Проблема когнитивных искажений у студентов вуза, относится к актуальным проблемам современной психологии. В настоящее время мы все чаще сталкиваемся со сложностью и адекватностью восприятия окружающего мира в юношеском возрасте, это, безусловно, отражается на личностном развитии. Частой причиной возникновения остановки в развитии личности и неадекватности анализа информации, которая поступает из внешнего мира, является деформации когнитивного стиля личности.
Понятие когнитивный стиль в практическую психологию привнес А.Адлер, по его мнению, когнитивный стиль создается личностью для преодоления комплекса неполноценности[1].
Когнитивный стиль – это более высокий уровень функциональной организации, чем отдельные стратегии обработки информации, поэтому он является первичным по отношению к когнитивным стратегиям. От сюда следует, что когнитивный стиль определят стратегии обработки информации [2].
Стратегия обработки информации это – автоматическая мысли подкрепленная одинаковыми действиями возникающая в различных ситуациях.
Принимая во внимание, что возрастная задача юношества – это поиск себя, осмысление своего места в мире, саморазвитие и самореализация. В юношеском возрасте наличие деформация когнитивных стратегий тормозят личностное развитие, влияют на психологическое здоровье, в связи с этим происходит нарушение процесса осмысления жизни [3].
Теоретико-методологическую базу исследования составили теоретические положения о когнитивном стиле (А.Адлер, Г.Олпорт, Р.Гарднер, Ч.Носал, М.А.Холодная), о когнитивных стратегиях (С.В Харитонов, А.Фриман), о психологических особенностях юношеского возраста (И.А.Зимняя, В.В.Давыдов, Г.С Абрамова, Л.И. Гурье, Н.П. Гончарук).
Объект нашего исследования: когнитивные стратегии обработки информации личности
Предмет нашего исследования: искажения когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза.
Цель нашего исследования: изучить представленность искажений когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза.
Классификация когнитивных стратегий, которая описана Харитоновым С.В, включает четырнадцать стратегий обработки информации: «чтение мыслей», «гадание», «катастрофизация», «использование ярлыков», «обесценивание», «негативный фильтр», «сверхобобщение», «дитохомическое мышление», «долженствование», «эксцентрические персонализации»; А.Фримена, который определил основными стратегиями обработки информации : «катастрофизация», «чтение мыслей», «отнесение на свой счет», «доверие к критику», «максимализм», «болезненное сравнение себя с кем либо», «что, если…», «долженствование», «да, но…»[4].
Для определения представленности когнитивных стратегий обработки информации у студентов вуза, нами было проведено исследование на базе Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема (г. Биробиджан).
Выборку исследования составили студенты Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема основных направлений подготовки. Количество респондентов составило 70 человек, в возрасте 18-21 года.
Для исследования основных когнитивных стратегий личности мы использовали опросник А. Фримена «Когнитивные стратегии личности» [5]. Количественные показатели, полученные при исследовании, представлены в рис. 1.
Рис.1. Представленность когнитивных искажений в выборке.
Проанализировав результаты опросника, мы видим, что большинство испытуемых пользуются стратегией «чтение мыслей» 64%,происходит нерациональное, не аргументированное додумывание, это свидетельствует о наличии неадекватности самооценки и мнительности. У 48% испытуемых наблюдается стратегия как «долженствование», люди данной категории живут по принципу «надо», «должен», отсюда неудовлетворенность жизнью и сниженная активность. «Отнесение на свой счет» – 47%, данная стратеги предполагает неуверенность в себе и затруднение в социальном взаимодействии. «Что, если…» у 40% испытуемых представления о том, что любое действие предполагает продолжение в виде вопроса. «Да, но…» – 31%, такие люди опасаются влияния различных факторов на их деятельность. «Доверие к критику»- 27%, у таких людей преобладают отрицательные эмоции. Более редкими в использовании стали следующие стратегии: «Болезненное сравнение себя с кем либо» – 20%, это неадекватное реагирование на любые действия в сторону человека. «Катастрофизация» -21% полагается, что произойдет что-то ужасное и невыносимое, чаще всего у таких людей низкий уровень стрессоустойчивости.
Максимализм является особенность юношеского возраста, он чаще всего, согласно возрастной психологии, представлен в юношеском возрасте. В нашем же исследовании мы наблюдаем обратный результат, всего 30% опрошенных обладают каким когнитивным искажение, как «максимализм».
Среди опрошенных всего у 9% не наблюдается искажений в когнитивных стратегиях, это говорит о том, что данные стратегии представлены, но не имеют яркой выраженности, не доминируют в процессе осмысления жизни.
А также у 3% процентов испытуемых преобладают все когнитивные искажении, это говорит о том, что все стратегии имеют яркую выраженность и занимают доминирующие положения в осмыслении жизни.
Изучая когнитивные стратегии, мы выявляем не только когнитивные искажения, но и можем предположить трудности в области саморазвития личности, такие как неадекватная самооценка, неуверенность в себе, низкая активность, а так- же затруднения взаимоотношений и взаимодействие с окружающим миром [6].
Данные по изучению когнитивных стратегий личности помогут психологу образовательных учреждений определить значимые направления психопрофилактической и психокоррекционной работы целью, которой будет служить гармонизация психологического самоощущения студентов.
Библиографический список
- Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума 2-ое изд, перераб. и доп. СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
- Плотникова Е.С. От самодетерминации к самореализации. Психология и психотехника. 2015. № 2. С. 175-182.
- Харитонов С. В. Руководство по когнитивно-поведенческой психотерапии. – М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.
- Левкова Т.В. Личностные ресурсы развития продуктивных копинг-стратегий у студентов вуза/ Современные научные исследования и инновации. 2015. № 1-3 (45). С. 157-163.
- Бек А., Фримен А.. Когнитивная психотерапия расстройств личности СПб.: Питер, 2002. – 544 с.