Рассмотрение различных методик и методологий анализа финансового положения консолидированных бюджетов муниципальных образований свидетельствует о том, что текущей практике исполнительными органами преимущественно используется совокупный анализ финансовой платежеспособности и качества управления финансами регионами РФ[1], которые позволяют определить степень исполнения бюджетных обязательств. При этом для ресурсных регионов важно учитывать при анализе способность муниципального образования финансово обеспечивать деятельность местного бюджета при имеющихся финансовых, сырьевых и производительных ресурсах. Данная проблема актуальна для регионов Крайнего Севера, которые характерны низкой численностью населения, большими территориями (низкая транспортная доступность), климатическими условиями (сезонность работ) и богатыми сырьевыми ресурсами.
Методика анализа финансового положения, предлагаемая Министерством Финансов РФ, рекомендует использовать при составлении собственной методики для региона из 50 показателей, но определение данных видов показателей требует наличие опыта аналитической работы, имеющейся доступной информации.
При изучении собственных методологических подходов регионов, предлагаемых в настоящее время можно выделить несколько направленностей исходя из поставленных целей:
- экспертизе и мониторингу качества управления и исполнения бюджетного процесса,
- анализу и мониторингу абсолютных бюджетно-финансовых показателей и расчет коэффициентов,
- экспертизе и мониторингу финансовой платежеспособности и качеству управления финансами территорий (муниципальных образований)[2].
Предлагаемая методика Кириной Ю.В.[3] выдвигает гипотезу, что устойчивое финансовое положение муниципальных образований зависит от численности населения, путем регрессионного анализа определяет линию тренда на численности более 100 тыс. человек. Для подтверждения данной гипотезы в разрезе муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) было проведено исследование, результаты которого представлены в данной статье.
Характерность территории Республики Саха (Якутия) в низкой плотности заселения. При общей площади территории 3 083 523 кв.м. при численности постоянного населения республики по оценке на 01.01.2015 г. в количестве 956 896 человек. Плотность заселения территории составляет 0,31 чел/кв.м., для сравнения плотность заселения Дальневосточного федерального округа равна 1 чел/кв.м., а плотность Российской федерации составляет 8,56 чел/кв.м.[4]. При этом только 1 городской округ «город Якутск» имеет население свыше 100 тыс. человек, а остальные 34 муниципальных района и 1 городской округ Жатай на много ниже данного показателя, тем самым согласно данной гипотезе заведомо уже имеют плохое финансовое положение. Таким образом, целью исследования является определение финансового положения муниципальных районов республики, согласно предложенной методике, используя регрессионный анализ.
При дальнейшем исследовании были использованы исходные данные по численности постоянного населения муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) за 2014 г. и их доходы консолидированного бюджета за 2014 г.[5]
Согласно проведенным расчетам (табл.1) построена регрессионная модель, определяющая зависимость общих доходов бюджета муниципальных районов и городских округов от численности постоянного населения.
Уравнение регрессии получило следующий вид: Revenues = -29286,6 + 19,7*Population. Рассчитанная линия тренда регрессии определяет среднюю закономерность связи между численностью постоянного населения и уровнем доходов бюджета объекта исследования[4]. В частности под понятием «средняя» следует понимать ровный уровень политики ко всем муниципальным районам и городским округам при среднем уровне темпов развития производства и сфер услуг.
При оценке следует учитывать отклонения от линии тренда, при условии положительного отклонения финансовое положение муниципального района считается «устойчивым», а при отрицательном отклонении финансовое положение «плохое».
После определения значений отклонения 34 муниципальных районов и 2 городских округов Республики Саха (Якутия) и выведение их в процентное соотношение было выделено 2 группы объектов исследования с устойчивым (табл.2) и плохим (табл.3) финансовым положением.
Полученные результаты указывают, что даже при населении свыше 100 тыс. человек ГО г. Якутск имеет плохое финансовое положение. Следует отметить, что большая часть группы муниципальных районов находящихся на территории Арктической зоны (выделены красным цветом в табл.2-3. и оранжевым цветом в рис. 1-2) имеют устойчивое финансовое положение, что характеризуется наличием промышленных объектов по добыче полезных ископаемых на их территориях и высоким районным коэффициентом.
Все муниципальные районы, на которых производится добыча алмазов, в том числе Мирный, Нюрбинский, Анабарский, Оленекский улус вошли в группу с устойчивым положением. К тому же в Оймяконском улусе добывается золото и сурьма, в Верхнеколымском улусе добывают уголь, Ленском улусе лесная и нефтедобывающая промышленность и т д. Следовательно, при оценке финансового положения муниципальных районов Республики Саха (Якутия) необходимо учитывать промышленных потенциал, в частности горнодобывающую промышленность.
Доминирование муниципальных районов с сырьевой направленностью над муниципальными районами с обрабатывающей промышленностью в настоящее время приводит к тому, что низкий уровень доходной части от переработки сырья при нынешних условиях налогового регулирования недостаточен для обеспечения устойчивого финансового положения муниципальных районов и городских округов.
По результатам проведенного исследования можно выделить следующие выводы:
- При учете зависимости численности постоянного населения и доходов бюджета Республики Саха (Якутия) необходимо использовать групповую разбивку: свыше 100 тыс. чел.; от 50-100 тыс. чел; 10-50 тыс. чел.; 5-10 тыс. чел.; менее 5 тыс. чел. Данная градация численности позволит выявить другие значимые факторы, влияющие на финансовое положение муниципальных образований Якутии.
- При разработке методологии мониторинга финансового положения муниципальных образований Республики Саха (Якутия), необходимо учитывать промышленное производство, в частности добывающую промышленность, которая доминирует над остальными видами экономической деятельности в республике.
- Необходимо разработать механизм налогового стимулирования с учетом налогового потенциала муниципальных районов Республики Саха (Якутия) где основная доля налоговых и неналоговых доходов формируется из прибыли обрабатывающих предприятий, что позволит повысить устойчивость их финансового положения.
Библиографический список
- Методика комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Приказ Министерства финансов РФ №223 от 02.08.2004г.
- Бубновская Т.В. Совершенствование методика анализа бюджета и межбюджетных отношений территорий//Вестник ТГЭУ. №3.2005. С.74-83.
- Кирина Ю.В. Опыт оценки финансового состояния муниципальных образований в России // Муниципальная экономика. 2000. № 3.
- Официальные данные Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия). Режим доступа: http://sakha.gks.ru/
- Труд и занятость в Республике Саха (Якутия): Статистический сборник/ ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). – Я., 2015. С.18.
- Исследование проведены при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках базовой части государственного задания на выполнение НИР «Оптимизация систем управления региональными финансами» (проект № 01201460079).