Интенсивное развитие теории финансового права, активное развитие финансовых отношений, существенные изменения законодательства требуют научного осмысления некоторых финансово-правовых явлений.
В данной статье осуществлена попытка теоретического анализа изменяющейся сущности категории «государственные внебюджетные фонды» в координатах российской финансовой системы.
Представляется, что для комплексного анализа заявленной категории следует обратиться к исследованию научных подходов к понятию финансовой системы государства. Отметим, что в науке по-прежнему отсутствует единство взглядов на данное понятие.
Следует подчеркнуть, что категория «финансовая система» является правовой, так, в частности это словосочетание используется в первую очередь в Бюджетном кодексе РФ [1], в Федеральном законе “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” [2], Федеральном законе “Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период” [3], Федеральном законе “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” (глава 4. Финансовая система пенсионного страхования) [4] и других. Представляется, что довольно частое упоминание законодателем исследуемой категории требует законодательного закрепления ее дефиниции. Однако, указанное понятие до сих пор является только теоретической конструкцией, вызывающей множество споров и диаметральные точки зрения в науке.
Выделим, концептуальные, в контексте данного исследования, характеристики финансовой системы:
- способность к саморазвитию за счет использования договорного способа регулирования финансовых отношений;
- границы финансовой системы задаются правовым регулированием, реализующемся посредством финансовой политики;
- структурные элементы финансовой системы взаимосвязаны и воздействуют друг на друга;
- в рамках каждого структурного элемента финансовой системы одновременно функционируют все виды финансов [5].
Отметим, что структуру финансовой системы возможно рассматривать в различных предметных плоскостях (рисунок 1).
Рисунок 1 – Научные подходы к содержанию структуры финансовой системы РФ
Для определения места государственных внебюджетных фондов в бюджетной системе РФ, рассмотрим подробнее содержание каждой предметной плоскости (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура финансовой системы в различных предметных плоскостях [5, 6]
Следуя выделенным характеристикам структуры финансовой системы в различных предметных плоскостях, отметим, что государственные внебюджетные фонды как элемент финансовой системы является структурным элементом бюджетной подсистемы государственной формы собственности, опосредующей аккумулирование, перераспределение и расходование государственных финансов. В свою очередь, бюджетная система (как подсистема финансовой системы) включает в себя совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Определяя место государственных внебюджетных фондов РФ в системе финансовых отношений следует указать на наличие диаметрально противоположных точек зрения на целесообразность включения указанных фондов в бюджетную систему России. В частности, о нелогичности ст. 13 БК РФ в связи с введением исследуемых фондов в бюджетную систему высказываются такие ученые как Крохина Ю.А. [7], она указывает, что рассматриваемые фонды представляют собой обособленные вне бюджетной системы финансовые средства, управляемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования социальных конституционных прав граждан, аналогичного мнения придерживается Сатарова Н.А. [8], Бочкарева [9], Е. А., Химичева Н.И. [10] и др. Однако ряд ученых высказывает иную точку зрения, в частности у Шевелевой Н.А. [11] не вызывает сомнений целесообразность включения внебюджетных фондов в бюджетную систему России, схожая позиция и у Ногиной О.А. [12].
Таким образом, ученые соглашаясь с тем, что рассматриваемые фонды являются самостоятельными, одновременно не соглашаются с законодательным включением их в состав бюджетной системы, называя данное положение дел ошибкой методологии [7].
Присоединимся к авторам, выражающим последнюю точку зрения. В обоснование указанной позиции приведем ряд доводов:
- включение социальных фондов в бюджетную систему затрудняет реализацию принципа общего покрытия расходов бюджета;
- невозможность, согласно вышеуказанному принципу, привязки расходов бюджета к определенным его доходам, в силу целевого характера страховых взносов во внебюджетные фонды;
- также вызывает неоднозначную трактовку другой принцип бюджетной системы – возможность в случаях, установленных федеральными законами, исполнения расходных обязательств за счет средств социальных фондов, таким образом, возникает противоречие между указанным принципом и принципом целевого расходования средств внебюджетных фондов;
- противоречит принципу целевого расходования средств внебюджетных фондов и ст. 144 БК РФ, устанавливающая возможность дотаций и межбюджетных трансфертов из внебюджетных фондов в пользу бюджетов бюджетной системы.
Таким образом, представляется целесообразным вывести государственные внебюджетные фонды за рамки бюджетной системы РФ. Реализация указанного предложения позволит:
- усилить значимость социальных фондов;
- установить особые правила функционирования указанных фондов;
- принять отдельный нормативный акт учитывающий всю совокупность специфических черт, а главное социальную значимость государственных внебюджетных фондов.
Также считаем целесообразным систематизировать, институционально и организационно оформить систему социальных фондов. Необходимость создания законодательно-оформленной системы государственных внебюджетных фондов обусловлена увеличивающейся ролью публичных финансов в экономически развитых странах.
Библиографический список
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (ред. от 15.02.2016, с изм. от 30.03.2016) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
- О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.10.2008 N 173-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
- Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период (ред. от 31.12.2014) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.04.2014 N 37-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
- Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (ред. от 14.12.2015) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ. – Режим доступа: http://base.consultant.ru
- Мирошник, С. В. Финансовая система России и мегарегулятор: осмысление новой финансово-правовой реальности [Текст] /С. В. Мирошник. //Банковское право. –2015. – № 3. – С. 33 – 38.
- Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России [Текст] / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: ИД “Юриспруденция”. – 2006.
- Крохина Ю.А. Финансовое право [Текст]: Учебник. М. – 2009. – С. 306.
- Сатарова Н.А. Бюджетное право[Текст]: Учебник. М. – 2009.
- Бочкарева, Е. А. Финансово-правовые аспекты формирования системы внебюджетных социальных фондов в Российской Федерации [Текст] / Е. А. Бочкарева. //Государственная власть и местное самоуправление. –2014. – № 4. – С. 28 – 31
- Финансовое право [Текст]: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М. – 2002. – С. 125.
- Шевелева Н.А. Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ [Текст] / СПб. – 2004. – С. 27 – 28.
- Ногина О.А. Проблемы правового регулирования управления финансовыми средствами государственных внебюджетных фондов // Финансовое право. – 2005. – N 1. – С. 19 – 21.