МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СВЯЗИ: ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Старуш Лилия Юрьевна
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Ливенский филиал
студент

Аннотация
Статья посвящена исследованию деятельности малых предприятий связи, проводится анализ их основных финансовых показателей. В работе выявлен потенциал и основные направления развития малых предприятий связи.

Ключевые слова: информация, малые предприятия, связь, телекоммуникации, эффективность


SMALL ENTERPRISES COMMUNICATIONS: ASSESSMENT OF THE CURRENT STATUS AND DEVELOPMENT TRENDS

Starush Liliya Yuryevna
Orel State University named after I.S. Turgenev, Livny branch
student

Abstract
The article is devoted to research activities small enterprises communications, conducted the analysis of their main financial indicators. The paper identified the potential and the main directions of development small enterprises communications.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Старуш Л.Ю. Малые предприятия связи: оценка современного состояния и тенденции развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/67893 (дата обращения: 03.12.2024).

Двадцать первый век характеризуется как эра информационного общества, для эффективного развития которой необходимо создание глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которую следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, укрепления авторитета страны в международном сообществе. В современном мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года [1]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном международном рынке своевременная и точная информация играет первостепенную роль. Внедрение новейших телекоммуникационных технологий помимо всего прочего ведет к сокращению затрат, росту производительности труда, созданию удаленных рабочих мест, развитию дистанционных форм обучения и т.д.

Целью исследования является оценка современного состояния и тенденций развития малых предприятий связи. Использованы методы изучения и обобщения, метод сравнения, аналитический метод.

Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры экономики России, функционирующей на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, который предназначен для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти, обороны, безопасности, охраны правопорядка, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи [2].

Виду экономической деятельности «связь» принадлежит особая роль в формировании информационной среды, необходимой для развития производственного и научного потенциала страны, а также для решения актуальных задач в социальной сфере и в государственном управлении за счет создания качественных и надежных систем коммуникации.

В исследуемый вид экономической деятельности входят следующие виды связи:

−       почтовая связь (почтовые и курьерские услуги);

−       документальная связь (передача данных и документальных сообщений: телеграф, Интернет и др.);

−       телефонная связь (местная и междугородняя);

−       подвижная электросвязь (мобильные телефоны);

−       радио- и телевизионное вещание, спутниковая связь;

−       спецсвязь и др. [2]

Количество предприятий и организаций связи постепенно снижается, что представлено в таблице 1 [3, с. 315-316].

Таблица 1 – Динамика количества предприятий и организаций, Российская Федерация

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего,

тыс. шт.

4823,3

4866,6

4886,4

4843,4

4886,0

в том числе:

связь

29,1

28,6

28,3

27,7

27,5

В % к итогу

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

Доля предприятий и организаций связи в течение пяти лет остается стабильной и равна 0,6 %. Количество же самих предприятий связи с каждым годом снижается. Так, в 2011 году число предприятий уменьшилось на 500, в 2012 году – на 300, в 2013 году – на 600, а в 2014 году – на 200 организаций.

Рассмотрим динамику стоимости оказанных услуг связи, представленную в таблице 2 [3, с. 458].

Таблица 2 – Объем услуг связи (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.)

Показатели

Годы

Отклонения

2010

2011

2012

2013

2014

2011/2010

2012/2011

2013/2012

2014/2013

Объем услуг связи, всего

1355,5

1424,9

1531,0

1608,8

1650,6

105,1

107,4

105,1

102,6

Объем услуг связи, оказанных населению

750,5

798,0

843,4

904,1

907,0

106,3

105,7

107,2

100,3

Объем услуг связи возрастает, т.е. в 2011 году по сравнению с 2010 годом он увеличился на 5,1%, в 2012 году – на 7,4%,  в 2013 году – на 5,1 %, а в 2014 году – на 2,6 %. Объем услуг связи, оказанных населению, также повышается – в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 6,3%, в 2012 году – на 5,7%, в 2013 году данный показатель увеличился на 7,2 %, а в 2014 году, несмотря на кризисные явления, на 0,3 %.

В последнее время, несмотря на кризисные явления, можно говорить о положительных тенденциях в развитии малых предприятий связи. Справедливо отмечается, что в российской экономике  малый бизнес является пусковым механизмом рыночного хозяйства, выступает основным инструментом общей стратегии экономического роста и структурной реконструкции национальной экономики [4]. Поэтому, создавая рабочие места, пополняя бюджет, региональный и национальный продукт, малые предприятия являются одним из действенных средств решения первоочередных социально-экономических проблем. Особое место занимают предприятия малого бизнеса, функционирующие в важнейшем виде экономической деятельности – связи. Потенциал данных предприятий сохраняется даже в период финансового кризиса [5], выступая локомотивом развития экономики. Их активное функционирование во многом обусловливается ростом отрасли в целом и инновационной спецификой информационно-коммуникационных технологий, дающих собственный экономический синергетический эффект.

Динамика изменения количества предприятий малого бизнеса, функционирующих по виду экономической деятельности «связь», представлена в таблице 3 [6, с. 11].

Таблица 3 – Динамика количества малых предприятий в Российской Федерации

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Всего, тыс. шт.

1644,3

1836,4

2003,0

2063,1

2103,8

в том числе:

связь

10,9

11,6

12,5

12,5

12,2

В % к итогу

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

Доля малых предприятий связи стабильна и составляет 0,6 – 0,7 %. До 2013 г. на фоне снижения количества российских предприятий связи наблюдается положительная тенденция роста числа малых предприятий, действующих в данном виде экономической деятельности, в 2014 году наблюдается снижение (300 предприятий), что согласуется с общим влиянием кризисных явлений.

Анализ основных финансовых показателей малых предприятий связи отразим в таблице 4 [6, с. 45-52].

Таблица 4 – Основные финансовые показатели малых предприятий связи, млрд. руб.

Показатели

Годы

Отклонения

2010

2011

2012

2013

2014

2011/2010

2012/2011

2013/2012

2014/2013

Внеоборотные активы

17,3

13,6

14,8

39,9

40,8

78,6

108,8

269,6

102,3

Оборотные активы

36,4

40,8

46,6

85,0

98,0

112,1

114,2

182,4

115,3

Капитал и резервы

10,3

13,2

17,5

32,2

24,7

128,2

132,6

184

76,7

Краткосрочные обязательства

37,1

35,3

39,1

72,7

83,9

95,1

110,8

185,9

115,4

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)

4,8

4,1

6,2

9,5

7,2

85,4

151,2

153,2

75,8

Внеоборотные активы, которые составляют опору компании в долгосрочной перспективе, генерируя более или менее стабильную прибыль, в 2013 году значительно увеличились на 169,6 %, а в 2014 году лишь на 2,3 %. Оборотные активы, обеспечивающие непрерывность кругооборота капитала предприятия, увеличиваются разными темпами: в 2013 году − на 82,4 %, 2014 году – на 15,3 %. По статье «Капитал и резервы» в 2013 году показатель возрастает на 84 %, в 2014 году происходит снижение на 23,3 %, что негативно сказывается на деятельности предприятий. Краткосрочные обязательства представляют собой суммарную задолженность, которую компания обязуется выплатить в установленный срок. Данный показатель имеет тенденцию роста. В 2013 году по сравнению с 2012 годом он увеличился на 85,9 %, а в 2014 году – на 15,4 %. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) – это конечный финансовый результат, который выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятий. Наблюдается довольно нестабильное положение малых предприятий связи. Так, в 2013 году сальдированный финансовый результат повысился на 53,2 %, а вот в 2014 году резко упал на 24,2 %.

Повышение результативности функционирования малых предприятий связи возможно на основе реализации модели эффективного развития предприятий [7, 8], учитывая влияние различных факторов, например, степень и состав внедрения услуг связи, уровень готовности потребителя и предпочтения абонентов, сосуществование с крупными игроками рынка и зависимость от магистральных каналов, быстрое техническое и технологическое старение и др.

Исследование показало довольно положительную динамику на фоне серьезного падения многих других сегментов экономики страны [5, 9]. Несмотря на снижение некоторых показателей деятельности предприятий связи, включая малые, сохраняются возможности для роста, предполагающие использование передовых технологических разработок в области коммуникаций, беспроводную связь IV поколения и др. [10] Кроме того, вид экономической деятельности «Связь» не исчерпывается только телекоммуникациями, объединяет Интернет-сегмент, производство программного обеспечения (IT-оборудования), масс-медиа (СМИ). Данные сегменты в настоящее время демонстрируют неплохие результаты. Так, доля Интернет-экономики в ВВП России за 2015 год выросла до 2,3 %. Около 25-30 % общего объема доходов Интернет-отрасли пришлось на мобильную часть экономики Рунета, в том числе на рекламу, онлайн-игры и мобильные разработки. Самым быстрорастущим сегментом на современном этапе являются покупки товаров и услуг через Интернет [5].

Государственное регулирование малых предприятий связи осуществляется путем влияния на экономические условия их функционирования, например, посредством налоговых инструментов, мер по поддержке товаропроизводителей, субсидий и др. [11, 12 с. 407].

Таким образом, обладая высокой гибкостью и динамизмом, малые предприятия связи оказывают потребителю широкий спектр информационных, коммуникационных услуг, являются одними из наиболее быстроразвивающихся как в технологическом, так и финансовом плане. Даже в периоды общего спада в экономике они продолжают динамично развиваться, оставаясь привлекательными для инвесторов.


Библиографический список
  1. Семенова Е.Б. Проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли связи в РФ //Российское предпринимательство. 2013. № 7. С. 88-92.
  2. Голубицкая Е.А. Экономика связи: учебник. М.: ИРИАС, 2014. 488 с.
  3. Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. М.: Росстат, 2015. – 728 с.
  4. Брылев В.В. Социально-экономические аспекты развития инновационных процессов малых и средних предприятий //Экономические науки. 2016. № 3 (136). С. 55-59.
  5. Хлопунова М.В. Банковские кризисы: содержание, истоки и распространение. //Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6-2 (45). С. 18-21.
  6. Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. M.: Росстат, 2015. – 96 с.
  7. Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Разработка модели эффективного развития предприятий. //Интеграл. 2012. № 4. С. 91.
  8. Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Методический подход оценки эффективности деятельности предприятия. //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 7 (93). С. 42-44.
  9. «Лента.Ру». Ставка на связь – 2016 г. URL: https://lenta.ru/articles/2016/04/26/mobile/
  10.  Рыманов А.Ю., Шерстюк Е., Тесля П. О распределении радиочастотного спектра для беспроводной связи IV поколения //Экономист. 2012. № 11. С. 73-79.
  11.  Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей. //Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
  12.  Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 510 с.


Все статьи автора «Старуш Лилия Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: