КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА ОСНОВЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ СТРУКТУРЫ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА МОКШАН ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Павлинова Светлана Николаевна1, Казакова Дарья Валерьевна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, ассистент кафедры "Дизайн и художественное проектирование интерьера", Архитектурный факультет
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент 4 курса обучения кафедры "Дизайн и художественное проектирование интерьера", Архитектурный факультет

Аннотация
В данной статье исследуется проблема сохранения исторического наследия малого города, на примере рабочего поселка Мокшан Пензенской области. Рассматривается концепция развития туристического маршрута с целью сохранения архитектурно-пространственной среды малого города, повышения его туристического имиджа в глазах гостей и коренных жителей.

Ключевые слова: архитектурно-пространственная среда, архитектурное наследие, Историческая среда, исторический город, малый город, туризм, туристический маршрут


CONCEPT DEVELOPMENT OF TOURIST INFRASTRUCTURE BASED ON THE ARCHITECTURAL AND PLANNING STRUCTURE OF THE CITY (FOR EXAMPLE, THE TOWN MOKSHAN PENZA REGION)

Pavlinova Svetlana Nikolaevna1, Kazakova Daria Valeryevna2
1Penza State University of Architecture and Construction, assistant to chair "Design and art designing of the interior", Architectural faculty
2Penza State University of Architecture and Construction, 4th year student of the department of education "Design and art interior design", Architectural faculty

Abstract
In this article the problem of preservation of the historical heritage of the town, on the example of the Mokshan Penza region. The concept of development of the tourist route in order to preserve the architectural and spatial environment of a town, improve its tourism image in the eyes of visitors and natives.

Keywords: architectural and spatial environment, architectural heritage, Historical environment, historical town, tourism, tourist route, town


Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА

Библиографическая ссылка на статью:
Павлинова С.Н., Казакова Д.В. Концепция развития туристической инфраструктуры на основе архитектурно-планировочной структуры города (на примере рабочего поселка Мокшан Пензенской области) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67333 (дата обращения: 18.04.2024).

В результате хаотичной реконструкции и утраты культурного наследия малого исторического города, происходит обесценивание самобытного образа. А потому, туризм, как стратегия развития и сохранения архитектурно-пространственной среды города, является одной из важнейших задач в развитии и сохранении малых исторических городов.

Туристский потенциал Пензенской области используется далеко не в полной мере. Не организованы туристические маршруты, которые охватывали бы ценнейшее историко-культурное наследие областного значения. Вместо этого исторические поселения области приходят в упадок, теряют свою значимость для всего региона, как ресурса, богатого туристским потенциалом. Во время, когда историческое, культурное, архитектурное, градостроительное наследие в исторических поселениях области обесценивается, памятники историко-культурного наследия исчезают, а интерес местных жителей к родному дому становится ничтожным, туризм становится основной задачей по сохранению и восстановлению уникальной историко-культурной среды исторических поселений.

Цель статьи: определить пути формирования туристического пространства исторического города (поселения) и разработать концепцию развития туристического маршрута, который способствовал бы сохранению архитектурно-пространственной среды малого города (поселения) и повысил его туристический имидж.

Современная городская среда исторических центров как объект туристического интереса характеризуется линейными связями объектов, сменой картин восприятия. В таком понимании историческая среда города воспринимается как музей под открытым небом и становится все более сложной и полифункциональной. Возникает потребность в разнообразии зрительных впечатлений в рамках туристического пешеходного маршрута, быстрой и комфортной ориентации горожанина и туриста в этой сложной функционально-пространственной среде. Пешеходная среда, формируемая в ходе реконструкции туристического имиджа города и его неповторимого облика, должна вызывать у наблюдателя эмоции, ассоциации и образы, связывающие ее с событиями и временем, на которые она ориентирована.

Для того, чтобы город активно развивался как объект туристского интереса, необходимо разработать концепцию развития туристической инфраструктуры на основе архитектурно-планировочной структуры города. Для этого, на основе опыта, было выделено несколько принципов формирования туристической инфраструктуры, отвечающих требованиям бесконфликтного внедрения современных туристических объектов в историческую среду, а так же повышающих интерес, как среди туристов, так и среди жителей города.

1. Благоустройство – первое, что необходимо предусмотреть при развитии исторической среды города. Для этого следует рассмотреть несколько приемов благоустройства:

Озеленение. Малый исторический город по своей специфике неразрывно связан с природным окружением, будь то лес на периферии, либо парк в центре города. Озеленение в качестве благоустройства повышает уровень городской среды, не только на локальных участках, но и включаясь в пешеходную среду.

Мощение – необходимый элемент современного города. Различными видами мощения (плитка, брусчатка, дерево, искусственное покрытие) можно повысить уровень современного использования среды, а так же воспроизвести исторический облик города. Помимо этого, мощение – важный элемент инженерной инфраструктуры.

  • Малые архитектурные формы, в том числе павильоны, киоски и навесы. Их многообразие и художественная эстетика способны разнообразить городскую среду, внести игровой момент и повысить репутацию пространства среди жителей города.
  • Информационное благоустройство. Современный туристический город не может существовать без оснащения информационными объектами. Информационная инфраструктура должна быть высокоразвитой, разнообразной и отвечать требованиям не только современного туриста, но и местных жителей. Информационное благоустройство в определенной степени отвечает за бренд города и его идентичность, обозначение знаковых мест. Оно может быть как «вертикальным», так и «горизонтальным».
  • Подсветка фасадов зданий. Ночное освещение не должно уступать в своем развитии дневному благоустройству. Ночной город может стать отдельным видом туристического маршрута, если в полной мере подойти к решению этого вопроса. Огни ночного исторического города, даже малого, могут выгодно подчеркнуть облик города, пластику фасадов памятников архитектуры, придать ему неповторимый образ и создать уютную атмосферу.

2. Принцип моделирования пространства. Когда качество городской среды не отвечает требованиям современного туризма, необходимо внедряться в существующее пространство приемами дизайна и искусственно моделировать образ городской среды.

  • Маскировка. Для того, чтобы скрыть неблагоприятную застройку города, можно использовать различные инсталляции, которые не только несут функцию маскировки, но и моделируют существующее пространство с совершенно новой точки зрения. Так, например, арт-инсталляция российских архитекторов Сергея Чобана, Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой состоит из вертикальных полос стекла, дугообразно закрученных относительно друг друга. Полосы варьируются по высоте, отражая окружающее городское пространство. Таким образом, можно не только скрыть неуместные объекты городской застройки, но и выгодно подчеркнуть и преумножить уникальную среду исторического города.


Рисунок 1. Арт-инсталляция российских архитекторов Сергея Чобана, Сергея Кузнецова и Агнии Стерлиговой в Милане

  • Зазеркалье. Это своего рода аттракцион под открытым небом. Например, павильон на территории старого порта в Марселе. Главной задачей такого павильона было растворяться в окружающем пространстве, не искажая традиционного вида исторической застройки.  Архитекторы Foster + Partners нашли простое и изящное решение – установили длинный навес из полированной стали на высоких колоннах. «Полированная поверхность навеса работает как зеркало, отражает окрестности и проходящих под ним людей, укрывая их от солнца в жаркий день и непогоды в холодное время года. Края тонкой крыши приподняты под углами, напоминая загнутые уголки бумажного листа. Вся конструкция выглядит предельно легкой, минимально вторгаясь в пространство набережной Старого порта». Такой павильон может предназначаться для проведения культурных мероприятий, торговли и отдыха.


Рисунок 2. Реконструкция павильона Старого порта в Марселе

3. Принцип реконструкции и реставрации. Пожалуй, самый сложный и самый популярный принцип сохранения среды. Зачастую неэффективный. А иногда прослеживается и негативный опыт реконструкции. Непрофессионализм и небрежное отношение к памятникам истории и архитектуры приводит к обесцениванию исторической застройки, упадку культурных ценностей и идентичности городской среды. Как показывает опыт, в малых исторических городах воспроизведение исторических фасадов в их изначальном облике неэффективно. Использование современных материалов и технологий неуместно при таком подходе. Современный город с развитой инфраструктурой требует использования современных материалов и технологий, новых подходов реконструкции и бесконфликтного внедрения новой архитектуры в историческую среду.

  • Прием стеклянной реконструкции. Стекло – идеальный материал для реконструкции «современной исторической» городской среды. Примером кардинальной и очень удачной стеклянной реконструкции является внутренний двор Роберта и Арлин Когод с его изысканным стеклянным потолком, созданный известным на весь мир архитектором Норманном Фостером. Располагается в историческом здании патентного бюро, в котором также расположен Смитсоновский художественный музей и Национальная портретная галерея. Несмотря на то, что историческое здание вносило свои требования в реконструкцию, удалось создать элегантное здание с сочетанием классической архитектуры с современной обстановкой.


Рисунок 3. Историческое здание патентного бюро со стеклянным потолком, созданный Норманом Фостером.

  • Под куполом. Прием сохранения исторического здания с помощью стеклянного купола, «накрывшего» здание целиком Прием может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Например, неоднозначные эмоции возникают от вокзала в Страсбурге. Многие горожане до сих пор считают, что облик вокзала сильно портит аутентичную атмосферу и дух города, но с другой стороны, такой стеклянный купол не спорит с исторической застройкой и придает городскому пространству современный облик.

4. Принцип воссоздания утраченных объектов. К сожалению, в городах с историческим прошлым происходит процесс утраты памятников истории и культуры. Происходит это по разным причинам, но всегда приводит к негативным последствиям. Историческое наследие, несущее в себе культуру и опыт прошлых лет – это главная составляющая успешной туристической инфраструктуры. Воссоздать такие объекты в их первоначальном виде невозможно, но зато можно показать образ и настроение таких объектов при помощи элементов дизайна и архитектуры. 

  • Павильон как часть исторического здания. Подобный прием может служить не прото инсталляцией, но и наглядно продемонстрировать историю дома. Как пример: мемориал на месте Президентского дома, где жил и работал Джордж Вашингтон в Филадельфии. 


Рисунок 4. Мемориал на месте Президентского дома

  • Мираж. С помощью такого приема можно воссоздать утраченные объекты исторического наследия в силуэтном характере. Пример: Прозрачная церковь – это проект бельгийских архитекторов. Проект, который реализован в Лимбурге, является частью программы Z-OUT, координируемой галереей Z33, цель которой стало продвижение современного искусства в общественном пространстве. «Это сооружение представляет собой 10-метровую церковь, которая сложена из 100 слоев стальных пластин. Полости между ними призваны создать ощущение легкости и воздушности. Пробелы между пластинами позволяют посетителям смотреть сквозь стены, находясь как внутри, так и снаружи храма. Силуэт здания имитирует форму церквей, традиционных для данного региона, однако ее необычное воплощение переводит сооружение в категорию произведений современного искусства».


Рисунок 5. «Прозрачная церковь»

  • Дорисовка. Такой интересный прием можно использовать для объектов исторического наследия с частичной утратой элементов объема и декора. Здесь же может располагаться информация об объекте. Это оригинальный способ д Рисунок 3. Историческое здание патентного бюро со стеклянным потолком, созданным Норманом Фостером.

Донести до наблюдателя то, как объект выглядел, какое значение имел для окружающего пространства.


Рисунок 6. Пример воссоздания утраченной церкви

  • Подземелье. Таким приемом можно наглядно показать, что у нас под ногами. Например, фундамент утраченной церкви. При помощи множества художественных приемов и средств современного дизайна можно воссоздать утраченные объекты исторического наследия, например на и площади.

В рамках студенческого проекта была разработана концепция экспозиции исторической среды рп. Мокшана Пензенской области. В ее основе лежат принципы и приемы формирования исторической среды как объекта комфортного пребывания человека. Мокшан – город с богатым историческим прошлым. В основе его историко-культурной среды сочетаются не только сохранившееся архитектурно-планировочное наследие, но и традиции и специфика малого исторического города. К сожалению, многие памятники истории и архитектуры либо утрачены, либо находятся в аварийном состоянии. А современная застройка грубо разрушает целостность архитектурно-планировочной среды исторического города.


Рисунок 7. Схема концептуального развития туристического потенциала поселка Мокшан Пензенской области

При проведении предпроектного анализа, доминирующую роль играл историко-культурный каркас городского центра, способствующий развитию исторического, научного, художественного и рекреационного туризма. Основным решением проекта была разработка историко-культурного туристического маршрута, который способствует сохранению архитектурно-пространственной среды поселка Мокшан и отвечает всем требованиям к современной комфортной городской среде горожанина или стороннего наблюдателя. Результатом проектирования туристического маршрута явилась выработка оригинальной и продуктивной архитектурно-дизайнерской концепции качественного обновления и реконструкции исторической среды центра Мокшана – как элемента туристического имиджа города, создающего предпосылки для его устойчивого развития.

Практическая ценность проведенной работы заключается в том, что предложенная стратегия развития туризма в исторической среде малого города существенно расширяет арсенал архитектурно-дизайнерских средств модернизации и реконструкции среды исторических центров городов.


Библиографический список
  1. Российские архитекторы в Милане «выгнули» свою «живую линию» // archspeech. интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне. 2016. URL: http://archspeech.com/article/rossiyskie-arhitektory-v-milane-vygnuli-svoyu-zhivuyu-liniyu
  2. Общественное пространство. Старый порт в Марселе // archspeech. интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне. 2015. URL: http://archspeech.com/object/pavil-on-ombri-re-v-marsele
  3. В Филадельфии увековечат память рабов Джорджа Вашингтона //интернет-ресурс  Lenta.ru. 2009. URL: https://lenta.ru/news/2009/01/22/memorial/
  4. Удивительно – прозрачная церковь в Бельгии//интернет-ресурс  LiveInternet. 2013. URL: http://galkolas.ru/post280916617/
  5. Моргун Н. А., Резницкая Л. М., Скопинцев А. В. Архитектурная сценография городской среды – как проектная стратегия реконструкции исторического центра города и фактор укрепления его туристического имиджа // Академия архитектуры и искусств Южного федерального университета.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Павлинова Светлана Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация