилизации финансовых ресурсов, эффективному их использованию, ориентированному на результат, особенно актуально в современных условиях недостаточного бюджетного финансирования.
Предметом исследования является анализ показателей оценки деятельности в рамках оказания медицинской помощи. Объект исследования – медицинская организация. Цель исследования – оценка экономических показателей деятельности, от которых зависит качество оказания медицинской помощи. Методы исследования – анализ рядов динамики, сравнительный анализ, статистический анализ.
По результатам анализа обеспеченности кадрами установлено, что темпы прироста физических лиц врачей на протяжении 2011-2013 г.г. по сравнению с темпами прироста физических лиц среднего медицинского персонала имеют отрицательные значения. Динамика среднесписочной численности персонала в разрезе по годам свидетельствует об увеличении количества работников с каждым годом. Так темп роста среднесписочной численности сотрудников 2012 году составил 3,6%, в 2013 году – 6,2%.
Коэффициент оборота по приему и выбытию в 2012 году снизился на 49% и 75% соответственно. Это связано с превышением численности уволенных сотрудников над числом принятых. Данный факт может свидетельствовать об относительном непостоянстве трудового коллектива. Коэффициент оборота по выбытию в 2013 году увеличился на 42,4%. Рост данного показателя указывает либо на оптимизацию численности организации (отдельно взятого структурного подразделения), либо на существующие проблемы с текучестью кадров.
Комплексное изучение теоретических основ трудовой мотивации, а также результаты проведенного в рамках настоящего исследования социологического опроса работников медицинской организации свидетельствуют об исключительной значимости материальных стимулов. Выявленные закономерности в данной области позволяют сделать вывод о том, что основным направлением совершенствования современных систем мотивации труда, в том числе в целях повышения уровня жизни работников медицинских учреждений, является дифференцированное регулирование их оплаты труда с учетом трудового вклада каждого работника в общие результаты деятельности организации. Дифференциация в зарплатах врачебного персонала в большей мере обусловливается возрастом, наличием или отсутствием ученой степени и квалификационной категории. Существующая система оплаты труда практически не учитывает различия в интенсивности и качестве их труда, что создает проблемы для мотивации работников.
Приоритетным направлением совершенствования системы мотивации и стимулирования медицинских кадров является внедрение эффективного контракта, учет факторов, влияющих на качество и результаты труда медицинских работников. Достижение улучшения качества и культуры оказания медицинской помощи населению, повышение эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений и отрасли в целом возможно лишь при условии удовлетворенности работников здравоохранения доходами.
По данным анализа выполнения плановых объёмов амбулаторно–поликлинической медицинской помощи в организации за 2012 – 2014 годы установлено недовыполнение плана ежегодно, однако процент выполнения увеличивается (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели выполнения плановых объемов амбулаторно-поликлинической медицинской помощи
Период | Количество посещений |
Показатель выполнения плана посещений (%) |
||
плановые | фактические | |||
2012 год |
199040 |
174521 |
88 |
|
2013 год |
206077 |
189400 |
92 |
|
2014 год |
203263 |
200275 |
99 |
|
По данным таблицы 1 видно, что в 2014 году доведенное планом количество посещений выполнено учреждением на 99%. Фактический объём оказанной амбулаторно–поликлинической помощи в 2014 году увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10875 и составил 200275 посещений.
По результатам сводного бюджета организации, можно сделать вывод, что основным источником финансирования остаются средства фонда обязательного медицинского страхования, на их долю в 2014 году приходится около 99% от общей суммы средств. Из бюджета области средства выделяются только на погашение процентов по кредитам, полученным медицинскими работниками на приобретения жилья и улучшение жилищных условий.
Учитывая специфику скорой помощи, развивать платные медицинские услуги в полном объёме не представляется возможным, на их долю приходится всего 1% в общем объёме средств (таблица 2).
Наибольший удельный вес в структуре расходов медицинского центра (78%) приходится на заработную плату с начислениями, кроме того прослеживается стремительный рост данного показателя. В натуральном выражении расходы на заработную плату в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 28 323,2 тыс. руб., по сравнению с 2012 годом – на 127 761,1 тыс. руб. при относительно стабильной среднесписочной численности работников.
Таблица 2 – Структура консолидированного бюджета в 2012 – 2014 годах, тыс. руб.
Виды средств |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |
Средства бюджета | 216,80 | 0,06 | 2468,70 | 0,65 | 198,50 | 0,05 |
Средства ОМС | 245713,80 | 68,74 | 356859,90 | 94,02 | 377985,30 | 98,81 |
Самостоятельно привлечённые средства | 7611,03 | 2,13 | 6370,10 | 1,68 | 4351,70 | 1,14 |
Средства по программе « Модернизация здравоохранения на 2011-2013 годы» | 103886,60 | 29,07 | 13847,80 | 3,65 | - | - |
Всего | 357427,93 | 100,00 | 379546,50 | 100,00 | 382535,50 | 100,00 |
Увеличение затрат на выплату заработной платы, оплату коммунальных услуг, приобретение продуктов питания для больных приводиться к снижению затрат на все остальные расходные статьи и в частности к уменьшению приобретаемых медикаментов, медицинских расходов материалов и химических реактивов.
Анализируя планируемы затраты, можно отметить рост расходов на заработную плату с начислениями, на обеспечение больных продуктами питания, расходов на содержание имущества, расходов на оплату коммунальных услуг. Увеличение указанных статей затрат обусловлено рядом причин.
Стабильное увеличение расходов на заработную плату связано с продолжением реализации Указа Президента РФ и «Дорожной карты»; рост затрат на приобретение продуктов питания обусловлено значительным ростом цент по сравнению с 2014 годом; увеличение расходов на содержание медицинского оборудования объясняется высокой степенью его износа и как следствие увеличением потока денежных средств направляемых на проведение технического обслуживания и ремонта.
Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.02.2009 г. № 45 «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов. Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов и перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов» администрация медицинского центра должна обеспечивать сотрудников, работающих во вредных условиях молоком. Для осуществления этих целей необходимо 1 416,0 тыс. руб. В 2015 году в данные расходы медицинского центра не запланированы.
В условиях дефицита финансовых средств, каждая медицинская организация должна стремиться оптимизировать свои расходы и изыскивать резервы, которые в дальнейшем направлять на улучшения качества оказания медицинской помощи населению. Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать основную цель медицинского центра в области финансово-экономической деятельности, которая и станет основой для разработки стратегического плана действий.
Анализ финансирования учреждения здравоохранения позволил выявить, что объёмы финансирования в за счет средств ОМС увеличиваются за исследуемый период. Как в 2012, так и 2013 году объёмы финансирования возросли на 34,43% и составили 54412 тыс.рублей. Таким образом, финансирование за счет ОМС за 3 года увеличилось на 46,22%, что в абсолютном выражении составляет 17200 тыс. рублей.
Таким образом, необходимо проведение следующих мероприятий для устранения выявленных проблем:
- увеличить объём привлечения дополнительных средств за счет оказания платных услуг;
- провести оптимизацию структуры оказания медицинских услуг, в частности перевод больных, не нуждающихся в круглосуточном пребывании в ЛПУ на режим дневного стационара, это позволит увеличить оборот койки и сократить затраты на содержание койки;
- внедрить в финансовую деятельность ERP-системы, покрывающей все основные финансовые процессы и позволяющей оптимизировать финансовую деятельность и деятельность учреждения здравоохранения. Предложенные мероприятия позволят решить проблемы дефицита финансовых средств в учреждении здравоохранения.
Проведение STEP-анализа позволило выявить наиболее существенные факторы для деятельности организации: социальные (снижение уровня заболеваемости стоматологическими заболеваниями; повышение внимания и сознательности населения к профилактике и собственной гигиене; влияние СМИ на мнение потребителей); технологические (создание новых технологий лечения; появление новых материалов для лечения; создание более технологичного оборудования); экономические (инфляция; платежеспособность потребителей; уровень цен на медицинские материалы, технику; конкуренты); политико-правовые (законодательство в области здравоохранения; стандарты оказания медицинской помощи; налоговое законодательство).
Сильная позиция медицинской организации на рынке услуг здравоохранения требует научно-обоснованной финансовой политики. Финансовая политика медучреждения – это совокупность мероприятий по организации и эффективному использованию финансовых ресурсов (бюджетных и внебюджетных) для осуществления медицинских и сопутствующих им услуг. Объектами финансовой деятельности и финансовой политики медучреждения выступают те многообразные финансовые отношения, которые составляют содержание финансов медучреждения как бюджетного (государственного) учреждения.
Одна из целей финансовой деятельности медучреждения – удовлетворение потребностей рынка медицинских услуг. Продукт медучреждения должен иметь общественную полезность и ценность, получить признание потребителей, так что на первый план выходит категория качества медицинских услуг. Таким образом, цель реализации финансовой политики медучреждения не сводится к получению наилучшего финансового результата в настоящем, но ориентирует на обеспечение финансового благополучия в будущем за счет реализации медицинских и сопутствующих им услуг высокого качества, востребованных на рынке. Одним из методов финансовой политики медучреждения является финансовый контроль. Реализация данного метода имеет свои особенности: во-первых, контроль реализуется в соответствии с учетной политикой; во-вторых, по отношению к медучреждениям применяются различные формы финансового контроля: бюджетный, казначейский и налоговый контроль.
Бюджетирование как тактический инструмент финансового менеджмента, который, с одной стороны, объединяет процесс составления бюджетов всех уровней в сводные бюджеты и дает возможность сформировать финансовый план предприятия, а с другой стороны, является методом финансового планирования, управленческой технологией, предназначенной для выработки и повышения финансовой обоснованности принимаемых менеджментом решений на основе процессов разработки, исполнения, контроля и анализа бюджетов, что закладывает теоретико-методологическую основу для решения проблем разобщенности стратегического и тактического планирования [2].
Разработка вариантной финансовой стратегии может сыграть превентивную роль в области антикризисного управления данной медицинской организации. Традиционные методы оценки рисков неплатежей зачастую не дают точной и адекватной картины состояния финансовой устойчивости. Одним из направлений решения данной проблемы может стать использование системы показателей денежного потока [3].
Одновременно должны реализовываться меры по повышению экономической мотивации:
- повышение оплаты труда медицинских работников до среднего уровня по экономике;
- возможность оказания финансовой и социальной поддержки молодым специалистам;
- создание условий для организации системы стимулирования работников, в рамках которой заработная плата медицинского персонала должна зависеть от показателей квалификации работника, его личного вклада в общие результаты деятельности организации и качества работы;
- пересмотр и доработка действующей нормативно-правовой базы учреждения в рамках системы мотивации (относительно нормирования труда) [4].
Отдельным направлением совершенствования качества оказания медицинской помощи является разработка и внедрение в учреждении здравоохранения целостной информационной системы, позволяющей обеспечить информационными потоками лечащего врача или медицинского сотрудника, принимающего решение относительно процессов управления здоровьем пациентов [5].
Библиографический список
- Стратегия развития здравоохранения на 2015 – 2030 г.г. – [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf
- Технологии антикризисного управления региональным здравоохранением / Под редакцией Куркиной М.П. – Курск: КГМУ, 2013. – 232 с. – С. 65.
- Куркина, М.П. Антикризисное управление [Текст]: учебное пособие/ М.П. Куркина. – Курск. КГМУ, 2014. – 176 с. – С. 117.
- Куркина М.П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М.П. Куркина, Л.И. Борисова, М.А. Куркин // В мире научных открытий. 2013. №11. С. 221.
- О проблемах обеспечения качества и доступности медицинской помощи в субъектах Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации (материалы к «правительственному часу» 338 заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) № 23 (507), Москва – 2013. – 262 с.