СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рибаченко Ксения Николаевна1, Маслова Татьяна Михайловна2
1Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, магистрант 2 курса
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Аннотация
В статье раскрывается понятие «коммуникативная толерантность», под которым понимается характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию, выделены понятия, определяющие её, эмпирически установлен уровень коммуникативной толерантности и качеств, определяющих её.

Ключевые слова: бесконфликтность, добро, категоричность, коммуникативная толерантность, миролюбие, непринужденное общение, неумение приспосабливаться, терпимость


COMPARATIVE ANALYSIS OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF TEACHERS AND STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Ribachenko Kseniya Nikolaevna1, Maslova Tatyana Mihaylovna2
1Sholom-Aleichem Priamursky State University, master student
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department Psychology

Abstract
The article deals with the concept of «communicative tolerance», which refers to the characteristic relationship of the individual to the people, showing the degree of portability it unpleasant or inappropriate mental conditions, qualities and actions of interaction partners are highlighted concepts that define it empirically established levels of communicative tolerance and qualities that define her.

Keywords: communicative tolerance, conflict-free, easy communication, flatness, inability to adapt, kindness, peace, tolerance


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рибаченко К.Н., Маслова Т.М. Сравнительный анализ коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67348 (дата обращения: 14.03.2024).

Современный мир переполнен конфликтами и противоречиями, нетерпимость во взаимодействии и общении возрастает, поэтому важно осознавать, что без согласия, мирного сосуществования, умения взаимодействовать в социуме не возможно найти точки соприкосновения. На наш взгляд, одним из качеств личности, умеющим непринужденно общаться и договариваться, уважать человеческое достоинство, вступающих в контакт, не быть категоричным в оценках других, может быть коммуникативная толерантность личности. Если у человека развита коммуникативная толерантность, то он уважает права других, дает другим возможность быть такими, каковы они есть, не допускает ситуаций причинения им вреда, создает ситуации для устойчивости и сохранения эмоционального состояния других в условиях взаимодействия с разными по субъектным качествам личности [1].

Особый вклад в развитие многоаспектной природы коммуникативной толерантности внесли А.Г. Асмолов, A.A. Бодалев, В.В. Бойко, Е.Г. Виноградова, Е.А. Ичаловская, Л.М. Попов, К.К. Платонов, П.И. Степанов и др. Ученые отмечали, что коммуникативная толерантность – это «часть эмпатических способностей» [2], высшая форма творчества добра [3], особый терпимый, миролюбивый, безконфликтный, уважительный, доверительный индивид [4].

Проанализировав понятие «коммуникативная толерантность», мы поставили задачу эмпирически установить уровень коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза и проверили гипотезу о том, что уровень коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза не различается. Мы воспользовались методикой В.В.Бойко «Опросник коммуникативной толерантности», которая дополнительно позволила определить качества, определяющие коммуникативную толерантность [5]. На рисунке 1 отражены уровни коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза.

 

Рис 1. Уровень коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза

Результаты исследования показывают, что и у преподавателей и у студентов вуза преобладает средний уровень коммуникативной толерантности, но у преподавателей он значительно выше: средний уровень диагностирован у 18 преподавателей, что составляет 60,0%, и у 21студента, что составляет 46,7%.

Высокий уровень коммуникативной толерантности выявлен у 12 преподавателей, что составляет 40,0%, и у 21 студента, что составляет 46,7%.

Низкий уровень коммуникативной толерантности выявлен у 3 студентов, что составляет 6,6%, у преподавателей низкий уровень не диагностирован.

Для определения степени значимости образовавшихся различий в показателях коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза нами был использован метод математической статистики критерий Фишера – j. На «оси значимости» jэмп = 1,20, попало в зону незначимости следовательно, уровень коммуникативной толерантности у преподавателей и у студентов вуза не имеют значительных различий и находится на одном уровне развития.

Коммуникативная толерантность личности характеризуется следующими показателями: неприятие или непонимание индивидуальности человека, использование себя в качестве эталона при оценках других, категоричность или консерватизм в оценках людей, неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства, стремление переделать, перевоспитать партнера по общению, стремление подогнать других участников коммуникации под себя, неумение прощать ошибки другому, нетерпимость к дискомфортным (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояниям партнера по общению, неумение приспосабливаться к другим участникам общения. Полученные результаты исследования мы условно разделили на уровни, подвергли их количественной и качественной обработке. Результаты исследования уровня развития показателей коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровень развития показателей коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза

Показатели коммуника-тивной толерантнос-ти

Студенты

Преподаватели

Уровень

Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Видеть индиви-

дуальность

в другом

27

60,0

17

37,8

1

2,2

18

60,0

12

40,0

0

0

Использова-

ние «Я» как эталон

33

73,3

12

26,7

0

0,0

12

40,0

16

53,3

2

6,7

Категорич-

ность в оценках людей

14

31,2

25

55,5

6

13,3

10

33,4

16

53,3

4

13,3

Неумение скрывать неприятные чувства

31

68,9

10

22,2

4

8,8

18

60,0

12

40,0

0

0,0

Стремление переделать партнера

по общению

28

62,3

13

28,9

4

8,8

26

86,7

4

13,3

0

0,0

Стремление подогнать других под себя

27

60,0

15

33,3

3

6,7

20

66,7

10

33,3

0

0,0

Неумение прощать ошибки другому

17

37,8

22

48,9

6

13,4

14

46,7

14

46,7

2

6,6

Нетерпи-

мость к состояниям партнера

34

75,6

8

17,6

3

6,7

22

73,4

6

20,0

2

6,6

Неумение приспосаб-ливаться к другим

28

62,3

13

28,9

4

8,8

22

73,4

8

26,6

0

0,0

Анализ результатов исследования, отраженных в таблице 1, по показателю «видеть индивидуальность в другом» показывает, что и у преподавателей и у студентов вуза преобладает высокий уровень, он диагностирован у 60,0% респондентов, средний уровень также преобладает у преподавателей, он диагностирован у 40,0% респондентов, у студентов – 37,8% от общего числа испытуемых, у 2,2% студентов также диагностирован низкий уровень указанного качества, у преподавателей низкий уровень по этому показателю не диагностирован.

По показателю «использование «Я» как эталон» у преподавателей диагностированы все уровни, а у студентов только высокий и средний, низкий уровень не выявлен: в большей степени эталоном себя считают студенты, высокий уровень диагностирован у 73,3%, у преподавателей – 40,0% от общего числа респондентов, 53,3% преподавателей и 26,7% студентов в среднем считают себя эталоном и только 6,2% преподавателей не считают себя эталоном, оценивая других, среди студентов таких нет.

По показателю «категоричность в оценках других» высокий уровень преобладает у преподавателей – он диагностирован у 33,4% респондентов, у студентов этот показатель – 31,2%; средний уровень преобладает у студентов, он диагностирован у 55,5% респондентов, у преподавателей – 53,3%; низкий уровень по этому показателю на одинаковом уровне диагностирован и у преподавателей и у студентов – 13,3%.

Результаты исследования по показателю «неумение скрывать неприятные чувства» показывают, что в большей степени это качество проявляется у студентов, оно диагностировано у 68,9% испытуемых, у преподавателей высокий уровень неумение скрывать неприятные чувства диагностирован у 60,0%; на среднем уровне это качество проявляется у 40,0% преподавателей и 22,3% студентов, скрывать это качество на низком уровене могут только 8,8% студентов, у преподавателей этот уровень не выявлен.

Результаты исследования по показателю «стремление переделать партнера по общению под себя», отраженных в таблице 1, показывают, что это качество преобладает у преподавателей, эта стремление диагностировано у 86,7% преподавателей и у 62,3% студентов; средний уровень проявления этого качества диагностировано у 13,3% преподавателей и у 28,9% студентов; слабо стремятся переделать партнера по общению 8,8% студентов, у преподавателей низкого уровня этого качества не выявлено.

Результаты исследования, по показателю «стремление подогнать других под себя», отраженные в таблице 1, показывают, что это качество преобладает у преподавателей и студентов, оно диагностировано у 66,7% и 60,0% респондентов соответственно.

Проанализировав результаты исследования критериев коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза, мы проранжировали их от часто проявляющегося критерия к редко проявляющемуся. Результаты исследования отражены в таблице 2.

Таблица 2. Средний показатель критериев коммуникативной толерантности преподавателей и студентов вуза

Критерии

Ранг, средний показатель преподавателей

Ранг, средний показатель студентов

1 Видеть индивидуальность в другом

5 (5,2)

5 (5,2)

2 Использование «Я» как эталона

4 (5,5)

8 (4,7)

3 Категоричность в оценках людей

1 (6,7)

2 (7,2)

4 Неумение скрывать неприятные чувства

2 (5,8)

7 (4,9)

5 Стремление переделать партнера по общению

8 (4,5)

6 (5,0)

6 Стремление подогнать других под себя

6 (4,9)

3 (5,4)

7 Неумение прощать ошибки другому

3 (5,6)

1 (8,5)

8 Нетерпимость к состояниям партнера

7 (4,6)

9 (3,7)

9 Неумение приспосабливаться к другим

9 (4,1)

4 (5,3)

Результаты исследования, отраженные в таблице 2, показывают, что преподаватели категоричны и консервативны в оценках людей, неуменют скрывать или сглаживать неприятные чувства, прощать ошибки другому, часто используют себя в качестве эталона при оценках других, не всегда примают или непонимают индивидуальностьдругих,стремятся переделать, перевоспитать партнера по общению, нетерпят дискомфортные (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояния партнера по общению,стремятся подогнать других участников коммуникации под себя, неумеют приспосабливаться к другим участникам общения.

Аналогичную работу мы произвели с показателями коммуникативной толерантности студентов вуза и установили, что они не умеют прощать ошибки другому, категоричны и консервативны в оценках людей, стремятся подогнать других участников коммуникации под себя, не умеют приспосабливаться к другим участникам общения, не всегда примают или непонимают индивидуальность других, стремятся переделать, перевоспитать партнера по общению, не уменют скрывать или сглаживать не приятные чувства, часто используют себя в качестве эталона при оценках других, не терпят дискомфортные (болезнь, усталость, отсутствие настроения) состояния партнера по общению.

Таким обоазом, коммуникативная толерантность является очень ценным качеством личности, способствующим эффективному взаимодействию людей и в целом адаптации каждого к социальной среде. Большая роль в решении этой задачи отводится педагогу. При этом очевидно, что коммуникативную толерантность у студентов может развивать только преподаватель с высоким уровнем развития коммуникативной толерантности.


Библиографический список
  1. Маслова Т.М. Воспитание толерантности: источники, факторы // сборник докладов Региональной научно-практической конференции. Биробиджан, ноябрь-декабрь2008 г. – Биробиджан Изд-во ДВГСГА, 2008. – С. 57-63.
  2. Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность / Век толерантности: Научно-публицистический вестник. – Москва: МГУ, 2003. С.8-18.
  3. Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности. // Советсая педагогика. 1990. – №12(5). – С.77-81.
  4. Степанов П.И. Как воспитать толерантность? / Народное образование, 2001.№9. С. 47-63.
  5. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Издательство: Филинь, 1996. – 472 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Плотникова Елена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация