Двадцать первый век характеризуется как эра информационного общества, для эффективного развития которой необходимо создание глобальной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которую следует рассматривать как важнейший фактор подъема национальной экономики, укрепления авторитета страны в международном сообществе. В современном мире объем информации, передаваемой через информационно-телекоммуникационную инфраструктуру, удваивается каждые 2-3 года [1]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что на современном международном рынке своевременная и точная информация играет первостепенную роль. Внедрение новейших телекоммуникационных технологий помимо всего прочего ведет к сокращению затрат, росту производительности труда, созданию удаленных рабочих мест, развитию дистанционных форм обучения и т.д.
Целью исследования является оценка современного состояния и тенденций развития малых предприятий связи. Использованы методы изучения и обобщения, метод сравнения, аналитический метод.
Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры экономики России, функционирующей на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, который предназначен для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти, обороны, безопасности, охраны правопорядка, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи [2].
Виду экономической деятельности «связь» принадлежит особая роль в формировании информационной среды, необходимой для развития производственного и научного потенциала страны, а также для решения актуальных задач в социальной сфере и в государственном управлении за счет создания качественных и надежных систем коммуникации.
В исследуемый вид экономической деятельности входят следующие виды связи:
− почтовая связь (почтовые и курьерские услуги);
− документальная связь (передача данных и документальных сообщений: телеграф, Интернет и др.);
− телефонная связь (местная и междугородняя);
− подвижная электросвязь (мобильные телефоны);
− радио- и телевизионное вещание, спутниковая связь;
− спецсвязь и др. [2]
Количество предприятий и организаций связи постепенно снижается, что представлено в таблице 1 [3, с. 315-316].
Таблица 1 – Динамика количества предприятий и организаций, Российская Федерация
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего,
тыс. шт. |
4823,3 |
4866,6 |
4886,4 |
4843,4 |
4886,0 |
в том числе:
связь |
29,1 |
28,6 |
28,3 |
27,7 |
27,5 |
В % к итогу |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Доля предприятий и организаций связи в течение пяти лет остается стабильной и равна 0,6 %. Количество же самих предприятий связи с каждым годом снижается. Так, в 2011 году число предприятий уменьшилось на 500, в 2012 году – на 300, в 2013 году – на 600, а в 2014 году – на 200 организаций.
Рассмотрим динамику стоимости оказанных услуг связи, представленную в таблице 2 [3, с. 458].
Таблица 2 – Объем услуг связи (в фактически действовавших ценах; млрд. руб.)
Показатели |
Годы |
Отклонения |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2011/2010 |
2012/2011 |
2013/2012 |
2014/2013 |
|
Объем услуг связи, всего |
1355,5 |
1424,9 |
1531,0 |
1608,8 |
1650,6 |
105,1 |
107,4 |
105,1 |
102,6 |
Объем услуг связи, оказанных населению |
750,5 |
798,0 |
843,4 |
904,1 |
907,0 |
106,3 |
105,7 |
107,2 |
100,3 |
Объем услуг связи возрастает, т.е. в 2011 году по сравнению с 2010 годом он увеличился на 5,1%, в 2012 году – на 7,4%, в 2013 году – на 5,1 %, а в 2014 году – на 2,6 %. Объем услуг связи, оказанных населению, также повышается – в 2011 году по сравнению с 2010 годом – на 6,3%, в 2012 году – на 5,7%, в 2013 году данный показатель увеличился на 7,2 %, а в 2014 году, несмотря на кризисные явления, на 0,3 %.
В последнее время, несмотря на кризисные явления, можно говорить о положительных тенденциях в развитии малых предприятий связи. Справедливо отмечается, что в российской экономике малый бизнес является пусковым механизмом рыночного хозяйства, выступает основным инструментом общей стратегии экономического роста и структурной реконструкции национальной экономики [4]. Поэтому, создавая рабочие места, пополняя бюджет, региональный и национальный продукт, малые предприятия являются одним из действенных средств решения первоочередных социально-экономических проблем. Особое место занимают предприятия малого бизнеса, функционирующие в важнейшем виде экономической деятельности – связи. Потенциал данных предприятий сохраняется даже в период финансового кризиса [5], выступая локомотивом развития экономики. Их активное функционирование во многом обусловливается ростом отрасли в целом и инновационной спецификой информационно-коммуникационных технологий, дающих собственный экономический синергетический эффект.
Динамика изменения количества предприятий малого бизнеса, функционирующих по виду экономической деятельности «связь», представлена в таблице 3 [6, с. 11].
Таблица 3 – Динамика количества малых предприятий в Российской Федерации
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего, тыс. шт. |
1644,3 |
1836,4 |
2003,0 |
2063,1 |
2103,8 |
в том числе:
связь |
10,9 |
11,6 |
12,5 |
12,5 |
12,2 |
В % к итогу |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
0,6 |
Доля малых предприятий связи стабильна и составляет 0,6 – 0,7 %. До 2013 г. на фоне снижения количества российских предприятий связи наблюдается положительная тенденция роста числа малых предприятий, действующих в данном виде экономической деятельности, в 2014 году наблюдается снижение (300 предприятий), что согласуется с общим влиянием кризисных явлений.
Анализ основных финансовых показателей малых предприятий связи отразим в таблице 4 [6, с. 45-52].
Таблица 4 – Основные финансовые показатели малых предприятий связи, млрд. руб.
Показатели |
Годы |
Отклонения |
|||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2011/2010 |
2012/2011 |
2013/2012 |
2014/2013 |
|
Внеоборотные активы |
17,3 |
13,6 |
14,8 |
39,9 |
40,8 |
78,6 |
108,8 |
269,6 |
102,3 |
Оборотные активы |
36,4 |
40,8 |
46,6 |
85,0 |
98,0 |
112,1 |
114,2 |
182,4 |
115,3 |
Капитал и резервы |
10,3 |
13,2 |
17,5 |
32,2 |
24,7 |
128,2 |
132,6 |
184 |
76,7 |
Краткосрочные обязательства |
37,1 |
35,3 |
39,1 |
72,7 |
83,9 |
95,1 |
110,8 |
185,9 |
115,4 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) |
4,8 |
4,1 |
6,2 |
9,5 |
7,2 |
85,4 |
151,2 |
153,2 |
75,8 |
Внеоборотные активы, которые составляют опору компании в долгосрочной перспективе, генерируя более или менее стабильную прибыль, в 2013 году значительно увеличились на 169,6 %, а в 2014 году лишь на 2,3 %. Оборотные активы, обеспечивающие непрерывность кругооборота капитала предприятия, увеличиваются разными темпами: в 2013 году − на 82,4 %, 2014 году – на 15,3 %. По статье «Капитал и резервы» в 2013 году показатель возрастает на 84 %, в 2014 году происходит снижение на 23,3 %, что негативно сказывается на деятельности предприятий. Краткосрочные обязательства представляют собой суммарную задолженность, которую компания обязуется выплатить в установленный срок. Данный показатель имеет тенденцию роста. В 2013 году по сравнению с 2012 годом он увеличился на 85,9 %, а в 2014 году – на 15,4 %. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) – это конечный финансовый результат, который выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятий. Наблюдается довольно нестабильное положение малых предприятий связи. Так, в 2013 году сальдированный финансовый результат повысился на 53,2 %, а вот в 2014 году резко упал на 24,2 %.
Повышение результативности функционирования малых предприятий связи возможно на основе реализации модели эффективного развития предприятий [7, 8], учитывая влияние различных факторов, например, степень и состав внедрения услуг связи, уровень готовности потребителя и предпочтения абонентов, сосуществование с крупными игроками рынка и зависимость от магистральных каналов, быстрое техническое и технологическое старение и др.
Исследование показало довольно положительную динамику на фоне серьезного падения многих других сегментов экономики страны [5, 9]. Несмотря на снижение некоторых показателей деятельности предприятий связи, включая малые, сохраняются возможности для роста, предполагающие использование передовых технологических разработок в области коммуникаций, беспроводную связь IV поколения и др. [10] Кроме того, вид экономической деятельности «Связь» не исчерпывается только телекоммуникациями, объединяет Интернет-сегмент, производство программного обеспечения (IT-оборудования), масс-медиа (СМИ). Данные сегменты в настоящее время демонстрируют неплохие результаты. Так, доля Интернет-экономики в ВВП России за 2015 год выросла до 2,3 %. Около 25-30 % общего объема доходов Интернет-отрасли пришлось на мобильную часть экономики Рунета, в том числе на рекламу, онлайн-игры и мобильные разработки. Самым быстрорастущим сегментом на современном этапе являются покупки товаров и услуг через Интернет [5].
Государственное регулирование малых предприятий связи осуществляется путем влияния на экономические условия их функционирования, например, посредством налоговых инструментов, мер по поддержке товаропроизводителей, субсидий и др. [11, 12 с. 407].
Таким образом, обладая высокой гибкостью и динамизмом, малые предприятия связи оказывают потребителю широкий спектр информационных, коммуникационных услуг, являются одними из наиболее быстроразвивающихся как в технологическом, так и финансовом плане. Даже в периоды общего спада в экономике они продолжают динамично развиваться, оставаясь привлекательными для инвесторов.
Библиографический список
- Семенова Е.Б. Проблемы обеспечения устойчивого развития отрасли связи в РФ //Российское предпринимательство. 2013. № 7. С. 88-92.
- Голубицкая Е.А. Экономика связи: учебник. М.: ИРИАС, 2014. 488 с.
- Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. М.: Росстат, 2015. – 728 с.
- Брылев В.В. Социально-экономические аспекты развития инновационных процессов малых и средних предприятий //Экономические науки. 2016. № 3 (136). С. 55-59.
- Хлопунова М.В. Банковские кризисы: содержание, истоки и распространение. //Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 6-2 (45). С. 18-21.
- Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. M.: Росстат, 2015. – 96 с.
- Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Разработка модели эффективного развития предприятий. //Интеграл. 2012. № 4. С. 91.
- Погонев С.В., Бочарова И.Ю. Методический подход оценки эффективности деятельности предприятия. //Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 7 (93). С. 42-44.
- «Лента.Ру». Ставка на связь – 2016 г. URL: https://lenta.ru/articles/2016/04/26/mobile/
- Рыманов А.Ю., Шерстюк Е., Тесля П. О распределении радиочастотного спектра для беспроводной связи IV поколения //Экономист. 2012. № 11. С. 73-79.
- Рыманов А.Ю. Налогообложение и поддержка товаропроизводителей. //Экономист. 2011. № 9. С. 90-92.
- Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. 510 с.